Выступление Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций


Инновационные технологии в образовательном процессе и
их влияние на формирование базовых компетенций.
Ларюшкина О.А.,
учитель начальных классов,
МКОУ «Шатровская начальная
общеобразовательная школа»
Главная задача современной системы образования - создание условий для качественного обучения.
Реализация компетентностного подхода - это важное условие повышения качества образования.
Компетенция – это набор знакомых ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в действительности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков.
Главными ключевыми компетенциями, которые учитель формирует в начальной школе, являются учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социальные.
Учебно-познавательные компетенции:
- ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель: организовать планирование, анализ, рефлексию, самооценку соей учебно-познавательной деятельности;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать своё понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты. формулировать выводы;
- выступать устно или письменно о результатах своего исследования.
Информационные компетенции:
- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернетом;
- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию;
- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
- овладеть навыками использования информационных устройств;
- применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникативные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Коммуникативные компетенции:
- уметь представить себя устно или письменно, написать анкету, письмо, поздравление;
- владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
- владеть способами совместной деятельности в группе, приёмами действий в ситуациях общения, умениями искать и находить компромиссы.
Социальные компетенции:
- определять своё место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;
- владеть культурными нормами и традициями;
- владеть эффективными способами организации свободного времени.
Для формирования ключевых компетенций необходимо использование современных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Для младших школьников учение – новое дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и «психикой» ребёнка. Когда маленький человечек лет 6-7 приходит в школу, то начинается его целенаправленное обучение. Ведущей деятельностью для него становится учёба. И уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного развития ребёнка. Для создания комфортности пребывания ученика в школе, повышения мотивации к учёбе мы, учителя, должны разговаривать с детьми на их языке. Одной из уникальных форм обучения являются игровые технологии, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности. Понятие «игровые технологии» включает довольно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. «…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока» Педагогические игры можно классифицировать по нескольким принципам:
- по виду деятельности (двигательные, умственные, трудовые, социальные. психологические);
- по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, контролирующие, развивающие, обучающие);
- по характеру игровой методики (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации);
- по структуре (игры – упражнения, игры – состязания).
Педагогические игры выполняют важнейшие функции в обучении.
Развлекательная функция. Основная задача игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес к чему – либо, а для учителя сделать урок интересным и продуктивным. На уроках инструментом включения в игру служат наглядные пособия, кукольные игрушки, музыкальное оформление.
Коммуникативная функция.Создавая в игре коллектив, дети учатся общению, взаимодействию, взаимоотношению, взаимоуступкам. Разыгрывая художественные произведения, ребёнок включается в систему общественных отношений. Вот здесь игровые технологии выполняют функцию социализации. Играя, ребёнок усваивает нормы человеческого общежития. Так же учащимся на уроках предлагаю поиграть во взрослую жизнь. Например, игра «Стань учителем». Один из детей по желанию становится учителем. Он задаёт вопросы одноклассникам, выслушивает ответы, оценивает своего товарища. По необходимости корректно делает замечание.
Функция самореализации. Каждый ребёнок должен быть самодостаточным, уметь высказывать своё мнение, даже если оно не совпадает с мнением учителя или мнением автора произведения. Здесь игровые технологии переплетаются с проектной деятельностью. Предлагаю детям написать письмо герою изучаемого произведения или его автору. Дети играют в критиков, становятся советчиками, пытаются решить конкретные жизненные затруднения героя, тем самым проверяют свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражаются и самоутверждаются.
Диагностическая функция игр предоставляет мне возможность диагностировать интеллектуальные, творческие и эмоциональные проявления ученика. Ведь ребёнок ведёт себя в игре на максимум проявлений. Игровым полем для таких игр может служить как классная комната, так и площадка на школьном дворе или лесная полянка во время прогулок или экскурсий.
Игротерапевтическая функция игровых технологий заключается в использовании игры, как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребёнка в поведении, общении, учении. Эффект игровой терапии учащиеся максимально получают в ролевой игре. Функция коррекции – это внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребёнка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко. Существует ещё функция межнациональной коммуникации – усвоения общечеловеческих отношений, культур представителей разных народов. В.А. Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».
Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего- это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде всего - умением учиться. У него должны быть сформированы универсальные учебные действия. Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Чтобы их реализовать, у меня возникла необходимость изучить и использовать в своей педагогической деятельности технологию развития критического мышления. Цель технологии развития критического мышления - развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п. Данная технология ориентирована на формирование у детей речевой и мыслительной деятельности, на развитие коммуникативной компетенции, обеспечивающей свободное владение языком в разных сферах и ситуациях общения, готовность и способность к речевому взаимодействию, потребность в речевом самосовершенствовании. В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия. Исследователи утверждают, что такая новая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала ребёнку необходимо настроиться, вспомнить, что ему уже известно по данному вопросу, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего ему эти знания и где их можно применить.
В чём же «инновационность» представленной технологии? Обучающийся в процессе обучения сам: конструирует, отслеживает, определяет, использует, развивает навыки вдумчивой работы с информацией.
Приёмы технологии развития критического мышления.
«Кластер». Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации, обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов». В левой части – простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.
«Да – нет». Учитель озвучивает утверждения, связанные с темой урока, обучающиеся записывают ответы в виде : «да» или «нет».
«Инсерт» или «Чтение с пометами». При изучении информации, связанной с новыми идеями учитель просит каждого из участников (пару и группу) сделать индивидуальную таблицу пометок (маркировочную).
«Шесть шляп мышления». Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета.
«Cинквейн» в переводе с французского - стихотворение из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. «
«Корзина» идей, понятий, имен...»Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
В результате применения данной технологии меняются роли педагогов и обучающихся, ученики не сидят пассивно, а становятся главными действующими лицами на уроке, ученики на уроке думают, вспоминают, делятся, рассуждают, читают, пишут, обсуждают. Роль учителя в основном координирующая. Важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения. Технология РКМЧП делает обучение увлекательным и осмысленным.Ученики учатся самостоятельно работать с информацией, которую необходимо воспринимать, ранжировать по новизне и значению, творчески интерпретировать, сделать прогнозы, выводы, обобщения.
В новых ФГОС большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Одной из перспективных форм работы со школьниками, организации их научно-исследовательской деятельности является метод проектов.
Метод проектов - это система учебно- познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Это путь познания, способ организации процесса познания. Данный метод считаю универсальным средством развития человека. Он способствует реализации принципа связи обучения с жизнью, решает многие педагогические задачи.
Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности.
Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с 1 класса. Вначале - доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.
На занятиях дети учатся выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, проводить собственные мини- исследования, делать выводы, умозаключения.
Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и краеведение, и экология, и технология, и русский язык. На различных уроках и самостоятельно дома выполняют задания, предложенные учителем или придуманные самими учениками. Это могут быть наблюдения за окружающим миром, рисование увиденного, составление рассказов, загадок, стихотворений, выполнение аппликационных работ.
Итог проектной работы - это рукописные книги с рисунками, аппликациями, рассказами, стихотворениями, выполненные для учеников младших классов.
Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперед к поставленной цели.
Существует несколько видов проектов:
Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника.
Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Примером игрового проекта может служить «Классный кукольный театр», который помогает раскрыться в первую очередь тем ребятам, которые трудно идут на контакт и не могут выстраивать отношения в коллективе.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение.
При внедрении метода проекта в классе складывается положительный психологический климат, что особенно важно, т.к. происходит обучение детей с разными образовательными потребностями.
Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков. Это и социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают. Коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё. Мыслительные навыки: дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать. Это исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.
В современной литературе по педагогике нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «метод проектов» и «исследовательские методы обучения» строго не определяются, хотя даже беглый взгляд позволит увидеть существенную разницу между ними. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, модели, это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Несмотря на отмеченную разницу, и исследование, и проектирование имеют высокую ценность для современного образования.
В связи с этим ведущей идеей является поиск средств, способов такой организации учебного процесса, в ходе которой произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний. Ребёнком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска.
Закладка основных содержательных линий математического образования, включающего в себя, в том числе и общие исследовательские умения, происходит на начальном этапе обучения. Уже на нём возможно формирование интеллектуальных навыков высокого уровня, способствующих выработке научного стиля мышления, творческому развитию личности. Научный стиль мышления и присущие ему исследовательские качества формируются в процессе активной познавательной деятельности, одним из компонентов которого является учебно-исследовательская. Для активизации познавательной деятельности и развития математического мышления на начальном этапе обучения предлагаю детям задачи разных видов. Среди них выделяются поисковые задачи, результатом решения которых, как правило, является догадка, т.е. нахождение пути решения. Появление догадки свидетельствует о развитии у детей таких качеств умственной деятельности, как смекалка и сообразительность. Смекалка определяется в педагогике как особый вид проявления творчества в нахождении способа решения. Она проявляется в результате анализа, сравнений, обобщений, установления связей, аналогий, выводов, умозаключений. О проявлении сообразительности свидетельствует умение обдумывать конкретную ситуацию, устанавливать взаимосвязи, на основе которых ученик самостоятельно приходит к выводам, обобщениям, оперируя знаниями. Исследовательские математические задачи условно разделяются на два типа, взаимно дополняющих друг друга. В некоторых случаях могут быть объединены в общее задание. 1 тип – стандартные задачи, обеспечивающие деятельность по образцу или изученному правилу (выполнение вычислений, измерений, практических заданий и т.п.). 2 тип – задачи, обеспечивающие деятельность по выработке интеллектуальных навыков, включающих в себя ряд исследовательских умений:
а) умение проводить анализ наблюдаемых объектов (с помощью наблюдений над результатами выполняемых действий ученики подводятся к усвоению приёмов поиска закономерностей в числовых последовательностях). б) умение классифицировать объекты (искать сходства и отличия нескольких объектов, выделять существенные признаки, устанавливать основание классификации и делать выбор основания).
в) умение обобщать и находить закономерности.
г) умение конструировать математические объекты (новые фигуры, уравнения, неравенства).
«Наблюдательность, творчество, способность делать выводы, открытия не составляют какого-нибудь исключительного дара; этот дар принадлежит всем, и его надо развивать» (В.П. Вахтеров)
Сейчас уже никто не может себе представить современный процесс обучения без новых информационных технологий, которые делают его проще, интереснее, увлекательнее. Во многих образовательных учреждениях нашей страны созданы все условия для нестандартной подачи материала и проведения уроков, на которые дети идут с удовольствием и интересом. Ведь главная задача учителя увлечь ребенка, сделать так, чтобы он сам хотел получать новые знания, не боялся трудностей, уверенно шел к поставленной цели. Когда дети идут на твои уроки с радостью и энтузиазмом и каждый раз с воодушевлением открывают для себя что-то новое, разве это не достойная награда для учителя? Разве не это является высшим баллом оценки его педагогической деятельности?
Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это - визуальный ресурс, который может помочь учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.). Учителя могут использовать управление интерактивной доской, чтобы преподнести изучаемый материал захватывающими и динамическими способами. Интерактивная доска позволяет моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами. Все это делается в режиме реального времени.
С развитием технологий, методические разработки с использованием интерактивной доски приходят и в начальную школы, что вызывает не только интерес учеников к обучению, но и влияет на получение и усвоение знаний, преподаваемых в школе. Важно учитывать эти факторы в начальной школе, когда бывшему дошкольнику достаточно сложно самоорганизоваться на уроках, переступить порог от детского сада к школьной парте и усваивать огромное количество информации. В этом случае, использование интерактивных досок на уроках в начальной школе становится для педагога неотъемлемым помощником в борьбе за усидчивость, интерес к предмету и организации коллективной работы класса.
Работа с интерактивной доской в начальной школе становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми и видеоэффектами. Ведь использование различных магнитных ручек, лазерных указок, «волшебных» палочек развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу. Важно отметить, что повышение эффективности обучения в начальной школе не происходит само по себе с приобретением интерактивной доски. Учителю важно подобрать материал для уроков или сделать его самостоятельно на должном уровне.
Для того чтобы разобраться, как лучше составить урок и подобрать задания, нужно тщательно изучить возможности интерактивной доски. На ней можно чертить, рисовать, строить, выделять, увеличивать и уменьшать фигуры, удалять и снова воспроизводить. Используя заранее заготовленные задания, учитель экономит время, и дети выполняют большее количество заданий, (например, таблицы для решения задач или для устного счета). Также создание математических и логических игр повышают интерес ребят. Все эти задания создают условия для активной мыслительной деятельности детей, развития их творческой самостоятельности, познавательного интереса к математике, внимания, логического мышления, фантазии, воображения, смекалки.
Интерактивная доска выводит взаимодействие учащихся на новый уровень, легко вовлекает их в учебный процесс. Действия учителя на доске завораживают малышей, ученики не отвлекаются на таких уроках, ребята становятся собранными, внимательными. Таким образом, использование интерактивной доски на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.
Одной из ведущих тенденций современного общества является информатизация образования. В требованиях к современному специалисту обращается внимание на владение компьютером педагогов различных предметов как элементом культуры, средством получения, передачи, обработки и хранения информации. Все чаще высказывается точка зрения, что информатизация образования это связь всех его структурных компонентов содержания, форм организации методов и средств обучения, подготовки и воспитания педагогических кадров, единства социально-экономических, психолого-дидактических, материально-технических условий с информационной культурой общества.
Новые информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Использование новых ИТ на различных уроках дает преимущества перед стандартной системой обучения в следующем:
- повышается интерес, мотивация учебной деятельности;
- осуществляется дифференцированный подход;
- каждый ученик становится субъектом процесса обучения;
- за один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больший;
- облегчается процесс контроля и оценки знаний;
- развиваются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).
Внедрение информационных технологий основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся:
в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным;
высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс;
мультимедиа-учебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода,  мультимедийную форму.
В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркость, вызывает у школьников эмоциональное отношение. В роли такой наглядности можно использовать компьютер.
Внедрение компьютеров перспективно, так как:
повышает эффективность проведения урока;
организует режим индивидуального опроса;
усиливает интерес учащихся к уроку.
Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.
Интернет – мощный инструмент, который стал важной составляющей различных образовательных областей:
расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета),
предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией,
дает возможности для профессионального роста,
открывает новые творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала,
позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся: обучающие программы, учебные игры и тесты по предмету.
При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в школе.
При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Таким образом, использование современных образовательных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.