Выступление на ГМО Современные инновационные технологии. Проектная технология

Современные инновационные технологии в образовании. Проектная технология.
Вспомним цель образования, которая ставит перед учителем стандарты общего образования – научить ребенка учиться. А с помощью чего это можно сделать? Мы сегодня попробуем ответить на этот вопрос.
В последнее время достаточно широко вошел в употребление термин «инновационные педагогические технологии». Слово инновация имеет латинское происхождение и в переводе означает обновление, изменение, введения нового. Различают понятия новация, или новый способ и инновация, нововведение. Новация-это само средство (новый метод, методика, технология, программа и тому подобное), а инновация - процесс его освоения.
А что же такое технология?
В «Толковом словаре» написано: «технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве».
- А «педагогическая технология»?
Известный русский педагог Борис Тимофеевич Лихачев определил педагогическую технологию - как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса.
Целью инновационных технологий есть формирование активной, творческой личности будущего, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность.
На экране представлены технологии, наиболее часто используемые педагогами в образовательной деятельности.
Подробно о некоторых технологиях мы сегодня поговорим. А я хочу рассказать вам о проектной технологии.
Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап.
Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.
В 1 классе мы учимся выбирать тему проекта, определять, как ребёнок будет работать индивидуально или в группе. Вначале первоклассник способен работать только индивидуально, но постепенно приучаем детей к работе по группам. Учимся работать с книгами в школьной библиотеке. Библиотекарь заранее подбирает нам книги по темам проекта. Учимся искать нужную информацию. Учимся оформлять проекты и их защищать, здесь используем индивидуальную работу с учащимися.
В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
1 этап. Погружение в проект.
На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта. 
2 этап. Организационный.
На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению.
3 этап. Осуществление деятельности.
Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач.
4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).
На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.
5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).
Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, стенгазеты, ролевой игры, и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы.
Все возможные темы можно условно распределить на группы:
фантастические («Дом будущего», «Школа будущего», «Мой космолет»);
экспериментальные («Влияние музыки на рост и развитие комнатных растений», «В мире кристаллов», «Каким воздухом я дышу», «Главная беда – вредная еда»);
теоретические («Откуда пришли комнатные растения», «Праздники в России»);
творческие («Сценарий новогоднего праздника», «Стихи о маме», «Волшебные сказки», «Сувенир в подарок»);
ролево-игровые («Русские сказки на новый лад», «В музее восковых фигур»).
Основополагающий вопрос проекта – проблемный. Например: «Какую тайну скрывает слово?», «Почему одни тела плавают в воде, а другие – тонут?», «Здоров ли ты, мой город?» и др.
За 4 месяца учебы мы реализовали несколько различных проектов «Моя семья – моё богатство», «Моя малая родина», «Елочка, живи!», в процессе пока проект «Живая азбука».
Надо отметить, что перед тем, как запустить каждый из этих проектов, мы проводили собрание родителей, где знакомили их с сутью проекта, его целью, основными мероприятиями и требованиями к конечному продукту. Основная информация предлагалась в виде памятки.
Проект «Моя семья – моё богатство»
Тип проекта: ознакомительно-ориентировочный, социально-ориентированный.
Цель: знакомство учащихся с историей своей семьи, создание генеалогического древа своей семьи, плаката «Моя семья»
Продукт: генеалогическое древо, плакат.
В рамках проекта проводились, классные часы, учащимся совместно с родителями предлагалось выполнить ряд практических заданий, провести поиск и систематизацию информации о своих предках, об истории возникновения фамилии, познакомиться с историей семьи через историю семейных ценностей и реликвий, результаты исследования были представлены на внеклассном мероприятии «Семейная гостиная», продуктом исследования явилось генеалогическое древо учащихся.


Проекта «Моя малая Родина»
Предмет: «Окружающий мир».
Тема раздела: Что и Кто?
Цель
Создать условия для реализации творческих замыслов учащихся и получения социального продукта (фотоальбом)
Задачи
- помочь ученикам получить информацию о своём городе, учить преподносить эту информацию другим;
- обучать исследовательской деятельности (генерировать идеи, выбирать лучшие),
- обучать социальному взаимодействию и толерантности (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло),
-развивать креативные способности обучающихся,
- обучать выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности;
- учить проводить рефлексию своей деятельности, воспитать чувство ответственности и гордости за своё село
Продукт проекта фотоальбом «Моя малая Родина»
Проект «Елочка, живи!»
Цель проекта:
К новогодним праздникам  изготовить дизайнерскую елку, чтобы защитить  живую ель.
Содержание проекта:
Групповые и индивидуальные детские работы.
Проведение конкурса «Ах елка-елочка!..» (чтение и сочинение стихов, посвящённых защите ели)
Проведение  акции «Сохраните ель!»
Украшение класса новогодними ёлками (искусственными)
Ожидается результат - продукт проекта:
Елка, сделанная своим руками, выставка готовых изделий
Проект «Живая азбука» в рамках учебной дисциплины обучения грамоте. Детям были предложены темы «В мире растений» и «В мире животных».
Цель проекта:
вовлечь каждого ученика в активный познавательный творческий проект при создании “Живой азбуки”
учить представлять свой труд в виде презентации, выбирать средства и материалы для осуществления своих творческих замыслов,
воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию.
Задачи:
- развитие творческих способностей, эстетического вкуса, умения самостоятельно работать с различными источниками при получении необходимых знаний;
- формирование навыков исследовательской деятельности, отработка умения применять свои знания на практике при создании творческого продукта – азбуки;
- развитие умения самостоятельно принимать решения и обмениваться информацией, пополнять активный запас учащихся о мире растений и животных.
Вопрос проекта: возможно, ли силами детей 1 класса осуществить создание такой азбуки
Предполагаемый продукт проекта: “Живая азбука”.
Этапы проекта
1этап. “Подобрать растение или животное, название которой начинается на заданный звук”.
2этап. “Найти информацию, загадку, стих, скороговорку о растении или животном”.
3 этап. “Составить ребус с данной буквой”.
4 этап. «Оживить букву»
5 этап. “Оформить страницу азбуки по образцу”.
6 этап. Проверка в действии, обмен опытом.
7 этап. Презентация.
Из того, что сделано могу утверждать, что использования проектной деятельности в вызывает у обучающихся интерес к учению, за счёт интеграции учебной и внеурочной деятельности (создание проектов) в единый учебно-воспитательный процесс. При внедрении метода учебного проекта в классе создаётся положительный психологический климат.
Спасибо за внимание.



Так же при использовании метода проектов, я сталкиваюсь с трудностями его реализации.
При планирование проекта
Первая из них заключается в неумении учениками составлять план деятельности.
Вторая трудность, с которой может столкнуться учитель – это неумение детей работать в сотрудничестве. Для этого существуют различные психологические игры и упражнения, например, «Трио», «Сиамские близнецы» и др.
При выполнении проекта – я часто сталкиваюсь с отсутствием или недостаточным уровнем информационных умений у обучающихся. Ведь они должны уметь не только находить необходимый материал из нескольких источников, но и уметь анализировать его и делать выбор. Здесь я использую памятки «Правила для учащихся по поиску информации в библиотеке», «Работа с литературными источниками» и др.
На этапе презентации – это нехватка времени и дети не до конца могут дать оценку процесса и результата проектной деятельности. Тогда я им задаю вопросы: Что мы сделали? Как мы это сделали? Зачем мы это сделали? Какие умения нужны были для этого? Какие роли мы на себя принимали в работе над проектом? Какой опыт приобрели каждый в отдельности и в группе?

15