Урок – исследование по литературе «Загадка русской души» (по сказу Н.С. Лескова «Левша»)



Кузнецова Ольга Юрьевна,
учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ №20»
г.о. Электросталь

Конспект урока по литературе в 6 классе
Урок – исследование с использованием компьютерной технологии ТЕМА: «Загадка русской души» ( по сказу Н.С. Лескова «Левша» ) (Слайд №1) ЦЕЛЬ.
Совершенствовать навыки анализа текста;
развивать творческие особенности учащихся;
прививать любовь к чтению произведений Н.С.Лескова.
Развивать универсальные учебные действия учащихся. людям, окружающему миру. ОБОРУДОВАНИЕ. Портрет Н.С.Лескова. Иллюстрации к эпизодам сказа. Компьютер, мультимедийный центр для показа презентации. ИКТ как инструмент развития УУД.
ТИП УРОКА. Урок – исследование МЕТОДЫ: -аналитическое чтение; -объяснительно – иллюстративный; -беседа по вопросам; -частично – поисковый. ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ: -работа с учебником; --работа с иллюстрациями; -поиск художественных деталей портрета; -исследовательская работа. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: - устные ответы учащихся на вопросы;
- характеристика героя по плану; - чтение в лицах; - художественный пересказ; - сообщения учащихся; - индивидуальные и групповые задания. ХОД УРОКА. I этап. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Учитель. 1) Сегодня нам с вами предстоит работа по дальнейшему исследованию сказа Николая Семёновича Лескова «Левша». Возьмём с собой в путь знания, полученные на предыдущих уроках. 2) Тема нашего урока определена: «Загадка русской души». Слайд 1 3) Эпиграфы урока определены (Они на доске). Слайд 2 «Там, где стоит «левша», надо читать «русский народ» Н.С.Лесков. «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина». Н.С.Лесков. 4) Какую же цель мы с вами ставим перед собой, исходя из темы урока и опираясь на эпиграфы. Слайд 3 (Загадку чьей души нам предстоит разгадать?) – Левши А какую проблему будем решать? 5) a) Нам предстоит разгадать с вами, каким героем является левша: положительным или отрицательным? Слайд 4 b) Общая проблема: проблема униженности и бесправия народа, гибели талантов в России. План анализа образа левши. 1. Внешность. 2. Образование. 3. Откуда он родом. 4. Отношение к Родине.
УУД: Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Постановка и решение проблемы (учебных задач творческого и поискового характера под руководством учителя) способствуют формированию УУД
II этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. На столах учащихся находятся: листы оценки своей деятельности на уроке, листы для сбора информации по образу левши
Итак, в роли кого мы с вами сегодня будем выступать? (В роли читателя, исследователя, мыслителя) Выполняя эти роли, мы проследим, как формируется ваша жизненная позиция на примере одного произведения, одного образа. Итак, в путь! 1. Перед нами стоит проблемный вопрос: определить, к какому жанру относится это произведение? (к жанру сказа). Слайд 5 Дайте определение этому понятию. СКАЗ – это жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведётся от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи. Слайд 6 Найти приметы сказа в 1-ой главе. 2. Чтобы вспомнить сюжет произведения, я предлагаю вам игру :«Рассыпанные открытки». (Вызвать 6 учащихся. Найти своё место. Что изображено на открытке?) ( 1. Англичане дарят русскому императору блоху. 2. Николай Павлович посылает Платова в Тулу. 3. Работа тульских мастеров. 4.Левша на царском приёме. 5.Левша в Англии. 6.Возвращение левши в Петербург и его бесславная смерть). Выводы . УУД: Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков (через прослеживание образа левши). Логические УУД: Подведение под понятие слова; установление причинно – следственных связей; при составление плана текста; между текстом и художественной иллюстрацией к нему
III этап. Построение проекта по теме урока. Три портрета левши в изображении разных художников. Слайд7 Проблемные вопросы: -как вы думаете какая из иллюстраций портрета подходит к сказу? - как изображается левша? -в какой главе он появляется? (в 6 главе. Зачитать.) - как выглядит левша? (проследим по тексту, учебник, стр.262. -как попадает левша к императору? Как держится с ним? (глава 13. Чтение по ролям). --Делают выводы по характеристике героя
УУД: Коммуникативные: основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письменная речь). Учащиеся вступают в диалог с автором произведения через сотрудничество и кооперацию, через постановку вопросов по изучаемому произведению, через речевые умения при участии в диалоге или дискуссии, чтении по ролям, составлении высказывания о героях и их поступках, оформлении своих мыслей.
IV этап. Самостоятельная работа. Творческая работа. Групповая работа
глава 14. (задание для 1-ого ряда) Слайд 8 Как наградили левшу за его удивительное мастерство? Платов ему сто рублей дал. Левшу отправили к англичанам, чтобы показать работу и каковые у нас в Туле мастера есть.
глава 15,(задание для 2-ого ряда) глава 16 (задание для 3-его ряда) Какие качества левши проявляются в этих эпизодах? (Патриотизм, преданность своему делу, своей Родине, горячая любовь к ней, трудолюбие, смекалка, чувство собственного достоинства, удивительная одарённость и вместе с тем поразительное невежество). Левша безобразный внешне, красив душой. Выводы. Учащиеся выделяют и удерживают предмет обсуждения, критерии его оценки.
Регулятивные УУД: Планирование вида деятельности для осуществления групповой работы и создания собственного продукта (кластера). Ведется контроль знаний по материалу прочитанного произведения V этап. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Здоровьесбережение
VI этап. Практическая направленность. Ответьте на вопросы. 1. Как закончилась жизнь талантливого левши? 2. Почему предсмертные слова левши не передали государю? 3. Кто же виноват в страшной судьбе левши? (Виноваты безответственные люди, представляющие власть, высокомерные и неблагодарные, не умеющие ценить талант. Гениальный мастер был по существу убит. Он не прельстился предложениями англичан, а стремился на любимую Родину, где его ждала смерть).
(задание по рядам) Слайд 9 Пример: 1. Характер. 2. Трудолюбивый, одарённый. 3. Любит, страдает, гордится. 4. Одарённый и невежественный. 5. Душа. Структурирование знаний по теме урока: A. Какой же смысл имеет пословица, вынесенная в эпиграф: «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина»? B. Какова ваша жизненная позиция? (Гордость за талантливость русского народа; горькое чувство от его униженности и бесправия, преступного к нему отношения со стороны властей). C. Чем отличается 20 глава от остальных глав? (Это речь автора, автор сожалеет о тех временах, когда работали такие мастера, как левша. Автор говорит, что машины только губят «аристократическую удаль», и ценит то, что нынешние работники вспоминают о старине «с гордостью и любовью». D. Чем же для каждого из вас стал левша, этот герой, имени которого мы не знаем, да и кличка его пишется с маленькой буквы? (Левша – главный герой, талантливый мастер, герой с «человечкиной душой», душа народа, его совесть, рыцарь добра и зла, олицетворение народного таланта, собирательный образ народа, выразитель русского народа, на нём держится Россия). Итак, мы можем ещё один эпиграф дописать: «Левша – это символ русского народа». Зачитывают записи по образу левши, делают вывод, что левша-положительный герой. Последователи левши. 1. Индивидуальные задания. 2. Современные умельцы. Слайд ( Как вы относитесь к людям, занимающимся подобным удивительным занятием? ( Какова ваша жизненная позиция? (С уважением, восхищением, поражаемся их трудолюбию, терпению). Общеучебные универсальные действия: Рефлексия на содержание и форму произведения: формулировать свою точку зрения о герое, сказе, подтверждая её фактами из произведения, что служит развитию умственных способностей, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Личностные УУД: Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героем произведения. Морально-этическая ориентация и нравственная оценка: формирование нравственной позиции учащихся на основе сопереживания, формирование эстетических чувств. VII этап. Домашнее задание по выбору.
Слайд 1. Написать мини – сочинение «Судьба мастера». 2. Пересказ эпизода «Царь Александр – I и Платов в Англии».
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Домашнее задание предусматривает элементы выбора, творчества
VIII этап. Рефлексия.
Слово учителя. Наш урок завершается. Мы говорим сегодня на только о левше, мы говорим о самих себе. Ведь мы – русские. Как же я, вы, все мы вместе соотносимся с таким понятием, как русский народ? Вывод учащихся. Мы должны знать свою историю, должны читать книги, создавать и беречь музеи, должны уметь многое делать своими руками, гордиться своей страной, её мастерами. Ребята, теперь вы сами оцените свою работу на уроке: 1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3. Урок мне показался коротким / длинным 4. За урок я устал / не устал 5. Моё настроение стало лучше / хуже 6. Материал урока мне был понятен / не понятен 7. Домашнее задание мне кажется лёгким / трудным Общеучебные универсальные действия: Интерпретация полученных данных, вывод по результатам исследовательской работы. Самооценка детьми собственной деятельности Результатом исследовательской работы становится альбом, собранный в ходе анализа литературного образа.
15