Интерактивные методы обучения на уроке английского языка.


Видясова Татьяна Леонидовна, учитель английского языка МБОУ «Суворовская средняя школа» Сакский район, Республика Крым.
Интерактивные методы обучения на уроке английского языка
Обучение, основу которого составляет активизация познавательной деятельности учащихся с помощью организации общения учащихся между собой, с учителем и между группами, в разных методиках называют коммуникативно-диалоговым или интерактивным. Соответственно и методы, которые используются во время такого обучения (дискуссия, ролевая игра, моделирование и т.д.), также получили название интерактивных.
Как показывает собственный опыт преподавания иностранного языка, организовать речевое взаимодействие на уроке не всегда удается, используя традиционные методы и формы работы.
Для этого я использую интерактивные методы обучения. Важным структурным элементом которых является работа в группах. Остановимся на её особенностях подробнее.
Формы взаимодействия при работе в группах:
конкурентная;
индивидуальная.
кооперативная
Основные положения групповой работы;
1. Создание атмосферы коллективной работы, расположение членов группы в "качественном круге", взаимопомощь и взаимозависимость. Обычно работа ведется рядом, но не вместе.
2. Групповой эффект прибавки к возможностям каждого. Репетиторство - взаимное обучение. Присутствует "здоровая" конкуренция между группами и быстрое достижение эффекта (результата).
3. Создание дифференцированной группы. Группу создает учитель. Можно дифференцировать и задания и возможности групп.
Для реализации интерактивного похода при активизации лексики на уроках английского языка я использую такие формы работы, как дискуссия.
Дискуссия – это форма группового взаимодействия, когда ученики общаются друг с другом соответственно по противоречивому вопросу, ее целью является глубже понять проблему, определить отношение к ней учеников. Примеры дискуссии:
«Discuss the advantages and disadvantages of different means of transport».
Задача учителя – организовать процесс обсуждения, создать климат некритического безоценочного участия, привлекать к дискуссии максимально большое количество учеников.
«Мозговой штурм – это эффективный метод коллективного обсуждения, поиск решения, в котором реализуются мысли всех участников. Используется для выделения нескольких решений конкретной проблемы. Цель «штурма» - предложить наибольшее количество вариантов решения задания получить от всех учащихся как можно больше идей по поводу решения проблемы на протяжении ограниченного времени. Побуждает учащихся проявлять воображение и творчество, дает возможность им свободно высказывать свои мысли.
Для организации «мозгового штурма» необходимо:
1.Задайть вопрос классу.
2.Предложить всем высказать идеи, комментарии, привести фразы или слова, связанные с этой проблемой.
3.Записать все предложения на доске или на большом листе бумаги в порядке их называния без замечаний, комментариев или вопросов.
4.Привлечь всех к выдвижению как можно большего количества идей.
5.В завершении обсудить и оценить предложенные идеи.
«Why is it important to know a foreign language?»;
«What do you think are the most obvious advantages and disadvantages of television?».
Другой метод – дебаты. Его цель – переубедить других в том, что твой подход к решению проблемы правильный. Можно проводить только тогда, когда ученики научились работать в группах и усвоили технологии решения проблем. Формирует навыки аргументации и отстаивания своего мнения, углубляет знания по обсуждению проблемы.
«What should people do to protect nature?»;
«Is it necessary or productive to use animals for fashion products?».
Учебное сотрудничество – это объединение учеников в микрогруппы для общего выполнения задания. Этот метод применяется:
чтобы выучить новый материал;
чтобы решить какую-нибудь проблему;
чтобы создать что-нибудь.
«In group give your opinion about the music».
Диалог, или работа в парах, - явление совместное. Две или более сторон работают вместе над взаимопониманием.
In pairs, test your partner on the history of science end scientists.
Ролевая игра – это также интерактивный метод обучения, в ее основе лежит импровизация. В ролевой игре реализуется ролевое общение, которое организуется в соответствии с разработанным сюжетом, распределенными ролями и межролевыми отношениями.
Вид и свойства ролевых игр показаны в таблице, предложенной Мильруд Р.П.
Вид ролевой игры Свойства ролевой игры
Контролируемая ролевая игра (controlled role-play).
Умеренно контролируемая ролевая игра (semi-controlled role-play).
Свободная ролевая игра (free role-play).
Эпизодическая ролевая игра (small-scale role-play).
Длительная ролевая игра (large-scale role-play). Участники получают необходимые реплики.
Учащиеся получают общее описание сюжета их ролей.
Школьники получают обстоятельства общения.
Разыгрывается отдельный эпизод.
В течение длительного периода разыгрывается серия эпизодов (например, из жизни класса или из деятельности предприятия).
Таким образом, внедрение интерактивных методов обучения – одно из важнейших условий эффективной реализации компетентностного подхода и реализации стандартов нового поколения, т.к. они активизируют познавательную деятельность и способствуют развитию коммуникативных навыков, позволяют значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи.Литература:
Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 2003 - № 5.
Смирнов О. Смирнов П. и др. Интерактивные методы в образовании. Методическое пособие. Тренинг. – Симферополь. Доля, 2001.