Использование мультимедийных средств на школьных уроках физики.


Использование мультимедийных средств на школьных уроках физики.
Зубова Елена Ивановна, учитель физики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 28» города Курска
Мультимедийные средства играют большую роль в образовательном процессе. Они не заменяют учителя и учебники физики, а создают современные, новые возможности для усвоения материала: повышается наглядность, расширяются возможности демонстрации опытов, которые затруднительно или невозможно поставить в учебном заведении.
Применяя мультимедийные средства на уроках, существенно, предоставляется хорошая возможность заинтересовать обучающихся учебной деятельностью, развивать самостоятельную и исследовательскую деятельность.
Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Вспомним известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Мультимедийная технология позволяет мне:
1) процесс обучения (урок) сделать более интересным, разнообразным, интенсивным, более значимыми становятся наблюдение, разного рода эксперименты, моделирование, конструирование
Например :8 класс тема: «Тепловые явления» использую компакт- диск с виртуальными экспериментами и объяснениями понятными и доступными ученикам, интерес этого диска в том, что там приборы реальные, но виде человечков и выдуманные приборы, которых в природе не существует. Ученикам интересно и очень хорошо запоминается данная тема. В моей коллекции имеются компакт- диски по всем темам школьного курса;
2) учесть индивидуальные особенности учащихся; например: на компьютере по очереди выполнять различные задания ;3) интенсифицировать самостоятельную работу учащихся; например, самостоятельно провести лабораторную работу по физике и тут же проверить свои знания;
4) увеличить объем выполненных на уроке заданий; например, с помощью презентации через проектор можно показать решения задач;
5) быстро и точно оценить способности и знания ребенка, например с помощью слайд – шоу
6) за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать; например: при изучении ряд тем где используются графики : «Равномерное и неравномерное движение» - 7,9 класс, «Газовые законы» - 10 класс7) применить новые, эффективные технологии, формы и методы обучения; например: различные презентации по разным темам, различные анимации
8) увеличить возможность и состав учебного эксперимента, благодаря использованию компьютерных моделей тех процессов и явлений, эксперименты с которыми в школьных условиях учебных лабораторий были бы невозможны; например : 11 класс «Атомная физика», «Квантовая физика» и др..
Мультимедийная среда дает хорошую возможность «конструировать» уроки и внеклассные учебные занятия, определяя их оптимальное содержание, формы и методики обучения; способствует организации учебного процесса не только в традиционно-урочной, но и в проектной, дистанционной формах обучения. Это особенно важно для обучения одаренных детей, детей с ограниченными физическими возможностями, детей, пропустивших большое количество занятий из-за болезни.
Мультимедиа означает объединение нескольких способов подачи информации - текст, неподвижные изображения (рисунки и фотографии), движущиеся изображения (мультипликация и видео) и звук (цифровой и MIDI) - в интерактивный продукт.
В моей работе очень помогают использование мультимедийных средств. Современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ.