Статья Технология кооперативного обучения


Технологии кооперативного обучения (Cooperative Learning)
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогическая технология. Применительно к педагогическому процессу технологию обучения можно определить как совокупность методов приемов в их логической последовательности, составляющей процесс обучения.
Существует множество различных способов, приемов, которые в совокупности создают целостную, действительно успешную картину.
Одна из таких технологий - технология кооперативного обучения.

Приемы данной технологии разработаны Спенсером Каганом в 1980-1990годы.

Кооперативное обучение – это технология обучения в малых группах. Члены большой группы или класса разделяются на несколько малых групп и действуют по инструкции, специально разработанной для них преподавателем.

Каждый из учащихся работает над своим заданием, своей частью материала до полного понимания изучаемого вопроса и завершении работы над ним.

Затем учащиеся обмениваются находками таким образом, что работа каждого является очень важной и существенной для работы всех остальных, поскольку без неё задание не будет считаться выполненным (часть важной информации будет потеряна, и другие учащиеся группы ее не получат).
Структуры Кагана - это простые приемы обучения и методические рекомендации, которые помогают организовать взаимодействие учащихся, учебного материала и учителя. Популярные структуры Кагана включают в себя:
Numbered Heads Together («пронумерованные головы, работающие вместе»),

Timed Pair Share (временная кооперация парами),

Rally Robin (круглый стол)

Pairs Compare (сравнения парами)

Kinesthetic Symbols (кинетические символы)

Спенсер Каган считает, что его структуры делают кооперативное обучение простым в применении. Разработанные им приемы кооперативного обучения, не требуют детальной проработки планов, учебных материалов и специальной подготовки. Эти приемы я использую как составную часть уже существующих уроков.

Они не требуют или почти не требуют специальной подготовки, могут быть использованы с любым учебным материалом, но некоторые были разработаны для решения конкретных методических задач. Например, одни структуры регулируют взаимоотношения учащихся, работающих в парах, другие хороши для организации командной работы, третьи организуют работу всего класса. Задача учителя и состоит в том, чтобы понять, какая из структур лучше всего подходит для решения конкретной методической задачи.

Большинство учителей даже не подозревают, что используют постоянно не менее 10-15 структур Кагана. Каждый прием (структура) состоит из нескольких шагов. Приведу пример приема Numbered Heads Together («Пронумерованные головы, работающие вместе»).

Идея этого приема состоит в том, что каждый учащийся получает свой порядковый номер (первый, второй, четвертый), и, работая в группе, разрабатывает свой вариант ответа на вопрос. Когда вся группа выполнит задание, они обмениваются вариантами ответов и обсуждают их. Вот примерные шаги использования этой структуры:
Присваиваю каждому учащемуся в группе номер от 1 до 4.
Объявляю проблему или вопрос (например: "Откуда растения берут энергию?") Все учащиеся в группе готовят ответ на этот вопрос и вместе обсуждают варианты. Вся команда должна быть уверена, что любой ее участник может ответить на этот вопрос.
Случайным образом (по жребию, например) вызываю к доске номера от 1 до 4 из каждой группы, например, №2.
Учащийся, чей номер выпал, пишет ответ на доске от всей команды. Команда не может ему помогать в данный момент. Если учащийся не слушал своих товарищей во время обсуждения, то возможно ответ будет неверный.

Когда все вызванные учащиеся готовы, они одновременно переворачивают лист с написанным на нем вариантом ответа, и показывают его классу. Учитель проверяет правильность ответа.

Еще один прием, разработанный Каганом, который я использую на уроках - Timed Pair Share ("Временная кооперация парами"). Прием рассчитан на 5-10 минут работы учащихся.

Группирую учащихся парами по какому-либо очень специфическому критерию, например; те, кто болел или получил за самостоятельную работу неудовлетворительную оценку. Затем такие пары получают задание, например:

партнер №1 имеет две минуты, чтобы объяснить партнеру №2, материал прошлого урока,

партнер №2 должен задать дополнительные вопросы по объясняемой теме, прежде, чем учитель перейдет к основной теме урока,
Время на обсуждение ограничено. После обсуждения учитель переходит к основной части урока. Деятельность в рамках этого приема структурирует деятельность учащихся и обеспечивает равные возможности участия в процессе всех учащихся.
Все эти приемы и методы позволили мне добиться следующих результатов:
Результаты сдачи ЕГЭ в 2015году.