Методический материал технология кооперативного обучения


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ӨРЛЕУ»
Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области
45148520891500
33826455524500
ПАМЯТКА ПО ТЕХНОЛОГИИ КООПЕРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
(в помощь учителю-экспериментатору)
Кокшетау, 2016 г.
То, что дети смогут сделать вместе сегодня,
завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Лев Выготский
ЧТО ТАКОЕ СТРУКТУРЫ КООПЕРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ?
Кооперативное обучение - это сильная стратегия обучения, а не просто обучение в группе.
Структуры - это специфичные стратегии кооперативного обучения, которые учителя могут использовать при организации взаимодействия учащихся. Большинство структур могут быть применены практически в любом академическом содержании, но есть и такие, которые применимы только для одного типа задания. Некоторые структуры предназначены для парной работы, другие для групповой и для работы всего класса.
Существует более чем 100 структур, но вам нет необходимости изучить их все, чтобы использовать кооперативное обучение эффективно. Достаточно регулярно применять 10-15 структур.
ПРИМЕРЫ СТРУКТУР
Round robin – По круговой
Rally table - Съезд
Round table – Круглый стол
Team Interview – Командное интервью
Mix-Freeze-Pair – Смешайся-Замри-Работай в паре
Think-Pair-Share – Подумай- Работай в паре- Поделись
Showdown – Раскрытие карт
Line Ups - Строй
Teammates Consult – Командные консультации
Jigsaw –Джигсо (Мозаика)
Corners - Углы
Mix-N-Match – Смешай и найди
Numbered Heads Together - Пронумерованные головы
Round robin-Все обучаемые в течение 2 минут обдумывают и записывают задание.
-Учитель объявляет, что теперь у каждого из четырех участников команды, сидящих вместе, будет 15 секунд, чтобы сказать, почему они любят праздновать Рождество, трем остальным. Начинает участник под номером 1, включается таймер.
-Через 15 секунд, попросите учеников, сидящих под номером №4 встать (чтобы они точно знали, кто должен говорить), и сказать только что ответившему №1: «Было очень интересно тебя слушать». Пусть №1 скажет «Спасибо» в ответ.
-Рефлексия, чтобы научить ребят слушать друг друга! Попросите тех, кто слушал, сказать всему классу то, что они услышали. Можно спросить желающих, или по одному человеку из каждой команды.
-Затем очередь говорить ученику под номером 2, которому через 15 секунд ученик под №1 скажет: «Мне понравилось слушать тебя» и услышит спасибо в ответ, а кто-то из команды скажет всему классу, о чем рассказал ученик под №2.
-Такие же действия проделывают ученики под №3 и под №4 .

Rally robin
-Участники команды делятся на пары.
-Дается одна минута на обдумывание вопроса, заданного учителем.
-Затем участник А  делится с участником Б быстрым  ответом на поставленный вопрос.
-Затем участник Б делится с участником А быстрым  ответом на поставленный вопрос.
-Учитель спрашивает представителей групп (по желанию/ вызывает), которые озвучивают наиболее интересные ответы (свои или партнера по паре).
Rally table-Ученик А записывает на листе свой ответ.
-Ученик Б записывает на этом же листе свой ответ, при этом не повторяя ответа ученика А.
-После окончания задания учитель проверяет его выполнение, заслушивая представителей команд.
Rally couch
-Ученик А решает утверждение и громко объясняет – ученик Б следит за решением и слушает.
-Ученик А либо получает одобрение от ученика Б за правильное решение, либо ученик Б обучает (тренирует) ученика А правильному решению и объясняет.
-Ученик А записывает ответ.
-Ученики А и Б благодарят друг друга.
-Ученик Б решает следующее утверждение. Ученик А смотрит и слушает, проверяет, тренирует и при необходимости хвалит ученика Б.
-Ученики повторяют по очереди, решая последующие задачи.
Think-Pair-Share
-Подумай: Каждый обучающийся размышляет самостоятельно и записывает свои ответы на листок
-Поделись: Обмен мнениями с партнером.
-Представь: Рабочая пара обменивается результатами своей работы с другой парой.
-Запишите результаты работы группы на карточку. Один тезис – одна карточка. Повесьте результаты работы на доску.
-Представление результатов работы группами.
Showdown
-Карточки с вопросами кладутся в центр стола.
-Учитель выбирает одного из членов команды, который будет главным – капитаном
Showdown .
-Капитан Showdown берет верхнюю карту, зачитывает вопрос, фиксирует время.
-Все члены команды самостоятельно записывают ответ на вопрос, листок с ответов кладется лицом вниз.
-Закончив, члены команды демонстрируют свою готовность.
-Капитан Showdown произносит: "Showdown".-Товарищи по команде показывают ответы и обсуждают их.
- Капитан проверяет ответы.
Jigsaw 
Преподаватель разбивает учащихся на группы и дает им задание (по электронной почте, вывешивая информацию на сайте и т.п.). В этом задании предлагается общая тема для изучения (проблемная ситуация, отдельный вопрос темы и пр.). Используя синхронную или асинхронную коммуникацию, учащиеся должны проанализировать (структурировать) полученное задание и разбить на несколько под заданий (от двух до четырех). Далее они планируют свою работу и определяют, кто за что отвечает (кто какую часть задания готовит). 
- Общение экспертов. Ученики, ответственные за конкретный вопрос, могут на этом этапе наладить контакты по сети со своими "коллегами" из других групп, получивших точно такое же задание. Их совместная задача - обсудить друг с другом стратегию поиска и представления этого материала другим
членам группы, обменяться известной информацией по изучаемому вопросу. 
-Поиск и анализ информации. На этом этапе ученики работают индивидуально, собирая и анализируя информацию. Их задача на этом этапе - как можно детальнее познакомиться с вопросом, изучить материал с тем, чтобы это позволило им достичь "экспертного" уровня в этой области. 
-Тренировка экспертов. После сбора и первоначального анализа информации эксперты опять работают вместе. Они представляют собранную информацию друг другу (или третьему лицу, например, приглашенному "независимому" эксперту), подводят итоги проделанной работы, вырабатывают окончательный вариант презентации по данной теме, которую они затем представят другим участникам группы. 
-Общий сбор группы. Каждый из экспертов "возвращается" в установленный срок в свою группу и проводит презентацию. Его задача сводится к тому, что бы за минимальное время он смог научить своих напарников тому, что узнал сам и представить учебные материалы, которыми он пользовался при подготовке. В сети подобные мероприятия удобнее всего проводить либо в виде общения учащихся в рамках списков рассылки (можно и передавать текстовые материалы, и презентации Power Point), либо в виде мультимедийных телеконференций (видеоконференций). 
 - Анализ работы. После завершения обмена презентациями и обсуждения всех вопросов, которые были недостаточно ясно отображены в презентациях, учащиеся переходят к обсуждению и оценке работы подгруппы в целом. Отмечается вклад каждого в общее дело, удалось ли работать командой, обсуждается учебный процесс (насколько удобно было общаться друг с другом, все ли было понятно и т.п.). 
Placement
46659808699500- Каждый учащийся в группе по 4 человека обдумывает ответ на вопрос и записывает кратко свои размышления в свой угол на листке.
-Обсуждение в парах.
-Каждая пара обсуждает вопрос с парой напротив.
-Результаты работы группы тезисно записываются в центр листа.
-Представление результатов группами.
Y-table
48094905270500
С Y-таблицей могут обсуждаться в группе по трое учащихся самые разные вопросы по любому предмету: гипотезы, предположения.
Fan-N-PickРабота в четверках 
-Один ученик держит карточки веером
-Второй тянет карточку и озвучивает вопрос
-Третий отвечает
-Четвертый контролирует ответ
Numbered Heads Together
-Присвойте каждому учащемуся в группе номер от 1 до 4.
- Объявите проблему или вопрос (например: "Откуда растения берут энергию?") - Все в группе готовят ответ на этот вопрос и вместе обсуждают варианты. Вся команда должна быть уверена, что любой ее участник может ответить на этот вопрос.
-Случайным образом (по жребию, например) вызовите к доске номера от 1 до 4 из каждой группы.
- Учащийся, чей номер выпал, пишет ответ на доске от всей команды. Команда не может ему помогать в данный момент. Если учащийся не слушал своих коллег во время обсуждения, то это очень плохо. После того, как он напишет ответ, он переворачивает доску лицом к стене.
- Когда все вызванные учащиеся готовы, они одновременно показывают варианты ответа классу. Учитель проверяет правильность ответа.
ОБУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМ НАВЫКАМ
Командная работа не может быть просто из-за того, что учащихся посадили по группам. У детей не всегда бывают идеи как эффективно взаимодействовать в группе со своими согруппниками. Причиной тому служит ограниченные социальные навыки этих учащихся. По этому учителям необходимо развивать у своих учащихся именно навыкы общения и взаимодействия. Если вы будете делать это систематически, то обнаружите на сколько повысится эффективность проделанной работы в команде.
Шаги развития социальных навыков:
Обсудите, зачем нужны социальные навыки.
Перед тем, как учащиеся начнут развивать свои социальные навыки, необходимо объяснить, зачем они необходимы. Спросите какие проблемы возникали при групповой работе, и попросите подумать, почему так вышло.
41916354762500Сделайте список социальных навыков:
-Принятие различий;
-Прошение о помощи;
-Говорить ясно и внятно;
-Делать комплименты друг другу;
-Несоглашаться или соглашаться вежливо;
-Слушать и слышать;
-Равноправно участвовать;
-Решать конфликты;
-Делиться;
-Работать над заданием (не отвлекаться);
-Соблюдать очередность;
-Рисковать;
-Терпеливо ждать.
42335458255000Развивайте навыки
Социальные навыки не закрепятся, если их не тренировать. Используйте Т-таблицу. Попросите ваших учащихся
заполнить данную таблицу и обсудите что они написали. К примеру:
1081414-188510Поддерживать друг друга
2980055115570
Выглядит как Звучит как
Улыбка, Аплодисменты, Прекрасно, Молодец,
Большой палец вверх Мне нравится, как ты ....


Тренируйте
После заполнения Т-таблицы, дайте им возможность по практиковаться. Для этого используйте структуры кооперативного обучения.
Социальные навыки/ Social SkillsСтруктуры /
Structures for PracticeАктивное слушание /Active ListeningRoundrobin, Think-Pair-Share, Mix-Freeze-Pair
Награда/PraisingRallytable, Roundtable, Pairs Check, Showdown
Очередность/Taking TurnsRallytable, Pairs Check, RoundtableГоворить не мешая другим /Using Quiet VoicesThink-Pair-Share, Numbered Heads Together, Showdown
Концентрироваться на задании /Staying on TaskRallytable, Roundtable, Pairs Check, Showdown, Mix-N-Match
Помощь/Helping Rallytable, Pairs Check, Showdown, Mix-N-Match
Рефлексия В конце каждого упражнения проводите рефлексию. Попросите ваших учащихся подумать, какие социальные навыки они применяли в этом упражнении. Обсудите их. Если есть необходимость, обратитесь снова к Т-таблице (Выглядит как, Звучит как).
Примерные вопросы для рефлексии:
-На сколько успешно ваша группа использовала социальные навыки?
-Как лично ты пользовался социальными навыками?
-Что ты делал или говорил?
-Как ты можешь улучшить свои социальные навыки? (в следующий раз).

РЕСУРСЫ
Corkboard Connections Blog: www.corkboardconnections.com
Teaching Resources Website – www.lauracandler.comActive Engagement Pinterest Board:
http://www.pinterest.com/lauracandler/active-engagement-teaching-resources
Other Recommended Resources:
Kagan – www.kaganonline.comLaura’s Kagan books - http://bit.ly/1pJcINr
Whole Brain Teaching – www.wholebrainteaching.com and series of guest posts by Chris Biffle here: http://corkboardconnections.blogspot.com/2014/06/whole-brain-teaching-rules.htmlClassroom Community
Caring Classrooms Page and Sowing the Seeds of Success Webinar - http://www.lauracandler.com/strategies/caringclass.php
Go for Green Stoplight System: http://corkboardconnections.blogspot.com/2012/07/classroom-management-system-that-works.html
Teaching Social Skills - http://www.lauracandler.com/strategies/socialskills.php
Buddy Venn – Back to School Super Start Pack - http://www.lauracandler.com/books/backtoschool.php
Teaching Interactively
Teaching with Dry Erase Boards - http://corkboardconnections.blogspot.com/2012/08/teaching-with-dry-erase-boards.html
Stop the Clock Game - http://corkboardconnections.blogspot.com/2012/04/my-adventures-in-teaching-time.html
The Hat Randomizer - http://www.lauracandler.com/strategies/smartboard.php
Plickers video by Tabitha Carro - http://www.flapjackeducation.com/2014/07/plickers-automatic-student-feedback.html
Online Polling – http://www.polleverywhere.com/
Strategies for Partners
Buddy Sorting
Plural and Possessive Noun pack-
Weathering and Erosion freebie - http://www.teacherspayteachers.com/Product/FREE-Weathering-Erosion-and-Deposition-Sorting-Activity-354192US Government Freebie - http://www.lauracandler.com/filecabinet/socialstudies.php
Partner Practice
Possessive or Plural pack – http://www.teacherspayteachers.com/Product/Plural-or-Possessive-Task-Cards-More-1171328
Partner Angle Practice - http://www.lauracandler.com/webinars/ActiveE/PartnerAnglePractice.pdf
Pairs Compare
Laura’s Task Cards – http://www.teacherspayteachers.com/Store/Laura-Candler/Category/Task-Cards
Telling Time Freebie - http://www.teacherspayteachers.com/Product/FREE-Telling-Time-Task-Cards-1290991
Контакты: Аубакиров Аят Сабитович,
старший преподаватель ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР+77016721273
ayat_87@mail.ru