Доклад по педиатрии на тему Закаливание детей до 12 лет


Доклад
На тему: «Закаливание детей до 12 лет»
Выполнила:
Антукова Н.В.

Содержание
Введение----------------------------------------------------------------------------------3-4
I.Закаливание детей до года -------------------------------------------------------- 5-14
1.Физиологические предпосылки необходимости закаливания ------------ 5-6
2. Основные правила закаливания ------------------------------------------------ 7-8
3. Основные виды закаливающих процедур------------------------------------- 9-13
4. Гигиенические требования при проведении закаливания----------------- 14
II. Закаливание детей дошкольного возраста ----------------------------------15-16
III.Закаливание детей младшего школьного возраста -------------------------17-18
Заключение ----------------------------------------------------------------------------- 19
Введение.
Повышение устойчивости человека к различным неблагоприятным факторам окружающей среды — основная задача современной медицины. В этом именно и заключается её профилактическая направленность.
Закаливание организма — это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Можно без преувеличения сказать, что научно обоснованные методы закаливания являются неисчерпаемыми источниками приумножения здоровья детей различного возраста.
Начинать закаливать ребенка следует с самого раннего возраста, когда организм малыша пребывает в периоде формирования. Важно постепенно приучать к условиям изменяющейся внешней среды, и не только здоровых, но и слабых детей.
Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлены на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию. При действии этих факторов внешней среды в организме возникает сложный физиологический комплекс ответных реакций, в котором участвуют не отдельные органы, а определённым образом организованные и соподчинённые между собой функциональные системы, направленные на поддержание температуры тела на постоянном уровне. При самой незначительной температуре окружающей среды в мозг поступают миллионы импульсов в секунду. Он начинает работать на более высоком уровне общего тонуса, становятся активнее его центры, и включается “в работу” весь организм. Информация, поступающая от рецепторов, обрабатывается в центральной нервной системе и отсюда направляется к использованным органам-мышцам, кровеносным сосудам, сердцу, лёгким, почкам, потовым железам, в которых возникают различные функциональные сдвиги, обеспечивая приспособление организма к данным условиям внешней среды.
Закаливание позволяет использовать скрытые возможности организма, мобилизовать в нужный момент защитные силы и тем самым устранить опасное влияние на него неблагоприятных факторов внешней среды. В широком смысле слова это сознательная регуляция и перестройка терморегуляторной системы организма, направленная на повышение потенциальных возможностей человека противостоять действию неблагоприятных факторов внешней среды путём более быстрого и эффективного включения всех звеньев, входящих в функциональную систему терморегуляции. В этом процессе совершенствуется координационная связь между отдельными функциональными системами организма, благодаря чему достигается наиболее совершенное его приспособление к меняющимся условиям внешней среды. Закаливание, укрепление здоровья человека совершенствуют не только его компенсаторные способности, но и физическую и умственную работоспособность. Закаливание можно начинать в любое время года. Однако необходимо помнить, что использование закаливающих процедур с целью укрепления здоровья только в том случае будет благотворно влиять на организм, если естественные факторы природы используются правильно, если соблюдаются основные принципы закаливания, установленные многолетней практикой и подкреплённые научными исследованиями. Приступая к закаливанию, следует придерживаться следующих принципов: систематичность, постепенность, последовательность, учёт индивидуальных особенностей человека и состояния его здоровья, а также комплексность в использовании закаливающих процедур. Закаливание организма должно проводиться систематически изо дня в день и в течение всего года независимо от погодных условий и без длительных перерывов. Лучше всего если использование закаливающих процедур будет чётко закреплено в режиме дня. Тогда у организма вырабатывается определённая стереотипная реакция на применяемый раздражитель.
Закаливание детей до года.
1.Физиологические предпосылки необходимости закаливания.
Рождаясь, ребенок попадает в новую среду обитания. Природа наделила младенца множеством различных приспособительных и защитных механизмов, для того чтобы он мог выжить и начать развиваться в этой среде. Так, например, у ребенка есть механизмы терморегуляции, предупреждающие перегревание и переохлаждение. Кутая ребенка, создавая ему тепличные условия, мы «лишаем работы» эти механизмы. Став ненужными, они могут постепенно атрофироваться, и тогда даже легкий ветерок будет представлять для ребенка угрозу - оказавшийся беззащитным малыш легко может заболеть.
Выносливость организма и его сопротивляемость по отношению к меняющимся условиям внешней среды повышаются под влиянием закаливания - воздухом, водой, рассеянным солнечным светом: у ребенка повышается иммунитет к различным заболеваниям, совершенствуются механизмы терморегуляции; закаливание способствует правильному обмену веществ, оказывает положительное влияние на физическое развитие ребенка, на адаптацию его организма к новым условиям жизни. Закаливание - ведущий метод повышения сопротивляемости детского организма. Воздух, солнце и вода – это те естественные факторы, которые помогают ребенку обрести стойкость к любым атмосферным условиям.
Рассмотрим основные физиологические предпосылки действия закаливания. При понижении температуры окружающей среды происходит рефлекторное сужение кровеносных сосудов кожи, вследствие чего количество протекающей через них крови уменьшается, а следовательно, снижается и отдача тепла. Выработка тепла во внутренних органах, главным образом в печени, увеличивается. Благодаря этому организму удается сберечь тепло и сохранить постоянную температуру тела. При повышении температуры внешней среды ответная реакция организма, наоборот, выражается в усилении теплоотдачи: расширяются кожные сосуды, увеличивается количество протекающей через них крови, усиливается потоотделение и учащается дыхание. Выработка тепла при этом снижается, и тем самым организм избегает перегревания. Нарушения теплового равновесия причиняют существенный вред здоровью. Чрезмерное охлаждение ведет к ослаблению организма, снижению его устойчивости, уменьшению сопротивляемости болезнетворным микробам, повышает риск развития заболеваний.
У человека при погружении ступней ног в холодную воду происходит прилив крови к слизистым оболочкам носа и верхних дыхательных путей, повышение их температуры и увеличение количества выделяемой слизи. Все это создает благоприятные условия для развития микробов, попадающих на слизистые оболочки. Быстрое увеличение числа микробов и одновременное ослабление сопротивляемости организма ведут к возникновению воспалительных процессов, простудных заболеваний - катару верхних дыхательных путей, ангине, воспалению легких. Защитником человека от различных заболеваний, и в частности – от простудных заболеваний – является иммунная система. Иммунная система человека "распознает" все вредные и чужеродные вещества, проникающие в организм, и создает защиту против вирусов и бактерий, предупреждает развитие раковых клеток. Эта система начинает формироваться в основном на этапе внутриутробного развития и заканчивает свое формирование примерно на первом году жизни малыша. Если ребенок находится на естественном вскармливании, то через молоко матери он получает защитные вещества, и таким образом усиливается еще не совсем совершенный собственный иммунитет. Хуже, если малыш лишен материнского молока: он чаще и тяжелее болеет. Такие дети особенно нуждаются в закаливании.
Как возникает простуда? У незакаленного человека сосуды носоглотки от холода суживаются, и кровоток ухудшается. Вообще, организм человека устроен так, что при нормальном кровообращении никакой вирус не пройдет в клетку. Простуда начинается тогда, когда нарушается кровоток в верхних дыхательныхnорганах. Вот тут все те вирусы, которых так много вокруг нас, проникают в клетку. Вирусы - паразиты. Они могут жить и размножаться только внутри клетки. Пораженная вирусом клетка погибает и отторгается. На эту поврежденную поверхность уже вторично воздействует бактериальная инфекция.
Что дает закаливание? Если же ребенок приучен к холоду, то реакция сосудов меняется, вплоть до обратной: под влиянием холода сосуды закаленного человека вначале суживаются, а потом резко расширяются. В какой момент закаливания происходит такое изменение реакции сосудов - через месяц, полгода или неделю? У каждого ребенка это индивидуально.
Для достижения наибольшего эффекта закаливания необходима постоянность воздействия и постепенное повышение его интенсивности. Если остановиться на одной и той же интенсивности нагрузки, например, поливать ребенка постоянно водой одной и той же температуры, не снижая ее, или проводить процедуры редко (несколько раз в месяц), то эффекта от такого закаливания не будет.
Таким образом, благодаря закаливанию организм получает способность реагировать на изменение температуры окружающей среды раньше, чем наступит чрезмерное охлаждение или перегревание.
2. Основные правила закаливания.
В выборе тактики закаливания важны систематичность, постепенность, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, возраст, разнообразие средств и форм, активный режим, сочетание общих и местных процедур. Осуществляя закаливание детей, следует учитывать анатомо-физиологические особенности организма ребенка, несовершенство его терморегуляторного механизма. Чем меньше ребенок, тем резче выражена эта особенность. Детский организм вследствие недостаточного развития нервной системы плохо приспосабливается к изменениям температуры окружающей среды. В связи с этим легче наступает нарушение теплового равновесия.
Для того чтобы закаливание было эффективным и не навредило ребенку нужно выполнять основные правила закаливания:
Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года без перерывов. Перерывы в закаливании ведут к ослаблению адаптационных механизмов, формирующихся под влиянием закаливающих процедур. Даже у взрослых через 3 - 4 недели после прекращения закаливающих процедур резко ослабляется выработанная устойчивость к воздействию холода. У детей на первом году жизни исчезновение эффекта адаптации происходит в еще более короткие сроки - через 5 - 7 дней. По мере изменения условий, связанных с временем года, процедуры надо варьировать, не отменяя их полностью. Например, летний душ зимой можно заменить обливанием ног. Обеспечить систематическое проведение закаливающих процедур в течение круглого года можно лишь в том случае, если они прочно войдут в распорядок дня ребенка и будут сочетаться с обычными мероприятиями, проводимыми в различное время суток (умывание, прогулка, сон, игра, гигиеническая ванна и т.д.).
Постепенное увеличение силы раздражающего воздействия. Закаливание основано на свойстве организма постепенно приспосабливаться к необычным условиям. Устойчивость к воздействию пониженных температур должна воспитываться последовательно, но непрерывно. Переход от более слабых по воздействию закаливающих процедур к более сильным (за счет понижения температуры воздуха, воды и увеличения продолжительности процедуры) необходимо осуществлять постепенно. Особенно это важно для детей раннего возраста и ослабленных детей (недоношенных, страдающих гипотрофией, рахитом, аллергическими заболеваниями).
Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. При любых закаливающих мероприятиях необходимо учитывать возраст и состояние здоровья ребенка и индивидуальные особенности его организма. С возрастом нагрузки нужно постепенно увеличивать. Чем слабее ребенок, тем осторожнее надо подходить к проведению закаливающих процедур, но закаливать его надо обязательно! Если ребенок все же заболеет, необходимо посоветоваться с врачом, можно ли продолжать хотя бы некоторые процедуры с уменьшенной силой воздействия; если этого сделать нельзя, придется по выздоровлении начать все сначала.
Проведение закаливающих процедур на фоне положительной настроенности ребенка. Любое закаливающее мероприятие следует проводить, предварительно создав ребенку хорошее настроение. Нельзя допускать плача, появления чувства беспокойства или страха перед закаливающими процедурами. Если ко времени выполнения процедуры ребенок чем - то расстроен, плачет, лучше перенести процедуру на другое время или совсем отменить: положительного эффекта от этой процедуры получить уже не удастся.
Соблюдение температурного режима кожных покровов. Во время закаливания обязательно проверяйте состояние кожи ребенка: проводить процедуру можно лишь в том случае, если нос и конечности у него теплые. Если ребенок охлажден и у него уже имеется сужение сосудов, выработать положительную реакцию на закаливание не удастся, можно получить лишь обратный эффект. Вредно и перегревание: оно повышает влажность кожи, что изменяет ее теплопроводность, в результате чего даже умеренное воздействие прохладной воды или воздуха могут привести к значительному переохлаждению организма ребенка.
За выполнением основных принципов закаливания нужно следить очень тщательно. В случае появления малейших признаков неблагоприятного воздействия закаливающих процедур - вялости или возбуждения, нарушения аппетита и сна - немедленно прекратите закаливание и обратитесь к врачу.
3. Основные виды закаливающих процедур.
Закаливающие процедуры разделяют на общие, когда воздействию подвергается вся поверхность тела, и местные, направленные на закаливание отдельных участков тела. Местные процедуры оказывают менее сильное действие, чем общие. Но добиться полезного эффекта можно и при местном закаливании, если умело подвергать воздействию температурных факторов наиболее чувствительные к охлаждению участки тела - ступни, горло, шею. Особенно полезно сочетать общие и местные закаливающие процедуры. Это намного повышает устойчивость организма к неблагоприятным внешним факторам. Воздушные ванны из всех естественных сил природы рассматриваются как наиболее "мягкие" и безопасные процедуры. С них обычно и рекомендуется начинать систематическое закаливание организма. Закаливающее действие воздуха связано с разницей температур между ним и поверхностью кожи. Слой воздуха, находящийся между телом и одеждой, обычно имеет постоянную температуру около 27-28°С. Разница между температурой кожи одетого человека и окружающим воздухом, как правило, невелика, поэтому отдача тепла организмом почти незаметна. C помощью закаливания можно повысить не только приспосабливаемость детского организма к изменению внешних условий, но и заложить на всю жизнь прочный фундамент здоровья.
При самом внимательном уходе немыслимо оградить ребенка от всех неожиданных перемен температуры, внезапных сквозняков, ветров, дождей, сырости. Но для изнеженного, привыкшего к постоянному теплу организма такое случайное охлаждение становится особенно опасным, так как его способность самостоятельно защищаться от холода уже значительно ослаблена. Чем старательнее кутают ребенка, тем более он уязвим для простуды, чем чаще болеет Единственное надежное средство - закаливание.
Длительное пребывание на свежем воздухе - непременный элемент закаливания. Даже зимой нужно стараться, чтобы дети были на прогулке не менее 3 - 4 час. Как правило, во время прогулки проводятся подвижные игры.
Можно выделить несколько способов закаливания воздухом. Рассмотрим эти способы применительно к детям до года.
I способ - проветривание помещения. Закаливание воздухом начинается именно с этого. Лучший способ проветривания - сквозное, его можно устраивать в отсутствие ребенка. Закаливающим фактором при проветривании помещения является понижение температуры на 1 - 2°С. Осенью и зимой проветривать помещение необходимо 4 - 5 раза в день по 10 - 15 минут. Летом окно должно быть открыто, оптимальная температура воздуха в помещении, где находится грудной ребенок, - + 20.
Исследования показали, что при более высокой температуре в помещении рост и развитие ребенка задерживаются.
II способ - прогулка, включающая и сон на воздухе. Желательно как можно больше времени проводить под открытым небом. Летом за городом целесообразно питание, сон, гимнастику, игры вынести на свежий воздух. В любое время года полезно гулять, не забывая, однако, что одевать ребенка нужно по погоде. Детей с 2 - 3 - недельного возраста в холодное время года при температуре воздуха не ниже - 5°С надо выносить на улицу. Продолжительность первой процедуры - 10 минут, в дальнейшем время прогулки следует довести до 1, 5 - 2 часов и гулять два раза в день. В теплое время года прогулки с ребенком должны быть ежедневными, 2 - 3 раза в день, между кормлениями по 2 - 2, 5 часа.В первые 1, 5 года жизни ребенка рекомендуется дневной сон на воздухе. При этом быстрое засыпание, спокойный сон, ровное дыхание, розовый цвет лица, отсутствие пота, теплые конечности по пробуждении свидетельствуют, что ребенок одет правильно, то есть находится в состоянии теплового комфорта. При охлаждении или перегревании ребенок спит беспокойно. Синющность лица, холодный нос, холодные конечности являются показателями резкого охлаждения. Потный лоб и влажная кожа свидетельствуют о том, что ребенку жарко. III способ - воздушные ванны. Под влиянием воздушных ванн повышается поглощение кислорода, существенно изменяются условия теплообмена, улучшается состояние нервной системы ребенка - он становится спокойнее, лучше ест и спит.
Для детей первого года жизни воздушные ванны начинаются с пеленания. Полезно при каждом пеленании и переодевании оставлять ребенка на некоторое время раздетым. Раздевать и одевать ребенка надо не торопясь. Температура воздуха во время воздушной ванны должна постепенно снижаться до + 18 - 20°С. Время воздушных ванн следует постепенно увеличивать, причем уже с месячного возраста воздушную ванну надо сочетать с массажем и гимнастикой.
В течение первого полугодия жизни рекомендуется проводить воздушные ванны по 10 минут 2 раза в день. Начинать надо с 3 минут, ежедневно прибавляя по 1 минуте.
В течение второго полугодия - 2 раза в день по 15минут, ежедневно увеличивая продолжительность ванны на 2 минуты.
Во время и после воздушной ванны ребенок должен выглядеть бодрым, у него должно быть хорошее настроение. Следите за тем, чтобы дети в это время не плакали и имели возможность двигаться. Признаки переохлаждения: при появлении «гусиной кожи» надо одеть ребенка, прекратить проведение воздушной ванны, а в дальнейшем уменьшить ее продолжительность. Всегда необходимо обращать внимание на сон и аппетит ребенка: их нарушение может быть признаком неблагоприятного влияния воздушной ванны. В летний период воздушные ванны можно сочетать с солнечными.
Закаливание солнечными лучами.
Солнечный свет совершенно необходим для нормального развития ребенка. Недостаток его вызывает различные отклонения в организме детей, приводит к заболеванию рахитом. Вместе с тем неблагоприятно отражается на детском организме и избыток солнечных лучей. Рекомендации о разумном использовании солнца как закаливающего фактора должны особенно тщательно выполняться по отношению к детям. Ни в коем случае нельзя допускать слишком длительного пребывания детей под палящими лучами солнца. Во время прогулок и солнечных ванн голова ребенка должна быть всегда прикрыта легким светлым головным убором. Детей в возрасте до 1 года нельзя подвергать облучению прямыми солнечными лучами. Лучше всего в этом возрасте проводить закаливание рассеянным солнечным светом. Ребенку лучше находится в так называемой «кружевной тени». Вначале он должен быть одет в рубашку из легкой светлой ткани при температуре воздуха + 22 - 24°С. В середине бодрствования ребенка надо раздеть и оставить его обнаженным на несколько минут, постепенно увеличивая время закаливания до 10 минут. На голову малышу нужно надеть панамку. Полезно, чтобы он в это время свободно перемещался в манеже, на площадке, играя с игрушками.
При хорошем общем состоянии, если ребенок хорошо переносит нахождение в кружевной тени деревьев, можно подставить его и под прямые солнечные лучи, вначале на полминуты, а затем постепенно довести время пребывания на солнце до 5 минут. Производить эту процедуру необходимо утром (до 10 - 11 часов) или вечером (после 17). Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не перегрелся. При покраснении лица, появлении раздражительности, возбудимости надо увести его из кружевной тени деревьев или из - под прямых лучей солнца в тень и напоить остуженной кипяченой водой. Если ребенок ослаблен заболеваниями, закаливание солнечными лучами должно проводиться очень осторожно, под контролем постоянно находящегося рядом взрослого, необходимо также периодически консультироваться с лечащим врачом или врачом ЛФК, которые разрешают и дозируют процедуру.
После воздушных ванн, проводимых в помещении, можно переходить на открытый воздух. Регулировать действие воздуха на организм помогает постепенное облегчение одежды. Одно из эффективных средств закаливания - дневной сон на открытом воздухе летом и зимой в любую погоду. Лучше всего укладывать детей спать на веранде или балконе.
Детям постарше после облучения рассеянным светом можно разрешать пребывание под прямыми лучами солнца.
Закаливание солнцем лучше всего проводить во время прогулок или спокойной игры детей в утренние часы.
Необходимо внимательно следить за тем, чтобы ребенок не "обгорел". Первое время солнечные ванны ему лучше принимать в легкой одежде - белой панаме, светлой рубашке и трусах. Через 3-4 дня вместо рубашки надеть майку, еще через несколько дней он может принимать процедуры обнаженным. Длительность первых - 4 мин (по 1 мин на спине, животе, правом и левом боку). Затем каждые 2-3 дня прибавляйте по 1 мин. на каждую сторону тела. Таким образом, длительность солнечных ванн доводится для детей в возрасте 3-4 лет до 12-15 мин, для детей 5-6 лет - до 20-25 мин. и для 6-7-летних детей - до 20-30 мин.
После солнечной ванны желательно провести обливание или другую водную процедуру. Как правило, детям достаточно принимать солнечную ванну 1 раз в день. Во время закаливания солнцем постоянно следите за поведением ребенка. При появлении сердцебиения, головной боли, вялости закаливание солнцем прекратите и обратитесь к врачу.
Закаливание детей водой следует начинать с местных процедур - умывания, мытья ног перед сном, игр с водой. С раннего возраста приучать детей к прохладной, но, конечно, не очень холодной воде.
При местных водных процедурах начальная температура воды должна быть 28-30°С, затем ее снижают через каждые 3-4 дня на 1-2°С, для грудных детей до 20-22°С, а для детей старше года до 16-18°С. В дальнейшем от местных процедур переходить к кратковременным общим процедурам - обтиранию, обливанию, ванне, душу, купанию в открытых водоемах.
Рекомендуется начитать с сухих обтираний. Делать это кусочком фланели. Тело ребенка протирают до появления небольшой красноты.
Через две недели приступают к влажным обтираниям. Рукавичку из махровой ткани смачивают в воде и немного отжимают. Сначала обтирают руки, затем ноги, живот и спину. Обтирание продолжается 1-2 минуты. После этого кожу вытирают сухим полотенцем и делают легкий массаж до появления умеренного покраснения. При общем обливании голову оставляют сухой. Обливание продолжается 20 - 30 сек. Затем тело быстро вытирают насухо.
Температура воздуха в помещении во время обливания не должна быть ниже 18°С. Необходимо внимательно следить за самочувствием ребенка до и после процедуры. Легкое побледнение, появление "гусиной" кожи в начале обливания вполне естественны. Однако если они держатся слишком долго, немедленно прекратите процедуру.
Ванна является длительной процедурой, поэтому температуру воды обычно не снижают. Дети в возрасте до 6 мес. получают гигиеническую ванну ежедневно. Температура воды для детей до 1 года - 37°С, продолжительность ванн - 5 мин.
Купание в открытых водоемах - самый лучший способ закаливания в летнюю пору. Купаться дети могут начинать только после предварительного закаливания воздухом и водой. Температура воды в открытом водоеме должна быть не менее 22°С, а воздуха 24°С. Время пребывания в воде вначале составляет 3 мин., затем постепенно увеличивается до 6-8 мин. Купаться детям достаточно 1 раз в день. Лучшее время для этого в средней полосе - от 11 до 12ч. Ребенку более старшего возраста очень хорошо дать возможность бегать босиком, особенно утром. Замечательным эффектом закаливания обладает хождение босиком по росе. Как можно больше разрешайте ребенку бегать по воде на речке, на озере, на пруду.
В некоторых исследованиях о закаливании предлагается использовать в качестве закаливающих процедур баню. Баня - замечательная закаливающая и лечебная процедура. Очень хороша баня при тяжелых диатезах, аллергических заболеваниях дыхательной системы. Противопоказания для бани гипертония высокой степени или гипотония, тяжелое поражение почек, нервной системы, особенно повышенное внутричерепное давление, болезни сердца. Первый раз можно повести малыша в баню уже в 7-8 месяцев. Есть два варианта бани: сухая и парная. Дети, как правило, лучше переносят парную. Перед этой процедурой нужно приготовить заранее два-три тазика холодной воды. На голову малышу нужно надеть толстую шерстяную шапочку и занести его в парилку. Ребенок должен быть сухим. С грудным малышом не стоит торопиться: при его крике или испуге нужно тут же покинуть парилку. Выйдя оттуда, надо сразу же облить и ребенка холодной водой из приготовленных тазиков, потом завернуть его в простынку, дать ему питье: отвар шиповника, компот, воду с ягодами и т.п. Процедуру повторить три раза. Только после этого можно вымыть ребенка. Необходимо помнить, что все закаливающие процедуры - будь то воздушные, водные или солнечные - весьма сильное средство воздействия на детский организм, поэтому следует обязательно соблюдать все правила закаливания.
4. Гигиенические требования при проведении закаливания
Закаливание организма неразрывно связано с физическими упражнениями. Физические упражнения значительно расширяют функциональные возможности всех систем организма, повышают его работоспособность. Их оздоровительный и профилактический эффект связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Специфика того или иного метода закаливания и сопровождающих его физических упражнений требует особой формы одежды. При занятиях в летнее время одежда состоит из майки и трусов, в прохладную погоду используется хлопчатобумажный или шерстяной трикотажный спортивный костюм. Во время занятий зимой используется спортивная одежда с высокими теплозащитными и ветрозащитными свойствами. Для обеспечения гигиены тела при занятиях физическими упражнениями необходимо, чтобы спортивная одежда была изготовлена из тканей, обладающих следующими свойствами: гигроскопичность, вентилируемость, ветроустойчивость, теплозащитность и др. Обувь должна быть легкой, эластичной и хорошо вентилируемой. Она должна быть удобной, прочной и хорошо защищать стопу от повреждений. Важно, чтобы спортивная обувь и носки были чистыми и сухими во избежание потертостей, а при низкой температуре воздуха обморожения. В зимнее время года рекомендуется непромокаемая обувь, обладающая высокими теплозащитными свойствами. Таким образом, закаливание важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур. Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их.
II. Закаливание детей дошкольного возраста.
Система дошкольного образования является предметом внимания множества специалистов, имеющих отношение к педагогике и здоровью детей. Именно в это время даются необходимые предпосылки для будущего успешного умственного развития и базис для сохранения здоровья ребенка.
Важно правильно организовать мероприятия, связанные с поддержанием и укреплением здоровья ребенка дошкольного возраста. В этом плане очень важную роль играет закаливание в детском саду. Эта традиция со времен советской системы образования была практически забыта. Но постепенно начинает возрождаться - и не зря.
Закаливание детей в детском саду может испугать родителей. Многим это представляется варварским методом, при котором их бедных детишек будут обливать холодной водой на морозе из железного ведра. Это абсолютно не обоснованные предрассудки. А вот польза от закаливания в детском саду очевидна.
Такие процедуры не только поднимают общий уровень иммунитета. Они способствуют профилактике большинства классических детских и подростковых болезней. А так же являются основой полноценного физического развития ребенка. Для достижения таких результатов должна быть разработана система закаливания в детском саду. То есть это не должно быть какое-то разовое мероприятие. Специалисты должны разработать комплекс мер, все тщательно рассчитать и смоделировать.
Во-первых, все процедуры должны быть спланированы таким образом, чтобы вся система являлась круглогодичной. Закаливание в детском саду летом – гарантия того, что осенью и зимой ребенку будут не страшны простуды и ОРВИ. Это лучше всего подходит для еще пока слабых детских организмов. Нагрузка должна возрастать постепенно. А комфортные для детей летние условия как нельзя лучше подходят.
В этот период можно проводить с детьми все виды закаливания в детском саду. Водные процедуры, обтирания, обливания принесут детям не только пользу, но и огромное количество радости. И если пользы для здоровья они пока не ощущают, то вот положительные эмоции помогут сформировать привычку к правильному здоровому образу жизни.
Основное правило в организации детского закаливания – верное сочетание методик закаливания в детском саду. Конечно, их существует множество. Но, как правило, лучше всего воспринимаются самые щадящие методики и те, в которые можно привнести игровой момент. К тому же, весь процесс должен быть комплексным.
Методы закаливания в детском саду.
Самые распространенные методы закаливания известны многим и могут осуществляться даже в домашних условиях. Методы закаливания в детском саду практически ничем не отличаются от того, что нам пытались привить когда-то родители или бабушки с дедушками. Среди них:
Полоскание горла прохладной водой с постепенным понижением температуры;
Хождение босиком по полу или специальным дорожкам, имитирующим гальку или речную поверхность;
Обтирание мокрым полотенцем;
Погружение ног в холодную воду с постепенным понижением температуры и удлинением временного интервала.
Очень распространена методика контрастных воздушных закаливаний. Она сочетает в себе закаливание воздухом и физические упражнения. Суть подобных методик закаливания в детском саду состоит в следующем:
Сразу после обеденного сна, еще не вставая с постели, дети начинают выполнять несложные упражнения.
После этого, разогрев мышцы и пробудив организм, они снимают спальную одежду и продолжают упражнения только в белье.
Затем начинаются комплексные физкультурные упражнения, направленные на укрепление мышц, предотвращение сколиоза и плоскостопия. Все занятия проводятся сначала в теплом помещении, затем в более прохладном, затем снова в более теплом.
Но все же самым классическим способом является закаливание водой в детском саду. Это целый комплекс мероприятий. В него входят и умывания, и занятия в бассейне, и разнообразные души.
III.Закаливание детей младшего школьного возраста.
В младшем школьном возрасте организм ребенка перестраивается. Это связано с тем, что у него меняется распорядок дня, увеличивается количество нагрузок. Готовность ребенка к школе определяется не только тем, умеет ли он читать и считать. Важен еще физический и психический уровень развития. Закаливание поможет преодолеть ребенку психологические трудности и укрепить здоровье. Одним из самых простых и действенных способов закаливания служит простое регулирование температуры помещения. Оно осуществляется путем проветривания через форточку или окно, что повышает работоспособность учащихся. Для младших школьников температура воздуха может изменяться на 5-7°С. Прогулки на открытом воздухе у школьников должны длиться не меньше 3-3,5 часов в день. Благодаря таким прогулкам кровь насыщается кислородом, улучшается кровообращение. Воздушные ванны младшим школьникам можно принимать при температуре +18-22°С в течение 5 минут, постепенно увеличивая продолжительность до 20 минут. Родителям не надо брать с собой детей в баню, пока им не исполнится 12 лет. В этом возрасте дети могут сделать 2 захода по 1-2 минуте. Такие предостережения связаны с тем, что у детей еще не полностью «налажены» механизмы терморегуляции, поэтому резкая смена температур им противопоказана. Перед сном можно проводить обливание ног водой, температура которой составляет +28°С. Позже ее можно понизить до +16°С. Обливания — прекрасное средство для профилактики простудных заболеваний. Однако не стоит торопить события. Начинать лучше с обтираний. Обтирание — более щадящая процедура. Начинать ее можно в любое время года. Обтирание проводится так: кожа протирается смоченной в воде тряпочкой или губкой и потом насухо вытирается полотенцем до покраснения. Так закаливание совмещается с массажным эффектом. Летом школьники могут не вытирать тело, а дать влаге высохнуть. Можно растирать капли ладонями, чтобы ускорить процесс высыхания. В помещении, где проводится обтирание, столбик термометра не должен опускаться ниже +18-20°С. Температура воды, которой смачивают тряпку или губку, должна быть примерно +30-32°С, потом температуру можно уменьшать на 1°С каждые 3 три дня. Но температура не должна быть ниже +16°С. Сначала начинают растирать грудь и живот, потом области поясницы и спины, последними обтирают конечности. Сама процедура не должна длиться дольше 2-3 минут. Обливания можно начинать лишь через месяц после регулярных обтираний. Вначале температура «обливочной» воды должна быть не ниже +32-33°С, позже ее можно довести до +20°С. Обливание по времени должно длиться не больше 2 минут. После обливания, как и после растирания, надо насухо вытереться полотенцем до легкого покраснения. Душ также очень полезен. Мыться под таким душем можно от 1 до 5 минут. Начинать можно с температуры +30-32°С, постепенно снижая ее до +21-22°С. Для контрастного душа разница температур должна быть от 4 до 11°С. Водные процедуры способствуют ускорению обмена веществ, благотворно действуют на нервную, сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Само по себе закаливание не поможет, если у ребенка нет установленного режима дня. Для укрепления здоровья одного закаливания мало. Если много заниматься, много смотреть телевизор вместо прогулок, мало спать, толку от закаливания не будет.
Заключение.
В предупреждении всех заболеваний и особенно так называемых простудных (острый насморк, сезонные респираторные заболевания) огромную роль играют солнце, воздух и вода. Но проводить закаливание надо умело, соблюдая установленные правила, чтобы не вызвать заболевания. Особая осторожность необходима при выполнении различных процедур у ослабленных или страдающих хроническими заболеваниями детей, а также у малышей, у которых приспособительные защитные механизмы менее совершенны. Начинать закаливание можно в любое время года, но лучше летом, когда ребенок здоров.
Чтобы правильно проводить закаливание, необходимо соблюдать ряд правил: систематическое использование закаливающих процедур во все времена года, без перерывов. Постепенное увеличение дозы раздражающего действия. Учет возрастных и индивидуальных особенностей организма ребенка. Все закаливающие процедуры должны проводиться на фоне положительных эмоций. Нарушение этих правил приводит к отсутствию положительного эффекта от закаливающих процедур, а иногда и к гиперактивации нейроэндокринной системы и последующему ее истощению. Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные. Общие включают правильный режим дня, рациональное питание, занятия физкультурой. К специальным закаливающим процедурам относятся закаливания воздухом (воздушные ванны), солнцем (солнечные ванны) и водой (водные процедуры).
      Закаленные дети не боятся переохлаждения, перепадов температуры воздуха, влияния ветра, у них резко снижается заболеваемость, они активны, восприимчивы.
      Закаливание- один из простых способов поддержания не только детей в хорошей физической форме, здоровых, но и взрослых.