Воспитание как социально-педагогическая ценность и основа формирования личности

Воспитание как социально-педагогическая ценность и
основа формирования личности
Выступление на ШМО
Учитель Рахимзянова Г.Ш.

Из всех обязанностей по отношению к другим первейшей является правдивость в словах и делах.
Г. Гегель
В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан. Огромная масса учащейся молодежи влилась в новую систему общественных и межличностных отношений в условиях рынка. При этом система воспитания дала сбой. Произошла переориентация целей и ценностей, расслоение целей людей и общества. Растерянность педагогов, семьи, отсутствие общественных организаций, которые ранее решали задачи воспитания, усугубили проблему. Все яснее становится понимание роли семьи в формировании, поддержании и развитии познавательных интересов ребенка. Поэтому работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса школы.
Требуется формировать конструктивный характер общения родителей со школой и школы с родителями. Конструктивный характер общения предполагает понимание сторонами того, чем они занимаются. Поэтому в основе любого общения с родителями должно лежать понимание того, что школа может, должна и каковы пределы ее возможностей и ответственности.
Негативные явления в детской среде, усилившиеся в последнее десятилетие, подтвердили необходимость тесного педагогического союза школы и семьи. Это объективно обусловлено тем, что восприятие мира младшими школьниками (прежде всего людей – их настроений, состояний, характера взаимоотношений) определяется опытом общения ребенка в семье, на основании которого он усваивает ценностное отношение к окружающему.
К. Д. Ушинский в своё время говорил о школе «семейного характера». Выдвигая, принцип народности воспитания и указывая пути его осуществления, К. Д. Ушинский, в частности, выступал за укрепление связи школы с общественностью, семьей, чтобы школа, по его выражению, стала «семейным делом» народа, и тот, заботясь о пользе своих детей, зорко и ревниво охранял ее. Вместе с тем «семейной» по характеру должна стать и сама школа, взращивая в детях дух взаимной любви и ответственности.
Смыслом, в школе «семейного характера» дошкольной и школьной жизни ребенка, является подготовка его к будущей взрослой жизни: овладение культурой общения с окружающим миром (природой, людьми, самим собой) как основной успешной и целостной самореализации. Соответственно в такой школе уроки, домашние задания и внеклассные мероприятия должны быть семейного характера. Например, темы уроков по литературному чтению могут звучать следующим образом: « Читаем стихи времён моей бабушки», «Учим наизусть сказку для младшего брата», «Сочиняем стихотворение для мамы», «Сказка ложь, да в ней намёк – для папы моего урок» и т.п. Домашние задания: вопросы для мамы под контролем ребёнка, тест для папы с участием ребёнка, составить кроссворд, составить ребус и т. д.
В образовательном учреждении дети приобретают общественные и учебные навыки, интеллектуально и эмоционально развиваются. Приобретение ребенком общественных и учебных навыков – вот поле взаимодействия школы и родителей, а фундамент его интеллектуального и эмоционального развития обеспечивается в рамках изучаемых школой программ.
Поэтому основным содержанием общения родителями должны стать ход процесса приобретения детьми общественных и учебных навыков, а также процессы интеллектуального и эмоционального развития ребенка. При этом необходимо добиваться от родителей приятия той мысли, которая повторялась уже не раз: жизненные навыки так же важны для будущей жизни ребенка, как и академические. Они должны идти рука об руку. И тогда ученик будет вести себя эффективно в мире взрослых работающих людей.











15