Методическая работа по дисциплине «Физическая культура» на тему: «РАЗВИТИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЛЬЯНОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ПИТАНИЯ И ТОРГОВЛИ»









Методическая работа
по дисциплине «Физическая культура»
на тему: «РАЗВИТИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»















Ульяновск

ПЛАН:

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Условия формирование общих компетенций обучающихся
на дисциплине физическая культура в учреждениях СПО 4
2. Способы формирования коммуникативных компетенций
на уроках физической культуры. 9
3. Способы проявления ключевых компетенций на уроках физической культуры у обучающихся среднего звена 16
4. Формы и методы формирования общих компетенций обучающихся на уроках физической культуры. 18
5. Организационные формы реализации общих компетенций на уроках физической культуры.. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 23
























ВВЕДЕНИЕ

Внедрение ФГОС в профессиональных образовательных учреждениях доказало необходимость реализации компетентностного подхода и стало основой изменения результата подготовки специалиста. Новые образовательные результаты – это сформированные у выпускников общие и профессиональные компетенции, предусмотренные ФГОС, в соответствии со специальностей (профессией).
Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
В Законе «Об образовании в Российском образовании» компетенция рассматривается как «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач общих для многих видов деятельности».
Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.
Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпускника.










Условия формирование общих компетенций обучающихся на дисциплине физическая культура в учреждениях СПО

Дисциплина физическая культура ставит следующие цели:
сформировать основы здорового образа жизни на основе занятий физической культурой;
научить использовать приобретенные на уроках физической культуры умения и навыки в повседневной жизни, с целью поддержания спортивной формы.
Задачи:
воспитание нравственных, физических, психических качеств и свойств, необходимых для личностного и профессионального развития;
формирование осознанной потребности к физическому самовоспитанию.
2. Требования к результатам освоения дисциплины:
В процессе освоения учебной дисциплины обучающийся должен овладеть техникой: бега на короткие, средние, длинные дистанции, прыжка в длину с места, эстафетного бега, строевые управления, общеразвивающие упражнения, акробатические упражнения, приема и передачи мяча сверху двумя руками в в/б, прием и передача мяча снизу двумя руками, верхняя и нижняя подача, совершенствование игры, ведение и передачи мяча в б/б, комбинационные действия, штрафные броски, совершенствование игры.
В результате изучения дисциплины «Физическая культура» формируются профессиональные компетенции, содержание которых заключается в следующем:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качества.
ОК 3. Принимать решение стандартных и не стандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
Знать: - о роли физической культуры в общекультурном, социальном и физическом развитии человека; - основы здорового образа жизни.
Уметь: - использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. 3 - выполнять задания, связанные с самостоятельной разработкой, подготовкой, проведением обучающимся занятий или фрагментов занятий по изучаемым видам спорта.
Быть компетентным, значит уметь применить знания, умения, опыт, проявить личные качества в конкретной ситуации, в том числе и нестандартной.
Анализ опыта работы по новому ФГОС свидетельствует об имеющихся противоречиях в организации педагогического процесса, между:
- потребностью современного общества в личности, владеющей общими, профессиональными компетенциями, способной адаптироваться на рынке труда и традиционным содержанием, технологиями образования, не позволяющими в полной мере сформировать необходимый уровень подготовки специалиста;
- необходимостью организации педагогического процесса, ориентированного на формирование общих, профессиональных компетенций у обучающихся и недостаточного теоретического обоснования, конкретных практических рекомендаций по реализации основных положений ФГОС в профессиональных образовательных учреждениях СПО.
Данное противоречие усугубляется по причине отсутствия или незначительного количества современных учебных пособий , имеющихся в образовательных учреждениях ", разработанных в соответствии с ФГОС,
- необходимостью оценки сформированности компетенций и неразработанностью контрольно-оценочных средств.
С учетом обозначенных проблем встает вопрос: как организовать педагогический процесс, направленный на формирование общих компетенций, каковы условия формирования общих компетенций?
Основная задача педагогического коллектива - организация условий, инициирующих освоение обучающимися компетенций, обеспечивающих соответствующую квалификации и уровень образования
Каждый педагог неоднократно задавал себе вопросы: чему учить? и ради чего учить?, Как обновить содержание учебной дисциплины, МДК, чтобы оно было значимым для студента, имело для него смысл, максимально способствовало развитию, освоению вида профессиональной деятельности.
Отвечая на вопрос – ради чего учить? говорим о ценностях образования, центрации педагога: кого или что главным для себя в работе считает педагог - обучающегося, его развитие; оценки по предмету, мнение коллег, администрации или что-то другое ?
Встает правомерный вопрос: как учить? Отвечая на этот вопрос с уверенностью скажем, необходимо использование интерактивных, диалоговых технологий, метода проектов и других, где обучающийся выступает субъектом деятельности, обучение происходит через открытие, моделирование жизненно важных профессиональных затруднений, поиск путей их решения. Необходима смена позиции педагога во взаимодействии со студентами.
Итак, первое условие – осмысление, принятие педагогами основных положений компетентностного подхода и реализация в образовательном процессе.
Сравнительный анализ свидетельствует о том, что ОК.1 - ОК.6 в основном совпадают, что подчеркивает их метапредметный (универсальный)
характер, в то же время, определены специфические ОК с учетом предстоящего вида деятельности.
Сделаем попытку определить: какие компетентности являются определяющими, то есть лежат в основе развития личности обучающегося.
Обратимся к классификации ключевых компетенций, предложенных Андреем Викторовичем Хуторским.
Ученый выделяет 7 ключевых компетенций.
1. Ценностно-смысловые компетенции.
2. Общекультурные компетенции.
3. Учебно-познавательные компетенции.
4. Информационные компетенции.
5. Коммуникативные компетенции.
6. Социально-трудовые компетенции.
7. Компетенции личностного самосовершенствования .
Соотнесем ключевые компетенции, предложенные А.В.Хуторским и ОК, предусмотренные ФГОС
Ценностно-смысловые компетенции.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Учебно-познавательные компетенции.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
3. Информационные компетенции.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
4. Коммуникативные компетенции
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
5. Социально-трудовые компетенции.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
6. Компетенции личностного самосовершенствования
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Таким образом, последовательность освоения компетенций обучающимися, а может быть представлена в форме «лесенки».
Последовательность освоения компетенциями
Социально-трудовые компетенции
Общекультурные компетенции.
Информационно-коммуникативные компетенции
Учебно-познавательные компетенции.
Ценностно-смысловые компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

2. Способы формирования коммуникативных компетенций на уроках физической культуры

 Известно, что индивид становится личностью только в процессе взаимодействия, взаимоотношений с другими людьми. Мы не можем сказать о человеке, каков он – добрый или злой, целеустремленный или безалаберный и т.д. – до тех пор, пока не увидим его во взаимодействиях с окружающими людьми. Только процесс общения, взаимных действий способен стать индикатором успешной социализации личности.
    Специфика каждого предмета разнообразна, но общий принцип, один - задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к уроку физической культуры, можно отметить, что задача учителя, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность учащегося. Современные педагогические технологии, позволяют учителю достичь максимальных результатов в решении многих задач.
    Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал интересным, значимым и для педагога и для учащихся? Я предлагаю компетентностно-деятельный подход - ориентация на “результат” обучения, который зафиксирован в современном образовательном стандарте, а именно: на формирование у учащихся основной школы комплекса различных компетенций (коммуникационной, информационной, социально-культурной, а также готовности к образованию и саморазвитию). Отсюда формирование коммуникативных компетенций является превалирующим.
. Мне он помогает поддерживать хорошие результаты учеников в учебной и внеурочной деятельности, личностное развитие ребенка. Результатом успешности работы является то, что уровень обученности по физической культуре составляет 100%, качество знаний выросло в 6-х классах на 5-9%, в 11-х классах на 10-15% и составляет 55 – 85%.
   Коммуникативная компетенция может по праву считаться ведущей и стержневой, поскольку именно она лежит в основе всех других компетенций. Коммуникативную компетенцию сегодня необходимо последовательно формировать и развивать в тесной связи с учебными и информационными умениями. Обучение коммуникативной деятельности, как известно, является непосредственной задачей обучения на уроках физической культуры, и чем раньше начинается этот процесс, тем лучше.
    Социальная значимость коммуникативной компетенции: владение разными видами информации; умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным вопросам.
 Личная значимость: умение анализировать и оценивать деятельность друзей,
одноклассников; умение давать рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой, опираясь на современные физкультурно-оздоровительные технологии.
    Этот подход  обучения решает одновременно три основные задачи:
познавательную;
коммуникативно-развивающую;
социально-ориентационную.
И позволяет:
формировать активно-познавательную и мыслительную деятельность учащихся;
усилить мотивацию к изучению предмета;
создать благоприятную атмосферу на уроке;
исключить монологическое преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников;
самопроизвольно запоминать специальные термины и сведения;
отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции учащихся.
Что же позволяет достигать активизации познавательной деятельности учащихся при компетентностном подходе обучении?
Это:
обучение через опыт и сотрудничество;
учет возрастных и физиологических особенностей;
поисковые и исследовательские методы;
игровые методы.
Выбирая ту или иную форму проведения урока, я руководствуюсь своими профессиональными и личностными принципами. Например, для меня было важно найти такую форму урока, которая бы, кроме того, чтобы выполняла познавательную задачу, могла бы:    
задействовать на уроке всех
в полной мере учесть возрастные особенности детей
учитывала бы мои личностные особенности: темперамент, готовность к импровизации, творчеству.
    При проведении уроков физической культуры выяснилось, что учащиеся наиболее включены в занятия
при организации и проведении подвижных, спортивных игр («Игры  можно рассматривать как предвосхищение и обучение тем видам деятельности, которые должны появиться позже.» А. Валлон) изучении их правил,
использовании проектной деятельности,
использование межпредметных связей.
    Игры традиционно популярны среди людей всех возрастов благодаря разностороннему воздействию на организм человека, в том числе эмоциональному. Практически во всех образовательных учреждениях игры включены в учебные программы. Они широко практикуются во внеклассной и внешкольной работе. Специфика игр определяет ряд требований к участникам, их взглядам, установкам, личностным качествам, характеру действий в состязании. Следовательно в игре вырабатывается коллективизм, способность жертвовать собственными интересами ради командной победы, желание видеть и понимать коллективный интерес в каждый момент состязания. Воздействие коллектива на участника игры может быть весьма жестким, сильным, действенным, что способствует развитию соответствующих личностных качеств.
     Таким образом, можно сказать, что в игре физические, эмоциональные, умственные качества учащихся включаются в творческий процесс, при котором учащиеся вступают в социальное взаимодействие, а значит, должны обладать коммуникативной и социальной компетенцией.
Практика показала, что игра – это сильнейшее средство социализации учащихся, включающая в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности. Так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на его формирование.
  В своей работе можно использовать метод проекта, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проводить интегрированные уроки: «Урок-физкультура-биология» (природа и человек, биохимия и человек, анатомия и физиология человека) «Физкультура-ИЗО» ( спорт в искусстве), «Физкультура-физика» (физические законы и человек), «Физкультура- история» (история и человек).

Способы проявления ключевых компетенций на уроках физической культуры у обучающихся среднего звена

Одной из важнейших задач образования является сохранение здоровья школьников. Поэтому наша задача, наравне с решением педагогических задач должна сопоставлять учебную нагрузку с индивидуальными особенностями учащихся для сохранения их здоровья.
Компетенции - это знания, умения, опыт в области физическая культура. Поэтому мы и должны все это передать своему ученику. Это относится не только к его физическим способностям, но и умения вести здоровый образ жизни, организовывать свой досуг и т.д.
Важным условием формирования у учащихся ключевых компетенций и компетентностей является учет и максимальное удовлетворение образовательных потребностей школьников.
На данном этапе учителю следует выявить наличие уже имеющихся у учащихся образовательных потребностей (стремления школьников к приобретению знаний, умений и качеств личности, составляющих ключевые компетенции) и их уровень. Диагностика осуществляется разными методами: в результате наблюдения за деятельностью учащихся, проведением анкетирования, тестирования, организацией бесед и пр. Для получения объективной информации в диагностировании могут принимать участие не только школьники, но и их родители, учителя, одноклассники.
В частности, для выявления образовательных потребностей школьников в знаниях и умениях, составляющих валеологическую компетенцию, учащимся я предложила комплекс вопросов и диагностических заданий, позволяющих не только определить степень информированности учащихся в вопросах данной компетенции, но и вызвать у них интерес к изучаемой проблеме, например:
Перечислите физические характеристики для оценки собственного здоровья.
Предложите виды физических упражнений благотворно влияющих на ваше здоровье.
Удовлетворены ли Вы имеющимися знаниями и умениями в области здоровья человека или хотели бы их пополнить?
Следует также выявить жизненно важные для учащихся вопросы и предпочтительные для каждого ученика виды учебно-познавательной деятельности.
Для формирования ключевых компетенций, в том числе валеологической в процессе обучения физкультуры необходимо создавать условия для самостоятельного решения обучающимися познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и других вопросов, решать личностно значимые проблемы.
На сегодняшний день нет единой классификации компетенций, как нет и единой точки зрения на то, сколько и каких компетенций должно быть сформировано у обучающихся.
Развитие коммуникативной компетенции осуществляется на всех уроках физической культуры.
Попытаемся систематизировать проявления ключевых компетенций в процессе изучения учебного предмета «Физическая культура», определив их социальную и личную значимость для обучающихся (см.таблицу 1)
Таблица 1 Проявление ключевых компетенций в процессе
образования в области физической культуры

Ключевые компетенции
Социальная значимость
Личностная значимость

1. Общекультурная
Познание культурно-исторических основ физической культуры, осознание роли физической культуры в формировании способности к достижению всестороннего физического и духовного развития, здорового образа жизни; сохранение здоровья и высокой работоспособности; подготовка к труду и защите Отечества
Определение значения систематических занятий физкультурой для улучшения здоровья, повышения уровня физической подготовленности и профилактики заболеваний; развитие интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом

2. Учебно-познавательная
Познание основ физического развития и воспитания с целью формирования духовно богатой и физически здоровой личности
Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом; знание основ личной и общественной гигиены; владение знаниями о правилах регулирования физической нагрузки в условиях проведения утренней зарядки, регулярных занятий спортом

3. Коммуникативная
Владение разными видами информации; умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным вопросам
Умение анализировать и оценивать деятельность друзей, одноклассников; умение давать рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой, опираясь на современные физкультурно-оздоровительные технологии

4. Социальная
Понимание пользы занятий физическими упражнениями для здоровья человека, повышения его трудоспособности и увеличения продолжительности жизни, а также роли физических упражнений в профилактике профессиональных заболеваний, в борьбе с производственным травматизмом
Умение использовать средства физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности; владение современными требованиями к научной организации труда и отдыха

5. Личностная
Владение приемами самореализации; личное и жизненное самоопределение



Владение приемами личностного самовыражения и саморазвития; умение контролировать
физическое состояние организма




Формы и методы формирования общих компетенций обучающихся на уроках физической культуры
Направления физкультурно-оздоровительной работы в техникуме:
§ физкультурные пятиминутки перед первым уроком ежедневно, физкультминутки на уроках, динамические паузы;
§ работа спортивных секций, кружков;
§ подготовка и проведение разнообразных спортивных соревнований, праздников, товарищеских игр, состязаний, конкурсов, дней здоровья;
§ проведение теоретических уроков по физической культуре, смысл которых заключается в том, чтобы создать у учащихся целостное представление о физической культуре как виде общей культуры общества, позволяющий выработать устойчивый интерес у обучающихся к двигательной деятельности;
§ проведение тематических дней, классных часов, бесед;
§ пропаганда здорового образа жизни детей и подростков.
На уроках физической культуры, который остаётся основной формой учебного процесса, решается, как правило, комплекс взаимосвязанных развивающих, образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Основное внимание уделяется развитию двигательных качеств: координационных, скоростных способностей и выносливости, силы, гибкости, ловкости, а также воспитанию у учащихся таких нравственных и волевых качеств, как дисциплинированность, доброжелательность, честность, смелость.
Уроки физической культуры проходят по расписанию. Для создания оптимальных условий обучения и развития учащихся, уроки физкультуры проходя 2 раза в неделю, что позволяет сделать физическую нагрузку направленной на оздоровление учащихся. Так как в многопрофильном техникуме есть мужские и женские группы, то учащиеся не стесняются друг друга. В результате организации раздельного обучения можно констатировать повышение интереса к уроку физической культуры, как у мальчиков, так и у девочек. Это может привести к положительному результату. А все потому, что учащиеся перестали бояться выглядеть «слабаками» в глазах противоположного пола. В условиях раздельного обучения на занятиях физической культурой исчезают психологические комплексы при выполнении упражнений, связанных со стеснительностью, благодаря чему повышается посещаемость и уверенность в своих силах. Пресловутое «скажите, чтобы они не смотрели» - как со стороны девочек, так и со стороны мальчиков перестало присутствовать и соответственно повысило эффективность урока.
Одним из приоритетных направлений учителя физкультуры в техникуме считаются повышение качества образования, предлагается использовать информационные технологии на уроках и внеклассных занятиях наряду с традиционными формами обучения. В техникуме имеются все условия для проведения уроков с компьютерной поддержкой: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, поэтому в свою практику включены уроки с компьютерной поддержкой.
Наиболее популярными областями применения информационных технологий в обучении является получение новых знаний, контроль знаний и самообразование. Использование на теоретических уроках физической культуры уроки в форме электронной презентации, один из эффективных наглядных методов пропаганды здорового образа жизни.
Эффективность использования информационных технологий на уроках физкультуры:
§ на уроках физкультуры они дают возможность организовать прохождение теоретического материала в доступной и наглядной форме;
§ при проведении внеклассных мероприятий: спортивных викторин, конкурсов и т.п.
§ при подготовке к оценочному зачету для развития критического мышления, решения проблемных задач, самостоятельной работы с информацией.
§ при разработке учебных проектов, способствующих развитию интеллектуальных и творческих возможностей учащегося, самовыражению и навыков совместной работы.
§ при работе с учениками, имеющими ограниченные физические возможности.
Для каждой группы совершенствую и систематизирую теоретический материал: компьютерные презентации, тесты, методические разработки, сценарии внеклассных мероприятий. Теоретический материал способствует познавательной активности, учащиеся проявляют свои знания в творческих работах - разработках проектов, оформлении рефератов, рисунках, добиваются хороших результатов.
Обучающимся можно предложить темы следующих проектов «За здоровый образ жизни», «Спорт - посланец мира», «Мой любимый спортсмен» и т.д. тема может быть выбрана и самим учащимся, главное, чтобы она отражала направление работы по формированию здорового образа жизни
Реферат может носить различную смысловую нагрузку. Например «Мой любимый вид спорта», «История развития спорта (указать вид)», «Комплекс упражнений для слабослышащего (человека с плохим зрением, с искривлением позвоночника, с плоскостопием и т.д.).
Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования:
§ организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
§ реализация системы просветительской работы с учениками по формированию у учащихся культуры отношения к своему здоровью;
§ развитие системы внеурочной занятости учащихся.
Проблему здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении невозможно отделить от организации физкультурно-оздоровительной работы с учащимися. Сколько бы мы ни учили ребенка элементам игры на уроках, он никогда не научится, если не будет участвовать в соревнованиях. Такие дети, как правило, стесняются играть, а это сохраняется надолго и после окончания учебного заведения. Дети, участвующие в соревнованиях, значительно лучше разбираются в правилах и тонкостях игры, более уверенно чувствуют себя на площадке и, что очень важно, при любой возможности стремятся играть. Они серьёзней относятся к изучению на уроках техники и тактики игры.
Поэтому соревнования - необходимый и обязательный элемент учебного процесса. Участие в них должно поощряться оценками независимо от занятых мест.
Вместе с тем надо учитывать, что соревнования учащихся должны коренным образом отличаться от соревнований взрослых.
Главная цель таких соревнований - обучение и развитие физических качеств, а не определение лучших и худших.
К участию в соревнованиях надо привлекать максимально возможное количество учащихся, начиная с соревнований внутри групп. Если невозможно провести их по основным правилам, то используются упрощенные, с меньшим количеством участников в командах. Либо каждая группа выставляет несколько команд, и соревнования проводятся в параллели или между ними.
Проведение дней здоровья с привлечением всех детей, преподавателей и родителей стало традицией в системе воспитания здорового образа жизни. В каждой параллели периодически проводятся такие соревнования, как «Осенний кросс», «Соревнования по гимнастике», «Военно-спортивные эстафеты», «Лыжные гонки», «Мама, папа, я - спортивная семья», «Весёлые старты» и первенства училища по волейболу, футболу, баскетболу.
Учащиеся принимают участие во всех городских и районных соревнованиях по различным видам спорта, проводимых ОФКс и МП, где составляют здоровую конкуренцию учащимся школ города и района, также участвуют в зональных соревнованиях между учащимися НПО Восточного округа.
5. Организационные формы реализации общих компетенций на уроках физической культуры
Организация учебной деятельности
§ строгие дозированные физические нагрузки;
§ использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся;
§ учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств;
§ построение урока с учётом динамичности учащихся, их работоспособности;
§ соблюдение гигиенических требований;
§ благоприятный эмоциональный настрой;
§ создание комфортности.
Создание комфортных условий на уроке
§ температура и свежесть воздуха;
§ рациональное освещение зала;
§ влажная уборка зала через каждые 2 часа занятий;
§ наличие туалетов и умывальников в раздевалках девочек и мальчиков;
§ наличие аптечки;
§ наличие у каждого учащегося сменной спортивной обуви и спортивной формы для занятий на уроке физической культуры в зале и соответствующей формы при уроках на свежем воздухе (осень-весна, зима).
Индивидуально-дифференцированный подход
§ работа в индивидуальном темпе;
§ использование источников информации;
§ возможность обратиться за помощью;
§ отсутствие страха ошибиться;
§ положительная мотивация, сознательное отношение к учебной деятельности;
§ высказывание и аргументирование своего мнения;
Учитель физической культуры на уроках физкультуры использует личностно-ориентированный подход, учитывая группу здоровья и индивидуальные особенности каждого ребенка. Например, на уроках учащиеся работают по отделениям, каждое из которых соответствует определенной группе здоровья, а, значит, при выполнении заданий ученики получают дозированную нагрузку.
На уроках физической культуры учащиеся самостоятельно осуществляют контроль за своим пульсом, обучаясь, таким образом, прислушиваться к своему организму. На уроке должны активно работать и временно освобожденные от занятий по состоянию здоровья учащиеся, оценивая выполнение одноклассниками заданий учителя.























ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, быть компетентным, значит уметь применить знания, умения, опыт, проявить личные качества в конкретной ситуации, в том числе и нестандартной.
Основными направлениями деятельности обучающихся в результате формирования общих компетенций выступают:
- осознанное оздоровление обучающихся через занятия физкультурой и спортом (организация работы на уроках физкультуры и секциях спортивной направленности проведения дней здоровья, спортивных мероприятий);
- привитие учащимся норм и правил правильного питания как необходимого условия для укрепления и сохранения здоровья;
- сознательное участие обучающихся в сохранении собственного здоровья путем выработки полезных привычек и отказа от вредных;
- создание приемлемых комфортных условий для укрепления здоровья через физическую культуру для обучающихся всех категорий, в том числе с ограниченными возможностями в здоровье.











Список использованных источников:
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]












13PAGE 15


13PAGE 14315




Заголовок 115