ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ


Приложение 1
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ……………...……………………………………………………………………………………...50
1.1. Статус документа……………………………..………………………………………………………………….…….50
1.2. Структура документа…………………………………………………………………………………………………..50
1.3. Цели и задачи программы развития просоциального поведения «Учимся, думаем, спорим»…………………...50
1.4. Общая характеристика программы развития просоциального поведения «Учимся, думаем, спорим»………….51
1.5. Ценностные ориентиры содержания программы…………………………………………………………………….51
1.6. Место программы в учебном плане…………………………………………………………………………………...52
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ……………………………………………………53
3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ……………………………………………………………………….…53
3.1. Основное содержание Программы…………………………………………………………………………………….53
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ……………………………………………………………....53
4.1. Календарно-тематическое планирование……………………………………………………………………………...53
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ…………………………………………………………………………….59
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………….…..61
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА1.1. Статус документаНастоящая программа развития просоциального поведения «Учимся, думаем, спорим» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (ФГОС «Начальная школа»). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами дополнительного образования в соответствии с целями обучения, которые определены стандартом.
1.2. Структура документаРабочая программа развития просоциального поведения «Учимся, думаем, спорим» представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся, содержание тем программы развития просоциального поведения «Учимся, думаем, спорим», перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.
1.3. Цели и задачи программы развития просоциального поведения «Учимся, думаем, спорим»Цель программы – это создание оптимальных педагогических условий для развития просоциального поведения у младших школьников.
Задачи программы
Обучающие:
расширять, обогащать, систематизировать, обобщать, уточнять представления младших школьников о проявлениях гражданской позиции.
Развивающие:
формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребенка к себе и своим качествам;
формирование умения работать в группе.
Воспитательные:
способствовать укреплению нравственной мотивации, актуализировать эмпатийные реакции, адекватные сложившиеся ситуации;
содействие проявлению гражданской позиции и одноименных нравственных в повседневной жизни, стимулировать и поощрять проявления активности, ответственности, патриотичности, бескорыстной помощи, нравственных форм поведения.
Реализация программы рассчитана на один год. Курс предназначен для младших школьников 2 класса.
1.4. Общая характеристика программы развития просоциального поведения «Учимся, думаем, спорим»Отличительной особенностью программы развития просоциального поведения «Учимся, думаем, спорим» является опора на задания неучебного и игрового характера, поэтому серьезная работа принимает форму игровой и тренинговой деятельности, т.к. именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу.
Все задания условно можно разбить на несколько направлений:
1.5. Ценностные ориентиры содержания программыСущественной особенностью занятий по развитию просоциального поведения в отличие от традиционных предметных уроков является перенесение акцента с результативной стороны учения на его процессуальную сторону. На занятиях не ставятся отметки, но оценивание осуществляется обязательно. В конце каждого занятия ученику предлагается таблица для оценки своей работы на каждом занятии. Дети избавляются от «отметочной» психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, так как никаких неудовлетворительных отметок за ним не последует. У детей постепенно формируется отношение к этим занятиям как к средству развития своей личности.
Основные принципы, на которых построена программа:
Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития».
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей развития детей, индивидуального подхода к учащимся:
системность: задания располагаются в определённом порядке – один вид деятельности сменяет другой;
принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются;
принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются по мере их овладения. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
Принцип доступности. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований. При выполнении заданий, контролируется и правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка. Ученик сам оценивает свою деятельность в конце каждого занятия в специальной таблице.
1.6. Место программы в учебном планеПо учебному плану (ОБУП) на дополнительное образование во 2 классе выделено 2 часа в неделю. Данная программа рассчитана на 36 часов (2 часа в неделю, 18 рабочих недель по ШУП).
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯЧтобы проследить динамику развития просоциального поведения учащихся необходимо проводить диагностику этих процессов в начале учебного года и в конце. Такую диагностику может провести учитель и школьный психолог. Данные заносятся в таблицу, чтобы проследить динамику развития просоциального поведения учащихся класса в течение учебного года, и в течение реализации программы. Диагностику можно проводить, используя разные методики.
3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ3.1. Основное содержание ПрограммыРаздел 1. Введение в программу (2 часа)
Раздел 2. Гражданско-патриотический блок (22 часов)
Раздел 3. Коммуникативно-личностный блок (10 часов)
Раздел 4. Подведение итогов (2 часа).
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ4.1. Календарно-тематическое планирование. 2 классКалендарно-тематическое планирование
Дата проведения № пп Тема занятия Основные компетенции Реализация национально-регионального компонента Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий) Диагностика
Память Внимание Коммуникативно-речевая Раздел 1. Введение в программу (2 часа)
1 Вводное занятие + + + - -
2 Начальная диагностика и тестирование - - + + +
Раздел 2. Гражданско-патриотический блок (22 часа)
3 Знакомство с классом и введение детей в курс занятий по теме «Воспитание гражданских добродетелей». + + + + + -
4 Беседа с детьми по теме «Государственный флаг». + + + + + -
5 Беседа с детьми по теме «Государственный Герб». + + + + + -
6 Беседа с детьми по теме Государственный Гимн». + + + + + -
7 Беседа направленная на выявление первичных представлений о нравственных добродетелях: а) долг и обязанность; б) гордость и патриотизм; в) активность и ответственность; г) самосознание и правосознание. + + + + + -
8 Тема «Гордость».
(Значение названия) + + + + + -
9 Тема «Патриотизм». + + + + + -
10 Тема «Долг». + + + + + -
11 Тема «Обязанность». + + + + + -
12 Тема «Ответственность».
+ + + + + -
13 Тема «Самосознание» (Человек как ценность; Гражданин-принадлежность к стране (государству) РФ; Символы Российской Федерации (флаг, герб, гимн) + + + + + -
14 Тема «Правосознание» (Правила, нормы, способы поведения и деятельности;
Основной закон Конституция Российской Федерации; Права Гражданина).
+ + + + + -
15 Тема «Гордость» ( Гордость за свои успехи, достижения, заслуги; Гордость за свое Отечество; Гордость за свой род, за свой народ, за свое государство).
+ + + + + -
16 Тема «Патриотизм» (Патриотизм как нравственная добродетель; Родина, род, родители любовь к ним).
+ + + + + -
17 Тема «Активность» (В делах во благо семьи, рода, народа, общества; государства Российская Федерация). + + + + + -
18 Тема «Нравственное самосознание - гражданское самосознание».
+ + + + + -
19 Тема «Нравственное правосознание - гражданское правосознание». + + + + + -
20 Тема «Нравственная гордость - гражданская гордость». + + + + + -
21 Тема «Нравственный патриотизм - гражданский патриотизм». + + + + + -
22 Тема «Нравственный долг - гражданский долг». + + + + + -
23 Тема «Нравственная обязанность - гражданская обязанность». + + + + + -
24 Тема «Нравственная ответственность - гражданская ответственность» + + + + + -
Раздел 3. Коммуникативно-личностный блок (инструкция к заданиям в приложении) (10 часов)
25 Игра с мячом + + + + -
26 Молекулы + + + + -
27 Представление в парах + + + + -
28 Пальцы + + + + -
29 Мой сосед + + + + -
30 Развитие рефлексии + + + + -
31 Звук Группы + + + + -
32 Попутчик + + + + -
33 Пантомима + + + + -
34 Перевоплощение в предмет + + + + -
Раздел 4. Подведение итогов (2 часа).
35 Итоговая диагностика и тестирование +
36 Выставка-конкурс «Лучшая книга». Литературная викторина. + + + + + +
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТУчебно-методический комплект включает в себя обязательные источники, список источников при подготовке программы для учителя, дидактические материалы и КИМы, дополнительные пособия для учителя и учащихся, а также медиаресурсы.
УМК
Алгазин, Д.А. Воспитание юных патриотов: Из опыта работы [Текст]: Пособие для учителя / Д.А. Алгазин. – М.: Просвещение, 2009. – 127 с.
Андреева, В.В. Воспитание нравственных добродетелей у младших школьников [Текст] / В.В. Андреева. – Пермь: Энциклопедия, 2011. – 311 с.
Аристотель. Этика [Текст] / Пер. Ж. Радлова. – СПб.: Нева, 1998. – 207 с.
Артеменко, О.М. Воспитать гражданина [Текст] / О.М. Артеменко. ‒ Киев.: Радяньска школа, 2006. – 78 с.
Богданова, О.С. Нравственное воспитание младших школьников [Текст]: дис ... д-ра пед. наук: 07.01.01: утв. 15.07.02. / Олег Степанович Богданов. ‒ М., 2001. ‒ 64 с.
Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников [Текст] / Н.И. Болдырев. ‒ М.: Педагогика, 1999. ‒ 224 с.
Давыдов, В.В. Психологические проблемы учебной деятельности школьника [Текст] / В.В. Давыдов. ‒ М.: Педагогика, 1977. ‒ 372 с.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. ‒ СПб: Питер, 2000. ‒ 742 с.
Карпова, Г.А. Педагогическая диагностика воспитанности и ценностных ориентаций школьников [Текст] / Г.А. Карпова. ‒ Екатеринбург: Уральск. гос. пед. ун-т, 1997. ‒ 31 с.
Корзинкина, Н.А. Особенности поведения подростка в типичных ситуациях социального взаимодействия с заданной нормой [Текст] / Н.А. Корзинкина. – М.: 2006. – 153 с.
Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2009. – 239 с.
Смирнова, Е.О. Настольная книга школьного психолога. 1- 4 классы [Текст] / Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина. – М.: Эскимо, 2011. - 384 с.
Ульянова, В.П. Социально-психологические особенности рефлексии нормативной ситуации подростками с делинквентным поведением [Текст] / В.П. Ульянова. – М., 2009. – 145 с.
Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников [Текст]: Пособие для классных руководителей / И.Ф. Харламов.– М.: Просвещение, 2003. – 160 с.
Хекхаузен, X. К. Мотивация и деятельность [Текст] / Х. Кб Хекхаузен – М.: Педагогика, 1996. – 654 с.
Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 1974. – 435 c.
Якобсон, С.Г. Психологические проблемы этического развития детей [Текст] / С.Г. Якобсон. – М.: Педагогика, 2004. – 483 c.
Приложение 2
Программа психологического тренинга
Тема занятия Ход занятия
Игра с мячом Ведущий: Запомнили имена друг друга? Я еще не все. Сейчас мы поиграем в игру, которая поможет нам запомнить имена лучше. Тот, кто поймает мяч, называет свое имя. А затем, бросая мяч другому человеку, называет его имя. Если кто-то забыл имя участника группы, то можно попросить его напомнить. Упражнение способствует лучшему запоминанию имен участников группы.
Молекулы Атомы (участники группы) беспорядочно движутся. По сигналу ведущего они объединяются в молекулы определенной величины (2-5 атомов) в течение 10 секунд, пока звенит колокольчик. Атомы, не вошедшие в состав молекул, выбывают. Ведущий должен каждый раз называть такое количество атомов, входящих в молекулу, чтобы один участник оставался лишним.
Это упражнение способствует раскрепощению участников, сближению, установлению контактов друг с другом.
Пальцы По команде ведущего участники группы выбрасывают какое-то количество пальцев: от 1 до 10. Группа должна выбросить одинаковое количество пальцев, не договариваясь. Игра происходит в полном молчании и продолжается до тех пор, пока все в группе не выбросят одинаковое количество пальцев. По окончании игры следует обсуждение. В зависимости от того, какую цель преследует ведущий, он выбирает и вопросы для обсуждения. Это упражнение, как и многие другие, можно повернуть по-разному. Представляется интересным использовать его для выявления и дальнейшего осознания участниками стереотипов поведения в социальной группе. На этом материале можно увидеть, стремится ли человек провести свою линию или идет за большинством, готов ли он к сотрудничеству с другими или стремится во что бы то ни стало навязать свое и т.п
Мой сосед Ведущий просит детей как следует посмотреть друг на друга, обратить внимание на волосы, глаза, прическу, одежду каждого из участников. Затем он просит одного из детей закрыть глаза и задает вопросы о ком-то из группы.
У кого в группе светлые волосы?
Какие глаза у А?
Кто одет в зеленую кофту?
Какая прическа у О?
Какого цвета волосы у твоего соседа справа?
Эта игра обычно проходит очень живо и способствует развитию наблюдательности, интереса друг к другу.
Развитие рефлексии Письменное задание: напишите на листе бумаги (или в тетрадях) 5 своих положительных качеств и 5 - отрицательных. Далее следует обсуждение. Оно может быть более или менее глубоким в зависимости от готовности группы.
Звук Группы Все участники встают в круг, взявшись за руки, зарывают глаза и озвучивают свое состояние, затем прислушиваются к звукам, которые издают другие и пытаются подстроиться под звук группы
Попутчик Дети свободно двигаются по комнате, и каждый произносит название той страны, в которую хотел бы поехать. Когда ребенок слышит, что кто-то еще произносит то же самое, то берет его за руку: «Нашел попутчика!». Перед началом игры ставится задача: найти себе попутчиков.
Пантомима Группа делится на две команды. Каждая команда придумывает несколько слов - понятий - (по числу членов противоположной команды). Затем начинается игра, заключающаяся в следующем: первая команда приглашает одного из членов второй и сообщает ему задуманное слово; задача этого человека - изобразить слово молча так, чтобы его команда догадалась, что это за слово. Затем команды меняются местами. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из участников не побудет в роли изображающего. Игра способствует развитию навыков невербального общения. Она не исключает обсуждения, если ведущий заметил в ходе игры что-либо интересное и желает довести это до сознания участников.
Перевоплощение в предмет Разложите на стульях или столе 12-15 разнообразных предметов (предметов должно быть на 3-5 штук больше, чем участников группы). Это могут быть: ручка, носовой платок, мягкая игрушка, губная помада, зеркало, скрепка и тому подобное. Задача участника - выбрать понравившийся предмет, а затем представить себе, что он является этим предметом, и рассказать о предмете от первого лица. Это упражнение требует грамотного обсуждения. Ход обсуждения, естественно, будет определяться имеющимся материалом (в виде рассказов участников) и зрелостью ведущего и группы. Кроме того, что ребенок идентифицируется с выбранным предметом, предмет еще служит маской, которая позволяет устранить барьер и полнее раскрыться. В этих рассказах в метафорической форме часто представлены острые внутриличностные или межличностные проблемы, волнующие автора. Поэтому это упражнение является хорошей взаимной подготовкой (участника и ведущего) к дальнейшей консультативной работе.
Зеркало Группа встает в круг. Каждый по очереди выходит в центр круга и совершает какие-то движения. Остальные - зеркальная комната - его изображают. Инструкция находящемуся в центре: «Можно делать что угодно, но нельзя касаться зеркал». Это важно произнести в группе, так как агрессивный подросток обязательно попытается ударить или толкнуть одно из «зеркал». Хотя если агрессивный ребенок не осознает свою агрессивность, и вы хотите поработать на него, то бывает полезно ему постоять в центре круга, который отвечает агрессией на его агрессию. После этого упражнения важно обсудить, что чувствовал каждый из участников, находясь в центре.