Сценарий Имею право на права


"Имею право на права"
(Ток-шоу)
Подготовили:
Бубликова Ю.А.
педагог-организатор
2014
Имею права на права

Цель: формирование правовой культуры учащихся школы через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.
Задачи:
Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
Воспитывать уважение к другим людям.
Оборудование: презентация к занятию.
Ход внеклассного мероприятия
Ведущий:Добрый день взрослые и дети! Это мероприятие я хочу начать с таких строк:
Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва Он имеет право жить, развиваться и дружить; Иметь уютный, теплый дом Видеть тихий мирный сон. Врачей помощь получать, Обучаться, отдыхать, Быть весёлым и здоровым, Восхищаться чем-то новым И любить и быть любим Он на свете не один!
Ведущий:Наши дети подобны нежным цветам в огромном саду. Им нужен утренний ветерок и весеннее солнце, а не изнуряющий зной и сильная буря. Нельзя оскорблять и обижать детей, нельзя использовать силу, унижать в присутствии друзей, преувеличивать их ошибки. Обращайтесь с детьми с величайшей добротой и любовью, и тогда их уважение к вам будет идти из глубины сердца, и они исполнят свой долг перед нами. Но как этого добиться? Об этом мы поведем наш разговор сегодня.
Мы пригласили ____________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Мы благодарны вам за то, что вы пришли на эту встречу, рассчитываем на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверены, что наше сотрудничество будет успешным.
Ведущий:Наша Задача – дать каждому ребенку счастье. Понятие счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми. Только вместе общими усилиями, можно дать детям большое человеческое счастье. А значит нужно соблюдать права ребёнка
II.Ведущий:
-А кто же в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить. (1 слайд)
Сначала послушаем сообщения наших учеников.
Ведущий:Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам. (2 слайд)
Ведущий:. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.
Ведущий: Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.
Ведущий: Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.
Ведущий: - Первый документ, о котором я вам расскажу - "Декларация прав человека".
Слово "декларация" означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование. (3 слайд)
Ведущий:Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии. Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны подписали "Конвенцию о правах ребенка" и наша Россия с 1990 года
(4 слайд) Конвенция - договор, т.е. несколько стран договорились защищать права детей
Ведущий: А теперь давайте познакомимся с небольшим перечнем прав ребенка, признанным Конвенцией. ( Дети зачитывают права, записанные на слайдах с 5 по 18)
-Согласно определению, данному в Конвенции (ст.1), "ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, примененному к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше".
-Каждый ребенок имеет право на жизнь. (ст.6)
-С момента рождения ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства. (ст.7)
- Ребёнок имеет право на медицинскую помощь.
-Ребёнок имеет право жить со своими родителями.
-Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение (ст.13)
-Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. (ст.14)
-Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст. 16)
-Ребенок имеет право на образование. (ст. 28)
Государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания.(ст.37)
-Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг (ст.31)
Ведущий:А теперь, чтобы проверить, как вы запомнили права ребенка мы с вами поиграем в игру "Разрешается - запрещается" Я в стихотворной форме буду описывать вам различные ситуации, а вы должны будете закончить фразу словами разрешаетсяили запрещается.
(Ведущий: по порядку читает стихи)
III. Игра "Разрешается - запрещается"
1. Куда пойдем мы в воскресенье: На каток или в кино. Вот семья вопрос решает Выбрать мнение одно. Взрослые на деток смотрят, смотрят - удивляются. Слушать мнение ребенка конечно (разрешается).
2. Вот в углу стоит мальчонка, Плачет, надрывается. Бить, наказывать ребенка Строго (запрещается)
3. С мамой дети должны жить, Не грустить и не тужить - Это (разрешается).
4. Дитя незаконно похищают, Мать с ребенком разлучают. Это (запрещается).
5. Рисовать и петь учиться, Если заболел - лечиться, Это - (разрешается).
6. Много трудится ребенок, Мало у него силенок, Ноги подгибаются. В детстве тяжкая работа Конечно (запрещается).
7. Вместе дружно в мире жить, С разными детьми дружить - Это (разрешается).
8. Когда слабый горбит спину, Перед сильным преклоняется. Быть рабом у господина Строго (запрещается).
Ведущий: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.
IV. Анализ анкеты: Вопросы к экспертам.
Вопросы к обсуждению
Кто знает о существовании Конвенции о правах ребенка? (дети)
Как вы считаете почему возникла необходимость в создании данного документа? (Дети; эксперты)
Как работает этот документ сегодня? (эксперты)
Сталкивались ли вы с нарушением прав ребёнка в своей профессиональной деятельности? (эксперты)
Как вы считаете, нужно ли знание прав нашим детям в школьном возрасте? Почему? (Дети; эксперты)
Как бы вы наказали за провинности ребёнка?(Дети)
Куда или к кому мне обратиться при нарушении моих прав?( дети- экспертам)
Как вы считаете, что важнее- исполнять свои обязанности или требовать соблюдения своих прав? Почему? (дети; эксперты)
V. Обсуждение ситуаций.
Давайте обсудим ситуации, в которые попали герои из разных сказок. Вы должны рассказать, какие права были нарушены?
1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Чего лишили эту девочку? (Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)
2. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, примененному к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше)
3. Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает? (нарушается статья о тайне корреспонденции)
4. Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.Также нарушается Статья о том, что дети должны жить со своими родителями)
5. Кто обидел падчерицу из сказки "12 месяцев"? Что может произойти с ребенком, если его ночью в метель отправляют в лес? Чего может лишиться эта девочка? (Жизни, здоровья.)
6. Вы помните, что дальше произошло с Каем из сказки "Снежная королева"? (Его увезла Снежная королева.) Чего лишила Кая Снежная королева? (Его родных, его семьи.)
7. Кто обидел Буратино? Чего от него добивались кот и лиса?
(Буратино мог лишиться своих денег, своего имущества).
- Вспомните, куда шел Буратино с монетами? (Покупать азбуку, чтобы пойти в школу.)- Значит, у Буратино есть еще одно право - право на образование.
Ведущий: Давайте теперь попробуем разобраться, какие права у героев песен из мультфильмов.
1. "Песня бременских музыкантов" "Ничего на свете лучше нету:" (Право на свободу передвижения.)
2. "Чему учат в школе" (Право на образование.)
3. "Песенка мамонтенка" (Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями)
4. "Чунга-Чанга" (Право пользоваться благами, право на отдых)
Ответы детей.
Ведущий: в Стастье 5, говорится: "Никто не может быть подвергнут жесткому, бесчеловечному отношению". Как вы себе представляете жесткого, бесчеловечного человека? Какие черты лица у него? Как он себя ведет? Нарисуйте лицо такого человека.(Смайлик. Слайд 27)Ведущий: Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: "Злой не верит, что есть добрые люди" (Слайд 28). А как вы представляете себе доброго человека? Составим словесный портрет. Нарисуем такого человека на бумаге. (Смайлик.Слайд 29)
Ведущий: Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: "Доброе слово лечит, а худое - калечит". (Слайд 30)
Ведущий:Ребята, а как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых?
Ведущий: В каждом из вас, ребята, есть маленькая частичка доброты - как маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко. Поэтому давайте портрет доброго человека положим на середину парты, а злого - уберем.
VI. Обязанности ребёнка.
Ведущий:C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?
Ведущий: Главный закон нашей страны называется "Конституция Российской Федерации". Вот в ней-то об обязанностях и написано.Зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию РФ (Слайд31)
Обязанности: (Слайд 32)
Соблюдать законы.
Охранять природу.
Защищать отечество.
Заботиться о родителях.
Получить образование.
VII. Сценка "Про Петю".
Ребята вам необходимо быть внимательными и найти ошибки в поведении членов семьи.
В комнате собралась почти вся семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа чинит стул. Забегает сын Петя.
Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть).
Мама: С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!
Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын: Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка (встает из-за стола). Спасибо, я так наелся.
Мама: Помой посуду, сынок.
Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка, и вообще, у меня завтра контрольная!
(Самообслуживание не может быть препятствием в самообразовании. В Конвенции Ст.32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приёме на работу и условиях труда детей).
Мы часто с вами говорим о негласном законе, если его соблюдать, то жить станет намного легче, будет меньше конфликтов. Что это за закон?
VIII. Закон Человека: (Слайд 33)
Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
"Твои права кончаются там, где начинаются :Порядочность
спРаведливостьрАзумностьВоспитанность
Обязанности
IX. Обобщение
Ведущий: Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
Дети: Право на образование.
Ведущий:: Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребенка.
(Доп. мат-л) Кроссворд на повторение прав.(слайды с 35 по 50)
Оно каждому даноОно каждому важно.Много их на свете естьВсех на пальцах и не счесть (право)
Знают взрослые и детиПрава нет важней на свете.В школе, ВУЗе, ПТУЯ всегда его найду. (образование)
У взрослых право на работу,А у детей есть на ::::.Есть право на игру и отдых,Я это говорю для взрослых. (забота)
Знают взрослые и детиПрава нет важней на свете.В школе, ВУЗе, ПТУЯ всегда его найду. (семья)
Вот, к примеру, право :..Как же им не дорожить.Она прекрасна и сложна,И она нам всем нужна. (жизнь)
Ведущий : Вот и подошло к концу наше мероприятие. Много разных мнений прозвучало здесь сегодня, много советов и рекомендаций дано! Я же подведу итог разговора одной-единственной фразой. “Душа ребенка подобна скрипке – как к ней прикоснешься, так она и зазвучит”.
Ведущий :Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться.
Как хорошо, что есть права! Закон нас строго защищает. И в нем важны нам все права, Они великой силой обладают. Товарищи взрослые и дети!За своё будущее мы все в ответе!Права и обязанности свои знайте,Хорошими людьми вырастайте!
Ведущий :Спасибо за внимание! До новых встреч!