Доклад на тему: Работа мастера по формированию студенческого коллектива на уроках производственного обучения


Рассмотрен на заседании цикловой комиссии
и рекомендован к утверждению:
«_»_____20__г.протокол №___
Председатель методического совета _____ Кстаубаева У.А.
Фельде Юлия Николаевна мастер производственного обучения.
Т Тема: «Работа мастера по формированию студенческого коллектива на уроках производственного обучения».
Современные профессиональные колледжи призваны подготавливать квалифицированных рабочих, обладающих глубокими знаниями по профессии и умениями в производственной деятельности, способных трудиться в бригадах и быстро адаптироваться на предприятиях в процессе производства. В решении этих задач ведущее место принадлежит мастерам производственного обучения. Они призваны не только передавать свои знания и опыт, но и воспитывать активную жизненную позицию, формировать личность, привить высокие морально-этические качества у студентов, в том числе чувство коллективизма.
Мною решается вопрос создания работоспособного и сплоченного студенческого коллектива в группе, характеризующегося здоровым психологическим климатом, коллективистскими общественными отношениями. Именно поэтому я систематически обращаюсь к научной и периодической литературе по педагогике, психологии.
Термин «коллектив» закреплен в латинском языке как «сборный». Коллектив – это группа людей, которых объединяют общие цели, имеющие целый смысл, и совместная деятельность, в процессе которой ее участники вступают в определенные отношения, характеризующиеся правильным разделением между ними функций ответственности и зависимости, при постоянной взаимной поддержке и товарищеской взаимопомощи. Само понятие «коллектив обучающихся» является в какой-то мере условным, т.к. в деятельности любого ученического коллектива всегда принимают участие взрослые.
Студенческий коллектив является своеобразной формой общности подростков, юношей и девушек. От других объединений он отличается целым рядом признаков. Прежде всего, это объединение обучающихся, устремленных к единым общественно значимым целям, реализуемым в учебном процессе. Отношение обучающихся к учебной деятельности может складываться по-разному, в зависимости от успеха, способностей к тому или иному виду учебного труда, сложившегося опыта учебной деятельности, а также и от некоторых объективных условий: педагогического мастерства мастера, характера взаимоотношений с ним. Вот почему первый признак — совместная устремленность к социально значимым целям деятельности (основной для обучающихся) — предполагает высокий уровень сознательности членов коллектива.
Вторым признаком студенческого коллектива является совместная деятельность его членов, направленная на достижение поставленных целей. В отличие от трудовых коллективов, где результаты коллективной деятельности оцениваются по уровню производительности труда и степени сознательности рабочего, проявляемой в чувстве коллективной ответственности, дисциплинированности и т. д., деятельность обучающихся в коллективе оценивается по индивидуальным достижениям в учебном процессе и интенсивности обмена накапливаемыми знаниями в различных формах в не учебного сотрудничества. Учебная деятельность — основная для студентов.
Третий признак коллектива — наличие в нем отношений ответственной зависимости — в коллективах учебного заведения имеет своеобразие, заключающееся в том, что ответственная зависимость обучающихся в коллективе устанавливается при постоянном направляющем воздействии мастера.
Необходимость руководства со стороны мастера обусловлена тем, что остальные члены коллектива, находящиеся в стадии развития и становления личности, не имеют достаточного жизненного опыта, не научились еще самоорганизации и поэтому не могут самостоятельно осуществлять основные функции коллектива – учебную и воспитательную деятельность. Эта необходимость обусловлена и самой природой обучения и воспитания, они не сводимы к самообучению и самовоспитанию, обучение и воспитание невозможны вне системы.
Отношения в сплоченном студенческом коллективе характеризуются единством интересов и взаимопомощью, взаимной ответственностью, заботой друг о друге, уважением достоинства товарищей, умением подчинения членов коллектива уполномоченным, ответственным за определенные участки работы, установлением деловых контактов обучающихся с производственными коллективами. Все это способствует всестороннему развитию личности в коллективе обучающихся.
Взаимоотношение личности и коллектива многообразны. Можно выделить два основных аспекта: влияние коллектива на личность и влияние личности на коллектив.
По отношению к личности коллектив выполняет ряд функций: во-первых, приобщает ее к идейным, моральным, эстетическим и иным ценностям. Эту функцию он выполняет постольку, поскольку является открытой социальной системой и свои цели, задачи приносит из общества (он может вырабатывать их и внутри и соотносить с общественными).
Во-вторых, влияние коллектива на личность оказывается в воспитательной и корректирующей функции. Коллективное влияние, мнение, убеждение, разъяснение, критика, соревнование – вот далеко не полный перечень мер, находящихся в распоряжении коллектива.
Только при хорошем личном отношении к студентам можно стать для них лидером, добиться уважения и доверия, неофициального признания.
Далеко не все мастера, достаточно успешно справляются с функциями руководителя, обладают теми качествами, знаниями и навыками, которые необходимы хорошему лидеру. Очень часто человек успешно руководящий коллективом, лидером не является.
Гибкий лидер (равно и руководитель) должен менять стиль лидерства в соответствии со сложившейся в коллективе обстановкой.
Для студента студенческий коллектив является базой накопления социального опыта, как известно, осуществляется, прежде всего, в семье, под воздействием массовых средств коммуникации, во взаимодействии с окружающей действительностью, в общении со сверстниками, мастерами производственного обучения, педагогами.
Мастер производственного обучения (ПО) несет ответственность за учебу, общественную работу и моральный климат в коллективе. Мастер ПО не несет прямой ответственности за взаимные симпатии или антипатии студентов. Вместе с тем, нельзя не согласиться, что личные взаимоотношения – очень важный в момент жизни коллектива: они оказывают достаточно сильное влияние на результаты его работы. Психологический климат, в характеристику которого входят личные взаимоотношения членов коллектива и связанные с ними нормы и ценностные ориентации, регулируется мною как в общих интересах, так и в интересах каждого студента.
Мастер производственного обучения — центральная фигура в обучении и воспитании обучающихся. На учебных занятиях я сообщаю студентам технические сведения, формирую у них производственные умения, навыки культуры труда. Одновременно я забочусь о формировании нравственных качеств, оказываю влияние на воспитанников посредством личного примера, индивидуальных и групповых бесед, проведением классных часов, экскурсий на предприятия, организацией общения с рабочими.
На обучающихся оказывает большое влияние личный пример мастера, уровень его общей культуры. Мастер может успешно решать педагогические задачи только в том случае, если он сам является культурным, образованным, передовым человеком общества. Кроме знаний по своей специальности, я стремлюсь овладеть сведениями по другим отраслям науки и техники, которыми в настоящее время интересуется молодежь независимо от профессии (чтение художественной литературы, просмотр интересующих подростков фильмов с целью организации дальнейшего коллективного обсуждения).
А.С. Макаренко писал, что педагог и мастер производственного обучения должен быть эстетически выразителен. Очень важно, чтобы мастер был примером подтянутости и аккуратности. Хороший мастер с большой требовательностью относится как к профессиональным занятиям, так и к своему внешнему виду. Я никогда не забываю, что на уроке производственного обучения на меня смотрят десятки глаз.
Список используемой литературы:
«Коллектив и его свойства» Ю.И.Минералов издание 2001г.
«Педагогика» А.С.Макаренко. издание 1989г.
Сайт https://books.google.kz/«Методические задания с коллективом» В.Ю.Розка издание 2007г.