Методическая разработка Тестовая технология контроля знаний студентов при обучении английскому языку

Технологии контроля знаний студентов при обучении английскому языку

В систему современных средств контроля знаний и умений студентов входят тесты по дисциплинам.
Тест - английское слово (от “ test”). Толковый словарь Мюллера дает следующее определение этому понятию: «испытание, мерило, критерий, проверочная контольная работа».
С помощью теста можно проверить психологические, физические и умственные способности человека. Педагогический тест предназначен для проверки знаний, если он базируется на теоретических заданиях, но можно организовать практические задания, когда можно оценить умения и навыки. Таким образом, тест - особая форма контрольной работы, выполнение которой дает возможность судить об уровне знаний студента по заданному объему материала, на данный момент времени.
Тест должен иметь четко определенное место в системе контроля и выполнять свои функции.
При контроле знаний по английскому языку цели диагностики могут быть связаны с проверками:
знаний грамматики, ключевых понятий по какой-либо конкретной теме, например, по теме «Артикль»;
знаний грамматики по группе взаимосвязанных тем, например, «Видо-временные формы глаголов». Это - знание времен группы Indefinite, Perfect, Continuous, Perfect Continuous.
Как способ контроля, тестирование обладает следующими достоинствами:
помогает проверить знания студентов, например, степень усвоения грамматического материала и знания темы;
исключает субъективный подход, т.е. не зависит от настроения преподавателя, его личных взаимоотношений со студентами;
позволяет сравнить качество знаний разных групп обучаемых;
позволяет проверить большой объем знаний за короткий срок;
охватывает контролем большие группы студентов.
Тест должен быть научно обоснован. Все задания должны быть измерены по числу существенных операций, которые предстоит выполнить испытуемому, и оценены в баллах. В тесте контроль, учет и оценка тесно связаны между собой.
Качество теста определяется по следующим характеристикам:
Надежность. Требование надежности удовлетворено, если считается выполненным не менее 40 операций.
Валидность (соответствие полученных результатов цели тестирования). Содержательная валидность - это адекватное отражение контроля того, что изучено в соответствии с целями обучения.
Определенность, общепонятность, простота теста:
если задание предложить одной большой группе испытуемых, то они должны одинаково его понять.
Однозначность - дифференцирующая сила заданий.
Другими словами, тест должен быть научно обоснован. Все задания должны быть измерены по числу существенных операций, которые предстоит выполнить испытуемому, и оценены в баллах. В тесте контроль, учет и оценка тесно связаны друг с другом. Поэтому тест и считается научно обоснованным методом «измерения интересующих качеств и свойств личности».

Тесты бывают нескольких видов
Приступая к изучению дисциплины, студентам предлагается входной тест с целью проверки базовых знаний, необходимых для изучения данной дисциплины. В процессе изучения дисциплины студентам даются текущие тесты по отдельным темам курса, рубежные тесты по разделам (модулям) изучаемого материала и выходной тест по данной дисциплине.
Входной тест
Цель - проверка базовых знаний (необходимых для изучения данной дисциплины).
Содержание: составляется на основе отбора содержания материала и структурно-логической схемы дисциплины.
Трудоемкость: рассчитана на время выполнения не более 30 минут; включает не более 20 вопросов.
Текущий тест
Цель - проверка уровня усвоения материала по отдельным темам и вопросам.
Содержание: составляется на основе требований программы и уровня усвоения данной темы.
Трудоемкость: время выполнения - 15 минут. Включает не более 10-15 заданий.
Рубежный тест
Цель - проверка качества обучения по разделам.
Содержание: составляется на основе требований программы и уровня усвоения данного раздела, структурологической схемы раздела (внутрипредметные связи). Определяются знания, необходимые для изучения следующего раздела.
Трудоемкость: время выполнения - 45 мин.
Выходной тест
Цель - проверка качества обучения по дисциплине.
Содержание - составляется на основе требований программы и отбора содержания изучаемого материала.
Трудоемкость - 45минут.
Тесты бывают 3-х уровней:
1-й - узнавание
2-й - воспроизведение (типовая, стандартная задача)
3-й - применение (в нестандартных условиях)
Четвертого уровня не бывает, так как 4-й уровень - это творчество, которое базируется не столько на алгоритмах, сколько на полете свободной фантазии.
Тесты 1-го уровня бывают трех подуровней: узнавание, различение и классификация.
Существует мнение, что для традиционного контроля не рекомендуется давать задание на узнавание чего-либо. А для тестов задания 1-го уровня на узнавание они вполне возможны, т.к. они носят обучающий характер, поскольку в них обязательно должна быть заложена помощь в виде признаков объектов, о которых идет речь.
Например, тест 1-го уровня на опознавание.
Пример 1. Определите степени сравнения прилагательных:
higher, more difficult, the most interesting, low, вetter, tall, faster, good ,colder, the latest.
Эталон:
Положительная степень - tall, low, good;
Сравнительная степень - higher, more difficult, better, faster, colder;
Превосходная степень - the most interesting, the latest.
Число существенных операций Р=10
Пример 2. Выбрать слова, относящиеся к теме «Мой рабочий день»:
break, brush, one’s hair, ring, put on, sun, get up, have dinner, take a shower, world, river.
Эталон: brush one’s hair, put on, get up, have dinner, take a shower.
Число существенных операций равно числу объектов, т.е. Р=10.
Пример теста 1-го уровня на различие. В тестах на различие рекомендуется давать не менее 3 дистракторов (вариантов ответа). Нельзя давать неправильные дистракторы.
Пример: Выберите из приведенных примеров глаголы в Past Indefinite:
take, cooked, will read, became, went, will go, translated, gives, had, worked.
Эталон: cooked, became, went, translated, had, worked. Р=10.
Пример теста 1-го уровня на классификацию:
Определите тип вопроса - общий, специальный, альтернативный или разделительный:
1.
· Who is this? 2. Is he a student? 3. He is a student, isn’ t he? 4. Is he a student or a schoolboy?
Число существенных операций P=4
Эталон:
Общий - 2
Специальный - 1
Альтернативный - 4
Разделительный - 3
Обычно во всех 3-х подуровнях тестов на узнавание есть подсказка в самом задании. Основной, существенной операцией во всех тестах 1-го уров-
ня везде является узнавание.
В тестах 2-го уровня тоже есть 3 подуровня: подстановка, конструирование, типовая задача. Все они рассчитаны на контроль деятельности по воспроизводству чего-либо. Воспроизведение - это более высокий уровень в сравнении с просто узнаванием. Так, в тесте-подстановке заполняются имеющиеся в задании пропуски, в тесте-конструировании подбираются слова, подходящие по смыслу; русские эквиваленты английских слов. Может быть такое задание: закончите предложения, выбрав соответствующий вариант окончания.
Пример теста 2-го уровня на подстановку:
1. Two heads are than one.
a) good b) better c) the best
2. Mike is than Nick.
a) taller b) tall c) the tallest
Эталон: 1-b, 2-a. Р=2
Пример теста 2-го уровня на конструирование:
Объедините подходящие по смыслу слова:
1. deep a) climate
2. moderate b) lake
3. large c) country
4. independent d) zone
Эталон: 1-b; 2-a; 3-с; 4-d.
Число существенных операций Р=4.
Тесты 3- го уровня – их применение дает возможность определить качество сформированных знаний и умений. В эталоне также дается полное решение и определяется число существенных операций. Именно установление числа существенных операций делает тестовую оценку объективной.
Пример: Замените of-фразу на притяжательный падеж существительных.
The son of Ann. 2.The flat of my sisters.
Эталон: 1. Ann’s son. 2. My sisters’ flat.
Число существенных операций Р=2.
В приведенных примерах содержалось до 10 операций, а чтобы тест был надежным, необходимо выполнить не менее 40 операций. Поэтому тесты даются в 2-х вариантах:
1. Батарея тестов, т.е. совокупность их на проверку деятельности 1-го уровня, например, только на узнавание по 3 подуровням и т.д.
2. Тест-лестница - это минимальные задания, которые гарантируют проверку содержания всей темы, всего курса и т.д. с учетом всех уровней деятельности. Например:
1. Тест 1 уровня на различение.
2. Тест 1 уровня на классификацию.
3. Тест 2 уровня на подстановку.
4. Тест 2 уровня на конструирование.
5. Тест 2 уровня – типовое задание.
6. Тест 3 уровня – нетиповая задача.
Важным для объективизации теста является:
- выделить содержание, которое необходимо контролировать;
- определить существенные операции и измерить результаты выполнения теста;
- оценить выполнение теста.
Оценка может выполняться по формуле: 13 EMBED Equation.3 1415 ,
Где К – коэффициент усвоения знаний и сформированности умений на данном уровне;
а – число правильно выполненных существенных операций;
Р – общее число существенных операций в тестах.
Коэффициент К может быть равен или меньше 1, К
· 1. Обычно тесты оцениваются в баллах (по числу существенных операций), но часто их переводят в привычную всем традиционную 5 – балльную систему: если К равен 1 и 0,9, то оценка 5, если 0,9 > К
· 0,8, то оценка 4, если 0,8
· К
·0,7, то оценка 3. Если работа выполнена менее чем на 0,7 (т.е. менее 70%), то рекомендуется оценивать ее неудовлетворительно, т.к. доказано, что этот уровень усвоения материала (К = 0,7) является минимальным, который обеспечивает возможность дальнейшего обучения студента. Ниже уровня 0,7 знания студентов неудовлетворительны, это сигнал того, что студенту необходимо заново разобраться в учебном материале самостоятельно или с помощью преподавателя.
В целом тестовая методика имеет свои плюсы и минусы. Положительным является объективизация оценки и возможность контроля большого объема знаний и умений студентов. Отрицательным является то, что при выполнении теста исчезает воспитательная функция контроля, т.к. нет общения.
Встречаются следующие формы тестовых заданий:
1. Вопрос или утверждение и выбор ответов.
2. Задания открытой формы (похожи на тест-подстановку).
3. Задания на установление соответствия.
4. Задания на установление правильной последовательности.
Основные требования к составлению подобных тестовых заданий:
1. инструкция должна быть общей;
2. содержательную основу самого задания лучше писать строчными буквами;
3. ответы к заданиям и номера ответов должны быть короткими и содержательными.
Задания в тесте не должны быть громоздкими. Поэтому общей тенденцией стало стремление не к увеличению, а к оптимизации числа ответов, что положительно сказывается на качестве как заданий, так и теста в целом.
Пример задания открытой формы:
Every choice involves ______ .
Эталон: a cost.
Задания открытой формы отличаются от теста-подстановки тем, что ответ в конце предложения ставят студенты, т. е. они заканчивают предложение.
В заданиях на установление соответствия даются две колонки.
Пример:
1. deep а) zone
2. climatic b) lake
3. vast c) chain
4. mountain d) territory
Эталон: 1-в; 2-а; 3-d; 4-с.
Тестовые задания направлены в основном на выявление знаний студентов. Они не пригодны для констатирующего итогового контроля, но для обучающего они - незаменимое средство.
Таким образом, тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения контроля с управляемыми параметрами качества. В этом смысле ни одна из известных форм контроля знаний студентов с тестированием сравниться не может. Но и абсолютизировать возможности тестовой формы не стоит, т. к. не всякое содержание можно представить в тестовой форме. К ним относятся подробные описания, рассказы, анкетирование, реферирование и многое другое.