Роль домашнего задания в развитии творческих способностей учащихся.


Роль домашнего задания в развитии творческих способностей учащихся.
В.А.Сухомлинский говорил, что мастерство организации умственного труда в младшем возрасте заключается в том, чтобы ребёнок внимательно слушал учителя, запоминал, думал, не замечая на первых порах того, что он напрягает силы, не заставляя себя внимательно слушать учителя, запоминать и думать.
Важнейшим показателем продуктивности учения служит сформированность познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Познавательная самостоятельность характеризуется следующими признаками: потребностью в знаниях, умение самостоятельно мыслить, способностью ориентироваться в новой ситуации, стремление найти свой подход к новой задаче, желание глубже понять не только усвояемые знания, но и способы их добывания, критическим подходом к материалу, способностью высказывать свою точку зрения.
Развитие творческих способностей, формирование умений самостоятельно работать происходит, как на уроке, так и в домашних условиях при выполнении домашних работ.
Домашняя работа – особый вид самостоятельной работы. Он происходит без непосредственного руководства учителя, поэтому нуждается в создании необходимых условий для успешного его выполнения. Одной из главных условий, на мой взгляд, это доступность домашней работы.
Чаще мы даём общее задание классу. Для одних оно может быть лёгким, для других – трудным. Первые не тренируют себя на трудном для них материале, вторые теряют уверенность в своих силах. И в результате ни у тех, ни у других не вырабатывается ответственного отношения к тому, что задаётся на дом к учебной деятельности в целом.
Практика в школе убедила меня в том, что навык самостоятельности в работе, а это и умение доводить начатое дело до конца, лучше формируется через дифференцированные домашние задания с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
Карточки с дифференцированными заданиями даю в следующих случаях:
При прохождении темы, когда встречаются довольно сложные понятия;
При обобщении пройденной темы и подготовке к итоговым работам;
При работе над ошибками в контрольных работах.
Преследую следующие цели: закрепление знаний, умений и навыков; развитие логического мышления; формирование самостоятельности, самоконтроля – ответственного отношения к учебному труду.
Предлагая дифференцированные домашние задания, учитываю:
способности к учебной деятельности (быстро ли схватывает учебный материал, глубоко ли его осмысливает);
умеет ли выразить свою мысль;
познавательную активность (проявляет ли интерес к знаниям);
организованность в работе (умеет ли доводить начатое дело до конца);
отношение родителей к учёбе ученика, к советам учителя.
Из 27 учащихся:
14 учатся легко и охотно;
10 – с программой в основном справляются, но не всегда в работе бывают самостоятельными;
3 – постоянно нуждаются в помощи и контроле как со стороны учителя, так и со стороны родителей.
В работе над задачами пользуюсь методом составления обратных задач. Вижу дидактические достоинства этого метода в том, что одно и тоже число, понятие, величина входят в несколько различных связей и находятся существенно различными ходами мысли.
Проводя обобщение решению задач несколькими способами, предлагаю для работы дома карточки-задания в трёх вариантах:
средней трудности;
повышенной трудности;
облегчённой трудности.
Задания во всех вариантах подчинены одной теме и одной цели.
Практикую дифференциацию домашнего задания только по учебнику. Номера задач текущего урока сопоставляю с ранее решёнными, а также с задачами опережающими.Сравнительно – аналитические наблюдения заставляют учащихся отыскивать в задачах черты сходства и различия, выяснять отношения, связи, действовать целенаправленно и сосредоточенно. Всё это ведёт к сознательному усвоению знаний, умений и навыков.
Дифференцированное домашнее задание является логическим продолжением или материалом обобщения на уроке. Ученики каждый раз как бы упражняются в умении доводить самостоятельную работу до логического конца.
Воспитание сознательного отношения к домашним заданиям представляет длительный творческий процесс, в котором принимают участие не только учитель и учащиеся, но и родители. Требованиям сегодняшнего времени является воспитание инициативы, активности, без которых невозможен творческий труд.