Статья «Тибетская медицина в образовательном пространстве в условиях малокомплектной школы»


Тибетская медицина в образовательном пространстве
в условиях малокомплектной школы.
Автор статьи: Долгоржапова Сарюна Гомбоевна
МОУ Тапхарская средняя общеобразовательная школа Иволгинского района РБ
Время идет. и вот ваш ребенок уже ходит в школу. Многие часы он проводит в этом своем «втором доме», приобретает знания и теряет здоровье. Сегодня в России каждый пятый первоклассник имеет отклонения в состоянии здоровья. К четвертому классу число больных детей, имеющих хронические патологии, удваивается. А к моменту окончания школы 40 процентов детей имеют уже по 2-3 медицинских диагноза. Более половины выпускников школ имеют ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья. Кто же защитит здоровье вашего ребенка в школе?
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Очевидно, что к широкому понятию «каждый» относится в том числе, пожалуй, самая незащищенная категория – дети. Современное законодательство в ст. 10 Федерального Закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» провозглашает, что: «В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей». В тоже время, данные греющие душу гарантии не дают ответ на очевидные вопросы среднестатистического родителя: «Как на практике должно быть обеспечено предоставление медицинской помощи моему ребенку?». Учитывая, что большую часть пути «детство – отрочество – юность» каждый из нас проходит в роли школьника или студента, особую остроту приобретают вопросы организации предоставления медицинской помощи в образовательных учреждениях. В большей мере, это касается общего начального, основного, среднего (полного) образования, то есть, школы.
Таким образом, мы попытались внедрить в образовательное пространство начального звена в условиях малокомплектной школы, альтернативный и на наш взгляд, эффективный метод нетрадиционной восточной медицины.
Основная цель и задача Тибетской медицины состоит в том, чтобы человек жил долго, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и счастливым. А придти к этому можно, только зная [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], приводящие к здоровью. Точно также как невозможно избавиться от сорняков, срезая их верхушки, так и невозможно победить болезни, работая лишь с симптомами. Необходимо выяснить и искоренить саму причину недугов. Согласно Тибетской медицине наиболее распространённые причины болезней - это неправильное [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и несоответствующее [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. И где как не в школе осознавать [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], зная своё состояние и учитывая его, человек может стать действительно здоровым и телом, и энергией, и умом. И исключительно после того как усвоены и ежедневно применяются эти основные принципы здоровья (индивидуально-подобранная [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), чтобы помочь организму быстрее избавиться от уже существующих недугов, подключаются третий и четвёртый методы Тибетской медицины – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
В современной школе можно использовать, лишь малую толику из арсенала восточной медицины:
ароматерапия; различные благовония
фитотерапия; настойки лекарственных трав
медитация; сосредоточение, йога

В первом томе «Тантры объяснений» в Тибетской медицине описано «древо медицины». По аналогии с корнями, стволом, ветвями, листьями, цветами и плодами дерева показана взаимосвязь понятий. Три корня этого дерева строение тела, диагностика и лечение. Из них растут девять стволов, которые символизируют основные разделы медицинской науки, среди них изучение болезненных изменений тела, питания и образа жизни больного, его осмотр и опрос, а также правила составления лекарств и проведения процедур. Во втором томе изложены теоретические основы тибетской медицины, признаки болезней и условия их возникновения, рекомендации относительно питания и образа жизни в соответствии с сезонами. Третий том посвящен практическим вопросам лечения болезней, в четвертом дополнены и систематизированы сведения, приведенные в предыдущих томах, описана техника диагностики по пульсу, прижигания, иглоукалывания, приготовления ванн и многое другое.
Исторические параллели: Учение о пульсе пришло в тибетскую медицину из Китая. Это отразилось во множестве китайских названий различных видов пульса: мать, сын, друг, враг и т.д. Уже в древности пульс исследовали, как и сейчас, на лучевой артерии возле запястья. Почему именно здесь? Ведь кровеносные сосуды проходят по поверхности всего тела.
В арсенале методов диагностики тибетской медицины исследование пульса занимает исключительно важное место. Характер движения пульсовой волны передается терминами, не имеющими аналогов в современной научной медицине: «подобный змее или ящерице», «подобный ворону или лягушке», «подобный лебедю, павлину или петуху».
Медицинская этика изложена в последней главе второго тома «Тантры объяснений». Здесь говорится о том, каким должен быть врач: «Лекари делятся на хороших и плохих. Тот, кто имеет хорошее происхождение, умен, чтит обеты,... знает устные наставления, имеет опыт, ...бесстрастен, бескорыстен, укрощен, мягок в обращении, сострадателен, не делает ошибок, о чужих делах заботится как о своих, во всех делах лечения просветлен, это хороший лекарь». А вот характеристика «плохого лекаря»: «Лекарь без родословной, словно лиса, занявшая царский престол; лекарь, не знающий источников, словно слепой; лекарь, не владеющий методами диагностики, словно блуждающий в пустыне; ...лекарь без инструментов, как богатырь без панциря и оружия; лекарь, не владеющий прижиганием и кровопусканием, напоминает вора». Лекарь должен владеть искусством составления сложных, многокомпонентных лекарственных смесей из растительных, животных и минеральных веществ. Существенное влияние на рекомендации врача и процесс приготовления лекарств оказывает астрология. Почти все лекарства составляются в первые дни лунного месяца. Считается, что когда луна на ущербе, их целебные свойства слабеют.
Исторические параллели: В соответствии с традициями индийской медицины тибетское искусство врачевания считает болезнь результатом нарушения равновесия между тремя -   основными стихиями «тремя доша»: ветром, желчью и слизью.
Китайская традиция выразилась в понятиях, восходящих к учению об «инь-ян» («холодные» и «теплые» элементы), и в развитии учения о пульсовой диагностике. Кроме того, в соответствии с китайской традицией пять первоэлементов природы текст «Чжуд- ши» связывает с пятью плотными органами: дерево с печенью, огонь с сердцем, железо с легкими, воду с почками, землю с селезенкой. В Тибете, как и в Китае, медицинская астрология основана на 60-летнем циклическом летосчислении.


Согласно канонам тибетской медицины, течение болезни, степень её тяжести и возможные осложнения зависят от состояния «внутренней теплоты». В соответствии с этим подбирали лекарства «теплые» и «холодные». В большинстве случаев теплые свойства приписывали растениям, произрастающим под солнцем в сухих каменистых местах, холодные растущим на рыхлой влажной почве. Один из тибетских медицинских трактатов рассказывает о городе искусных врачей, к югу от которого в горах растут такие целебные растения, как гранат, черный и красный перец. Из них получали лекарства для лечения «хо-гк5«ц»р«. лодных» болезней, вызванных уменьшением «внутренней теплоты». К северу от этого города росли другие растения, например, сандал, камфарное дерево. Ими лечили болезни, вызываемые увеличением «внутренней теплоты».
Названия многих лекарственных растений напоминают об особенностях их строения или сходстве с частями тела животных. Так, аир болотный называется «стосуставный», шлемник байкальский «лапа старой птицы», листья и цветки лютика «лягушачья лапка» и «пять золотых лепестков», череда «луговой шафран», можжевельник «горб бирюзового дракона». Тибетская медицина рекомендует лечить «подобное подобным»: корнями или смолой красного цвета лечили «болезни, связанные с кровью», желтыми цветками с желчью, корнями рыхлого строения болезни легких, растениями, растущими у воды, изгоняли воду из организма больного.
Исторические параллели: подобные представления, свойственные медицинским учениям разных стран Древнего мира, уходят своими корнями в магические действия и ритуалы, в начала магического мышления Интересно в этом смысле деление растений в тибетской медицине на рвотные и слабительные: весной, когда растения тянутся вверх, их соки способствуют движению вверх, и значит вызывают рвоту у человека. Осенью, когда в природе соки тех же растений движутся вниз, их использовали в качестве слабительных. Иногда рекомендации по применению лекарственных свойств растений были основаны на мифологических представлениях или наблюдениях. Так, например, считалось, что павлин без вреда для здоровья ест яд, поэтому его мясо использовали как противоядие, а мясо и жир выдры применяли для удаления застрявшей в горле рыбьей кости, поскольку выдра кормится рыбой.Текст «Чжуд-ши» написан в стихотворной форме и предназначался для заучивания наизусть. До сих пор обучение в центрах тибетской медицины основано на заучивании четырех томов «Чжуд-ши» и комментариев к ним. Усвоению знаний помогают наглядные пособия живописные свитки. На них нарисованы лекарственные растения и инструменты, помещены анатомические рисунки. Практикуются диспуты на врачебные темы. Обратимся к фрагментам трактата уникального памятника средневековой тибетской культуры, в котором своеобразная система образов и средств выражения сочетается с насыщенностью мифологическими, религиозными и философскими представлениями.
О ВХОЖДЕНИИ БОЛЕЗНИ
...Сок пищи, вызывающий какую-либо болезнь, ветром проникающим разносится по отверстиям. И когда прозрачный сок попадает в отверстие, то все его недостатки при соответствующем образе жизни, подобно тучам, собирающимся в небе, начнут на своих местах расти и копиться. При благоприятных условиях они придут в движение и, кинувшись по шести дорогам, станут болезнью... ...У каждой болезни есть причины, скрытый период, период проявления особенностей и период её силы... Сила болезней будет большой или малой в зависимости от климата, сезона, конституции больного, возраста, порока, питания и образа жизни... Но главное то, что не бывает болезней, не вызванных тремя пороками... Это можно сравнить с крылатой птицей, которой выше неба не улететь.
СЕЗОННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
...А сейчас о том, как жить по сезонам.
В начале зимы от холода закрываются поры,
прибывает сила огня, возбуждает ветер,
и если есть в это время мало, то силы тела убудут...
поэтому надо натираться кунжутным маслом,
есть мясо, супы, маслянистое, жирное,
носить постоянно меховые одежды и сапоги,
греться грелкой, у огня, на солнце...
Зимой в груди собирается слизь, и
весной, когда от тепла солнечных лучей
внутреннее тепло ослабевает,
слизь приходит в движение.
Нужно зимой есть ...старый ячмень,
мясо из засушливых мест, мед,
пить кипяток, отвар имбиря...
принуждать себя к усилиям,
обтираться, чтобы слизь удалить.
В период роста растений солнце очень жаркое,
оно похищает силы. Надо есть сладкое, маслянистое,
«прохладное», соленое, жгучее, кислое.
Тяжелый труд на солнце противопоказан.
Хорошо обмываться прохладной водой,
пить разбавленное вино,
в тонкой одежде сидеть в прохладном доме,
вдыхая аромат, или в тени деревьев под ветерком.
 


Краткая информация об авторе: Долгоржапова Сарюна Гомбоевна - учитель начальных классов, руководитель ШМО МОУ Тапхарская СОШ, 89246511033.