Статья Приемы развития навыков монологической речи на занятиях по английскому языку


Департамент Образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение города Москвы
«Колледж сферы услуг № 3»
Методическая разработка
«Приемы развития навыков монологической речи на занятиях по английскому языку»
Подготовила:
преподаватель
английского языка КСУ №3
Шишкевич С.А.
Москва
2015
В практике обучения иностранному языку приходится сталкиваться с таким явлением, когда учащийся не может сделать самостоятельное сообщение, состоящее из нескольких последовательных, связанных между собой фраз. Зачастую высказывания учащихся представляют собой либо односложные ответы на вопросы учителя, либо чисто формальное, хронологическое перечисление каких-то действий.
Владение навыками монологической речи подразумевает наличие у обучающегося умения построить собственное высказывание, обусловленное ситуацией общения. Обучение монологической речи как процессу продуктивному, представляет собой сложную методическую задачу, поскольку овладение навыками говорения связано с наибольшими трудностями для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся. Тем не менее эти затраты времени и усилия окупаются, если учащиеся овладевают этой деятельностью на начальном этапе обучения и совершенствуют на среднем на строго отработанном материале, который обеспечивает мотивационный уровень и надежную базу для формирования других видов речевой деятельности.
Основной задачей на средней ступени обучения монологической речи является совершенствование коммуникативного ядра или основополагающих навыков иноязычного общения. Совершенствование навыков общения дает возможность самостоятельного решения коммуникативно-познавательных задач, включая языковую догадку и умение выражать личностное отношение к воспринимаемой информации.
Коммуникативная цель обучения иностранному языку предполагает обучение общению на иностранном языке в устной и письменной форме. Один из способов устно-речевого общения – говорение – многоаспектное и сложное явление. Целью обучения говорению является развитие у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных, социально-детерминированных ситуациях.
Это означает, что по окончании любого типа школы учащийся должен уметь:- общаться в условиях непосредственного общения, понимать и реагировать (вербально и невербально) на устные высказывания партнера по общению в рамках сфер таких же ситуаций, обозначенных программой для каждого типа учебного заведения;- связно высказываться о себе и окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом свое отношение к воспринятой информации или предмету высказывания. Несомненно, все это может быть достигнуто при личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию подрастающего поколения, когда учитываются потребности, возможности и склонности обучающегося и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения. Специфика состоит в том, что обучение предусматривает применение дидактических средств различных по форме и содержанию, учитывающих возможности и своеобразие приемов учебной деятельности ученика, но приводящих, в конечном счете, к одинаковым результатам за равные промежутки времени. Так, например, одни учащиеся имитируют реальное речевое общение (например, разыгрывают диалоги по аналогии), что представляет собой репродуктивный уровень речи; другие “симулируют” общение в ситуациях естественной коммуникации (например, ролевая или деловая игра) – репродуктивно-продуктивный уровень; третьи высказываются от собственного лица (порождение монологического высказывания) – продуктивный уровень речи.
Рассмотрим монологическую речь как объект обучения. Заметим, что монологическим высказыванием мы будем называть такой отрезок речи, который находится между двумя соседними высказываниями и обладает определенными параметрами. Монологическое высказывание может быть разного уровня:1) слово (словоформа)2) словосочетание3) фраза4) сверхфразовое единство5) текст
Высказывание любого уровня характеризуется определенными параметрами, среди которых есть и общие, и специфические для каждого из уровней. Первые три уровня высказываний в плане обучения относятся к овладению лексической и грамматической сторонами говорения, к этапу развития речевого умения относятся лишь уровни сверхфразового единства и текста. Далее, говоря об обучении монологическому высказыванию, мы будем иметь в виду лишь уровень сверхфразового единства. Именно данный уровень составляет всю сложность обучения на этапе развития речевого умения, характерен для монологического высказывания и является ключом к овладению им.
Монологическое высказывание на уровне сверхфразового единства можно рассматривать как деятельность (процесс) и как продукт. И в том и в другом случае монологическое высказывание характеризуется разными параметрами. Как деятельность оно всегда целенаправленно, связано с коммуникативным мышлением, с общей деятельностью человека, с личностью говорящего, оно ситуативное, эвристично и проходит в определенном темпе. Как продукт данное высказывание всегда информативно, продуктивно, выразительно, структурно, логично, целостно.
Для успешного обучения монологическому высказыванию на основе сверхфразового единства необходимо придерживаться следующих этапов:
- первый этап: на данном этапе вырабатывается умение высказать одну законченную мысль, одно утверждение по теме на уровне одной фразы. Учитель называет тему, учащиеся по очереди произносят по одной любой фразе. Если ученик и произносит два предложения, то они могут представлять собой два самостоятельных высказывания, обязательной связи между ними нет.- второй этап начинается тогда, когда от обучающихся требуется обратить внимание на логическую связь сказанных фраз. Например, высказывание «Our classroom is large. Our classroom is clean.» – плохое, так как предложения построены по одной модели, а высказывание «Our classroom is large. There are four windows in it.» – более удачное, так как используются разные грамматические конструкции. На этом этапе нужно преодолеть полученное противоречие, т. е. отучить учащихся произносить бессодержательный набор предложений и учить высказываться логически.- третий этап характеризуется новыми логическими задачами и обязательным увеличением объема высказывания. Здесь учащийся должен включать элементы рассуждения аргументации.
На этапе совершенствования навыков следует добиваться высказывания со всеми присущими ему качествами на уровне двух-трех фраз, такое высказывание можно назвать микровысказыванием. На этапе развития умения следует развивать высказывание большего объема и, соответственно, лучшего качества. Для обучения монологическому высказыванию на уровне сверхфразового единства необходимо использовать упражнения, которые способствуют развитию логического мышления, формированию навыков и умений логического построения речи.
Я использую в своей практике следующие виды упражнений:- соедини простые предложения рассказа в сложные;- закончи высказывания, (используя предложенные варианты);- подбери к данным тезисам соответствующие аргументы (тезисы приведены ниже);- объясни причину…;- докажи, что …;- выбери картинку, которая вызывает ассоциации с учебой (отдыхом, работой и т.п.), аргументируй свой выбор;- послушай звуковую ситуацию (цепочку звуков, музыкальное произведение и т.п.) и выскажи свое мнение о месте событий т.п. Говорение в монологической форме представляет большую трудность для учащихся как на родном, так и на иностранном языке. Оно связано с выбором того, что сказать и как сказать, т.е. с определением содержания и формы его изложения. Поэтому формирование этого сложного умения предполагает широкое использование опор. Назначение опор – непосредственно или опосредованно помочь порождению речевого высказывания за счет вызова ассоциаций с жизненным и речевым опытом учащихся.
Л. И. Лазаркевич, проанализировав различные виды опор, пришла к выводу, о том, что при обучении монологической речи под опорами следует понимать “особого рода стимулы, которые обеспечивают:
а) общее направление содержание высказывания,
б) адекватность высказывания теме,
в) логичность построения высказывания,
г) количественную достаточность в раскрытии темы ”.
Таким образом, опоры, с одной стороны, стимулируют речь ученика, с другой, помогают правильно оформить мысли. Любая опора – это способ управления либо содержанием высказывания, либо его смыслом. Отсюда и другое деление опор – на содержательные и смысловые, которые учитывают два уровня высказывания: уровень значений (кто? что? где? когда? и т. п.) и уровень смысла (зачем? почему?). Если оба критерия свести воедино, то получим следующую классификацию опор (В. Б. Царькова).
Классификация опор по В.Б. Царьковой1. Содержательные опоры:
- словесные (вербальные);- изобразительные;- текст (зрительно);- текст (аудитивно);- микротекст (зрительно);- микротекст (аудитивно);- план;- логикосинтаксическая схема;- кинофильм, диафильм;- картина;- серия рисунков;- фотография.
2. Смысловые опоры:
- слова как смысловые вехи;- лозунг;- афоризм, поговорка;- подпись;
- диаграмма, схема, таблица;- цифры, даты;- символика;- плакат.
Опоры всегда информативны. В одних случаях информация развернута (содержательные опоры), в других – сжата (смысловые опоры), но в любом случае она – лишь толчок к размышлению. В связи с этим у учащихся возникают определенные ассоциации, которые могут быть направлены в нужное русло установками речевых упражнений. Каждая из указанных опор специфична по характеру и обладает собственной потенцией, используемой для управления процессом обучения монологическому высказыванию.

Ниже я представляю фрагмент урока по обучению монологической речи на основе сверхфразового единства (ситуативная основа).Тема: “Professions and Jobs to Choose”Задача: развитие навыков монологической речи на ситуативной основе;Цели:- образовательная:повышение общей культуры языка, в том числе языковой;- развивающая:развитие логического мышления и воображения учащихся;- воспитательная:формирование положительного отношения к будущей профессии.Языковой и речевой материал:Лексика: profession, career, university, to achieve, to apply.Оборудование: карточки с лексическим материалом для построения логико-синтаксической схемы.Литература: Английский язык для менеджеров = English for managers: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений \ Н.Н. Колесникова, Г.В. Данилова, Л.Н. Девяткина. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 304 стр.
Ход урока:I. Основная часть урока:1. Развитие умений монологической речи на ситуативной основе.1этап.
Предлагаются задания, стимулирующие короткие высказывания учащихся в заданной речевой ситуации.Teacher: Here are cards for you. Use the word combinations in the box to build a logical scheme.The scheme should begin with the words: to get the good job a person has to...
A logical scheme: Teacher: Add two more but your own points to this scheme.2 этап.
Конкретизация и уточнение сказанного, что ведет за собой нарастание объема собственного высказывания каждого учащегося.Teacher: Make up a situation on the topic “What should a person do to make a successful career?” in chain. Each student can add only 1 – 3 sentences.3 этап.Самостоятельное развернутое высказывание с использованием элементов аргументации, оценки.Teacher: Try to make up your own situation on the topic “Choosing a career and getting a job are two of the most important thing that any person does in a lifetime”.II. Заключительная часть:1. Подведение итогов работы:Teacher: Today we tried to speak much on the topic “Professions And Jobs To Choose”. You learnt to make your own sentences, give your opinion.2. Рефлексия деятельности учащихся.Teacher: Was it difficult for you to speak on different tasks and give your own opinion?3. Предъявление и объяснение домашнего задания.Teacher: Your home task is to answer the question: “What is your idea of a good job and how to get it?”. Write a short essay on this topic.