Профессионально-прикладная физическая подготовка в колледже.


Профессионально-прикладная физическая подготовка в колледже.
Преподавание физической культуры в КГУ «Зыряновский технологический колледж», осуществляется с применением здоровьсберегающих педагогических технологий, комплексы упражнений разрабатываются с учетом профессии.
Цель профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) – психофизическая готовность студентов к успешной профессиональной деятельности. Для достижения этой цели, необходимо создать у будущих специалистов готовность:
к достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии;
к предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечению профессионального долголетия;
к использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время;
к выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе.
Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:
формировать необходимые прикладные знания;
осваивать прикладные умения и навыки;
воспитывать прикладные психофизические качества;
воспитывать прикладные специальные качества.
Важным средством формирования профессионально-физических качеств и работоспособности в колледже является физическое воспитание, поскольку то, каким специалистом станет нынешний студент, зависит не только от того, насколько хорошо он учится, но и от умения владеть здоровыми жизненными навыками. Физическая культура в плане сохранения и улучшения здоровья должна занимать в учебно-педагогическом процессе значительно весомое место.
Подбор физических упражнений для различных профессий.
Для большинства профессий полезны упражнения, укрепляющие и развивающие мышцы туловища, рук, ног; потягивания; упражнения на расслабление мышц; упражнения, сохраняющие и развивающие гибкость, улучшающие осанку; укрепляющие сердечно-сосудистую систему и улучшающие дыхательные функции, совершенствующие координацию движений, оказывающие комбинированное воздействие.
Каждая профессия имеет свою двигательную специфику, отличающуюся условиями труда, психофизиологическими характеристиками и предъявляющая различные требования к уровню развития физических качеств, психофизиологических функций и психических свойств и качеств личности.
В настоящее время еще не существует специальной классификации физических упражнений, ориентированной на задачи ППФП специалистов различных профессиональных групп, поэтому в каждом отдельном случае этот вопрос должен решаться самостоятельно.
Однако при подборе средств физического воспитания в целях ППФП имеет смысл провести более дифференцированную их группировку, что позволит более направлено и избирательно использовать эти средства в процессе физического воспитания студентов.
Такими группами средств ППФП студентов можно считать: прикладные физические упражнения и отдельные элементы из различных видов спорта; прикладные виды спорта; оздоровительные силы природы и гигиенические факторы; вспомогательные средства, обеспечивающие рационализацию учебного процесса по разделу ППФП.
Прикладные физические упражнения, и отдельные элементы из различных видов спорта могут в сочетании с другими упражнениями обеспечить воспитание необходимых прикладных физических и специальных качеств, а также освоение прикладных умений и навыков.

Особенности ППФП студентов по избранным направлениям.
пециальность/квалификация Требования Средства ППФП Рекомендуемые виды спорта.
Слесарное дело/ слесарь – электрик по ремонту электрооборудования Развитие и совершенствование общей выносливости, тонкой координации движений пальцев рук, точности движений, концентрация внимания, развитие быстроты реакции, профилактика неблагоприятного воздействия условий труда, одностороннее развитие групп мышц, занятых в профессиональной деятельности. Бег на 3000, 1000 м, прыжки, упражнения на гимнастической скамейке, подъём туловища, ведение мяча пальцами рук, броски в цель на точность, поочерёдное отталкивание пальцами левой и правой руки от стены.
лёгкая атлетика, волейбол, настольный теннис.
Строительство и эксплуатация зданий и сооружений/ маляр Развитие силы, развитие статистической выносливости, совершенствование вестибулярной устойчивости, ловкости, формирование прикладных навыков (лазание по лестницам, канату, прыжки)
упражнения в лазании по вертикальной, наклонной , горизонтальной поверхности, по канату, перевороты боком влево,вправо. Ходьба по узкой опоре, прыжки с высокой опоры, упражнения с отягощениями и сопротивлениями гимнастика, баскетбол, лёгкая атлетика.
Техническая эксплуатация
дорожно-строительных машин (по видам)/ машинист бульдозера Развитие координации движения рук и ног, развитие статической выносливости мышц рук и плечевого пояса, развитие профессиональных функций: быстроты реакции, устойчивость и переключение внимания.
упр. с набивными мячами , гантелями, ведение мяча с ускорением, ускорения на короткие и дистанции гимнастика, баскетбол, лёгкая атлетика.
Двигательную деятельность человека, его трудовую активность определяют такие компоненты, как мышечная сила, выносливость, быстрота, координация движений, способность к концентрированному и устойчивому вниманию, реакция выбора и другие психофизические качества.
Акцент на данные упражнения является опорной составляющей физического здоровья. И могут быть применены студентами-выпускниками не только в период обучения в колледже, но и в их будущей профессии непосредственно на рабочем месте, во время активного отдыха, а так же для предотвращения производственного травматизма.
Мы полностью согласны со словами Нурсултана Назарбаева: «Только здоровая нация может называться конкурентоспособной».
М.Н. Захарченко
преподаватель физической культуры
КГУ «Зыряновский технологический колледж»
ВКО, г.Зыряновск