На тему: Методика выявления индивидуальных особенностей психического развития личности

Методический материал


Структура личности
методики
литература

I.Познавательная сфера
1) восприятие



2) внимание








3) память









4) Особенности мыслит .деят.








5) Общая характеристика процессов воображения

II.Эмоциональная сфера









III. Волевая сфера.








IV. Интересы

V. Способности



VI. Личностные способности.





















VII.Межличностные отношения


а) восприятие цвета
б) восприятие форм геометрических фигур
в)методики изучения зрительного и слухового восприятия

а) методика оценки (Рим. Цифра) дин.внимания.(таблицы Горбова)
б) оценка устойчивости внимания.(коррект. Проба -2 вариант)

в) Исс-е особ. Внимания, методом коррект пробы
г) оценка переключения внимания ( табл. Горбова-Шульте черно-красные).
а) объем словесно-логической и образной памяти
б) длительность («10 слов», «Пиктограммы»

в) точность («метод размещения..»)
г) быстрота(«10 слов»)
д) Преоблад.тип «Выявление типа памяти методом воспроизведения по разному восприятию слов»
а) логичность «Искл. Четверт. Лишнего»
Матрицы Ровена(детский вар.)
б) Гибкость, (м-ка Лачинса)
в) Глубина (толкование пословиц)
г) широта
д) критичность
е) самостоятельность
ж) преобладающий тип( методики определения наглядно-образного мышления)
а) пятна Роршаха
б) м-ка исследования изображения
в)методика изучения детской креативности

детский вариант методики Розенцвейга.
Тест тревожности Амона-Дарки
Личностный опросник Р. Кеттела( шкалыС ,D, F, J, Y,O, Q4)
Методика «Цветозапись»
Цветовой тест отношений (Люшер)



методика эмоционального пресыщения
наблюдение за ребёнком в процессе тестирования
методика выявления уровня саморегуляции



Беседа

Методика «Выявление успешности умственных операций»


Личностный опросник Кеттела (детский вариант)
Проективная методика «Несуществующее животное»

Методика «Рисунок семьи»

4)Методика комплексного изучения самооценки и ценностных ориентаций.

5) методика определения самооценки(Дембо-Рубинштейн)

6)Наблюдение за проявлением свойств темперамента.








методика «Социометрия»


тест «Рене Жиль»


Исследование межличностных отношений по методике Я.Л.Коломинского.


« М-ки выявления индивид.особенностей..»
Дощина З.В. «Оценка степени готовности детей к обучению в школе»
Е.И. Рогов «Настольная книга практического психолога в образовании» М,1995 г.

«Практические занятия по психологии» Е.И.Рогов

«Методики выявления индивидуальных особенностей..»


Практ зан. по психологии



Е.И.Рогов «Наст.книга..»

Практич .зад. по психологии

«Методики выявления инд. особенностей»)



«Методики выявления инд. обенностей»)

«Рабочая книга школьного психолога»Рогов «Настольная книга школьного психолога в образовании»
«Общая психодиагностика» под ред.В.В.Столин, А.А.Бодалёва, МГУ 1987 г

К .Ингенкамп
«Педагогическая диагностика» М,1991 г.
Методики выявления индивидуальных особенностей психического развития личности.



Дубровина И.В.»Школьная психологическая служба»
Е.В.Рогов «Настольная книга практического психолога в образовании»

Общая психодиагностика. МГУ,1987

«Диагностика школьной дезадаптации» 1993г( с.71-73)
«Методики выявления индивидуальных особенностей»
«Практические занятия по психологии для психологов школ» Пермь,1993 г. (с.5-8)



«Диагностика школьной дезадаптации» М,1993 г(75-78)
«Женская психология» 1994г


«Практические занятия по психологии для психологов школ» Пермь, 1993г(11-13)






Основные направления методов психологической коррекции в системе психологической помощи подростков с признаками умственной отсталости

Название метода
авторы
Краткая характеристика метода
Общие показания к проведению

Бихевиоральная терапия
Э.Торднайк; Б.Скинер и другие
Основной целью психологической коррекции в рамках поведенческого подхода является выработка у ребёнка нового адаптивного поведения или преодоление дезадаптивного поведения
Низкий уровень развития самоконтроля, саморегуляции, низкий уровеь развития адаптивного поведения

Телесно – ориентировання терапия
В.райх; А.Лоуэн; Ф.Александер;Т.Ханна;Д. Боаделла; и др.
Это терапия тела
(работа с телом)
Неврозы, депрессивные реакции, страхи, психосоматические расстройства, эмоциональные проблемы.

Когнитивная терапия
Ж.Пиаже; Д.Келли;А.Риле; А.Бек; Л.С. Выготский и др.
В процессе когнитивной психокоррекции основное внимание уделяется познавательным структурам психики ребёнка и делается упор на его особенности личностию
Личностные нарушения, депрессивные реакции, страхи, психосоматические заболевания

Игровая терапия
З.Фрейд;А.Фрейд; Ж.Пиаже; Д.Б. Эльконин; К.Роджерс; И.Выгодская; А.Захаров и др.
Это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с помощью игры.
Социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические реакции, сверх комфорность и сверх послушание, нарушение поведения и вредные привычки, неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков

Аутогенная тренировка
И.Шульц и др.
Это метод психологической нагрузки и снятии нервного напряжения, посредством частого повторения подбадривающих фраз
Эмоциональные нарушения, психосоматические заболевания

Психогимнастика
Г.Юнова; Д.Морено; Чистякова и др.
Психогимнастика – это курс специальных занятий ( этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека( как познавательной, так и личностно- эмоциональной сферы)
Трудности эмоционального контакта, высокий уровень развития тревожности, агрессивности, низкий уровень развития коммуникативных навыков, низкий уровень развития внимания

Арттерапия
А.Хилл; З.Фрейд; К.Г.Юнг; К .Роджерс; А.Маслоу; Л.С.Выготский идр.
Это терапия искусством . В её структуру входят:
а) музыкотерапия;
б) библиотерапия;
в) проективный рисунок
г) сочинение историй
д) сказкотерапия;
е) куклотерапия
ё)пескотерапия
Арттерапия рекомендуется детям с 16 лет
Трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность эмоциональных реакций, эмоциональная депривация клиента,переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, наличие конфликтов в межличностных отношениях, неудовлетворенность в семейной ситуации, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции, негативная» Я- концепция», низкая искажённая дисгармоничная самооценка, низкая степень самопринятия.

Социально- психологический тренинг
Л.Анн и др.
Это форма специально организованного обучения для самосовершенствования личности, в ходе которого происходит овладение социально-психологическими знаниями, развитие способности познания себя и других людей; формирование положительной «Я – концепции»
Высокий уровень развития тревожности, агрессивности, низкий уровень развития самооценки, коммуникативных навыков


В зависимости от формы организации коррекционной работы выделяются два её вида ; индивидуальная и групповая психокоррекция.

15