Внеурочная деятельность как средство формирования мотивации просоциального поведения у младших школьников


Внеурочная деятельность как средство формирования мотивации просоциального поведения у младших школьников
Современные ученые-педагоги проблему просоциального поведения подрастающего поколения исследовали в различных аспектах: концептуальные основы воспитания разрабатывали О. Вишневский, О. Сухомлинская; общепедагогические основы образования и воспитания Ю. Завалевский, Н. Косарева, Е. Чорная; психолого-педагогические основы И. Бех, О. Киричук; проблемы формирования системы ценностей обосновано в работах Л. Коринной, Л. Крицкой; процесс формирования гражданской позиции О. С. Багдановой [8, с. 55].
Феномен просоциального поведения обеспечит новый импульс духовному оздоровлению нации, формированию в России гражданского общества, которое предусматривает трансформацию гражданского сознания, моральной и правовой культуры личности и базируется на приоритете прав человека.
В просоциальном поведении младшего школьника решающее значение приобретает педагогически организованное четкое взаимодействие как классной, так и внеклассной деятельности, поэтому главное внимание мы направили на разработку форм воспитательной деятельности, на построение такой ее системы, которая смогла бы обеспечить постепенное возрастание потребностей ученика относительно проявления его гражданственности.
Формирование мотивации просоциального поведения у младших школьников может быть осуществлено, на наш взгляд, наиболее эффективно во ВД в НШ.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь − это достижение личностных и метапредметных результатов [45].
Поэтому важное место в организации внеурочной деятельности детей занимает создание условий для духовного становления личности, подготовки ребенка к предстоящему жизненному самоопределению, формирование у него активной гражданской позиции, готовности учащегося к самостоятельному нравственному выбору, становление у него системы ценностей и способности реализовать их в практической деятельности, потребность в самосовершенствовании, самореализации в социально и личностно значимой деятельности, формирование у младшего школьника определенного отношения к окружающему миру и к самому себе, и др.
Организация внеурочной деятельности детей должна строиться с учетом актуальных проблем и трудностей для конкретного образовательного учреждения, детской группы и определенного временного отрезка. Следовательно, для достижения более эффективных результатов целесообразно использовать программы, адаптированные к конкретным проблемам и условиям функционирования общеобразовательного учреждения. Таким образом, необходимо активнее внедрять в образовательный процесс модифицированные и авторские программы.
Эффективному достижению каких-либо воспитательных задач способствует и возможность реализации разнообразных видов программ внеурочной работы. Их классификация, основные характеристики представлены Д. А. Алгазиным [1, с. 15] (см. табл. 1).
Таблица 1.
Классификация педагогических программ во внеурочное время (по Д.А. Алгазину)
Характеристика программа Варианты характеристики
1. По полу Смешанные, для мальчиков, для девочек
2. По продолжительности реализации Одногодичные, двухгодичные и др.
3. По формам реализации Групповые, индивидуальные
4. По видам деятельности Художественная, техническая, эколого-биологическая, туристско-краеведческая, культурологическая и др.
5. По воспитательным результатам Комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от 1-ого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности
6. По тематической направленности Направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания)
7. По достижению результатов определенного уровня Образовательная программа, обеспечивающая 1-ый уровень результатов; Образовательная программа, обеспечивающая 1-ый и 2-ой уровни результатов; Образовательная программа, обеспечивающая 2-ой и 3-ий уровни результатов
В отличие от общеобразовательных программ во внеурочной работе программы более динамичны по своим содержательным характеристикам. Программы, к которым утрачивается интерес детей и родителей, как и программы, требующие специалистов, значительных затрат, уходят из общеобразовательного плана, на их место приходят новые программы, более востребованные.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности [9, с. 3]:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
5) художественное творчество;
6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
7) трудовая (производственная) деятельность;
8) спортивно-оздоровительная деятельность;
9) туристско-краеведческая деятельность.
В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).
Направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ внеурочной деятельности, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.
При организации внеурочной деятельности в условиях образовательного учреждения педагогическими работниками разрабатываются соответствующие направлениям базисного учебного плана образовательную(ые) программ(у)ы внеурочной деятельности[45].
Реализация авторских программ дает возможность учителю прогнозировать результаты духовно-нравственного развития и воспитания личности, проектировать воспитательные ситуации, выстраивать их в последовательности, ведущей к желаемым личностным результатам, разрабатывать содержание воспитательного процесса, ориентируясь на приоритетные воспитательные ценности, отбирать педагогические технологии в соответствии с поставленными задачами.
На современном этапе одной из основных задач при подготовке учителя начальных классов к организации внеурочной деятельности является их ориентация на разработку авторской программы.
Процесс формирования гражданской позиции должен быть непрерывным, то есть, охватывать урок, внеклассные и факультативные занятия, общественную деятельность школьников, всю внеклассную и внеурочную деятельность учащихся.
Согласно требованиям ФГОС нового поколения результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности [45].
Основой формирования просоциального поведения и социальной активности является внеурочная деятельность школьников. Она имеет больше, чем урок, временное пространство, больше количество субъектов участников того или иного вида деятельности и несет в себе приоритет воспитания в человеке тех или иных умений, навыков, личностных качеств. Внеурочная деятельность обладает (при определенных условиях) огромным потенциалом, так как ребенку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» в соответствии со своей шкалой ценностей.
Таким образом, внеурочная деятельность - это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время.
Каждый вид внеурочной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
Четкая организация внеклассной работы расширяет воспитательные возможности школы, способствует самоопределению школьников, помогает им активно включиться в разные виды деятельности, формирует навыки сотрудничества в коллективе. Это позволяет педагогам определить интересы, склонности школьников, помочь реализовать их на практике. Вместе с тем, внеклассная деятельность помогает сплотить ученический коллектив, способствует формированию практических учений и навыков приобретения ежедневного гражданского опыта, приобщает к участию в органах ученического самоуправления.
В организации внеклассной деятельности особенное внимание следует уделять активным формам деятельности. Именно они помогают младшему школьнику определить свои потенциальные возможности, склонности и приоритеты, и уже потом реализовывать их в определенных видах деятельности. Кроме того, школьники приобретают не только определенные умения и навыки. У них формируются навыки работы в коллективе, они учатся подчинять собственные интересы интересам большинства, отстаивать собственную точку зрения, считаться с мнением других, быть толерантными, оценивать собственную деятельность в соответствии с интересами коллектива.
Формирование просоциального поведения посредством активной гражданской деятельности, участие в различных мероприятиях один из важных компонентов и направлений просоциального поведения.
Общие праздники песен, которые проводят после поисковой народоведческой работы и на которые приглашаются родители, бабушки и дедушки оставляют неизгладимый след в душе ребенка.
Одно из главных заданий, которое необходимо решить, воспитывая просоциальное поведение, это научить младших школьников обосновывать свою позицию в дискуссии, грамотно и с достоинством вести себя в различных ситуациях, уметь защищать свои индивидуальные и коллективные права и свободы. Большую роль в этом процессе играет учитель. Он, прежде всего, должен осознавать право младших школьников высказывать свои мысли, воспринимать критику, если она обоснована, не оставлять без внимания нарушение прав школьников со стороны одноклассников, учителей, родителей. Но для этого не обходимо определить такой стиль воспитания, при котором младший школьник является соучастником этого процесса, где созданы все условия для открытого высказывания собственных мыслей, гарантирована свобода, доминирует честность, открытость и справедливость [9, с. 5].
Задание школы и всей образовательной отрасли состоит в том, чтобы направить свой творческий потенциал на поиск и использование таких методов педагогического влияния, которые базировались бы на главных засадах формирования личности современного ребенка: на их энергию, широкий круг знаний и интересов, самостоятельность и активность.
В этих условиях школа и общество могут достичь значительных результатов и руководить сложным и противоречивым процессом воспитания личности. А это в свою очередь достигается при разумном совмещении урочной и внеклассной работы.
Именно такой формой приобщения к активной деятельности и реализации собственного потенциала является ученическое самоуправление. К сожалению, только в отдельных школах России созданы органы ученического самоуправления, но в основном в старшей школе, несмотря на то, что такая форма организации учебно-воспитательного процесса является одним из главных условий реализации принципов личностно ориентированного обучения и воспитания [9, с. 4].
Как отмечает С.П. Баранов, приобщать детей к участию в общественной жизни класса, школы необходимо уже с первых дней пребывания ребенка в школе. Он должен почувствовать, что является ее хозяином и может на элементарном уровне, конечно, при умелом руководстве взрослых, решать основные задачи, которые касаются его пребывания в школе. В процессе проведения экспериментальной работы мы убедились, что самоуправление в начальных классах это не игра во взрослость, это серьезная кропотливая работа, как педагога, так и ученического коллектива. Это не только средство организации учебного процесса, это массовое приобщение школьников к организаторской работе и управление деятельностью коллектива [7, с. 163].
Таким образом, педагогический потенциал внеурочной работы способствует формированию просоциального поведения, духовно-нравственному развитию и воспитанию детей, а также достижению личностных результатов. Планирование воспитательной работы во внеурочное время сегодня требует от учителя осмысленного системного подхода, целостного видения данного педагогического процесса.