Педагогическое эссе Важность значения музыкального воспитания учащихся


Педагогическое эссе
Важность значения музыкального воспитания учащихся
Оскар Уайльд: « Благо, даруемое нам искусством
не в том, чему мы в нём научились,
а в том, какими мы в нём становимся».
Как же организовать общение ребёнка с музыкой, с искусством? Глубоко прав был Л.Н.Толстой, утверждая, что науки доказывают истину, а искусство «заражает» ею.
Я работаю учителем музыки и руководителем вокального кружка 24 года. В своей программе по обучению учащихся музыке стараюсь охватить как можно больше теоретического и практического материала.
Музыка обогащает внутренний мир человека, развивает духовную культуру, тем самым, в целом, развивает культурный уровень человека, всего народа. Поэтому, с малых лет мы должны стараться привлечь детей к музыке, к музыкальной культуре.
К примеру, слушать классическую музыку может каждый, но услышать музыку, прочувствовать, сопереживать, анализировать может не каждый.
… Совсем идеальным можно считать урок с таким мгновением, когда от душевного потрясения захотелось молчать. Увиденное, услышанное, пережитое, перечувствованное, так или иначе воспринятое, осмысленное или лишь интуитивно осознанное и есть результат художественно-педагогического общения, который равно значим как для педагога, так и для ученика.
Таким образом, воспитание культуры слушания – одна из основных задач учителя музыки.
Также, одной из основ музыкальной работы с учащимися в общеобразовательной школе является хоровое пение. Хоровое пение -самая активная и наиболее массовая форма музыкального обучения и воспитания детей в школе. Оно является основным средством развития музыкальных способностей. Пение будет тем совершеннее, чем выше будет общий музыкальный культурный уровень учащихся, их художественный вкус и музыкальность, а также чем выше будут развиты их слуховые навыки и чем лучше они овладеют музыкальной грамотой.
Задача учителя – обеспечить высокий уровень вокально – хоровой культуры учащихся, тем самым дать учащимся правильные певческие навыки, воспитывать музыкальный слух и вкус детей.
Разучивание песни – это основная форма занятий. Оно развивает внимание, обогащает память, делает слух более восприимчивым и тонким.
Красивое и выразительное хоровое пение достигается и процессе систематических занятий. Систематическая вокально - хоровая работа ведется с учетом возрастных особенностей детей. При хоровом пении певец должен уметь чисто и правильно петь свою партию, прислушиваться к голосу товарищей и к сопровождению, сливать свой голос с общим с общим звучанием, не выделяться и не отставать.
Конечный итог в хоровой работе – это добиться от хора максимальной вокальности, точного звучного пиано, громкого, не кричащего, звонкого форте, легкого, подвижного стоккато, полнозвучного легато, безукоризненной дикции.
Учителям музыки определенные трудности в учебной деятельности в якутских национальных школах доставляет отсутствие учебного материала с фонохрестоматией для якутских национальных школ; или фонохрестоматия якутской классической музыки. Русская и зарубежная классическая музыка имеет своё место в нашей школьной программе, имеется специальная системная программа и фонотека по классам, что нельзя сказать о якутской музыке, которую можно и нужно было преподнести детям.
Не зная культуру своего народа, начиная с фольклора до эстрады, классики, ребёнок не сможет понять и принять культуру другого народа. Увеличивая материалы от простого к сложному, учитывая возрастные особенности учащихся, можно было создать и издать учебный материал по музыке для якутских национальных школ, состоящий из якутской, российской и зарубежной музыки.
Новая образовательная ситуация сформулировала новые требования к учителю: приоритет нравственных качеств над интеллектуальными; профессиональная компетентность как надстройка на базе человеческих качеств. А предметы искусства уже давно в этом определились. Прав был Оскар Уайльд: «Благо, даруемое нам искусством не в том, чему мы в нём научились, а в том, какими мы в нём становимся».