Понятие способностей в психолого-педагогической литературе. Музыкальные способности.


Подготовил: Голубков Владимир Олегович Способности В современной психологии и на протяжении всей истории её развития можно встретить разные определения понятия "способности" проанализировав литературу можно выделить 3 определения наиболее полно объясняющих, что есть способности: Рубинштейн Сергей Леонидович Способности-свойства и качества(индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности. Борис Михайлович Теплов Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Владимир Дмитриевич Шадриков Способности – свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляются в успешном и качественном своеобразии освоения деятельности. Немов Р. С Музыкальные способности Музыкальные способности - индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки. В той или иной степени музыкальные способности проявляются почти у всех людей. Ярко выраженные, индивидуально проявляющиеся музыкальные способности называют музыкальной одаренностью. Б.М. Теплов Музыкальный слух это способность человека воспринимать отдельные качества музыкальных звуков - высоту, громкость, тембр, а также ощущать функциональные связи между звуками в музыкальной системе и в музыкальных произведениях. Чувство ритма это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. Формирование чувства ритма у учащегося – одна из наиболее важных задач музыкальной педагогики и в то же время – одна из наиболее сложных. Имея ввиду реальные трудности, с которыми сопряжено музыкально-ритмическое воспитание, некоторые авторитетные специалисты склонны подчас скептически оценивать сами перспективы этого воспитания. Музыкальная память способность узнавать и воспроизводить музыкальный материал. Музыкальная память, как и память вообще, играя важную роль в области всякого умственного труда, труднее поддается искусственным способам развития и заставляет более или менее примириться с тем, что есть у каждого данного субъекта от природы. Н.А. Римский-Корсаков Н.А. Римский-Корсаков в своей статье «О музыкальном образовании», делил музыкальные способности на 2 группы: В слуховых способностях, к элементарным относятся гармонический и ритмический слух. Литература: 1. Карась C.C. Техника игры на фортепиано. – М: «Современная музыка», 2011.2. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей //Психология музыки и музыкальных способностей: хрестоматия. – М. : АСТ ; Мн. : Харвест, 2005. – 720 с.3. Винокурова Е. Развивающее обучение в классе фортепиано детской музыкальной школы. – Астрахань: Проект «LENOLIUS», 20084. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано //www.psyera.ru5. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка //www.girafejournal.com6. Остроменский, В. Д. Формирование музыкального познания. – Кишинев: Штиинца, 1988. – 160 с.