Консультация для педагогов Ориентировка слепых детей



КОНСУЛЬТАЦИЯ
для педагогов
«Развитие ориентировки в пространстве
у незрячих детей и обучение их основным движениям» В задачу воспитания слепых детей как особый специфический раздел входит обучение ориентировке в своих классах, в других помещениях образовательного учреждения, а также на участке. Воспитываясь при школе слепых, дети практически сталкиваются с необходимостью хорошо ориентироваться во всех помещениях школы-интерната. Для этого педагог должен познакомить детей с расположением комнат на всех этажах школы, научить спускаться и подниматься по лестнице.
Обучение детей пространственной ориентировке начинается с того, что педагог обследует и показывает детям игровую комнату, комнату для занятий, спальню, столовую. Дети знакомятся с помещением, где будет проходить их жизнь, с расположением окон и дверей, с размещением мебели.
Нельзя останавливать ребенка, если он хочет «открывать» окружающий его мир, отправляясь в самостоятельное путешествие по помещению, в котором живет. надо по возможности предоставить ему право самостоятельно преодолевать боязнь пространства, используя его любознательность и убирая сначала с его пути предметы, на которые он может натолкнуться и которые могут причинить боль.
Навыки ориентировки в комнатах, в спортивном зале закрепляются в процессе повседневной жизни. Для того чтобы детям было легче ориентироваться в комнате, надо оставить в ней только необходимые вещи и не менять их расположение. Ребенок должен знать свое постоянное место за партой или столом, место в столовой, свою кровать в спальне и т.д.
Большую роль в появлении у детей желания обследовать помещение и познакомиться с ним играет мебель. У нее должна быть хорошо обработанная гладкая поверхность, вызывающая у детей приятные положительные эмоции при осязании, не должно быть острых углов, выступов, чтобы дети не поранились при неосторожном обращении.
Индивидуальные шкафы для платья, пальто и другая мебель должны быть отмечены рельефным знаком (квадратик, ромбик, ягода, цветок), легко узнаваемым ребенком при помощи осязания, а также по месту расположения.
Для развития ориентировки незрячих детей очень важно, чтобы от искусственных ориентиров они постепенно переходили к естественным, свойственным самим вещам, чтобы с течением времени для детей становились ориентирами признаки, свойственные не одной вещи, а группе вещей, предметов и явлений, - «обобщенные ориентиры» (звуки, поверхность пола, земли, тротуара и т.д.), зная которые, незрячий мог бы чувствовать себя свободно в любом незнакомом ему месте. Взрослый незрячий человек может узнать по звуку голоса и звуку шагов, где он находится. Маленького незрячего следует научить прислушиваться к тому, как звучит его голос или шаги в пустом помещении, в зале, где много народу, на улице и т.д. Нужна постоянная помощь педагога, обращающего внимание ребенка на все признаки, по которым можно узнать человека или предмет и использовать это в ориентировании в пространстве.
постепенно во время прогулок необходимо переходить к обследованию двора, здания школы, различных построек во дворе, к самостоятельной ориентировке на участке. Первые упражнения по обследованию наружного контура здания проводятся руками или палкой. Дети вместе с педагогом медленно обходят здание, обследуют все выступы и стены, входы и выходы, окна, затем растительность на участке и дополнительные постройки.
Очень важно научить незрячего ребенка реагировать на звуковые сигналы и стараться быстро выполнить задание. Ограниченный двигательный опыт незрячего ребенка, недостаточно дифференцированные движения, а самое главное – отсутствие зрительного контроля за движениями – все это требует от педагога использования своеобразных приемов и способов обучения слепых движениям. Обучение направлено, прежде всего, на формирование навыков основных жизненно важных движений, необходимых незрячим детям в их повседневной жизни. Незрячий ребенок должен уметь ходить, бегать, прыгать, подниматься и спускаться по лестнице. Нужно стремиться не только к тому, чтобы слепые дети овладели движениями, но и к тому, чтобы они были согласованными, точными, свободными, чтобы дети могли двигаться самостоятельно в разнообразных условиях.
Систематическое развитие движений оказывает большое влияние на повседневную жизнь детей. Они быстрее и свободнее справляются с поручениями и заданиями педагога, самостоятельно одеваются и раздеваются, точнее ориентируются в помещении и на участке.
Обучая незрячих детей основным движениям, следует помнить, что необходимо использовать разнообразные формы и методы обучения; подбирать материал к занятиям в порядке нарастающей трудности; широко применять повторение игр и упражнений, так как повторение способствует выработке правильных автоматизированных навыков движений.
Методические приемы обучения движениям должны подбираться в соответствии с той целью, которую поставил перед собой педагог с учетом индивидуальных возможностей и опыта детей.