Конспект интегрированного урока по русскому языку и самопознанию: Пословицы и Поговорки — Мир человеческих взаимоотношений


План
урока русского языка и литературы,
интегрированного с предметом «Самопознание»
КГУ ОШ № 117 Дата 16.10.15 Класс5Е Кол-во уч-ся 28 человек
Учитель русского языка Мынышева Меруер ДауткановнаУчитель русской литературы Елисеева Ирина Владимировна
Учитель самопознания Ильина Ирина Викторовна
Тема урока по русскому языку и литературе: «Пословицы и поговорки. Краткость и выразительность русских пословиц и поговорок. Тематика пословиц и поговорок. Их прямой и переносный смысл»
Тема урока по самопознанию: «Мир человеческих взаимоотношений»
Ценность: Ненасилие Качества: понимать ценность другой культуры. память о культурном наследии, терпимость.
Цель урока: углубить понятие учащихся об общечеловеческой ценности Ненасилие через человеческие взаимоотношения, раскрывая смысловую глубину пословиц и поговорок.
Задачи урока:
1. расширить знания учащихся о малых жанрах русского фольклора через ценность другой культуры; показать самобытность народа, которая проявляется в пословицах, поговорках; сравнение русских и казахских пословиц и поговорок;
2. развитие навыков использования пословиц и поговорок в речи через память культурного наследия;
3. воспитание терпимости, уважительного отношения к наследию разных народов как бесценной сокровищнице прекрасного. Ресурсы (материалы, источники)
Учебник русского языка, тетрадь, словарь,мультимедиа.
Притча http://tolerance.ucoz.ru/publ/pritchi/pritcha_o_terpenii/2-1-0-2Ход урока:
Позитивный настрой: Концентрация на свет.
Повторение опережающего домашнего задания. Блиц-опрос.
№1.Вопросы:
1. Что такое фольклор?
А. Художественная повесть
Б. Устное народное творчество
В. Танец
Г. Творчество одного автора
2. Указать жанр, который не относится к малым фольклорным жанрам
А. Былина
Б. Частушка
В. Пословица
Г. Загадка
3. К каким областям человеческой деятельности применимо понятие «фольклор»?
А. К науке
Б. К спорту
В. К литературе
Г. К театру.
4. К фольклорным жанрам не относятся
А. Былины
Б. Сказки
В. Песни
Г. Рассказы
5. Фольклористы – это…
А. Ученые, которые изучают язык.
Б. Авторы художественных произведений
В. Собиратели и исследователи народных песен, сказок.
Г. Исполнители народных песен.
№2. Рабочая тетрадь, задание 6. Дайте определения следующим терминам:
Фольклор
Фольклористика
Фольклористы
Вопрос:
В каких ситуациях в жизни можно применять пословицы? Пример.
Цитата урока:
« Ненасилие — могущественное и верное оружие.
Это уникальное в истории оружие,
которое побеждает, не нанося ран»
Мартин Лютер Кинг.
Цитату урока прочитывает учитель, затем проговаривают ее все вместе.
Вопросы к цитате:
Как вы понимаете это высказывание?
III. Формирование новых понятий и способов действия.
1. Слово учителя. Сегодня мы поговорим о толерантности, об ОЧЦ – Ненасилие.
- Казахи говорят: « Краса лица – глаза, краса уст – слова, краса слов – пословица».
Крылатые слова, пословицы, поговорки. Их у нашего народа сотни, тысячи. Мы их слышим с детства, читаем в книгах, используем в своей речи, потому что с их помощью нам легче выражать свои мысли, чувства, переживания, проще общаться с окружающими. Благодаря пословицам наш язык становится разнообразнее, красочнее, ярче. А сами мы немножечко мудрее.
Как пчела капля за каплей наполняет соты медом, так и наш народ постепенно собирает своё богатство – родную речь, в которой, словно драгоценные жемчужины, сверкают народные пословицы и поговорки. В них история народа. Пример русских пословиц– «Вот тебе, бабушка и Юрьев день!», его быт – «Щи да каша – пища наша», старинные верования – «Утро вечера мудренее», отношение к жизни – «Волков бояться – в лес не ходить». Поэтому они сегодня звучат так же свежо и современно, как сотни лет назад.(по ходу объяснения нового материала – учитель поясняет значение пословиц).
2. Работа со словарем. Дать определение «пословице» и «поговорке». Из каких частей состоит пословица. Записать определения в тетрадь.
Подведение итога самостоятельной работы учителем:
Пословица состоит из двух частей: 1) описание; 2) поучение. Она похожа на орешек: в ней есть скорлупа и ядрышко. Скорлупа – это событие, описанное в пословице. Например: «Бездонную бочку водой не наполнишь». Событие (скорлупка) здесь простое: бочку, в которой нет дна, нельзя наполнить водой. Ядрышко пословицы – это её мысль. В этой пословице спрятана такая мысль: не надо тратить силы на бессмысленные, невыполнимые дела.
IV. Творческая работа. Применение. Формирование умений и навыков. За каждый правильный ответ команде (ряду присуждается бал, в виде осенних листочков на магните)
1. Задание (по рядам). Попробуйте расколоть орешек: подберите к каждой пословице её ядрышко, мысль.
1Ряд. Терпенье и труд все перетрут
2Рряд Семь раз отмерь – один раз отрежь
3РядЧто посеешь, то и пожнешь.
Каков общий смысл этих пословиц?/ненасилие/

- Поговорка имеет более узкий, конкретный смысл, пословица – шире. Но, в общем-то, они очень близки друг к другу по своей образности, выразительности
2. Задание. Рабочая тетрадь, задание 7. Составьте из слов пословицы или поговорки (можно изменять слова и использовать служебные слова).
1. Перемелется, будет, мука, все
2.Есть, терпенье, хотенье, на3.Погода, тучу, на, будет, и
4.Удача, лучше, последняя, первой
Какое качество человеческих взаимоотношений заключено в смысле пословиц?/терпение/
3. Задание. Рабочая тетрадь, задание 8. Закончите приведенные пословицы, соблюдая рифму.
1. Не везде сила - где уменье, там где ______.
2. И дуги гнут с терпением, а не _________.
3. Колотись, бейся, а все ________.
Слова для справок: вдруг, терпенье, надейся
Отвечаем устно, раскрывая смысл пословиц.
4.Задание. Рабочая тетрадь, задание 9. Подберите русские пословицы, соответствующие по смыслу пословицам других народов. Задание выведено на мультимедиа в разном порядке, выполняется устно.
Придет солнышко и к нашим окошечкам.
Делай другим добро — будешь сам без беды.
Добра не смыслишь, так худа не делай
Для справок:
Тот, кто умеет ждать, сможет и зайца на арбе догнать.
В мире будешь жить – всегда будешь сыт
Бьют тебя камнем, ты бей хлебом.
Вопросы:
Как смысл пословиц помогает наладить нам взаимоотношения друг с другом, лучше понять другого человека, поддержать его в трудную минуту?
Поделись случаем из жизни, когда к тебе отнеслись с терпением, пониманием, которого ты не ждал (выслушать 3-4 человека).
Подарок учителя.
Как-то суровой зимой у нас закончились дрова. Отец вышел на околицу, нашел мертвое дерево и срубил его.
Весной он увидел, что из пня срубленного им дерева пробиваются побеги.
— Я был уверен, — сказал отец, — что это дерево мертвое. Тогда было так холодно, что от мороза его ветви трескались, ломались и падали на землю, как будто у него в корнях не оставалось и капли жизни. Теперь я вижу, что жизнь еще теплилась в этом стволе. И, повернувшись ко мне, он сказал: Запомни этот урок. Никогда не руби дерево зимой. Никогда не принимай решения в неподходящее время или когда находишься в плохом состоянии души. Жди. Будь терпеливым, плохие времена пройдут. Помни, что весна возвратится.
Вопросы:
Почему отец срубил сухое дерево зимой?
Чему удивился отец весной?
Что отец хотел сказать сыну, давая советы?
Расскажите о случае из своей жизни, когда вы с вниманием, терпением и ненасилием отнеслись к животному, птице или растению?
5. Задание. Рабочая тетрадь, задание 10. Иногда одна буква меняет смысл всего предложения. Найдите и исправьте ошибки в поговорках. Письменно.
1. Суп не едят таким горячим, каким его дарят.
2. Усердная мышь и соску прогрызет.
3. Кто ест гладкое, должен терпеть и горькое.
4. И высокая нора рухнет, если ее подкапывать каждый день.
5. Всякому овощу твое время.
6. Работай — мыт будешь; терпи — смилуются.
V. Этап информации о домашнем задании
1. Чтение статьи учебника, стр. 16-18.
2. Подготовить устный ответ на вопрос 7, стр. 19 учебника.
3. Рабочая тетрадь, выполнить задания 11 и 13 (рассказ по пословице).
4.Выучить 3-5 русских и казахских пословиц и поговорок.
5.Эссе «Хоровод людей Земли»
VI. Заключительный этап урока
О какой ОЧЦ мы сегодня говорили на уроке?
Придумайте слова о ненасилии, терпении для друга в стиле пословицы. Запишите на стикер.
После того как пожелания записаны – учитель объявляет, что подарок нужно сделать самому себе.
Все вместе повторяем цитату урока.
Урок заканчивается песней «Радостно жить».
Композитор – А.Хайт, Автор слов – Е.ЖигалкинаПримечания
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Форма организации урока: урок открытых мыслей, лекция, беседа.
Директор КГУ ОШ № 117 Адильбекова Б.Ж.
Учитель самопознания Ильина И.В.