Профессиональный стандарт педагога. Личность учителя в современной школе.


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Саввинская средняя общеобразовательная школа имени С.А. Калабалина140332, Московская область, Егорьевский район, с. Саввино, микрорайон Восточный, д. 8.
тел/факс.2-89-34, эл. почта schoolsav08@mail.ruВыступление на педагогическом совете 02.11.2016 год.
«Профессиональный стандарт педагога. Личность учителя в современной школе.»Ноябрь 2016 год.
с.Саввино.
Личность учителя в современной школе.
Учитель сегодняшнего дня.
Цель: разработать модель (портрет) личности педагога в современной школе как образец, к которому нужно стремиться и постоянно самосовершенствоваться.
Остается открытым вопрос, какие качества учителя (или «компетенции») должны быть константными, т.е. не зависящими от времени, а какие качества должны быть «подвижны», т.е. необходимыми учителю-педагогу в связи с требованием «нового» времени. Мне интересно было узнать, каково представление современных школьников и их родителей об учителе, для этого мною было проведено анкетирование «Учитель глазами современного школьника», и «Учитель глазами родителей».
Современный учитель глазами родителей. Опрос, проведенный среди 20 родителей нашей школы, показали следующие результаты:
1.Какой учитель должен работать в современной школе?
45% -добрый, понимающий и любящий детей40% - опытный профессионал, ответственный, любящий свою работу.40% - умный, грамотный, интеллигентный.
30% - доброжелательный, уравновешенный, общительный, с чувством юмора.20% - в меру строгий, требовательный, справедливый.
2. Какому учителю я доверю образование и воспитание своего ребенка?
40% - понимающему и любящему детей.
30% - квалифицированному, опытному, с большим стажем работы.
30% - сдержанному, уравновешенному.
20% - серьезному, требовательному, строгому, справедливому.
5% - красивой женщине.
Анализ. Анализируя полученные результаты, отображающих уровень требований родителей, можно сделать следующие выводы. Родители доверяют образование своего ребенка: доброму, понимающему детей, опытному, умному, знающему детскую психологию, профессионалу своего дела. Родители считают, что современный учитель должен быть, добрым, отзывчивым, терпеливым, уравновешенным, ответственным, строгим, справедливым. Для родителей очень важно, чтобы учитель любил детей, и понятно и интересно объяснял материал.
Мнение учеников. Выборка составила 30 учащихся.Ученики дали следующие ответы:
У какого учителя я хотел бы учиться?
70% - хорошо знает и любит свой предмет, может заинтересовать учеников, рассказывает много интересного и познавательного, умеет хорошо объяснять.
60% - мудрый, любящий детей, отзывчивый, понимающий, добрый, заботливый.
55% - спокойный, всегда держит себя в руках.30% - требовательный, но не придирчивый, строгий, справедливо ставит оценки.15 % - весёлый, общительный, с чувством юмора.
2. У какого учителя я не хотел бы учиться?
60% -раздражительный, злой, ругается. 30% - плохо объясняет.20% - несправедливый (завышает или занижает оценки).12% - не даёт шансов исправить оценку.4% - слишком строгий и требовательный, много задаёт, задерживает на перемене.
Анализ. Анализируя ответы учеников, можно сделать следующие выводы. Приоритетом для учеников являются профессиональные качества учителя, умение заинтересовать своим предметом, понятно и доступно объяснять.Второе место занимает личностные качества учителя. Выделяют следующие значимые качества: понимающий, любящий, отзывчивый, спокойный, добрый, терпеливый, уравновешенный, с чувством юмора. Немалое значение для детей имеет то, что учитель должен быть в меру строгим и уметь держать дисциплину в классе. Учитель должен быть справедливым, это значит, ко всем он должен относиться одинаково. Учитель должен быть грамотным, всесторонне образованным. 
В связи с внедрением новых профессиональных стандартов повышаются требования к профессиональному уровню педагога. А на сколько наш коллектив готов к принятию и освоению новшеств? Нами было проведено анкетирование среди педагогов школы, которое показало следующие результаты.
Анкета "Восприимчивость педагогов к новшествам"
Для оценки уровня восприимчивости педагогического коллектива к новшествам используются следующие показатели:
К < 0,45 – критический уровень;
0,45 < К < 0,65 – низкий уровень;
0,65 < К < 0,85 – допустимый уровень;
К > 0,85 – оптимальный уровень.
Математическая обработка результатов показала

К=0, 68, что соответствует допустимому уровню, но значение приближается к низкому уровню.
Анкета "Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств"
Результаты показали низкий уровень готовности нашего коллектива к освоению нового.
Основными преобладающими побудительными мотивами для педагогов нашего коллектива являются:
- потребность в новизне, смене обстановки, преодолении рутины;
- желание создать хорошую, эффективную школу для детей;
- потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей;
- осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить.
Анкета "Барьеры, препятствующие освоению инноваций"
Барьеры, препятствующие осваивать и применять новшества для нас следующие:
- большая учебная нагрузка;
- убеждение, что эффективно учить можно и по-старому;
- чувство страха перед отрицательными результатами.
Личность учителя в современной школе.
Цель нашей работы: разработать модель (портрет) личности педагога в современной школе как образец, к которому нужно стремиться.
Передо мной стояли вопросы, какие качества учителя (или «компетенции») должны быть неизменными, т.е. не зависящими от времени, а какие качества должны быть «подвижны», т.е. необходимыми учителю-педагогу в связи с требованием «нового» времени. Мне интересно было узнать, каково представление современных школьников и их родителей об учителе, для этого мною было проведено анкетирование «Учитель глазами современного школьника», и «Учитель глазами родителей».
Опрос, проведенный среди родителей нашей школы, показали следующие результаты:
1.Какой учитель должен работать в современной школе?
45% опрошенных считают, что учитель д б человеком добрым, понимающим и любящим детей40% - опытным профессионалом, ответственным, любящим свою работу.40% - умным, грамотным, интеллигентным.30% - доброжелательным, уравновешенным, общительным, с чувством юмора.20% - в меру строгим, требовательным, справедливым.На 2 вопрос Какому учителю я доверю образование и воспитание своего ребенка? Родители дали следующие ответы:
40% доверили своего ребёнка учителю понимающему и любящему детей.
30% - квалифицированному педагогу с большим опытом работы
30% - сдержанному, уравновешенному.
20% - серьезному, требовательному, строгому, справедливому.
Анализируя полученные результаты, отображающих уровень требований родителей, можно сделать следующие выводы. Родители доверяют образование своего ребенка: доброму, понимающему детей, опытному, умному, профессионалу своего дела. Родители считают, что современный учитель должен быть, добрым, отзывчивым, терпеливым, уравновешенным, ответственным, строгим, справедливым. Для родителей очень важно, чтобы учитель любил детей, и понятно и интересно объяснял материал.
Был проведён опрос среди учащихся. На вопрос
У какого учителя я хотел бы учиться? Ученики дали следующие ответы:
70% - хорошо знающего и любящего свой предмет, который может заинтересовать учеников, рассказывает много интересного и познавательного, умеет хорошо объяснять.
60% считают, что педагог д б мудрым, любящим детей, отзывчивым, понимающим, заботливым.
55% ответили у учителя спокойного, который всегда держит себя в руках.30% считают, что учитель д б требовательным, но не придирчивым, строгим и справедливо ставить оценки.15 % написали, что хотели бы учиться у учителя весёлого, общительного, с чувством юмора.
На 2 вопрос (У какого учителя я не хотел бы учиться?) дети ответили
60% -раздражительного, злого, который ругается. 30% - плохо объясняет.20% - несправедливого (завышает или занижает оценки).12% - не даёт шансов исправить оценку.4% - слишком строгого и требовательного, который много задаёт и задерживает на перемене.
Анализируя ответы учеников, можно сделать следующие выводы. Приоритетом для учеников являются профессиональные качества учителя, умение заинтересовать своим предметом, понятно и доступно объяснять.Второе место занимает личностные качества учителя. Выделяют следующие значимые качества: понимающий, любящий, отзывчивый, спокойный, добрый, терпеливый, уравновешенный, с чувством юмора. Немалое значение для детей имеет то, что учитель должен быть в меру строгим и уметь держать дисциплину в классе. Учитель должен быть справедливым, это значит, ко всем он должен относиться одинаково. Учитель должен быть грамотным, всесторонне образованным. 
В связи с внедрением новых профессиональных стандартов повышаются требования к профессиональному уровню педагога. А на сколько наш коллектив готов к принятию и освоению новшеств? Нами было проведено анкетирование среди педагогов школы, которое показало следующие результаты.
Анкета "Восприимчивость педагогов к новшествам"
К < 0,45 – критический уровень;
0,45 < К < 0,65 – низкий уровень;
0,65 < К < 0,85 – допустимый уровень;
К > 0,85 – оптимальный уровень.
Математическая обработка результатов показала, что К – показатель характеризующий уровень готовности к восприятию нового для нашего коллектива =

К=0, 68 , что соответствует допустимому уровню, но значение приближается к низкому уровню.
Результаты анкеты "Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств"показали низкий уровень готовности нашего коллектива к освоению нового., но при этом основными преобладающими побудительными мотивами для педагогов нашего коллектива являются:
- потребность в новизне, смене обстановки, преодолении рутины;
- желание создать хорошую, эффективную школу для детей;
- потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей;
- осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить.
Анкета "Барьеры, препятствующие освоению инноваций"
Барьеры, препятствующие осваивать и применять новшества для нас были названы следующие:
- большая учебная нагрузка;
- убеждение, что эффективно учить можно и по-старому;
- чувство страха перед отрицательными результатами.