Методический материал:Проектная работа на уроке английского языка.

Что такое «проект» на уроке иностранного языка?

Проектная работа – это не новый методический прием. Его достоинства широко признаны за последние годы в преподавании таких предметов, как научный цикл: химия, физика, биология, а также в географии и истории. Некоторые учителя выполняют проектные работы на уроках иностранного языка уже в течение долгого времени, но для большинства преподавателей иностранного языков это новый метод работы.
Цель нашего буклета показать простейшие виды деятельности, которые позволяют начать заниматься проектной деятельностью. Мы постараемся объяснить, что такое проектная работа, какие преимущества она дает, и как заниматься ею в классе. Мы также покажем, какие проблемы возникают в процессе этой работы и как их преодолеть.
Идея этого буклета основана на реальной работе в классе учителей нашей школы при преподавании английского языка. Надеемся, что данные рекомендации помогут вам заниматься проектной деятельностью.
Вы можете сделать проект практически по любой теме. Они могут быть фактографическими или фантазийными. Проекты могут, кроме того, помочь развивать способность учащихся по всем видам деятельности, а именно: чтению, письму и говорению, развитию запаса лексики, использованию знаний по грамматике.
Вы, конечно же, понимаете, что проектная деятельность может привести к появлению ошибок. Однако мы должны обращать внимание на быстроту и свободу употребления языка, чем на количество ошибок, сделанных во время создания проекта.
Проект, прежде всего, это:

Большой труд.
Каждый проект – это результат усердного труда. Авторы проекта нашли информацию по каждой теме, собрали картинки, оформили свои идеи ил информацию, которую они нашли, Васе собрали вместе и создали презентации, которая понятна для всех. Проектная работа- это не программная опция.

Творчество.
Проекты являются очень творческими, и по своему содержанию и по языку. Каждый проект это уникальное явление коммуникации, оформленное самими создателями проекта.

Личностный подход.
Этот элемент творческого создания делает проектное задание очень личным опытом. Учащиеся пишут об аспектах своей собственной жизни, и, соответственно, вкладывают много от себя в свои проекты.

Адаптационность.
Проектная деятельность- это адаптационная технология очень высокого уровня. Она может быть использована на любом уровне от начинающего до высокого и при работе с учащимися любого возраста.

Как показывают приметы, существует широкий выбор возможных видов проектной деятельности. Вот несколько таких тем и видов деятельности:

Проект «Семья» может быть проведен со следующими видами работ:
Подписи к фотографиям;
Создание семейного древа (рисунки) и информация о предках;
Письменный рассказ о жизни, какой она была в детстве у ваших родителей;
Сравнение разных семей в разных странах;
Обзор того, кто и что делает у вас дома;
Создания сценария о том, как ссорятся в вашей семье;
Стихотворение о вашей семье;

Проект «Еда» дает возможность задействовать следующие виды заданий.
Описание рецептов;
Обзорный рассказ о любимой еде, о том, что люди едят на завтрак и т.д.
Составления путеводителя по ресторанам вашего города;
Описание приемов пищи в вашей стране;
Выяснение и сравнение образа питания в богатых и бедных странах;
Еда и здоровый образ жизни;

Проект «Космос» может предложить следующие виды заданий.
Поиск информации и описание ранних (первых) полетов в космос;
Рисунки космических существ;
Планирование города на Луне;
Написание научно-фантастических рассказов или пьесы;
Создание рекламы или брошюры об отпуске в космосе;
Описание самого последнего полета в космос;
Поиск информации и описания планет, того, как работает ракета, проблемы жизни на орбите и т.д.;

Это всего лишь несколько примеров возможных тем и видов деятельности при проектной работе. Какие виды деятельности могут быть выбраны и действительно эффективны, зависит от многих факторов, включая возраст, уровень подготовки и интересы обучаемого, возможность доступа к источникам информации и объем времени. Но, к счастью, приведенные выше примеры показывают высокий потенциал отдачи использования языка, особенно его коммуникативной направленности.
А теперь давайте вернемся к изначальному вопросу: «Что же такое проект?» Фактически, ключ к пониманию проектной работы лежит не в вопросе «Что?», а в вопросе «Кто?» Кто принимает решение? Проект – это расширенный вид работы на определенную тему, где содержание и презентация определяются непосредственно теми, кто изучает язык. Учитель или учебник обеспечивает тему, а исполнители (авторы) проекта сами решают, о чем они будут писать и как они будут это преподносить.
Это особенность сконцентрированности на изучаемом языке, лежащая в основе любой проектной работы является жизненной необходимостью, и о ней мы поговорим, когда будем обсуждать достоинства проектной работы.

Зачем мы выполняем проектную работу?

Не всегда легко объяснять новый вид методологии, потому мы должны удостовериться, что данная попытка необходима. Какие выгоды и преимущества дает проектная работа классу, изучающему язык? Вот высказывание одного из преподавателей Тома Хатчинсона, автора многих учебников по методике преподавания английского языка: «Учащиеся не чувствуют, что английский язык является насущной необходимостью, а просто это способ коммуникации и развлечения. Они могут экспериментировать с языком, как с чем-то реальным во время проекта, а не только с тем, о чем они знают только из книг».
Как считают, те, кто работает в школе, проектная работа более чем любой другой вид деятельности, охватывает два основных аспекта коммуникативной направленности.
А именно:
Убежденность в мотивации, то есть, как учащиеся относятся к заданию
Убежденность в уместности знаний, т.е. как учащиеся пользуются иностранным языком.
Сюда мы можем добавить еще и 3-й элемент.
Жизненная насущность образования, т. е как объем знаний по языку соотносится с общими образовательными знаниями учащегося. ( То есть, сможет ли он использовать языковые знания для выражения своих общепредметных знаний).

Давайте рассмотрим подробнее:
Мотивация.
Если бы мы могли дать хотя бы один совет всем учителям, то можно было бы сказать: «Дайте вашим ученикам возможность наслаждаться процессом изучения языка.
Позитивная мотивация – это ключ к успешности в языке, и проектная работа особенно полезна, как средство средоточения этой позитивной мотивации. Если вы поговорите с тем учителем, который делает проектные работы в классе, то вы обнаружите, что они также обратили внимание на вышесказанное, ученики действительно получают удовольствие от этой работы. Но почему, же проектная работа настолько мотивирована?

Личность.
Первой и основной причиной мотивированности являются то, что любая проектная работа личностно – направлена. В проекте нет ничего искусственного, придуманного. Учащиеся пишут о своей собственной жизни, своих городах, своих мечтах и фантазиях, проводят свои поиски и исследования по темам, которые их интересуют. А, поскольку они используют свой личностный опыт, значимость и презентация проекта становятся очень важными для изучающих язык. Они поэтому и будут вкладывать столько сил, сколько смогут в то, чтобы проект был выполнен хорошо.
Изучение через выполнение
Во- вторых, проектная работа является очень активным средством. Это разновидность организованной игры. Учащиеся не просто получают и воспроизводят слова: они:
а) собирают информацию
б) рисуют картинки, карты, диаграммы и таблицы;
в) вырезают картинки
г) аранжируют тексты и наглядности
д.) разукрашивают
е) проводят интервью и обзоры
ж) возможно делают аудиозаписи и тд.
Проект – это обучение через выполнение работы.

Чувство успеха
В конце концов, проектная деятельность дает четкое осознание достигнутого результата. Она вдохновляет учащихся на производство стоящего продукт. Вот цитата из высказывания о проектной работе. «Появляется отдача у учащихся, так как они по настоящему осознают, что они могут делать с тем английским, который они изучают».
Эта особенность проектной деятельности делает ее приемлемой, особенно в классах со смешанными способностями, поскольку каждый учащийся может работать в соответствии со своим уровнем и скоростью. Более способные учащиеся могут показать, что они знают, независимо от задания, в то же время более медленный ученик тоже может совершить такое, чем он сможет гордиться, возможно, получит удовлетворение от выполненного задания, используя сделанные им самим, какие- то наглядности.

Уместность задания.
Возвращаясь к вопросу о мотивации, преподаватели больше всего убеждаются в том, что чувства учащихся зависят от процесса учебы и выполнения различных видов деятельности. Самым важным результатом, который вызывает наиболее положительные чувства у ученика, является языковой продукт, получаемый на уроке. Иностранный язык очень часто кажется нереальным и таким далеким от совершенства. Это производит неизбежный негативный эффект на мотивацию, потому что ученики не видят непосредственного влияния иностранного языка на события их повседневной жизни. Если же ученики хотят по настоящему пользоваться реальным иностранным языком, они должны знать, что английский используется не только для говорения в Британии или Америке, но и для того, чтобы поговорить на нем о своем собственном мире. Проектная работа помогает выстроить этот мостик.

Интеграция языка с другими навыками.
Сначала проектная деятельность помогает интегрировать иностранный язык в структуру собственной компетенции учащегося. Проектная работа создает связь между иностранным языком и собственным миром учащегося. Она вдохновляет на использование широкого спектра коммуникативных навыков, помогает учащемуся использовать другие области знаний, обеспечивает возможностью развивать навыки письма, что очень важно для собственной жизни каждого учащегося.

Что же так необходимо изучающему язык?
Проектная работа также помогает делать язык более значимым и приспособленным к насущным нуждам учащегося. Когда учащийся из Москвы или Санкт- Петербурга, Афин или Калининграда будет пользоваться английским языком для общения с другими, такими же, как он, о чем ему захочется поговорить? О Лондоне, Нью-Йорке, неком мистере Джонсе или Джанет? Да нет же! Они все захотят, и будут ждать того же от своего собеседника, поговорить об аспектах своей собственной жизни – своих домах, своих семьях и т.д. Проектная деятельность, таким образом, способствует использованию языка и фактических знаний, что является ценным для учащихся, как пользователей языком.

Язык и культура.
Этот последний пункт поднимает очень важный раздел в обучении языку: отношение между языком и культурой. Широко известно, что одним из самых важных достоинств изучения иностранного языка является возможность приобщения к другим культурам. Однако, очень важно еще и то, что такой международнозначимый язык как английский, является не односторонним способом влияния на развитие культуры, а дает возможность приобщения учащихся к культуре всего англо-говорящего мира, а в связи с использованием английского в качестве языка международного общения и к культурам целого мира, и может быть средством для того, чтобы рассказать миру о своей собственной культуре. Проектная работа помогает создать такие условия. Она служит своеобразным мостом межкультурной коммуникации друг с другом.

Современная школа требует, чтобы все предметы вдохновляли учащихся на развитие инициативы, независимости, воображения, самодисциплины, сотрудничества и навыков исследовательской работы. Проектная работа является одним из способов превращения этих основных задач обучения в практическую деятельность в классе.

Кросс - культурные задачи.
Кросс - культурная направленность также способствует тому, что учащиеся имеют возможность использовать знания, которые они получили на уроках английского и для других предметов.
Вот пример проектного задания по экологии.
Животные находятся в опасности. Многие из них на грани вымирания.
Поработайте в группе. Выясните, какие животные находятся на грани вымирания.
Напишите статью о них.
Составьте постер.
Составьте классный журнал из ваших постеров.

Тема: «Ваша жизнь»
Раздел: Загрязнение среды.

Загрязнение среды влияет на многое вокруг нас: здания, реки, животных, воздух, которым мы дышим, море.
Выясните, как загрязнение среды влияет на ваш город или вашу страну.
Сделайте плакат по этой проблеме.


Мы сделали анализ эффективности проектной деятельности. Но мы знаем, что за все преимущества нужно чем–то расплачиваться и сейчас мы поговорим о тех проблемах, которые возникают во время проектной деятельности и волнуют учителей.

Шум.
Учителя часто боятся, что проектная работа в классе будет более шумной, чем традиционный урок и таким образом будет мешать другим классам в школе. Но проектная работа не должна быть шумной. Конечно же, учащимся требуется много времени на то, чтобы они поработали спокойно над своими проектами: читали, рисовали, писали, вырезали, клеили. Во время выполнения этих заданий, ученики будут работать в группах или самостоятельно, но это не повод для шума.
Проектная работа не является более шумной, чем любая другая деятельность. Конечно, будет шумнее, чем обычно. Учащимся нужно обсудить что-то, передать друг другу клей, ножницы и попросить словарь или справочник. Если же учащиеся выполняют обзорную работу в классе, то, конечно же, будет много движений и разговоров. Однако, этот шум - естественная часть продуктивной деятельности.
Несомненно, традиционный классный урок дает достаточно шума. В конце концов, всегда есть один громкоговорящий (обычно – это учитель) может также звучать запись, возможно класс выполняет вслух тренировочные задания. Нет повода считать, что вырезание картинок и их приклеивание может быть более шумным, чем хоровая работа 15-20 человек.
Проблема не в самом шуме, а в контроле над работой. Проектная работа – это совершенно иной вид работы и требует иного вида контроля. Во время проекта учащиеся работают самостоятельно. Они, таким образом, берут на себя ответственность за организацию обучающего пространства. Часть такой ответственности заключается в том, каким может быть шум и какого уровня они приемлем. Перед тем, когда вы объясняете вид проектной работы, вы должны им объяснить что и как делать. Помните, что работа должна доставлять удовольствие и ее нельзя прекращать из-за того, что она вызывает шум. Думаем, что будет совсем несложно заставить ваших учеников вести себя разумно.

Время.

Проектная работа занимает много времени. Уходит гораздо больше времени на подготовку, создание и презентацию проекта, чем на выполнение традиционных заданий. Когда вы уже вынуждены быстрыми темпами завешать работу по теме или по всему учебнику, вы, возможно, почувствуете, что у вас очень мало времени, чтобы тратить его на проектную работу, как бы полезна она не была. Есть два совета в этой ситуации. Первый - практический, а второй – более философский.
Во – первых, не все виды работы нужно делать в кассе на уроке. Очевидно, если проект является групповой работой, большая его часть выполняется в классе, но ведь большинство проектов – это индивидуальные задания. Такие проекты, как «Моя семья», «Мой дом» и т.д. могут быть сделаны дома. Вы будете приятно поражены, что ваши учащиеся с большой радостью посвятят свое время выполнению этих проектов.
Во-вторых, когда вы выбираете тему проектной работы, вы делаете выбор в пользу «качества», а не «количества». К несчастью, существует тенденция у преподавателей языка делать больший упор на количество, то есть, чем больше используется лексических единиц, тем лучше. И все же малодоказательно, что количество- это главный фактор. Если бы это было так, то все наши ученики уходили бы из школы с огромным словарным запасом и отличным английским языком. Что же играет основную роль - так это качество языкового опыта.
Проектная работа обеспечивает богатый набор языковых впечатлений: богатый по цвету, движениям, взаимодействию (интерактивности) и самый большой по вовлечению в язык. Позитивная мотивация, которая получается в результате работы, генерирует положительное отношение учащихся ко всем аспектам языковой программы. Изучение грамматики и пополнение словарного запаса становится все более насущным, потому что учащиеся знают, что всё это пригодится им для проектной работы.
Вспомните ваше собственное изучение языка и для чего эти знания пригодились вам в вашей жизни. Это именно те богатые впечатления, которые у вас остались. Теперь посмотрите на все, что проектная работа дает детям, хотя вам приходится выполнять это за счет израсходованного времени. Замену качеству найти нельзя.

Использование родного языка во время проектной деятельности.

Как вы думаете, будут ли учащиеся пользоваться своим родным языком все время? Конечно, да. Невероятно, что большинство учеников будут говорить по-английски, работая над своим проектом. Однако прежде чем подумать об этом как о недостатке, мы должны понять ее выгоды.

Языковое окружение.
Во-первых, это естественный способ работы. Ошибочно думать, что и первый и второй изучаемые языки – это два самостоятельных действующих предмета. Учащиеся фактически оперируют ими двумя, постоянно переключаясь с одного на другой, и это вполне естественно, что учащиеся пользуются своим родным языком, чтобы получить продукт на втором языке.
Поскольку финальный продукт у нас на английском языке, не играет большой роли, что процесс работы был на русском.

Настоящая работа переводчика.
Во-вторых, проектная работа может дать возможность для реальной работы переводчика. Многие источники по проекту: плакат, карты, интервью, тексты из справочников – будут на родном языке. Используя это материал при работе над проектом, у нас появляется возможность заниматься переводом. Это вам не просто перевод упражнений.

Практика письменной речи.
В-третьих, у нас будут множество шансов попрактиковаться в устной речи в других видах деятельности, а вот чтобы использовать возможность попрактиковаться в письменной речи, кстати, одной из самых сложных языковых навыков, такое бывает не очень часто.

Разные уровни знаний учащихся.
Некоторые учителя убеждены, что без жесткого контроля учителя более слабые учащиеся растеряются и не смогут справиться с заданием. И опять, ответ на это волнение заключается в том, чтобы и здесь увидеть положительную сторону. Не все учащиеся хотят и нуждаются в постоянном контроле со стороны учителя. Разрешая более способным учащимся работать самостоятельно, вы получаете больше времени на работу с теми учениками, которые нуждаются в вашей помощи и советах. Ведь очень часто случается так, что более слабым ученикам на традиционном уроке уделяется меньше времени, поскольку более сообразительные ученики быстрее реагируют и забирают больше внимания учителя.
Было бы невероятным считать, что проектная работа совсем не имеет проблем. Она, конечно, требует много от учителя в подготовке и организации. Требует, прежде всего, изменение собственного отношения к тому, что является более весомым в изучении иностранного языка. А также нужна достаточно хорошая подготовка учащихся к тому, чтобы у них появилось чувство ответственности при организации над проектом.
На практике, большинство учителей выясняют, что самые большие страхи по поводу проектной деятельности не материализуются. Работа эта настолько мотивирована, что разрешается их собственным моментом успеха. А шум в хорошо организованном классе при работе над проектом – это шум творческой активности. И мы должны его поддерживать, а не подавлять.








13PAGE 15


13PAGE 14115