Урок русского языка в 9 классе «Повторение темы Сложное предложение»


Русский язык. 9 класс.
«Повторение темы "Сложное предложение"»
Теоретический опрос
1. Что такое ССП?
- ССП – это такое сложное предложение, в котором простые предложения связаны с помощью сочинительных союзов.
№ 2. Что такое СПП?
- СПП - это такое сложное предложение, в которых простые предложения связаны с помощью подчинительных союзов.№ 3. Что такое БСП?
- БСП - это такое сложное предложение, в котором простые предложения связаны без союзов (с помощью интонации и по смыслу).
Теоретический диктант
Задание: из диктуемых учителем предложений выпишите союзы и определите их разряд по значению и функции (сочинительный или подчинительный):
(1) Дети отдыхали, купались и загорали.
(2) Метафизика хочет стать наукой, походить во всем на науку, хотя это мало ей удается. 
(3) Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
(4) Он сделал лишних двести верст, зато увидел Ермолова.
(5) Купи в магазине яблоки или апельсины.
(6) Старое общество было основано на следующем принципе: либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя.(7) Это слова одинаково звучащие, то есть омонимы.
(8) Володя даже привстал, чтобы закрыть окно.
(9) Если придётся защищать свою страну, в глубине сердца я буду родной дом.
(10) Когда мне исполнилось десять лет, меня стали оставлять одного.
(11) Он повторил свои обвинения слабым, но смелым голосом.
(12) Тут все засмеялись, доктор тоже засмеялся.
(13) На улице шел не то дождь, не то снег.
(14) То гремел гром, то ярко вспыхивала молния.
(15) Мы узнали, что завтра гости не приедут.
(16) Во время чтения я испытывал приятное чувство, как будто плыву по морю.
(17) Он не уйдет, пока не закончит работу.
(18) Ничего не сказала рыбка, // Лишь хвостом по воде плеснула.
(19) Всегда у них в комнате тихо и смирно, словно и не живет никто.
(20) Петр Евсе́евич ежедневно следил за ростом сооружений, потому что в теплоте их крова приютятся тысячи трудящихся семейств.
(21) Я взял с собой зонтик, так как на улице шёл дождь.
№ Союз Разряд союза по значению и функции
1. и сочинительный
2. хотя подчинительный
3. да сочинительный
4. зато сочинительный
5. или сочинительный
6. либо... либо сочинительный
7. то есть сочинительный
8. чтобы подчинительный
9. Если подчинительный
10. Когда подчинительный
11. но сочинительный
12. тоже сочинительный
13. не то... не то... сочинительный
14. то... то сочинительный
15. что... подчинительный
16. как будто подчинительный
17. пока подчинительный
18. Лишь подчинительный
19. словно подчинительный
20. потому что подчинительный
21. так как подчинительный
Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения.
§ 8. Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Виды сложносочиненных предложений (ССП)
1. ССП с соединительными союзами (и, да (=и), не только ... но и, как ... так и, ни – ни, тоже, также).Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет.
2. ССП с разделительными союзами (или (иль), либо, то – то, не то – не то, то ли – то ли).То светило солнце, то шел дождь.
3. ССП с противительными союзами (а, но, да (но), зато, однако, же).Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила.
Простые предложения, входящие в ССП, отделяются друг от друга запятыми.
Задание № 1: спишите предложения, определите вид сочинительного союза; составьте схемы:
(1) Ни жертвы ни потери ни страданья народную любовь не охладят. (2) В сыром ночном тумане всё лес да лес да лес. (3) Море может быть в час заката то лиловым то красноватым то молчащим то говорливым. (4) Человек один в лесу обыкновенно или разговаривает сам с собой или свистит или поет или сшибает палкой сухие сучья. (5) Ветер! То ли ты западный то ли ты северный то ли восточный – не знаешь и сам! (6) Не то ребенок не то бесенок из леса выйдя преградил мне путь.
Ключ:
(1) Ни жертвы, ни потери, ни страданья не охладят.
[Ни , ни , ни ].
Соединительный союз.
(2) лес, да лес, да лес.
[ , да , да ].
Соединительный союз.
(3) Море может быть то лиловым, то красноватым, то молчащим, то говорливым.
[ то , то , то , то ].
Разделительный союз.
(4) Человек или разговаривает, или свистит, или поет, или сшибает.
[ или , или , или , или ].
Разделительный союз.
(5) То ли ты западный, то ли ты северный, то ли восточный – не знаешь сам!
[То ли , то ли , то ли - ].
Разделительный союз.
(6) Не то ребенок, не то бесенок преградил.
[Не то , не то , , ].
Разделительный союз.
Задание № 2: из данных предложений выпишите только грамматическую основу и однородные члены; составьте схемы предложений; определите тип сочинительного союза:
(1) Темная дождевая туча ушла уже далеко и унесла с собой грозу. (2) Ночь ложилась на горы и туман начинал бродить по ущельям. (3) Гаврила весь облился по́том однако продолжал грести во всю силу. (4) Солнце село но в лесу еще светло. (5) Ветер то глухо завывал то свистал порывисто.
Ключ:
(1) туча ушла и унесла. [ и ].
(2) Ночь ложилась, и туман начинал бродить. [ ], и [ ].
(3) Гаврила облился по́том, но продолжал грести. [ , но ].
(4) Солнце село, но светло. [ ], но [ ].
(5) Ветер то завывал, то свистал. [ то , то ].
№ Грамматическая основа Вид сочинительного союза
1 туча ушла и унесла. соединительный
2 Ночь ложилась, и туман начинал бродить. соединительный
3 Гаврила облился по́том, однако продолжал грести. противительный
4 Солнце село, но светло. противительный
5 Ветер то завывал, то свистал. разделительный
Упражнение № 59.
Задание № 1: спишите предложения, определите вид сочинительного союза; составьте схемы:
(1) Ни жертвы ни потери ни страданья народную любовь не охладят. (2) В сыром ночном тумане всё лес да лес да лес. (3) Море может быть в час заката то лиловым то красноватым то молчащим то говорливым. (4) Человек один в лесу обыкновенно или разговаривает сам с собой или свистит или поет или сшибает палкой сухие сучья. (5) Ветер! То ли ты западный то ли ты северный то ли восточный – не знаешь и сам! (6) Не то ребенок не то бесенок из леса выйдя преградил мне путь.
Задание № 2: из данных предложений выпишите только грамматическую основу и однородные члены; составьте схемы предложений; определите тип сочинительного союза:
(1) Темная дождевая туча ушла уже далеко и унесла с собой грозу. (2) Ночь ложилась на горы и туман начинал бродить по ущельям. (3) Гаврила весь облился по́том однако продолжал грести во всю силу. (4) Солнце село но в лесу еще светло. (5) Ветер то глухо завывал то свистал порывисто.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: спишите предложения, определите вид сочинительного союза; составьте схемы:
(1) Ни жертвы ни потери ни страданья народную любовь не охладят. (2) В сыром ночном тумане всё лес да лес да лес. (3) Море может быть в час заката то лиловым то красноватым то молчащим то говорливым. (4) Человек один в лесу обыкновенно или разговаривает сам с собой или свистит или поет или сшибает палкой сухие сучья. (5) Ветер! То ли ты западный то ли ты северный то ли восточный – не знаешь и сам! (6) Не то ребенок не то бесенок из леса выйдя преградил мне путь.
Задание № 2: из данных предложений выпишите только грамматическую основу и однородные члены; составьте схемы предложений; определите тип сочинительного союза:
(1) Темная дождевая туча ушла уже далеко и унесла с собой грозу. (2) Ночь ложилась на горы и туман начинал бродить по ущельям. (3) Гаврила весь облился по́том однако продолжал грести во всю силу. (4) Солнце село но в лесу еще светло. (5) Ветер то глухо завывал то свистал порывисто.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: спишите предложения, определите вид сочинительного союза; составьте схемы:
(1) Ни жертвы ни потери ни страданья народную любовь не охладят. (2) В сыром ночном тумане всё лес да лес да лес. (3) Море может быть в час заката то лиловым то красноватым то молчащим то говорливым. (4) Человек один в лесу обыкновенно или разговаривает сам с собой или свистит или поет или сшибает палкой сухие сучья. (5) Ветер! То ли ты западный то ли ты северный то ли восточный – не знаешь и сам! (6) Не то ребенок не то бесенок из леса выйдя преградил мне путь.
Задание № 2: из данных предложений выпишите только грамматическую основу и однородные члены; составьте схемы предложений; определите тип сочинительного союза:
(1) Темная дождевая туча ушла уже далеко и унесла с собой грозу. (2) Ночь ложилась на горы и туман начинал бродить по ущельям. (3) Гаврила весь облился по́том однако продолжал грести во всю силу. (4) Солнце село но в лесу еще светло. (5) Ветер то глухо завывал то свистал порывисто.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: спишите предложения, определите вид сочинительного союза; составьте схемы:
(1) Ни жертвы ни потери ни страданья народную любовь не охладят. (2) В сыром ночном тумане всё лес да лес да лес. (3) Море может быть в час заката то лиловым то красноватым то молчащим то говорливым. (4) Человек один в лесу обыкновенно или разговаривает сам с собой или свистит или поет или сшибает палкой сухие сучья. (5) Ветер! То ли ты западный то ли ты северный то ли восточный – не знаешь и сам! (6) Не то ребенок не то бесенок из леса выйдя преградил мне путь.
Задание № 2: из данных предложений выпишите только грамматическую основу и однородные члены; составьте схемы предложений; определите тип сочинительного союза:
(1) Темная дождевая туча ушла уже далеко и унесла с собой грозу. (2) Ночь ложилась на горы и туман начинал бродить по ущельям. (3) Гаврила весь облился по́том однако продолжал грести во всю силу. (4) Солнце село но в лесу еще светло. (5) Ветер то глухо завывал то свистал порывисто.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: спишите предложения, определите вид сочинительного союза; составьте схемы:
(1) Ни жертвы ни потери ни страданья народную любовь не охладят. (2) В сыром ночном тумане всё лес да лес да лес. (3) Море может быть в час заката то лиловым то красноватым то молчащим то говорливым. (4) Человек один в лесу обыкновенно или разговаривает сам с собой или свистит или поет или сшибает палкой сухие сучья. (5) Ветер! То ли ты западный то ли ты северный то ли восточный – не знаешь и сам! (6) Не то ребенок не то бесенок из леса выйдя преградил мне путь.
Задание № 2: из данных предложений выпишите только грамматическую основу и однородные члены; составьте схемы предложений; определите тип сочинительного союза:
(1) Темная дождевая туча ушла уже далеко и унесла с собой грозу. (2) Ночь ложилась на горы и туман начинал бродить по ущельям. (3) Гаврила весь облился по́том однако продолжал грести во всю силу. (4) Солнце село но в лесу еще светло. (5) Ветер то глухо завывал то свистал порывисто.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------