Доклад по теме: Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе


Тема «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Подготовила: Шопова Лилия Зуфаровна, учитель начальных классов МАОУ «Гимназия (английская)» г. Магадана
Начальная школа играет исключительно важную роль в системе общего образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта. Определить современные требования к качеству начального образования - основная задача федерального государственного образовательного стандарта.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, на первое место выходит развитие личности обучающегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий.
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Если коротко сформулировать задачу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя! И в решении этой задачи главное место занимает формирование системы универсальных учебных действий (УУД).
Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте освоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся. Каждый учебный предмет в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Такая способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Универсальные учебные действия в процессе обучения в начальной школе выполняют следующие функции:
1) обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
2) создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
3) обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Общение выступает основой дифференциации и развития форм психической деятельности в раннем онтогенезе. Так, происхождение личностных, познавательных и регулятивных действий определяется развитием коммуникации и общения ребенка с социальным (учитель) и близким (родители) взрослым и сверстниками.
Из общения и саморегуляции вырастает способность ребенка регулировать свою деятельность.
Из оценок окружающих, и в первую очередь оценок близкого взрослого, формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т. е. самооценка и Я-концепция как результат самоопределения.
Из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребенка.
Содержание и способы коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в концепции развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативного компонента.
По мере становления личностных действий ребенка функционирование и развитие универсальных учебных действий претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты ребенка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции. Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Физическая культура» в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Выделяются следующие этапы усвоения учебного материала: первичное ознакомление, осмысление материала, закрепление материала и овладение материалом.
Начальный этап ознакомления с учебным материалом имеет большое значение для всего процесса усвоения. Не менее важно на этом этапе то, что предстоит восприятию, а именно апперцепция. Она включает активное сознательное отношение личности к воспринимаемому, которое не исчерпывается содержанием представлений и не сводится к их массе.
Мыслительная работа охватывает восприятие со всех сторон: предваряя его, в него включаясь и над ним надстраиваясь. Осмысление - это второй этап. Он, входя в первый, является основой третьего этапа - запоминания.
Запоминание (закрепление) учебного материала - это не только постоянное осмысление, включение в новые смысловые связи, но и переосмысление этого материала. Уточняя, формулируя свою мысль, человек формирует ее; вместе с тем он прочно ее запечатлевает. Отсюда следуют два вывода: собственное изложение учащихся должно быть специально предусмотрено в организации учебной деятельности и особенно важно готовить первое самостоятельное воспроизведение обучающимися усваиваемого материала.
Овладение материалом - это возможность оперировать им в различных условиях, применяя его на практике. На этом этапе усвоения овладение знаниями направлено уже не на учение, а на другие, практические, цели. Это жизненный контекст, в котором знания и умения обретают иные качества.
Владение универсальными учебными действиями позволяет учащимся успешно осваивать информацию на всех этапах.
Остановлюсь на предмете «русский язык» как одном из фундаментальных предметов начальной школы. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам.
Язык - основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности помогает лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Это основной путь к успешному межличностному и социальному взаимодействию
Следовательно, задача формирования и развития навыков речевой деятельности отражается не только в планируемых результатах по русскому языку и литературному чтению, но и пронизывает все предметные области. Грамотность устной и письменной речи является одним из показателей и предметом оценки по всем школьным дисциплинам.
Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, об основном средстве человеческого общения, воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи.
Русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения. А универсальные учебные действия являются психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования.
Вместе с тем этот же предмет с помощью другой группы линий развития обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Также на уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у обучающихся формируются познавательные универсальные учебные действия. Работа с текстом открывает возможности для формирования познавательных логических действий: анализа, сравнения, установление причинно-следственных связей.
Логические УУД формируются через анализ объектов с целью выделения признаков. Этому способствуют в первую очередь разные виды разборов: фонетический, слоговой, семантический, словообразовательный и морфемный, морфологический, синтаксический. Одним из видов анализа служит орфографический разбор, т.е. обнаружение орфограмм, их определение и комментирование, указания способа проверки. Это же УУД формируется через задания на выделение так называемого «лишнего слова». Дети, определяя существенные признаки, выделяют из нескольких слов слово этими признаками не обладающее. Через анализ объектов выполняется выборочное списывание и задания на вычленение слов с определёнными признаками из группы слов, предложения или текста.
Например:
Разбери слова по составу: метро, вынуть, листочки, окружность.
Какое слово лишнее? Подчеркни его.
Учитель, тетрадь, музыкант, шофер.
Чайка, море, скворец, сорока.
Спиши любую группу слов, вставляя пропущенные буквосочетания. Подбери другие слова, в которых есть буквосочетания «жи-ши».
Сне…нка …тель
Сме…нка Ма…на
Пасса…р Кув…нкаПру…на Дру…тьЗадания на составление слов из звуков и слогов, сложных слов из основ, словосочетаний, устойчивых выражений, пословиц из «разбросанных» слов, конструирование и переконструирование предложений, составление слов и предложений по схеме, разгадывание шарад требуют применения такого логического действия как синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.
Например:
Составь анаграммы. Анаграммы – это слова, которые получаются путем перестановки букв какого-нибудь слова (например: рост-сорт):
Кулон-клоун
Автор-товар
Коршун-шнурок
Разгадай шараду, запиши слово. Придумай такую же загадку.
А) Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали.
Вся же – в дневнике я и в журнале (Оценка).
Б) Первая буква стоит за буквой «Т», вторая – за буквой «Ц», третья – за буквой «З», четвертая – за буквой «С», пятая –перед буквой «К», шестая – после буквы «К», седьмая – после буквы «ы». (Учитель)
3. Составь предложение из слов, вставь в слова правильную букву.
1) Это, длинная, в, река, (Е,е)вропе, самая.
2) берёт, она, начало, своё, города, (Т,т)вери.
3) впадает, в, (В,в)олга, море, (К,к)аспийское.
4. Собери пословицу:
Чему, не выучит, Ваня, не научился, Иван, того.
5. Разгадай ребусы:
1УМ, О5, Ш3Х, 1ОЧКА, 1БОР
6. Из букв слова «Первоклассник» составь другие слова.
7. Подбери и запиши слова к схемам:
__________, __________, _____________.
Есть упражнения, в которых анализ и синтез тесно переплетаются. Это все виды диктантов, списывания, комментированное письмо.
С выбором основания и критериев для сравнения дети сталкиваются при выполнении заданий, в которых требуется разбить слова на группы без указания основания. Такие задания предусматривают несколько вариантов решения.
Распредели слова на две группы (при изучении темы: «Слово»):
Добрый, белила, солнечный, темнота, доброта, солнышко, беленький, тёмный.
Лошадка, весна, олень, колесо, карета, трава, якорь.
Построение логического пути рассуждений используется при написании объяснительных диктантов, при выполнении заданий, требующих обоснований и доказательств.
Сообщение о том или ином языковом явлении, объяснение значения слова, фразеологизма, правильное употребление слова, постановка ударения требует поиска необходимой информации, в том числе с помощью ИКТ. Эти же задания способствуют формированию умения строить речевые высказывания в устной речи.
Объясни значение слова «язык» в каждой фразе:
Больно прикусил язык.
Язык до Киева доведёт.
Разведчики взяли языка.
Без языка и колокол нем.
Прикуси язык!
Язык под чесночным соусом.
Составьте предложения со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении.
Невежа (грубый, неучтивый человек) – невежда (малообразованный человек) (работа с толковым словарем)
Запиши, что означают данные фразеологизмы.
Задать головомойку (сильно отругать)
Язык проглотить (замолчать, перестать говорить)
Повесить нос (приходить в уныние, сильно огорчиться)
В час по чайной ложке (очень медленно)
Подбери к данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.
Заварить кашу-
Жить душа в душу-
На ночь глядя-
Повесить нос-
Водой не разольешь –
Поставь ударения в словах:
Гусеница, магазин, документ, хвоя, столяр, алфавит, портфель.
Ориентация в морфологической и синтаксической структуре и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта – замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). В учебниках по русскому языку достаточно часто используется графическая символика, схемы для проведения различного вида анализа слов (выделение гласных, согласных, слогов) и текста (выделение членов предложения). Формированию знаково–символических действий способствуют графические диктанты.
Составь схему предложения:
Весеннее солнце осветило лесную поляну.
Особое значение для формирования познавательных универсальных учебных действий имеют нестандартные олимпиадные задания. Усвоение приема решения олимпиадных заданий базируется главным образом на сформированности логических операций – умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), установление аналогии.
Из каждого слова возьми только первые слоги и составь новое слова.
Баран, рана, бантик, кора, лото.
Напиши слово, которое состоит из 3 слогов, а указывает на семь дней.
Составь лесенку слов на букву «М», чтобы каждое последующее слово было на одну букву больше предыдущего.
М___
М___ ___
М___ ___ ___
М ___ ___ ___ ___
М ___ ____ ____ ____ ____
Добавь к слову один или два слога, чтобы получилось новое слово. Кар…, вес…, бук… .Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Уроки русского языка способствуют формированию таких коммуникативных УУД, как умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации и владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Эти умения формируются при создании различных типов текстов: повествования, описания и рассуждения, и при написании различных видов изложения: по отношению к объекту исходного текста - подробное и сжатое, по отношению к содержанию исходного текста - полное и выборочное. Овладению данных коммуникативных умений способствуют такие виды заданий, как творческое списывание, списывание с изменением текста, свободный диктант, творческий диктант.
Овладение коммуникативными учебными действиями является ключевым моментом в процессе обучения. Известно, что развитие коммуникативной компетентности учащихся может реализовываться лишь в ситуации общения, точнее, в речевой ситуации. Необходимо дидактически точно определить эффективность применения речевых ситуаций на уроке, частотность их использования, способы введения в контекст урока.
Большое значение имеет организация отдельных учебных заданий совместного типа, специфика которых естественным образом предполагает активное взаимодействие учеников, сотрудничество, обмен информацией, обсуждение разных точек зрения. Наблюдение за совместным выполнением школьниками заданий, например, разбор слова или предложения показывает, что в этой форме работы детей привлекает в первую очередь то, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать, — словом, действовать естественно, раскованно. В частности, очень важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. Такие формы работы тесно связаны с регулятивными универсальными учебными действиями.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. На уроках русского языка формируется такое регулятивное действия, как контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Этому способствуют такие задания, как «письмо по памяти», зрительный диктант и другие.
Важно чтобы при самопроверке ребёнок не просто находил и исправлял ошибки, но и постепенно овладевал таким УУД, как коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.
Таким образом, используя на уроках русского языка в начальной школе перечисленные выше формы, методы, способы и виды работы, учитель обеспечивает формирование УУД, предусмотренные ФГОС НОО.