Психологический тренинг Саморазвития личности


Психологический тренинг
«Саморазвития личности»
Психолог гимназии №15 Садырова К.К.
22.08.2012г.
г. АлматыПсихологический тренинг «Саморазвития личности».
Садырова К.К.
Цель: Помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх. Наиболее и полно реализовать себя в поведении и деятельности, утвердить свои права и собственную ценность.
I-этап : ориентировочный
Цель этапа: Эмоциональное объединение участников группы. (психотехнические упражнения)
II-этап: развивающий
Цель: Активация процесса самопознания. Повышение собственной значимости, ценности.
III-этап: закрепляющий
Цель: Повышение самопознания в целях укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов.
Психолог: Здравствуй, Я рад познакомится.
А) для быстрейшего знакомства каждый из вас сейчас сделает себе визитку, т.е. укажет на карточке свое имя, которым будет пользоваться на протяжении всего тренинга.
При этом вы вправе взять себе любое имя: свое настоящее, которое вы носите с детства, игровое имя, например героя любимого мультфильма или литературного персонажа: имя своего близкого друга или хорошего знакомого. Вам предоставляется полная свобода выбора. Решайте!
Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Затем вам нужно прикрепить свою визитку на одежду. В дальнейшем на всем протяжении занятий вы должны обращаться друг другу по этим именам. У вас три минуты для того чтобы вы сделали свои визитки и подготовились к знакомству. Затем вам дается пять минут, что бы поприветствовать, возможно, большее количество участников, начав диалог словами: «Здравствуй, я рад с тобой познакомится…» (далее следует имя человека, которого вы приветствуете, согласно его визитной карточки).
Во время приветствия вам нужно подчеркнуть свою индивидуальность, сказать так, что бы Ваш партнер сразу запомнил Вас, Например: «Здравствуй, я рад с тобой познакомится. Меня зовут Саша. Больше всего я люблю компьютерные игры и сам учусь составлять программы для них».
Все внимательно слушают друг друга, чтобы запомнить индивидуальные качества собеседника. Затем, когда приветствие завершается, каждый участник группы пот кругу называет всех своих знакомых. При этом вспоминается индивидуальность каждого.
Играет музыка. (Мелодичная, тихая, релаксация)
Каждый человек в той иной степени обладает определенным запасом жизненных позиций. Каждый человек, безусловно, индивидуален.
Я – это я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как я. Есть люди, чем- то похожие на меня, но нет никакой точности такой же, как я.
Поэтому все, что исходит от меня - этот подлинное мое, потому что именно я выбрала это.
Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включается все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут увидеть; чувства, какими бы они ни были, -тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость, мой рот и все слова, которые он может произносить, вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные, ой голос, громкий или тихий, все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самой.
Мне принадлежит мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи.
Мне принадлежит все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки.
Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомится с собой. Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня, и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе самой.
Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видела и ощущала, что Я говорила и что Я делала, как я думала и как Я чувствовала, Я вижу, что не вполне меня устраивает.
Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самой.
Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. У меня есть все, чтобы быть близкой с другими людьми, чтобы быть продуктивной, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.
Я принадлежу себе и поэтому я могу строить себя.
Я – это Я, Я - это замечательно.
Дети постепенно открывают глаза. Делаться своими эмоциями, ощущениями, происходившими во время релаксации.
Правила нашей группы.
После того как мы познакомились, приступим к изучению основных правил тренинга:
1. Доверительный стиль общения.
2. Общение по принципу «здесь и теперь».
3. Персонификация высказываний (отказываемся от безличной речи.)
4. Искренность в общении.
5. Конфиденциальность всего происходящего в группе.
6. Определение сильных сторон личности (каждому члену группы- как минимум одно хорошее и доброе слово.)
7. Недопустимость непосредственных оценок человека (Не говорим «Ты плохой человек», а просто подчеркнем «ты плохо поступил».
8. Как можно больше контактов и общения с различными людьми.
9. Активное участие в происходящем.
10. Уважение к говорящему.
Игра «Кого задумываем?»
Водящий выходит за дверь. Оставшиеся в комнате договариваются между, кого из присутствующих участников тренинга «они задумают».
Водящий входит и начинает спрашивать « Если бы этот человек был деревом, то каким?» (Если погодой, то какой? Можно угадывать до 3-х раз.) Этот тренинг помогает водящему узнать какой коллектив, сплочен ли он? А это нам обязательно надо знать. Детям этот тренинг нравится они высказывают свои мнения по поводу «задуманного участника»
Игра «БИП!»
Вся группа сидит кругом. Водящий с завязанными глазами ходит внутри круга, периодически садясь к участнику на колени. Его задача- угадать, к кому он сел. Ощупывать не разрешается. Сидящий должен сказать: БИП не своим голосом, чтобы его не узнали, если узнал, то он садится.
В ходе этого тренинга психолог узнает о сплоченности коллектива.
Групповая дискуссия «Шляпа»
Участники разбиваются на 4 подгруппы. Представитель из каждой группы выбирает жребий-бумажку, на котором написан «цвет шляпы».
Когда цвета распределены, дается задание: каждой из подгруппы подготовить отзыв о прошедшем семинаре, исходя из следующих значений цветов.
Зеленая шляпа. Охарактеризовать семинар с позиции разума. Какие знания и умения дал тренинг, что представляется наиболее полезным, а что не очень? Где и как можно использовать полученные знания и умения?
Красная шляпа. Описать тренинг с позицией эмоции и чувств. Что вызвало положительные переживания, а что0- отрицательные? Какие моменты семинара были самыми яркими в эмоциональном плане?
Черная шляпа. Дать отрицательную обратную связь: отметить, что не понравилось, оказалось неприятным, скучным или бесполезным, что следовало бы сделать по –другому.
Белая шляпа. Дать положительную обратную связь: отметить, что понравилось на семинаре, что удалось, было полезным, в чем участники видят основные достижения для себя.
Дается 5-10 минут на обсуждение и подготовку. Кратко рассказать о прошедшем семинаре с позицией доставшегося им цвета.
Игра «Прошлое настоящее и будущее»
На стул садится доброволец. Чтобы его было видно другим. Остальные некоторое время наблюдают за ним, разглядываем его, всматриваемся, изучаем.
Затем делимся впечатлениями, которые вызвал у участников игрок.
1. Каким этот человек был в раннем детстве?
2. Какими ласкательными и уменьшительными именами звали его мама и близкие?
3.Как его дразнили в школе, каким характером он отличался?
Игрок не вступает в разговор. Он слушает и мысленно отмечает для себя совпадение, точное или неточное догадки, переживания, эмоции?
4.Затем каков участник в семье, в коллективе?
5. Каким будет через 10лет, через20 лет. Чего добьется?
После этого слово предоставляется человеку, который сидел на горячем месте. Он комментирует высказывание других.
Психолог: Процесс саморазвития личности можно и нужно активизировать с помощью специальных педагогических средств.
Саморазвитие — это творческий процесс, в котором человек созидает чистоту своей подлинной сущности, и в целом мире не найдется ничего важнее этого.