Презентация к педагогическогму совету на тему «Контроль над качеством знаний – одно из важных средств повышения эффективности образовательного процесса»


Педсовет «Контроль над качеством знаний – одно из важных средств повышения эффективности образовательного процесса» Продолжить фразу: «Систематическая информация о состоянии знаний учащихся позволяет учителю…..» Определение контроля по М.Д. Касьяненко:(в узком понимании) изучение состояния процесса в данный момент и его сопоставление с планируемым или нормативным (обратная связь, педагогический срез и др.);(в широком значении) комплексный контроль, включающий не только оценку состояния процесса в соответствии с нормативными его характеристиками, но и разработку рекомендаций на будущее, коррекцию процесса, помощь учителю и учащимся. Контроль – операция сопоставления, сличение запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами. Проверка (структурный компонент контроля )– процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии, степени достижений целей обучения (не всегда сопровождается оценкой).Учет – представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями (количественный подсчет, фиксация, накопление и хранение информации о результатах проверки знаний учащихся по усвоению соответствующего материала).Оценка – суждение о качестве выполненной работы, об успехах. Отметка – качественное и количественное выражение по заданной шкале успешности обучающихся Составляющие диагностики процесса и результатов обучения: Контроль знаний – это…… единство всех компонентов, процесс выявления и измерения усвоения знаний учащихся, их качества, процесс исправления ошибок в области содержания, речи, логики ответов, ведущий к коррекции результатов обучения. Основные функции контроля знаний: Образовательная (задача не столько выявить уровень обученности, сколько способствовать научению, исправить ошибки, проинструктировать, помочь в дальнейшем продвижении).Стимулирующая (контроль должен вдохновлять ученика, вселять уверенность в достижении более высокого уровня).Аналитико-корректирующая (педагогическая рефлексия учи­теля, коррекция и самокоррекция учеником собственной учебно-познавательной деятельности).Воспитывающая и развивающая (формирование адекват­ной самооценки, ответственности, целеустремлённости и других социальных ценностей).Контрольная (формирование достижений, их соответствие нормам и стандартам). Виды контроля знаний Вид контроля Краткая характеристика Предварительный контроль (ориентировочный, диагностический) Диагностика исходного или начального уровня знаний. Применяется обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы. Предпосылка для успешного планирования учебного процесса. Текущий контроль (исполнительный, следящий) Выявление объема, глубины и качества восприятия учебного материала. Определение имеющихся пробелов в знаниях и нахождение путей их устранения. Стимулирование интереса учащихся к предмету и их активность в познании. Текущее наблюдение за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности. Тематический контроль (периодический, рубежный) Проверка прочности усвоения полученных знаний через более продолжительный период времени. Охватывает значительные по объему разделы курса. Проводится в форме зачета, собеседования, конференции и др. выявление усвоения знаний темы целиком, связи с другими разделами и предметами. Обобщение и систематизация знаний темы. Итоговый контроль Выявление степени усвоения знаний раздела, нескольких тем. Проводится в форме зачета, экзамена, контрольной работы, общественного смотра знаний, ролевой игры и др. Оценка ЗУН раздела в соответствии с требованиями учебной программы (стандартов). Методы контроля знаний Выделенный признак Система методов по выделенному признаку Использование бинарного подхода к взаимосвязи деятельности учителя и учащихся. Информационно-сообщающий и исполнительский; объяснительно-иллюстративный и репродуктивный; инструктивно-практический и продуктивно-практический; информационно-побуждающий и частично-поисковый; побуждающий и поисковый (исследовательский). Источник знаний, характер деятельности учителя и учащихся. Словесные, наглядные, практические, моторные. Логические операции с понятиями. Определение, анализ, синтез, сравнение, ограничение, конкретизация, классификация, доказательство, обобщение. Уровни учебно-познавательной деятельности и творческой активности мышления учащихся. Репродуктивные, проблемно-поисковые (продуктивные), творческие (исследовательские). Формы контроля знаний Выделенный признак Формы контроля знаний по биологии По периодичности проведения Эпизодический, периодический, систематический По количественному составу учащихся Индивидуальный (персональный), групповой, фронтальный, классно-обобщающий По особенностям организации деятельности учащихся и руководства учителя Письменный, устный, самоконтроль, взаимоконтроль, семинар, ролевая игра, деловая игра, сочинение, домашняя самостоятельная работа, практическая работа, экзамен, реферат По технологии проведения, характеру изображения, использования ТСО Графический, программированный, автоматический, дифференциальная работа по карточкам, тестирование, машинный, безмашинный Тетрадь – зеркало учебной работы ученика и учителя. Она дает представление об уровне знаний и навыков учащихся. Контроль за ведением тетрадей проводится по следующим параметрам: система проверки всех письменных работ;система работы над ошибками;соблюдение единого орфографического режима;внешний вид тетрадей; каллиграфия и работа над почерком. Важным средством контроля знаний учащихся является школьная документация: тетради, дневники, электронные дневники, классный журнал, портфель достижений и личные дела учащихся. реализация личностно ориентированной направленности; возможность использования различных вариантов одной формы проверки знаний учащихся в целях обеспечения дифференциации обучения; контролирующих заданий и строгим алгоритмом действий;получение учителем за возможно короткий срок большего количества обратной информации о степени усвоения знаний;адаптивность форм к имеющемуся уровню проверки знаний учащихся;организация быстрого, краткого и чёткого ответа учащегося на конкретный вопрос учителя с компактной формулировкой контролирующих заданий и строгим алгоритмом действий;возможность учителя быстро оценивать ответ ученика как на конкретный вопрос, так и на проверочную работу в целом;достижение каждым учеником на конкретном этапе проверки реально возможного уровня обученности в соответствии с нормами оценивания. Требования рационального использования форм контроля знаний: Работа в парах На листах нарисуйте зайца в полный рост, оцените его, поставьте себе отметку.Поменяйтесь листами друг с другом в паре и оцените зайца соседа. Работа в парах А теперь оцените свои работы по таким критериям: Наполненность листа Полный лист-3 балла  Заполнен на половину листа- 2 балла Заполнен на треть листа-1 балл Цветовая гамма  Использование 4 и более цветов- 3 балла Использование 2-3 цвета-2 балла Использование 1 цвета- 1 балл Количество частей тела Нарисовано более 5 частей тела-3 балла Нарисовано 3-4 части тела -2 балла Нарисовано 1-2 части тела - 1 балл Использование аксессуаров, фона (морковка, травка и др.) Нарисован аксессуар и фон – 2 балла Использован аксессуар либо фон – 1 балл Нет аксессуаров и фона – 0 баллов Отметка: «5» -10-11 баллов, «4» -7-9 баллов, «3» - 5-6 баллов. Требования, предъявляемые к оценочной деятельности учителя в соответствии с ФГОС: систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;критериальный подход, предполагающий предъявление учителем к каждой работе (до её выполнения учеником) критериев оценки, отражающих цели учебного задания;разнообразие форм проведения контроля;уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки, а также к представлению и интерпретации результатов измерений; комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. Наиболее популярные формы оценки результатов учащихся в школе (по результатам тематического месячника «Система оценивания результатов обучающихся») оценивание по 4-бальной системе (без «единицы»);выставление только оценок «пять» и «четыре»;оценивание в виде символов, фигур;выполнение заданий на выбор с предопределенной отметкой на «5», «4» и «3» (карты разного цвета);вручение цветных жетонов, цветов и т.д.;фиксирование ответов на доске;выставление поурочного балла;выставление отметок в тетрадь достижений;использование листов самооценки;использование рабочих листов с критериями оценки к каждому заданию;использование маршрутных листов;хлопанье в ладоши; использование карт для самостоятельной работы с последующим оцениванием учителем;вручение медалей «Лучший ученик»;взаимопроверка, взаимооценка;рейтинговое оценивание (за выполнение разнообразных заданий учащиеся получали фиксированное количество баллов по шкале, разработанной учителем, эти баллы суммируются и служат основой для выставления определенной отметки по теме);вручение сертификатов на выставление отметки «5» по предметам по итогам работы в рамках внеклассного мероприятия Работа в группах по теме «Виды оценки результатов обучающихся» Каждой группе прочитать задание и с помощью клеящего карандаша заполнить таблицу, используя характеристики оценок (на отдельных листах). После подготовки отчитаться о проделанной работе. Действие оценок состояния и развитияГруппа №1 Оценка Что фиксирует? Параметры оценивания Развивающий эффект Что отражает? Состояния Состояние ребенка Сравнивает детей друг с другом. Не стимулирует стремление к развитию Отражает реальные результаты уровня обученности Развития Изменение состояния ребенка Не сравнивает детей друг с другом, а сравнивает каждого с ним же вчерашним. Стимулирует стремление к развитию Может не отражать реальных результатов уровня обученности учеников с разным уровнем способностей. Действие вычитательной и накопительной оценокГруппа №2 Оценка Что фиксирует? Право выбора и учет индивидуальности Регулятивные действия Накопительная Наличие знаний, умений и навыков Предоставляет ученику право выбора задания и учитывает индивидуальность ученика Оставляет без контроля пробелы в знаниях Вычитательная Пробелы в знаниях, умениях и навыках Не предоставляет ученику право выбора задания и не учитывает индивидуальность ученика Контролирует весь объем обязательных знаний Действие статичной и динамичной оценокГруппа №3 Оценка Что фиксирует? Развивающий эффект и учет индивидуальности Оценка достижений, результативность Статичная Состояние ребенка Не стимулирует стремление к развитию и не учитывает индивидуальность ученика Способствует своевременному продвижению ученика в развитии Динамичная Изменение состояния ребенка Стимулирует стремление к развитию и учитывает индивидуальность ученика Позволяет ученику «расхолаживаться» и «откладывать на завтра» Виды оценок Обязательная – оценка, выставляемая ученику обязательно.Добровольная – выставляется ученику по его просьбе или желанию. В число добровольных текущих оценок могут входить: результаты участия в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях; результаты участия в обучении других (доклады, рефераты).Оценка базового уровня – оценка ЗУН, входящих в ФГОС.Оценка повышенного уровня – оценка ЗУН, выходящих за пределы ФГОС.Текущая оценка – выставляется ученику за усвоение единичного (эпизодического) знания, умения, навыка. Может быть обязательной базового уровня и добровольной повышенного уровня.Итоговая оценка -выставляется ученику на основании текущих оценок (четвертная, полугодовая, годовая). Важно помнить, что учитель должен перед началом изучения курса ознакомить учащихся с обязательным образовательным минимумом, количеством обязательных текущих оценок, формами контроля и критериями оценивания, с возможностью и условиями получения добровольных текущих оценок повышенного уровня, условиями пересдачи текущих обязательных оценок. Представление опыта работы Рефлексивный устный журнал методического месячника«Система оценивания результатов обучающихся» Решение: Продолжить изучение теоретических основ оценочной деятельности и организовать работу по обобщению опыта педагогов в системе оценки на заседаниях ШМОВнедрять в практику работы различные виды, методы и формы контроля.При оценивании учитывать индивидуальные особенности учащихся.Оценивание проводить на критериальной основе.Продолжить работу по совершенствованию системы оценки образовательных достижений обучающихся. Спасибо за работу!