Пояснительная записка по литературному чтению 2 класс ПНШ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по литературному чтению для 2 класса разработана в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепцией системы «Перспективная начальная школа»
с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам). В 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2013, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
с авторской программой Н.А.Чураковой «Литературное чтение». (Сборник рабочих программ «Перспективная начальная школа» 1-4 классы/ Сост. Р.Г, Чуракова - М.: Академкнига/Учебник, 2013 – ч. 1: с.113);
с учётом целей и задач Образовательной программы МОБУ Лицея.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;
- приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.
В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:
- духовно-нравственная – от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;
- духовно-эстетическая – от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;
- литературоведческая – от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы);
- библиографическая – от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Обучающие научатся:
-читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
-читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;
-строить короткое монологическое высказывание: краткий и развёрнутый ответ на вопрос учителя;
-слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;
-называть имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;
-называть имена 2-3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;
-перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
-определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
-оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
-анализировать смысл названия произведения;
-пользоваться Толковым словарём для выяснения значений слов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;
-писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
-устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
-читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);
-пересказывать текст небольшого объёма;
-использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;
-привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;
-задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текстов в качестве аргументов.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Обучающие научатся:
-различать сказку о животных и волшебную сказку;
-определять особенности волшебной сказки;
-различать сказку и рассказ;
-уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (преувеличение), звукопись, контраст, повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
-обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;
-обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора;
-понимать, в чём особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);
-обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Обучающие научатся:
-понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
-читать художественные произведения по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
-эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определённые программой.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
-рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом» и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний;
-устно делиться своими впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.
Ожидаемые результаты формирования УУД
к концу 2-го года обучения.
В области познавательных общих учебных действий.
Обучающие научатся:
-свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
-ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
-работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).
В области коммуникативных учебных действий.
Обучающие научатся:
В рамках коммуникации как сотрудничества:
-работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы.
В рамках коммуникации как взаимодействия:
-видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
-находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области контроля и самоконтроля учебных действий
Обучающиеся получат возможность научиться:
-подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
-понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности».
Развивать умение выразительного чтения.
Формировать умения критически оценивать собственное чтение вслух.
Формировать умение читать про себя.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика».
Народное творчество
Сказки о животных. Общее представление. Разница характера героев-животных.
Волшебные сказки. Противостояние волшебного и земного как сюжетный стержень волшебной сказки. Особенности построения волшебной сказки.
Авторская литература.
Авторские волшебные сказки. Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народных волшебных сказок.
Жанр рассказа.
Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем, возможность вымысла. Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе.
Поэзия.
Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, контраст.
Раздел «Формирование библиографической культуры»
Выход за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из библиотек при работе на уроках. Работа с Толковым словарем.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Чтение художественного произведения по ролям и по цепочке.
Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту.
Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.
Круг чтения. Русские и зарубежные народные и авторские сказки
«Волшебное кольцо», «Лисичка-сестричка и волк» *, «Петушок – золотой гребешок», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Барсук – любитель стихов», «Как Собака с Кошкой враждовать стали», «Луна на ветке»;
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Дж. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь»;
Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик», «Почему у Братца Опоссума голый хвост».
Классики русской литературы
Поэзия
Д. Кедрин «Скинуло кафтан…; М. Лермонтов «Осень», «Утёс»; А.С. Пушкин «У лукоморья…», «Уж небо осенью дышало…»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится».
Проза
М. Пришвин «Разговор деревьев», «Золотой луг»; Л.Н. Толстой «Прыжок», «Акула»; И. Тургенев «Воробей».
Современные русские и зарубежные писатели и поэты
Поэзия Я. Аким «Яблоко»*; А. Ахундова «Окно»; Т. Белозёров «Хомяк», «Самое доброе слово»*; В. Берестов «Картинки в лужах»; М. Бородицкая «Ракушки», «Уехал младший брат», «Котёнок», «Лесное болотце», «Вот такой воробей», «Булочная песенка», «Улов»*; А. Гиваргизов «Что ты, Серёжа…», «Мой бедный Шарик…»; А. Екимцев «Осень»; Е. Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк…»; Б. Заходер «Собачкины огорчения»; С. Козлов «Жёлудь»; Ю. Коринец «Тишина»; А. Кушнер «Что я узнал!»; Г. Лагздынь «Утренняя кричалка»; В. Лунин «Кукла», «Что я вижу»; Н. Матвеева «Было тихо…»*; С. Махотин «Воскресенье», «Груша», «Фотограф», «Местный кот»; С. Михалков «А что у вас?»; Ю. Мориц «Хвостики», «Букет…»; Э. Мошковская «А травинка не знает…», «Ноги и уроки», «Язык и уши», «Кому хорошо», «Если такой закат…», «Вазочка и бабушка»*, «Дедушка Дерево»*, «Здравствуй, Лес!»*, «Мама, я, кузнечик и птица»*; И. Пивоварова «Картина», « Жила-была собака», «Мост и сом»; Г. Сапгир «У прохожих на виду…»; Р. Сеф «Добрый человек», «Я сделал крылья и летал», «Лучше всех»; П. Синявский «Федина конфетина», «Такса едет на такси», «Ириски и редиски», «Хрюпельсин и хрюмидор»; М. Тахистова «Редкий тип»; А. Усачёв «Бинокль», «Эх!», «Жучок»*, «Жужжащие стихи»; Д. Хармс «Врун»*; Е. Чеповецкий «В тихой речке у причала»; С Чёрный «Что кому нравится»*; К. Чуковский «Федотка»; Г. Юдин «В снегу бананы зацвели», «Скучный Женя», «Вытри лапы и входи»; М. Яснов «Самое доброе слово», «Ути-ути»; Л. Яхнин «Моя ловушка», «Музыка леса», «Пустяки», «Зеркальце», «Листья»*, «Крокодилово семейство»*; Басё, Бусон, Исса, Иссе, Кикаку*, Оницура, Сико*, Тие, Хиросиге: японские трёхстишия (хокку); О. Дриз «Игра», «Стёклышки», «Кончилось лето», «Синий дом», «Кто я?», «Телёнок», «Доктор», «Обида», «Сто весёлых лягушат»*, «Всегда верно»*, «На что похож павлиний хвост»*, «Как я плаваю»; М. Карем «Ослик», «Повезло!»; Л. Квитком «Лемеле хозяйничает», «Способный мальчик»; П. Коран «По дорожке босиком»; Во Куанг «Заходите»; Т. Кубяк О гноме-рыбаке»*; Л. Станчев «Осенняя гамма». Проза В. Берестов «Как найти дорожку»*; В. Вересаев «Братишка»; С. Воронин «Лесик-разноголосик»*; В. Драгунский «Что я люблю», «Что любит Мишка», «Друг детства», «Шляпа гроссмейстера»*, «Сверху вниз, наискосок!», «Гусиное перо»*; Ю. Коваль «Три сойки»; С. Козлов «Ёжик в тумане», «Красота», «Когда ты прячешь солнце, мне грустно», «Тёплым тихим утром посреди зимы»*, «Заяц и Медвежонок»*; О. Кургузов «Сухопутный или морской?»; Н. Носов «Фантазёры»; Б. Окуджава «Прелестные приключения»; С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»; А. Усачёв «Обои», «Тигр в клеточку»*; Г. Цыферов «Жил на свете слонёнок»; Е. Чарушин «Томка испугался», «Томкины сны»; Д. Биссет «Хочешь, хочешь…», «Ух!»; А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»*; Дж. Родари «Бриф! Бруф! Браф!».
Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.
Тематическое планирование.
Тема Количество часов по программе Корректировка
ЧАСТЬ 1. Раздел 1. В гостях у Учёного Кота. 19 часов Знакомство с библиотекой Ученого Кота. 1 Вступление к поэме А. С. Пушкина «Руслан
и Людмила» 1 Авторская сказка А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке. 1 Специфика сказочного жанра
в поэтической сказке
А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 2 А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. (хрестоматия) 3 Русские народные сказки о животных «Петушок – золотой гребешок» 1 Сказки «Лисичка-сестричка», «Кот и лиса» (хрестоматия) 1 Зарубежные сказки о животных. Джоэль Харрис «Братец Лис и братец Кролик 1 Джоэль Харрис «Почему у братца Опоссума белый хвост» 1 Китайская волшебная сказка «Как собака с кошкой враждовать стали» 2 Главные герои русской волшебной сказки «Волшебное кольцо» 1 Роль волшебных предметов в сказке «Волшебное кольцо» 1 Русская народная сказка. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.
(хрестоматия) 1 Современные поэтические тексты. И. Пивоваров «Жила-была собака», «Мост
и сом» 1 Жанр произведения
Г. Лагздынь «Утренняя кричалка». Поход в «Музейный дом» Иллюстрации к сказке «Репка»
Обобщение по теме «Сказки о животных и волшебные сказки» 1 Раздел 2. В гостях у Незнайки. 10 часов Говорить неправду и фантазировать – это не одно и то же.
Н. Носов «Фантазёры» 3 Дж. Родари «Бриф! Бруф! Браф!» 1 Э. Мошковская «А травка не знает», «Ноги и уроки».
Работа по хрестоматии 1 Э. Мошковская
«Язык и уши»,
«Если грачи закричали». Работа по хрестоматии. 1 Б. Окуджава «Прелестные приключения» 3 Дональд Биссет «Хочешь, хочешь, хочешь...»
Обобщение по теме «В гостях у Незнайки» 1 Раздел 3. В гостях у Барсука. 20 часов Секреты Чайного домика. 1 С. Козлов «Ёжик в тумане» Поход в «Музейный дом»
Иллюстрация Т. Мавриной «Полумесяц» 1 Японская сказка «Барсук – любитель стихов» 2 Японская сказка «Луна на ветке» 1 Поэт – тот, кто создает и ценит красоту. 1 Поход в «Музейный дом»
Секреты японского свитка. Фрагмент «Тростник под снегом и дикая утка» 1 С. Козлов «Красота»
Поход в «Музейный дом» Иллюстрация А. Дюрера «Травы» 1 Секрет коротких стихотворений. Японское хокку Хиросиге. 1 Японское хокку Иссё, Бусон. Поход в «Музейный дом». Иллюстрация
А. Венецианова «Жнецы». 1 Японское хокку Тиё, Оницура. Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Ван Гога «Комната в Арле». 1 В. Драгунский «Что я люблю». 1 Герой стихотворения
С. Махотина «Воскресенье». 1 В. Драгунский «Что любит Мишка».
1 М. Махотин «Груша». 1 М. Бородицкая «Ракушки», «Уехал младший брат». 1 Сказка Дж. Родари «Приезжает дядюшка белый медведь». 2 Работа по хрестоматии
«О настоящем и ненастоящем богатстве». 1 Обобщение по теме «В гостях у Барсука». 1 Глава 4. В гостях у Ёжика и Медвежонка. 10 часов И. Тургенев «Воробей».
М. Карем «Ослик» 1 М. Бородицкая «Котёнок»
Э. Мошковская «Кому хорошо» 1 В. Драгунский «Друг детства» 1 В, Лунин «Кукла».
Р. Сеф «Я сделал крылья и летал» 1 Л. Толстой «Прыжок» 2 Л. Толстой «Акула» 2 Э. Мошковская «Если такой закат» 1 Поход в «Музейный дом» Иллюстрация
П. Брейгеля «Охотники на снегу»
Обобщение по теме «В гостях у Ёжика и Медвежонка» 1 ЧАСТЬ 2. Глава 1. Точка зрения. 33 часа Поэтический текст
А. Кушнер «Что я узнал!» Поход в «Музейный дом» Портреты итальянского художника Арчимбольдо. 1 С. Махотин «Фотограф».
Поход в «Музейный дом».
Иллюстрация Ван Гога «Церковь в Овере». 1 И. Пивоварова «Картина»
Поход в «Музейный дом» Иллюстрация Лентулова «Василий Блаженный» 1 О. Дриз «Игра»
«Стёклышки» 1 С. Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно» 1 М. Бородицкая «Лесное болотце» 1 В. Берестов «Картинки в лужах»
А. Ахундова «Окно» 1 А. Усачёв «Бинокль» 1 Т. Белозёрова «Хомяк»,
М. Яснов «Хомячок» 1
Г. Цыферов «Жил на свете слонёнок»
1 Чеповецкий «В тихой речке»
А. Гиваргизов «Что ты, Серёжа, сегодня не в духе?» 1 М. Бородицкая «Вот такой воробей»,
С. Махотин «Местный кот». 1 М. Бородицкая «Булочная песенка». 1 Синявский «Федина конфетина»,
А. Усачёв «Эх!» 1 Г. Сапгир
«У прохожих на виду», Поход в «Музейный дом» Н. Крылов «Зимний пейзаж» 1 О. Кургузов «Сухопутный или морской?» 1 О. Дриз «Кончилось лето» Поход в «Музейный дом» Иллюстрация
М. Добужинского «Кукла» 1 О. Дриз «Синий дом»
Поход в «Музейный дом» Иллюстрация
М. Шагала «Синий дом» 1 А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» 2 М. Лермонтов «Осень» 1 О. Дриз «Кто я?» 1 А. Гиваргизов «Мой бедный Шарик, ты не знаешь…» 1 М. Карем «Повезло!» 1 Р. Сеф «Лучше всех» 1 Л. Яхнин «Моя ловушка» 1 Г. Юдин «В снегу бананы зацвели» 1 Г. Юдин «Скучный Женя» О. Дриз «Телёнок» 1 А. Усачёв «Обои» 1 В. Лунин «Что я вижу» 1 Ю. Мориц «Хвостики», «Букет».
Поход в «Музейный дом» Иллюстрация
Д. Арчимбольдо
«Лето», «Осень» 1 Работа по хрестоматии «Точка зрения» 1 Обобщение по теме «Точка зрения» 1 ЧАСТЬ 2. Глава 2. Детские журналы. 7 часов С. Михалков «А что у вас?» 1 Что такое новости? Кто рассказывает новости? 1 Детская периодика. Журналы для детей. 1 По страницам детского журнала «Мурзилка» 1 По страницам детского журнала «Весёлые картинки» 1 Развивающие задания Журнала «Мурзилка», «Весёлые картинки» 1 Обобщение по теме «Детские журналы». 1 Глава 3. Природа для поэта – любимая и живая. 19 часов Л. Яхнин «Музыка леса» 1 Ю. Коваль «Три сойки»
Поход в «Музейный дом» Иллюстрация
А. Дюрера «Заяц» 1 Р. Сеф «Добрый человек» Л. Яхнин «Пустяки» 1 Е. Чарушин «Томка испугался» 1 Е. Чарушин «Томкины сны» 1 Г. Юдин «Вытри лапы и входи» 1 М. Пришвин «Разговор деревьев» 1 Ф. Тютчев «Зима недаром злиться» Д. Кедрин «Скинуло кафтан зелёный летом» 2 М. Пришвин «Золотой луг»
Поход в «Музейный дом» Иллюстрация
В. Гога «Подсолнухи» 1 С. Козлов «Жёлудь» 1 М. Лермонтов «Утёс»
Поход в «Музейный дом» Иллюстрация
Н. Рериха «Стражи ночи» М. Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк» 2 Д. Биссет «Ух!» 1 А. Екимцев «Осень»,
Ю. Коринец «Тишина» 1 Работа по хрестоматии. Беседа «Для поэта природа – живая» 2 Обобщение по теме «Природа для поэта – любимая и живая» 1 Административная тестовая работа. 1 Глава 4. Почему нам бывает смешно. 18 часов К. Чуковский «Федотка» О. Дриз «Доктор», «Обида» 2 В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» 2 М. Тахистова «Редкий тип»,
Л. Квитко «Лемеле хозяйничает» 1 Л. Квитко «Способный мальчик», С. Махотин «Вот так встреча!» 1 С. Седов «Сказки про Змея» Горыныча» 4 П Синявский «Такса едет на такси», П. Коран «По дорожке босиком» 1 Л. Яхнин «Зеркальце»,
П. Синявский «Ириски и редиски» 1 А. Усачёв «Жужжащие стихи» П. Синявский «Хрюпельсин и хрюмидор» 2 Работа по хрестоматии «Тайны «смешного» 2 Обобщение по теме «Почему нам бывает смешно» 1 Итоговое заседание клуба «Ключ и заря» 1 Итого 136 часов Рассмотрено на кафедре учителей начальных классов
Протокол № 7
от 26 августа 2016 г.
Руководитель кафедры
____________________Кожевникова М.К.
Согласовано
Заместитель директора _________Данилова С.Е. 27 августа 2016 г.