Методическая разработка Формирование профессиональной компетентности учащихся для дальнейшей адаптации и социализации в трудовой деятельности



Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья пгт Опарино»
Формирование профессиональной компетентности учащихся
для дальнейшей адаптации и социализации в трудовой деятельности
Подготовили:
Феделеш Н.И., социальный педагог
Воронина Н.А., руководитель МО учителей трудового обучения
Слайд 2
Подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива.
Профориентационная работа нацелена на актуализацию профессионального самоопределения, предоставление информации о мире профессий, формирование у обучающихся способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии, необходимые для успешной социальной и профессиональной адаптации.Слайд 3 Трудовое обучение, как учебный предмет, является одним из ведущих в системе подготовки школьников с ограниченными возможностями здоровья, так как от его усвоения во многом зависит формирование социального опыта и поведения учащихся с ОВЗ, практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду. Практическая и коррекционная направленность обучения предмету обусловливает его специфику: все получаемые учащимися знания, являются практически значимыми, способствующими формированию знаний, умений и навыков для их социальной адаптации.
  С целью более точного определения возможностей учащихся, уточнения их профессиональных интересов в 6-9 классах проводятся профессионально ориентированные коррекционно-развивающие занятия по столярному и швейному делу.
Слайд 4 На уроках столярного дела ребята приобретают знания о свойствах древесины и способах её обработки. Знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия, выжиганием и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Эти трудовые навыки пригодятся в будущей профессии
Слайд 5 Чтобы стать мастером-швеёй, необходимо многому научиться. На уроках швейного дела учащиеся знакомятся с видами тканей, их свойствами, технологией швейного производства, принципами работы , особенностями швейного оборудования, технологиями его обслуживания. Учатся соединять детали тканей в готовое изделие при помощи различных швов, а также проверять их качество.
Слайд 6 Обучение цветоводству и декоративному садоводству носит практическую направленность, ориентирует учащихся на трудоустройство по профессиям, связанным с растениями, в озеленительных хозяйствах, в теплицах и других организациях.
Слайд 7 Обучение учащихся по программе «Подготовка младшего обслуживающего персонала» предусматривает сообщение учащимся специальных знаний, выработку умений и навыков, необходимых для обслуживания себя и близких, ведения домашнего хозяйства, а также подготовку учащихся к профессиям обслуживающего труда, основным содержанием которых является уборка помещений, уличных территорий Слайд 8 Важным звеном трудовой подготовки  учащихся в школе является организация конкурса среди учащихся девятого класса «Лучший по профессии». Конкурс проводится по двум профилям трудового обучения: столярное дело и швейное дело в целях формирования у обучающихся качеств личности, необходимых для повседневной производственно-бытовой деятельности; выявления уровня сознательного овладения приёмами труда и изучения профессиональных возможностей учащихся ; совершенствования профессионально-трудовой подготовки обучающихся с ОВЗ. 
Слайд 9 Наряду с трудовой подготовкой в школе-интернате ведется работа по профориентации, то есть осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с учетом потребности общества и своих способностей. В течении года проводятся профориентационные уроки, беседы, конкурсы, викторины, классные часы по профориентации, организуются выставки творческих работ учащихся.
Слайд 10 Встреча учащихся 8-9 классов со специалистами Центра занятости населения
Слайд 11 Индивидуальные и групповые консультации психолога, социального педагога для выпускников: игра-тренинг «Как стать успешным»
Слайд 12 Педагоги и учащиеся приняли активное участие в месячнике трудового воспитания и профориентационной работы. Подготовлены мероприятия:
- Фестиваль профессионального мастерства «Мой ФГОС – урок, занятие»: открытые уроки по профильному труду
- Фестиваль профессий «Все профессии нужны, все профессии важны!»: воспитательские занятия
Слайд 13 Проведены : игра-путешествие в профессию «Жизнь и труд»
Слайд 14 Игра-конкурс «КВМ-конкурс веселых мастеров»
Слайд 15 Познавательная викторина «Делу время – потехе час». 5-6 кл;
Слайд 16 Конкурс «Умелые руки не знают скуки» 7-8 клСлайд 17 Игровая программа для девочек «Маленькие хозяюшки»
Слайд 18 Подготовлен материал для традиционного спорт.проф. шоу «А ну-ка, девочки!», способствующий социальной адаптации, формированию трудовых, спортивных умений и навыков. В любой профессии важно быть здоровым. Спорт развивает ловкость, силу, координацию движений – качества, необходимые для будущей профессии.
Слайд 19 Изготовление творческих поделок для мам и бабушек «Наши руки не для скуки!»
Слайд 20, 21 Концерт «Для милых мам!»
Слайд 22 Профессиональная компетентность является основой для дальнейшей успешной деятельности. Если выпускники по окончании 9-го класса успешно социализируются в обществе и будут стремиться к поступлению в профессиональные учебные заведения - это и будет показателем успешной профориентационной работы в школе-интернате.