Проект Инициативный день лидера «Имею право на права!»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» РТ






Проект


Инициативного дня лидера
«Имею право на права!»

в рамках республиканского конкурса на лучший Инициативный день лидера среди общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей - участников Республиканской профильной образовательной программы «Основы лидерства»



Содержание:



1. Приказ директора школы о проведении школьного этапа Республиканского конкурса на лучший инициативный день лидера.
2. Сценарий Инициативного дня лидера.
3. План реализации Инициативного дня лидера.
4.Отчет о проведении Инициативного дня лидера.
5. Статья «Имею право на права!» из газеты «Ярмарка» №11 от 5.03.2014г
6. Статья «Имею право на права!» из газеты «Лениногорские вести» №21 от 21 марта 2014 года
7. Отзывы участников Инициативного дня лидера.
8. Методические разработки мероприятий:
Создание модели ученического правового пространства.
Правовой марафон «Хочу быть президентом»
Интеллектуально-познавательная игра «Мы-граждане России»
Школа идеального лидера.
9. Фотоотчет о проведении Инициативного дня лидера.




Руководитель проекта: Полякова Л.Г.,
руководитель кружка «Основы лидерства»





Лениногорск
2014















































Сценарий Инициативного дня лидера
в рамках республиканского конкурса на лучший Инициативный день лидера среди общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей - участников Республиканской профильной образовательной программы «Основы лидерства»

Муниципальный район РТ
Лениногорский район

Полное название образовательного учреждения
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» РТ

Направление
Правовое просвещение и защита интересов учащихся образовательных учреждений

Название Инициативного дня лидера
"Имею право на права"

Дата и место проведения
13 февраля 2014 года, МАОУ «СОШ№2» г.Лениногорск

Обоснование актуальности
Современная школа находится на стадии реформирования. Основное направление реформы школы направлено на демократизацию общества, формирование подрастающего поколения в духе уважения прав человека, ненасилия, терпимого отношения к различным мнениям, умения критически осмысливать происходящее и ориентироваться в современных социальных процессах.
Данный круг проблем может успешно решить через обучение праву, которое способствует повышению правосознания и общей культуре подрастающего поколения и ограничено включает в себя обучение и воспитание в их непрерывном единстве. Правовое образование должно готовить человека к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвующим в политической жизни государства и способным внести свой вклад в развитие и процветание своей Родины.


Цели и задачи Инициативного дня лидера
Цели:
популяризация деятельности участников образовательной программы «Основы лидерства»
формированию активной гражданской позиции у школьников в использовании конституционных прав и имеющихся средств правовой защиты;
повышение уровня сотрудничества между органами государственной власти и образовательными учреждениями.
Задачи:
Развитие навыков и компетенций персональной эффективности, лидерских качеств;
Обеспечение прав учащихся на участие в процессе управления образовательного учреждения;
Формирование культуры делового взаимодействия и престижа общественной деятельности лидеров;
Привлечение внимания государства и общества к вопросам развития ученического самоуправления;
организовать мероприятия, направленные на формирование правовых знаний

Механизм реализации проекта
1. Организационный этап:  Цель этапа – организация деятельности по проекту Задачи этапа: - привлечение школьников, педагогов, родителей, специалистов к участию в проекте, формирование организационного комитета;  - установление связи с советом старшеклассников школы;  - оформление информационного стенда, подготовка нормативных документов: приказ по школе об утверждении Плана проведения дня Лидера и состава оргкомитета;  - организация информационной кампании через группу в социальной сети «http://vk.com/», сайт школы  
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
На данном этапе важно правильно построить кампанию по привлечению школьников, педагогов, родителей к участию в проекте, ярко и интересно представить проект в средствах массовой информации, своевременно подключиться к следующему этапу. 2.  Обучающий этап: 
Цель этапа – обучение школьников механизмам деятельности лидерского движения
Задачи этапа: - Проведение тренингов на командообразование, целеполагание, определения лидера в команде, социальное проектирование; - Проведение общих культурных мероприятий: походы, посещение катка, нового года и др. - Обучение школьников навыкам работы в социальных проектах, написанию проектов. (В том числе через участие в различных всероссийских, республиканских и муниципальных конкурсах)
Особенность второго этапа заключена в том, что школьники обучаются работать в команде, налаживают дружеские контакты.

3. Проектирование:  Цель этапа – непосредственная разработка проекта «Инициативный день лидера» и планирование мероприятий. 
Актуальность проекта, постановка целей и задач, моделирование проекта, составление сценарного плана, распределение функциональных обязанностей по проекту, координация деятельности участников и др. Школьники имеют возможность в любое время предлагать свои идеи, предложения по организации и проведению Инициативного дня лидера как самостоятельно, так и вынося их на общее обсуждение.
4.  Деятельность по проекту.
Цель этапа - реализация мероприятий проекта «Инициативный день лидера». (Приложение 1).

5. Подведение итогов.
Цель этапа - анализ работы, оценка эффективности проекта, определение перспективы развития.  Таким образом, схема реализации проекта это цикл последовательных, непосредственно связанных между собой этапов.

Схема управления проектом
Схема управления проектом включает в себя руководителя проекта, который является руководителем кружка «Основы лидерства», учителем истории и обществознания. В своей деятельности руководитель проекта опирается на координатора, заместителя директора школы по воспитательной работе, учителя английского языка, ответственного за дополнительное образование, работу ученического актива. Руководитель проекта совместно с координатором, участниками кружка «Основы лидерства» набрасывает план-схему проведения Инициативного дня лидера. Все важные решения по организации и проведению Инициативного дня лидера принимаются большинством голосов. Участники кружка «Основы лидерства» выполняют свои функциональные обязанности по запланированным мероприятиям. Остальные участники проекта получают задания от участников кружка «Основы лидерства» или непосредственно от руководителя проекта.
Координатор

Руководитель проекта

Участники кружка «Основы лидерства»

Другие участники проекта



Оценка эффективности
Количественные показатели результативности реализации проекта:
количество проведенных школьниками акций и мероприятий;
количество участников - организаторов дня, количество участников дня;
Количество привлеченных организаций, ведомств и специалистов
Качественные показатели результативности реализации проекта:
повышение социальной зрелости, ответственности участников – организаторов Дня лидера; 
проверка качества выполненной работы (по благодарностям и отзывам);
повышение престижа общественной деятельности лидеров;
Популяризация Инициативного дня лидера, дальнейшее развитие проекта
Оценка качественных показателей существенно затруднена, результаты отсрочены во времени и дадут результат позже. 

Конечный результат
Данный проект «Инициативный день лидера» был реализован на протяжении одного дня. В нем приняло участие 120 человек. Было проведено 8 мероприятий.  Уроки толерантности "Мы разные, но мы вместе".  Уроки для младших школьников были направлены на решение следующих задач:
привлечение внимания детей к одноклассникам;
воспитание чувства уважения друг к другу;
знакомство с понятием толерантности;
развитие умения общаться с разными людьми.
Ребятам в простой игровой форме рассказывается, как приятно и радостно, когда тебя принимают и понимают окружающие. Чем раньше дети осознают, что надо уважать каждого человека, независимо от его одежды или внешности, принимать его таким, каков он есть, тем скорее в их среде общения будет меньше агрессии. Родители и педагоги не могут постоянно находиться рядом с ребенком, защищая его от опасности, в т. ч. от агрессии сверстников. Прививая основы доброго отношения к окружающим, можно укрепить дружбу и взаимную поддержку между одноклассниками. 
Выставка творческих работ "Права ребенка в рисунках детей". 

Уроки правовых знаний:
"Мои права и обязанности"
Уроки проводится с целью обобщения знаний детей об основных правах, знакомства их с международными документами о правах ребенка, развития способности реализовывать свои права в повседневной жизни, воспитания осознанного отношения к своим правам и правам другого человека.
Ребята изучают Конвенцию о правах ребенка, отвечают на вопросы викторины и рассказывают о нарушениях прав человека, используя материалы популярных сказок. На суд зрителей и жюри представляются инсценировки сказок: "Волк и семеро козлят", "Лиса и заяц", "Золушка", "Хаврошечка", "Двенадцать месяцев", отрывки из сказок А.С. Пушкина.

Просмотр и обсуждение фильма «Ребёнок и его права»

Тематический классный час
"Я ребенок, я имею право".
Школьники на классных часах изучают права и обязанности человека, которые должны соблюдаться в обществе. Они узнают и смысл таких понятий, как правонарушение, преступление, наказание, выбор, права, обязанности.

В библиотеке была организована  выставка литературы по правовому просвещению, где школьники, родители, педагоги могли ознакомиться с новинками периодической печати, учебными пособиями, в которых освещается правовая тематика. 

Викторина "А что ты знаешь о Конституции?". Победителям вручаются памятные призы с символикой Российской Федерации. 

Флешмоб – школьники – организаторы Дня лидера выстраиваются, держа в руках цветную бумагу соответствующего цвета, создавая флаги РФ и РТ. 
Все мероприятия в рамках проекта "Инициативный день лидера" имели как информативные формы проведения (выпуск и распространение листовок, буклетов, рисунков), так и активные (акции, тренинги, открытые уроки права, конкурсные и игровые программы), способствующие развитию коммуникативных навыков у учащихся.
Информация о результатах проведения Инициативного дня лидера размещена на школьном сайте, в газете «Ярмарка», «Лениногорские вести».

Команда, работающая над проектом
«Инициативный день лидера»:
(автор сценария, группа авторов, идейная группа и т.д.):
-Ф.И.
-место учебы, класс
-функциональные обязанности по проекту
Авторский коллектив:
1. Галкаева Гульнара, 9б класс, член жюри игр, конкурса сочинений
2. Бубекова Рената, 9б класс, ведущая в командной игре 5-е классы, член жюри конкурса сочинений
3. Муртазина Эльмира, 9в класс, член жюри, член жюри конкурса сочинений
4. Родионов Данил, 9а класс, ведущий тренинга в 9 а классе
5. Вологодский Дмитрий, 9а класс, ведущий тренинга в 9 а классе
6. Шагеева Диана, 9в класс, оформление выставки, объявления о проведении мероприятия
7. Анищенко Яна, 9а класс, ведущая тренинга в 9 а классе
8. Коршина Мария, 9в класс, подготовка раздаточного материала
9. Залакова Зухра, 9б класс, член жюри
10.Хабибуллин Дамир, 9б класс, видеосъемка и фотосъемка, монтаж видеофильма
11.Хусаинов Динар, 9бкласс, подготовка кабинетов к проведению мероприятий, ответственный за музыкальное сопровождение, размещение информации на сайте
12. Лощакова Диана, 9б класс, ответственные за проведение энергизаторов, флешмоб
13. Халиков Руслан, 9б класс, подготовка сертификатов, дипломов.
Место учебы: МАОУ «СОШ№2» г.Лениногорск


Руководитель проекта:
-Ф.И.О.
-Место работы
-Должность
-Контактный телефон

Полякова Любовь Геннадьевна
МАОУ «СОШ№2»
Учитель истории и обществознания, руководитель кружка «Основы лидерства»
89274561981



План реализации Инициативного дня лидера
"Имею право на права"
Дата проведения: 13 февраля 2014 года
Название мероприятия и форма проведения
Целевая группа, классы
Ответственные за проведение

Выставка творческих работ (рисунок, плакат, коллаж)
"Права ребенка в рисунках детей"
5а, 5б, 9а,в
классные руководители
Диана Ш.

Урок правовых знаний «Создание модели ученического правового пространства»
9б (1 урок)
Учитель истории и обществознания,
Диана Л., Руслан З.

Тематический классный час "Азбука прав и обязанностей несовершеннолетних"

9в (2 урок)
Учитель истории и обществознания,
Эльмира М, Диана Ш.

Командная игра " Мы - граждане России"

5а,б (5 урок)
Учитель истории и обществознания,
Алина Х. –ведущая,
Жюри: Эльмира М, Гульнара Г.

Выставка литературы по правовому просвещению
Педагоги, учащиеся, родители
Заведующая школьной библиотекой

Тренинг - игра «Школа идеального лидера»
9а (4 урок)
Учитель истории и обществознания
Данил Р, Дмитрий В.-ведущие

Правовой марафон «Хочу быть президентом» (в режиме «Умники и умницы»)
Подведение итогов конкурса сочинений "Если бы я был президентом"

9 а,б,в (5 урок)
Учитель истории и обществознания
Алина Х.-ведущая
Жюри: Эльмира М, Гульнара Г.

Урок толерантности
"Мы разные, но мы вместе". 
5 б (6 урок)
Специалист детской библиотеки,
классный руководитель 5б класса
Эльмира М., Диана Ш.

Флешмоб "Флаг Российской Федерации"
Учащиеся школы
руководитель проекта, участники кружка «Основы лидерства»




Методическая разработка урока
«Создание модели ученического правового пространства»
Данный урок входит в комплекс уроков по созданию модели правового пространства школы. Его можно включить в программу при изучении темы «Права человека», а также использовать при проведении классных часов и занятий органов ученического самоуправления в школе. Старшеклассников очень сильно волнует проблема «Права – ответственность», поэтому, на мой взгляд, данная тема будет для них актуальна.
Цель урока: создание модели правового пространства школы.
Ожидаемые результаты:
должны знать:
- знания структуры нормативно – правовой базы школы;
- достаточная информация о правах и ответственности учащихся школы;
- знания структуры ученического школьного самоуправления.
должны уметь:
- анализировать документы, регламентирующие деятельность учащихся школы;
- формулировать основные положения документов, регламентирующих деятельность органов ученического самоуправления.
Ценности:
- активная гражданская позиция;
- социализация школьников.
Ход урока:
Введение. (4 мин.)
В начале урока учитель знакомит учащихся с результатами анкетирования, проводимого среди учеников 9-11 классов, по проблеме «Права – ответственность».
Примерные вопросы анкеты:
Знаешь ли ты свои права?
Где можно узнать о своих правах?
Что для тебя важнее права или ответственность?
Часто ли в школе нарушаются твои права?
Если да, то кто и почему?

На основании данных, полученных в результате проведения анкеты, можно сделать вывод об актуальности проблемы создания модели ученического правового пространства.
Если у учителя не было возможности провести анкетирование, можно, для мотивации учащихся, предложить им любую ситуацию из школьной жизни, в которой затрагивается проблема «Права – ответственность».
Основная часть:
Учитель: прежде, чем говорить о создании модели ученического правового пространства, давайте вспомним, какие нормативно – правовые документы, регламентирующие права и ответственность учащихся, существуют в нашей школе?
Учащиеся: отвечают на поставленный вопрос («Правила для учащихся», «Кодекс ученика школы №2», «Положение о проведении внеклассных мероприятий», «Положение об органах ученического самоуправления школы» и др.) (1 мин.)
Учитель предлагает учащимся поработать в группах.
1 этап работы в группах (5 мин.)
Каждая группа получает задание назвать 3-5 основных прав и ответственностей учащихся школы. Таким образом, в ходе дальнейшего обсуждения, мы определяем приоритетные направления своей дальнейшей работы.
2 этап работы в группах (15 мин.)
Каждая группа получает свой документ, регламентирующий права и ответственность учащихся. Необходимо проанализировать существующие нормативно-правовые документы, внести свои предложения по их дополнению и изменению.
Выступление представителей от каждой группы. (8 мин.)
Учитель подводит итоги урока, сравнивает ожидаемые результаты с теми, которых достигли в ходе урока. (3 мин.)

Заключительная часть. (4 мин.)
В заключительной части урока необходимо провести рефлексию.
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:
Считаете ли вы, что работу по созданию модели правового пространства школы необходимо продолжить?
Кто, на ваш взгляд, должен участвовать в решении данной проблемы?


































Правовой марафон «Хочу быть президентом»
Игра проводится среди учащихся 9 классов в режиме игры «Умники и умницы». В игре принимает участие представитель каждого класса, поэтому количество дорожек не ограничено определенным числом.
Приветствие.
Ведущий: Каждый молодой человек мечтает сделать хорошую карьеру. Вершиной политической карьеры является пост Президента. Однако, нельзя претендовать на столь высокую должность, не зная основных законов своей страны. Игра станет первым этапом отбора, где каждый участник сможет проверить уровень своей правовой грамотности, чтобы сделать своевременные выводы, планирую свою дальнейшую жизнь. Победителем будет тот учащийся, который сумеет набрать наибольшее количество очков и продвинуться по полю игры вперед, на наибольшее расстояние. Он провозглашается кандидатом в президенты. Игра состоит из четырех этапов. Ведущий представляет участников и членов жюри.
Перед началом игры каждому участнику предлагается продолжить фразу «Если я буду президентом, то..». Затем участники переходят непосредственно к игре.
I этап Разминка « Конституция РФ»
1. Конституция РФ провозглашает светский характер государства. Это означает, что
(церковь в РФ отделена от государства и системы образования)
2. Конституция провозглашает РФ правовым государством. Это означает, что
(государство и все его органы подчинены закону)
3. Согласно Конституции РФ Россия является социальным государством. Это означает, что
(политика такого государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь гражданам РФ)
II этап Решение правовых задач
17-летний юноша на свою первую стипендию купил три диска с записями его любимой музыкальной группы. Разрешения родителей он при этом не спросил. Имел ли юноша юридическое право на эту покупку? К какому источнику права нужно обратиться, чтобы найти ответ на данный вопрос? Какой дееспособностью он обладает?
В ответе должны содержаться следующие позиции:
1) юноша имел право на совершение данной покупки;
2) указан Гражданский кодекс РФ, к которому нужно обратиться за ответом;
3) указано, что 17-летний юноша обладает частичной дееспособностью.

Владелец интернет-магазина заключил срочный трудовой договор с тремя 15-летними учащимися профессионального лицея. В соответствии с условиями договора каждый из них должен выполнять работы по упаковке покупок клиентов магазина в течение учебного года 4 раза в неделю, с 12:00 до 23:00 с часовым перерывом на обед. Какие нарушения были допущены при заключении договора? (Укажите три нарушения.)
Пояснение.
В правильном ответе могут быть указаны следующие нарушения:
- продолжительность рабочего дня несовершеннолетних не может превышать 5 часов, здесь больше;
- рабочая смена не может заканчиваться позднее 22 часов, здесь до 23.00;
- можно привлекать к работе только во внеучебное время, а здесь с 12.00
-договор заключается только, с лицами достигшими 16летнего возраста
3. Узнав, что бабушке требуется дорогостоящая операция, 16-летний школьник Иван решил устроиться продавцом в табачный киоск. Его устраивал размер предполагаемой оплаты труда и график работы. Но работодатель отказался принять Ивана на работу. Правомерны ли действия работодателя? Свой ответ поясните. Назовите любые две особенности регулирования труда работников младше 18 лет.
Пояснение.
В ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на вопрос: действия работодателя правомерны;
2) пояснение, например: Трудовой кодекс РФ запрещает применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию: торговля табачными изделиями отнесена к их числу;
3) две особенности: работник в возрасте до 18 лет:
принимается на работу без испытательного срока;
– подлежит обязательному медицинскому осмотру, при поступлении на работу должен представить справку о состоянии здоровья;
– не может работать в ночное время;
– не может переносить и перемещать тяжести, превышающие установленные для подростков предельные нормы (для юношей – 20 кг, для девушек – 7 кг);
– имеет право на сокращённую рабочую неделю;
– имеет право на отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для него время;
– имеет право на оплачиваемый отпуск до истечения шести месяцев непрерывной работы;
– не может быть отозван из отпуска;
– не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков работников в возрасте до 18 лет.
III этап «Составить схему»
1. Основные стадии законодательного процесса
Законодательная инициатива---- Обсуждение законопроекта----- Принятие законопроекта------ Утверждение законопроекта----- Официальное опубликование закона
2. Основные стадии избирательного процесса
Назначение даты выборов--------Создание избирательных участков, округов и избирательных комиссий---------Составление списков избирателей----------Выдвижение регистрация кандидатов-----Предвыборная агитация------Голосование в день выборов-----Подсчет голосов----Объявление результатов выборов
3. Стадии гражданского процесса
Возбуждение дела в суде------Подготовка дела к судебному разбирательству-----Разбирательство дела в судебном заседании------Обжалование постановлений суда, не вступивших в законную силу-----Исполнение постановлений суда
4 этап «Защита прав человека»
1. Раскройте на трех примерах деятельность прокуратуры по защите прав граждан.

В ответе могут быть приведены следующие примеры:
для защиты законности и прав граждан прокуратура
1) осуществляет надзор за исполнением законов органами государственной власти;
2) следит за соблюдением законности при расследовании преступлений следственными органами;
3) имеет право отменять незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание;
4) имеет право привлекать к ответственности должностных лиц, нарушивших права граждан;
5) имеет право возбуждать уголовные дела на должностных лиц по жалобам граждан.
2. Раскройте на трех примерах деятельности адвокатуры по защите прав граждан.

В ответе могут быть приведены следующие примеры деятельности адвокатуры по защите прав граждан:
1) в ходе уголовного судебного процесса адвокат защищает права граждан, обвиняемых в совершении преступления;
2) адвокат осуществляет представительство в судах, других государственных органах и организациях по гражданским делам и делам об административных правонарушениях;
3) адвокат участвует в качестве представителя сторон в Конституционном Суде;
4) адвокаты дают консультации и разъяснения, устные и письменные справки по юридическим вопросам;
5) адвокаты составляют заявления, жалобы и другие документы правового характера.
3. Раскройте на трех примерах деятельность органов внутренних дел по защите прав граждан.

В ответе могут быть приведены следующие примеры деятельности ОВД по защите прав граждан:
1) организация предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;
2) обеспечение охраны общественного порядка; обеспечение безопасности дорожного движения; организация и осуществление
государственного контроля за оборотом оружия;
3) организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охраны имущества и организаций
4) организация розыска лиц, скрывающихся от следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания
5) розыск лиц, без вести пропавших
Ведущий: Жюри подводит итоги. В процессе подготовке к Инициативному дню лидера среди учащихся 9-х классов был проведен конкурс сочинений «Если я буду президентом, то.». Всего приняли участие более 40 человек. Жюри – ваши одноклассники – признали лучшими авторами сочинений Кафизову Гузель, Бубекову Р., Болотову Д, Родионова Даниил и др. (Школьники делятся своими мыслями)
Подведение итогов. Награждение.
Рефлексия. Игра. Музыкальная пауза: исполнение песни под гитару.









Интеллектуально –познавательная игра среди учащихся 5-х классов
«Мы - граждане России»
Ведущий: Здравствуйте ребята! Прежде чем начнется игра, мы поприветствуем друг друга.
Упражнение “Нетрадиционный способ приветствия”.
Хаотично передвигаясь по залу, участники при встрече с кем-либо приветствуют его:
А) кивком головы;
Б) улыбкой;
В) глазами;
Г) через рукопожатие;
Д) плечом;
Е) спинами;
Ж) коленками.

Ведущий: Наша игра состоит из 3 этапов и предусматривает знания:
Конституции РФ
Конвенции о правах ребенка.
Государственные символы РФ и РТ.
В игре участвуют две команды по 6 человек. Каждой команде для обсуждения даются вопросы. Ответ дается в письменной форме. Представим жюри:______________________________
Напомним вам об Основном законе нашей страны - Конституции (презентация)
Наша Российская Конституция была принята в 1993 году на референдуме. В Конституции государство заявило о том, что отныне человек, его права и свободы являются высшей ценностью: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на уважение человеческого достоинства и неприкосновенность личной жизни, на частную собственность, а также свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства, свободу мысли, слова и совести.
В Конституции перечислены основные обязанности граждан России: платить налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, защищать отечество, охранять памятники истории и культуры.
Российская федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Кроме основ политического устройства государства, основы конституционного строя включают в себя принципы экономической жизни: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. У нас признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Российское государство является социальным, то есть в нем охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии и пособия.


Вопросы командам по Конституции РФ:

1. Конституционная обязанность гражданина РФ 

1) участие в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя 2) уплата налогов 3) участие в выборах 4) обращение в государственные органы

2. Что отличает конституцию от других правовых актов?
1) письменная форма 2) высшая юридическая сила 3) обращение ко всем гражданам 4) поддержка силой государства

3.Президент Российской Федерации является

1) главой государства 2) главой политической системы 3) главой законодательной власти 4) главой судебной власти

4.Конституционной обязанностью граждан РФ является
1) соблюдать закон
2) участие в экономической жизни государства 3) работа в органах социальной защиты 4) участие в работе парламента

5. У гражданина украли паспорт. Куда он должен обратиться?
1) к адвокату 2) в органы внутренних дел 3) к прокурору 4) к нотариусу

6. Граждане государства участвуют в формировании парламента, выбирая его депутатов. В этом проявляются их права
1) социально-экономические 2) культурные 3) политические 4) человека

7. Конституция это
1) концепция развития государства 2) основной закон государства 3) свод законов государства 4) правовая система страны

8.Верховным главнокомандующим Вооруженных Сил РФ является..
9. С какого возраста можно участвовать в выборах и в референдуме.
10. Кто может стать Президентом РФ

Ответы 1.2 2.2 3.1 4.1 5.2 6.3 7.2 8. Президент 9. С 18 лет 10. Гражданин РФ, 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ 10 лет.

2 этап Конвенция прав ребенка.
Ведущий: Вы немного устали, давайте поиграем в игру «Построиться по»
Участники строятся в шеренгу по любому признаку (рост, вес, цвет волос, величина ладони. Веселость, активность и т.д.)
В каждом государстве существует свой Основной закон, но чтобы данное государство полноправно называло себя правовым, необходимо, чтобы Конституция страны соответствовала международным правовым документам. Сегодня по заданию Деда Правоведа я напомню вам об одном международном документе: Конвенции о правах ребенка (видеофильм)
Вопросы капитанам команд по Конвенции прав ребенка (устно, поднимают табличку с номером правильного ответа)
1. Особым правом ребёнка является право на

1) защиту от произвольного вмешательства в личную жизнь 2) опеку при потере родителей 3) уважение достоинства личности 4) свободу мысли, совести и религии

2. Родители восьмилетнего Алёши часто кричат на него, ругают грубыми словами. В этой ситуации нарушается право ребёнка
1) жить и воспитываться в семье 2) на выражение собственного мнения 3) на уважение человеческого достоинства 4) на общение с родственниками
3. Родители двухлетней девочки в силу разных причин не зарегистрировали в органах ЗАГС её рождение. Какое право ребёнка было нарушено?
1) быть защищённым от насилия 2) знать своих родителей 3) жить и воспитываться в семье 4) получить имя и фамилию

4. 15-летний Кирилл решил поработать в летние каникулы. На какую вакансию его, согласно закону, работодатель вправе принять?
1) курьер в книжном магазине 2) продавец в табачном киоске 3) грузчик в супермаркете 4) водитель трамвая

5.В каком году была принята Конвенция о правах ребенка
1) 1989
2)1993
3) 1949
4) 1945
6.До какого возраста человеческое существо считается ребенком?
7.Какие права ребенка были защищены в Конвенции? (капитаны по очереди называют права ребенка)

Ответы 1.2 2.3 3.4 4.1 5. 1 6. до 18 лет

3 этап
Кроссворд «Государственные символы России»

Если в колонки по горизонтали будут правильно вписаны слова , то по вертикали получится ключевое слово- Фамилия автора музыки российского гимна.

1. Полотнище, являющиеся символом государства, выражающее идею его единства, независимости и суверенитета.
2. Символ власти российских монархов.
3. Автор стихов государственного гимна России.
4. Хвалебная песня, прославляющая красоту родной земли, ее богатства, подвиги предков во имя Отечества
5. Символ царской власти, введенный в обиход самодержцем Борисом Годуновым
6. Эмблема государства, города, рода
7. Птица - древнейший символ власти, верховенства, силы и мудрости.

ОТВЕТЫ: 1. флаг. 2.скипетр. 3.Михалков 4.гимн. 5держава,6. герб 7.орел 8.Александров.

Игра называется «Вспомнить всё!» ( проводится в конце занятия)

Цель: проверить усвоение и понимание изложенного материала.

Давайте встанем в круг и тот, у кого окажется мяч, должен назвать то, что он узнал на уроке и передать мяч следующему.

Ведущий Мы надеемся, наша игра была интересной и полезной. Вы очень много узнали о правах ребенка и теперь станете настоящими гражданами своей страны. Награждение команд.




«Школа идеального лидера» Оборудование: ватман, маркеры, тестовые материалы, рекомендации по развитию лидерских качеств, методики проведения игр, ручки, цветные карандаши. ^ Ход мероприятия
Все участники игры садятся в круг на стулья. Ведущий: У нас есть возможность всем вместе на машине времени попасть в школу идеального лидера - школу нашей мечты. Но передвигаться мы будем не пешком, а на воображаемой машине времени. Наша машина времени устроена так, что для перемещения куда - либо мы должны точно задать параметры. Параметрами в нашем случае являются лидерские качества: умение управлять собой, осознание цели, умение решать проблемы, наличие творческого подхода, влияние окружающих, знание правил организаторской работы, организаторские способности, умение работать с группой. Перед тем, как отправиться на Машине времени, давайте узнаем немного друг друга (называют свои интересы, планы на будущее, что любит, что не любит и т.п.). Упражнение «Сигнал по кругу» Ведущий: Итак, параметры заданы. Для отправления нужно подать сигнал. Будьте внимательны. Время - это движение! Займите места в кругу Машины времени. Сейчас все участники должны положить правую руку на левое колено соседа справа, левую руку - на правое колено соседа слева. Капитан корабля даёт сигнал отправления - хлопок по колену рядом сидящего участника. Сигнал передаётся по кругу (можно 2 круга), пока не вернётся капитану. Представьте себе, что мы попали в далекое – далекое будущее в 3000 год. Мы переместились в будущее и теперь нам нужно создать свою школу идеального лидера. Но сначала капитан машины времени должен быть уверен, что вы - команда, что вы сплочены и понимаете, друг друга, иначе ничего не получится (капитаном Машины времени выбирают самого активного члена кружка).  1. Упражнение «Живое ранжирование» Ведущий: При выполнении упражнения необходимо создать круг, по каким – либо признакам. Участники путешествия во времени должны по команде ведущего построиться:
по цвету волос без слов (от тёмных к самым светлым);
по росту (от самого низкого к самому высокому по нарастающей);
по цвету кофточек (от самой светлой к самой темной);
по одежде (кто в юбке впереди, дальше становятся те, кто в брюках);
по цвету глаз (от самых темных к самым светлым).

 2. Игра «Камень, ножницы, бумага» Ведущий: Но на этом испытания не заканчиваются. Вы все наверняка знаете игру «Камень, ножницы, бумага». Поочередно в группе выбирается ведущий, который водит.
Игроки считают вместе вслух «Камень Ножницы Бумага Раз Два Три», одновременно качая кулаками. На счёт «Три» они одновременно показывают при помощи руки один их трёх знаков: камень, ножницы или бумагу.
Победитель определяется по следующим правилам: Камень побеждает ножницы («камень затупляет или ломает ножницы») Ножницы побеждают бумагу («ножницы разрезают бумагу») Бумага побеждает камень («бумага заворачивает камень»)
Если игроки показали одинаковый знак, то засчитывается ничья и игра переигрывается. В классическом варианте в игру играют вдвоём, однако возможна игра большего количества участников. При этом ничья засчитывается в ситуации, когда одновременно хотя бы один игрок показал «камень», хотя бы один игрок показал «бумагу» и хотя бы один игрок показал «ножницы». Ведущий: Вы - команда! У нашего коллектива большое сердце, оно радуется и грустит, переживает и сострадает. Давайте постараемся разобраться, что заставляет нас грустить, а что радоваться.
4.Упражнение «Что заставляет мое сердце грустить и радоваться»  Участникам игры надо продолжить фразу: «Моё сердце в школе поёт и радуется, когда +», «Моё сердце в школе грустит, когда +». По кругу путешественники озвучивают причины грусти или радости в своём сердце. Первый начинает с радости, второй говорит о причине грусти, третий опять о радости и т.д.
5.Упражнение «Путаница»  Каждый лидер должен, несмотря на сложность сложившейся ситуации найти из неё выход. Для того, что бы продолжить наше путешествие вам необходимо, в прямом смысле этого слова выпутаться из оков паука. Все участники становятся по кругу (лицом друг к другу) и вытягивают вперед руки.
Ведущий: Вам необходимо на счет «один, два, три» закрыть глаза, а затем, приближаясь к центру круга, каждый своей рукой должен найти другие пары рук. По сигналу вы открываете глаза и, не отпуская руки другого, вам необходимо распутаться так, чтобы образовался вновь круг. Никакая сложная и запутанная ситуация не остановит лидеров нашей школы. Ведущий: А теперь следующий параметр, необходимый для путешествия на Машине времени - это лидерские качества. Для того, чтобы определить, по какому пути мы будем двигаться к Идеальной школе лидеров, надо выявить, какие лидерские качества развиты наиболее сильно. Для этого необходимо всем ответить на вопросы теста
Тест “Лидер ли я?”
Инструкция к тесту: “Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите наиболее подходящий для вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голов”.


Тестовый материал
1. Что для вас важнее в игре?
А) Победа.
Б) Развлечение.

2. Что вы предпочитаете в общем разговоре?
А) Проявлять инициативу, предлагать что-либо.
Б) Слушать и критиковать то, что предлагают другие.

3. Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?
А) Да.
Б) Нет.

4. Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?
А) Да.
Б) Нет.

5. Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?
А) Да.
Б) Нет.

6. В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?
А) Да.
Б) Нет

7. Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?
А) Да.
Б) Нет.

8. Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?
А) Нет.
Б) Да.

9. Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
А) Да.
В) Нет.

10. Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?
А) Да.
Б) Нет.
Обработка и интерпретация результатов теста:
Подсчитать общее количество “А” и “B” ответов.
Высокий уровень лидерства - А = 7-10 баллов.
Средний уровень лидерства - А = 4-6 баллов.
Низкий уровень лидерства - А = 1-3 балла.
Преобладание ответов “B” свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве. Теперь, когда ты имеешь представление о своих качествах лидера, мы предлагаем несколько советов, как улучшить сформированные качества. 1. Стремись изучить себя. Посмотри на себя внимательно в зеркало. Подумай, что привлекает людей в тебе, а что отталкивает. Ответь себе на вопрос: «Что можно сделать, чтобы быть более уверенным в жизни?" 2. Не бойся выражать свои чувства. Тебе могут поверить только тогда, когда ты переживаешь. Не бойся переживать и признавать свои чувства. 3. Добивайся установления тесных личных отношений с окружающими. Ищи, поддержу в окружающих, но не стремись переложить свое волнение и напряжение на них. 4. Спокойно принимай свои неудачи и учись на них. Это необходимо, так как неудачи - это тоже опыт, правда, о котором иногда приходится жалеть. 5. Оценивай, чего ты стоишь. Нужно давать правильную оценку своим удачам. Это придаст тебе уверенность. Рефлексия. Упражнение «Объявление» Наше путешествие на Машине времени подходит к концу. На прощание каждый участник путешествия говорит своё пожелание всей группе и рисует на ватмане сердце, где оставляет свои пожелания. Ведущий: Подводит итог игры: Дорогие ребята, вы уже, наверное, знаете, что в наше стремительное время, где часто происходят всяческие изменения, молодым людям очень важно не только иметь прочные академические знания по учебным предметам, но не менее важно уметь адаптироваться в современном обществе. Успешной адаптации в обществе служит социальный или межличностный интеллект как способность понимать других и ладить с ними. Одним из показателей высокого социального интеллекта является лидерская одарённость.  Лидерская, или социальная, одарённость - это, прежде всего, организаторские умения, а также обладание какой-либо ценностью, важной для общества и исключительная способность устанавливать конструктивные взаимоотношения с другими, как со сверстниками, так и с людьми старшего возраста. Она также заключается в умении видеть и использовать особенности индивидуальности другого человека, его личностные и интеллектуальные ресурсы. Как строит лидер свои отношения с другими людьми? Истинный лидер думает о других людях, считается с их интересами. Это порядочный человек, который не кривит душой, ведь одетая маска отзывчивости долго не продержится, истинное лицо человека всё равно проявится в его поступках, в отношении к товарищам. И так, как вы видите, на первый взгляд, лидер - простой человек, такой же, как все. Но в общении с ним чувствуешь сильную, живительную энергию, которая притягивает, помогает верить и осуществить самые невероятные мечты. Я бы сравнила лидера с «солнечным зайчиком»: он как бы высвечивает самое доброе в других людях, замечает талант, нацеливает на творчество. 























Yђ Заголовок 1Iђ Заголовок 315