Подвижная игра, как средство развития физических и психических качеств личности детей младших школьников с ОВЗ


Подвижные игры, как средство развития физических и психических качеств личности детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
Святашова С.В.
КОУ школа-интернат № 6.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Она является эффективным средством формирования личности младших школьников, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», писал Сухомлинский.
Применение подвижных игр на различных этапах урока, является методом комплексного совершенствования двигательной деятельности младших школьников. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать физические, психические и специальные качества, без которых успешная учебная деятельность невозможна. Несмотря на то, что игры часто включают в себя действия, избирательно - направленные на совершенствование одного из качеств, их следует рассматривать как упражнения общего физического воздействия. Особенно это актуально при проведении занятий с детьми, имеющими инвалидность по слуху.
В результате наблюдения, тестирования и опираясь на исследования учёных (Выготский JI.C, 1924; Боскис P.M., 1963; Шиф Ж.И., 1968; и др.) можно сделать вывод, что показатели физического развития глухих и слабослышащих детей (рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, сила мышц ), ниже возрастной нормы слышащих сверстников. Наиболее выражены у глухих детей младшего школьного возраста нарушение моторики: шаркающая походка, полусогнутые ноги, малая амплитуда движений рук. Сами движения не пластичны и не точны. Скорость двигательных реакций замедлена. Отстает двигательная память. В 70% случаев наблюдается нарушение деятельности вестибулярного аппарата. В дыхательной системе отмечается диспропорция в объеме и экскурсии грудной клетки, не умение координировать ритм дыхания с ритмом устной речи.
Нарушение слуха, прежде всего, сказывается на психике школьника, своеобразии его общения с людьми и окружающим предметным миром. Отсутствие внутренней речи и словесного опосредования ограничивают объем внешней информации и всегда сопровождаются замедленностью и снижением восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения и всей познавательной деятельности в целом.
Поэтому моя рабочая программа для начальной школы направлена в первую очередь на коррекцию и компенсацию недостатков физического развития и укрепления здоровья в целом. Учитывая то, что для младших дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью, в программе для 1 класса подвижным играм отводится 20 часов учебного времени. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.   Детям младшего школьного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью учителя он овладевает новыми, более сложными движениями.  В 1 классе, учитывая отставание в развитии глухих детей, я еще не выдвигаю требование обязательного целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств в процессе игры, но наблюдаю, как во время её проведения активизируется внимание, повышается эмоциональное состояние.
Игры, включённые мной в программу для 1 класса коррекционной школы: с элементами построения, перестроения и общеразвивающих упражнений: «Класс, смирно!», «Совушка» ; «Мяч соседу»; с бегом: «Кот и мыши»; «К своим флажкам» салки «Дай руку»; с прыжками на месте и с места: «Попрыгунчики – воробушки»; «Прыжки через скакалку»; с прыжками в высоту «Достань мяч»; с прыжками в длину «Прыжки по кочкам»; с метанием на дальность и цель: «Мяч за линию»; «В круг». Игры коррекционной направленности: на развитие пространственной ориентировки – «Запомни своё место»; на воспитание внимания и памяти – «Следи за сигналом»; на развитие функции равновесия – «Все за командиром», «Юла», «Минёры». Игры с ходьбой и бегом, с предметом на голове, с раскладыванием и собиранием предметов.
Глухие дети мало эмоциональны и чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок. Увлеченность ребенка игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. Игра незаменимое средство для совершенствования движений, развивая их, способствует формированию быстроты, силы, выносливости, координации движений.
Велика роль подвижной игры в умственном воспитании глухого ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение.  Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры часто сопровождаются стихами и считалками они помогают пополнять словарный запас, обогащают речь детей.
Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.  Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу.
Таким образом, подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.