Гроза на озере Тургояк излоэжение 8 класс


Күні Сынып Сабақ Пән
Дата ____ Класс__8__ Урок № 18-19_ Предмет __русский язык_
Тема: Изложение.
Цели:
-   учащихся будут обучаться составлять связный текст, сложный план к тексту;
-развивать орфографическую зоркость, память, внимательность, монологическую речь;
- пробудить чувства любви к окружающей среде.
Тип урока: урок развития речи
Оборудование: текст изложения, сложный план
Форма урока: парная, индивидуальная
Сабақ барысыХод урока:
Ұйымдастыру кезеңі
1.Организационный момент. 2 минуты
Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Девиз наших уроков
Учащиеся:
 Я ко всем наукам ключ имеюЯ со всей вселенною знакомПотому что я владеюРусским всеохватным языком
2. Психологический настрой. 3 минуты
Деление на пары: Фиона и Шрек, Золушка и Принц, Белоснежка и Гном, Маша и Медведь, Чебурашка и Гена (ищут свои пары)
Работа с текстом.
Ребята, сегодня мы напишем изложение.
1.Индивидуальное чтение текста в парах. 8 минут
2. Пересказ текста в парах. 6 минут
3.Оглавление абзацев в парах. 5 минут
4. Озвучивание названий абзацев между парами. Одобрение названий (или наоборот)
5 минут
Гроза на озере Тургояк
Однажды ночью меня разбудил крик сестры. Была гроза, гремел гром, и молния вспыхивала сразу во всех окнах. Сестра очень боялась грозы, зажмуривалась, лезла под одеяло, под матрац и утверждала, что все-таки видит молнию. Мать и няня возились с ней, им было не до меня. «А что с озером?» - подумал я. Издали слышно было, как оно ревет. И вот, обув сандалии и накинув пальтишко, я побежал к озеру. Такие грозы, наверное, бывают только на Урале. Гром грохотал, не переставая, молнии пронизывали лес, который был бы освещен ярче, чем днем, если бы не потоки воды, лившейся с неба. Я знал здесь каждый пенек, каждый корень, да к тому же все ежеминутно освещалось молниями.
Но ветер гнал по дорожкам по дорожкам потоки воды, и добежать до озера было трудно, но я бежал к озеру; оно ревело, еще невидимое, ревело все громче, ветер оттуда становился все сильнее. Когда я прибежал к тому месту, где кончалось болотце, я вдруг почувствовал, что дождь стал лить как из ведра. Я вбежал на дюну и, схватившись за одно из деревьев, вдруг увидел, что это не дождь обдает меня с ног до головы, что это чудовищной величины волны, вздымающиеся на несколько сажен, взбегают на дюну и перекидываются через нее, сотрясая сосны, растущие на дюне,  и грозя оторвать меня от дерева.
Озеро было все молочно-голубое среди темных гор. Но вдруг наступала черная тьма, и тут же при свете молнии оно восставало снова молочно-голубым. Только неизменные очертания гор мрачно чернели на том берегу.
Я простоял недолго, наверное, не больше трех минут. Больше нельзя было выдержать, я был точно избит бешеными потоками воды. Но то, что увидел, запечатлелось на всю жизнь…
Возвращаться домой было еще труднее, чем идти к озеру. Молнии сверкали реже. В промежутках наступали черные провалы, дождь лил все сильнее, я оступался в лужи, спотыкался о пни, о камни, о корни.   
Вопросы учителя: 7 минут
-Определите тип текста? (повествование)
-Стиль текста? (художественный)
-О чем текст и чьего лица ведется? (В тексте сообщается явление, которое переживает главный герой рассказа, мальчик, от лица которого и ведется повествование, рисуется художественный образ грозы).
Из скольки состоит текст? (Текст состоит из трех частей. В качестве зачина выступает первый абзац, который повествует о внезапно наступившей грозе, пугающей людей. Средняя часть представлена двумя микротемами: 1 микротема – «Путь к озеру», в которой повествуется о буйстве природы. 2 микротема может быть названа «Озеро во время грозы». Эта микротема во всех деталях раскрывается в предложениях с помощью глаголов со значением движения активного действия. Природа становится активным действующим лицом. Эти глаголы вместе с обстоятельственными словами (ярче, ежеминутно, не переставая, трудно, громче) выражают повествовательную динамичность, создают ощущение силы, всеобщего движения, величия природы. Благодаря глаголам звучания, зрительного восприятия глав, герой не только слышит, но и зрительно воспринимает происходящее. В этой части текста очень хорошо передано функционирование глаголов, которые выступают семантическим смыслом текста.
Концовка выражена в последнем абзаце, которая выступает в качестве заключения текста. В нем говорится о возвращении главного героя домой. В тексте был создан яркий образ грозы, который запечатлелся у главного героя на всю жизнь).Составление плана 7 минут
План.
I. Гроза.
II. Путь к озеру
1. Озеро во время грозы
III. Возвращение героя домой.
Самостоятельное чтение текста.
1.Написание изложения на черновиках.
2.Корректировка изложения.
3.Запись в чистовик изложения.
Итог урока.
Сбор тетрадей.
Домашнее задание .Повторить §8 способы связи СС.
Фиона Шрек
Золушка
Принц Белоснежка
Гном Маша Медведь
Чебурашка Гена
9 класс
Изложение.
Гроза на озере Тургояк.
Однажды ночью меня разбудил крик сестры. Была гроза, гремел гром, и молния вспыхивала сразу во всех окнах. Сестра очень боялась грозы, зажмуривалась, лезла под одеяло, под матрац и утверждала, что все-таки видит молнию. Мать и няня возились с ней, им было не до меня. «А что с озером?» - подумал я. Издали слышно было, как оно ревет. И вот, обув сандалии и накинув пальтишко, я побежал к озеру. Такие грозы, наверное, бывают только на Урале. Гром грохотал, не переставая, молнии пронизывали лес, который был бы освещен ярче, чем днем, если бы не потоки воды, лившейся с неба. Я знал здесь каждый пенек, каждый корень, да к тому же все ежеминутно освещалось молниями.
Но ветер гнал по дорожкам по дорожкам потоки воды, и добежать до озера было трудно, но я бежал к озеру; оно ревело, еще невидимое, ревело все громче, ветер оттуда становился все сильнее. Когда я прибежал к тому месту, где кончалось болотце, я вдруг почувствовал, что дождь стал лить как из ведра. Я вбежал на дюну и, схватившись за одно из деревьев, вдруг увидел, что это не дождь обдает меня с ног до головы, что это чудовищной величины волны, вздымающиеся на несколько сажен, взбегают на дюну и перекидываются через нее, сотрясая сосны, растущие на дюне,  и грозя оторвать меня от дерева.
Озеро было все молочно-голубое среди темных гор. Но вдруг наступала черная тьма, и тут же при свете молнии оно восставало снова молочно-голубым. Только неизменные очертания гор мрачно чернели на том берегу.
Я простоял недолго, наверное, не больше трех минут. Больше нельзя было выдержать, я был точно избит бешеными потоками воды. Но то, что увидел, запечатлелось на всю жизнь…
Возвращаться домой было еще труднее, чем идти к озеру. Молнии сверкали реже. В промежутках наступали черные провалы, дождь лил все сильнее, я оступался в лужи, спотыкался о пни, о камни, о корни.   
306 слов