Роль сказки в развитии интеллекта и творческих способностей учащихся.


Роль сказки в развитии интеллекта и творческих способностей учащихся.

Не секрет, что предмету ИЗО отводится в школе незначительная роль, часто родители считают, что на уроке ИЗО дети «не думают», «не работают головой», а только проявляют чувства и эмоции, что рисование необходимо для художественного и эстетического воспитания; конкретной же пользы оно не приносит. Необходимо доказать полезность предмета ИЗО в развитии умственных способностей учеников.
Я в своей работе часто использую сказки («Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок») и считаю, что использование сказок на уроках ИЗО даёт возможность рассуждать «с карандашом в руке». Такое рисование можно назвать «интеллектуальным», а значит, сказку можно использовать в системе интеграции художественного и логического с учётом возрастных особенностей учащихся, роста потенциала и развития интеллекта.
В работе я использую народные, авторские и сказки собственного сочинения. В начальной школе сказка помогает формировать эстетический вкус, развивать интерес к художественным произведениям, учит рассматривать иллюстрации, выделять выразительные средства образа, обращать внимание на передачу характера героя, воспитывает инициативу, самостоятельность, активность и творчество в воплощении замысла.
В 5-8 классе применяю метод художественного сравнения противоположностей. Например: освоив язык графики («Рисунок – основа изобразительного искусства», «Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен») учащиеся 6 класса получают задание создать образы Доброй Волшебницы и Злой Волшебницы. Около 10 минут идёт беседа с показом нескольких иллюстраций сказочных героинь.
В ходе беседы определяются признаки, по которым волшебницы отличаются от людей и друг от друга. Дети увлечённо вспоминают всё, что они читали или видели в фильмах. Получается собирательный образ волшебницы из разных сказок. Обсуждаются сказочные понятия «добро», «зло», «чудо», «польза», «вред» и то, как эти понятия отражаются на внешности волшебниц. Характеристика героинь идёт параллельно. Приходится останавливать детей, если они слишком увлекаются одним образом. Каждому хочется высказаться. В обсуждении активны даже те, кого обычно трудно увлечь (трудные и непоседы). У каждого складывается свой образ волшебницы. Остаётся только повторить выразительные средства, с помощью которых будут созданы два противоположных образа.
Тема урока: «Здесь побывала Волшебница (Злая и Добрая)» Беседа ведётся 5-10 минут очень увлечённо. Противопоставление ведётся легче «зло-добро». Противопоставляются деревья, цветы, небо, горы и животные.
Альбомный лист делится пополам, дети работают карандашом.
При оценке работ всегда отмечаю оригинальность идеи и самостоятельность в работе.
Делая целевые обходы, я наблюдала, как дети увлечены, и как они «рассказывают рисунок». Ребёнку не хочется допускать учителя в свой рисунок. Роль учителя – наблюдать.
По такому же принципу построены ещё две работы.
По теме: «Художественное познание: реальность и фантазия» детям предлагается на первом уроке составить композицию из магических предметов Доброй Волшебницы и Злой Волшебницы. На втором уроке предлагается изобразить дворцы героинь. Обсуждение ведётся аналогично.
На этом этапе в центре внимания оказывается объяснительная познавательная функция, т. е. понимание отношений и зависимостей между объектами, установление причинно-следственных связей . Важно также и спроектировать, сконструировать их в художественно –логической композиции.
Считаю, что использование на уроке изо сказочных мотивов позволяет учащимся быстрее понять, принять и решить поставленные перед ними учебные задачи, проявлять активность и самостоятельность в учебной деятельности, а тесное взаимодействие художественного и логического создаёт возможности для интеллектуального развития учащихся, позволяет успешнее продвинуться в познании мира.
Литература:
С.В.Аранова. Обучение Изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. Каро. С.-П. 2004.
Б.М.Неменский. Педагогика искусства. Просвещение.2007.
Н.И.Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. Просвещение. 2006.





15