Урок-бинар Первая медицинская помощь при различных травмах

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Александровская средняя общеобразовательная школа
имени Сергея Васильевича Васильева
Ртищевского района
Саратовской области»






Конспект бинарного урока – практикума
по биологии и основам безопасности жизнедеятельности

«Оказание первой помощи при различных видах травм»
7 – 8 классы














Учитель химии и биологии: Лукашова Л.А.
Учитель географии и ОБЖ : Кутякова В.М.



2015-16 уч. Год


Тема: «Оказание первой помощи при различных видах травм»
ЦЕЛЬ : Систематизация знаний, умений и навыков по оказанию первой помощи при различных видах травм.
Разработать алгоритм оказания первой помощи при различных видах травм .
Обучающие:
-Актуализация теоретических знаний терминологии ПМП;
-Применение теоретических знаний в практической деятельности -(умение накладывать повязки, жгут, иммобилизация конечностей, промывать желудок, обрабатывать раны при ожогах и обморожениях)
-Порядок и правила поведения в чрезвычайной ситуации ( при различных кровотечениях, при отравлениях различной этимологии, ожогах , обморожениях, нарушениях целостности опорно – двигательной системы).
Развивающая:
- Формирование навыков анализа чрезвычайных и опасных ситуациях , принятие решений в данных ситуациях,
-Раскрытие творческого потенциала детей в области безопасности жизнедеятельности;
- Привитие навыков оказания первой помощи пострадавшим.
Воспитывающие:
-Формирование у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личностной и общественной безопасности;
- Воспитание общей культуры личности;
- Воспитание чувства товарищества у обучающихся;
- Формирование потребности бережного отношения к своему здоровью.
Техническое обеспечение:
ПК, мультимедийный проектор, таблицы, карточки с заданиями, аптечка первой помощи. Бинты; жгуты; подручные шины; перевязочный материал, набор средств бытовой химии.
Раздаточный материал: книги, фотографии, газеты, журналы.
Методическое сопровождение:
Колесов Д.В, Маш Р.Д., Беляев И.Н. Учебник «Биология 8 класс» - М.: Дрофа, 2012г
Пасечник В.В. Учебник. «Биология 6 класс» - М.: Дрофа, 2013г
Формат проведения: в помещении школы в форме короткой вступительной речи с последующим проведением практических мероприятий, презентацией и демонстрацией спасательных средств.

Тип урока: Бинарный урок по ОБЖ и биологии

Участники: обучающиеся 7-8 классов
Время проведения урока: 90 минут


Технологическая карта урока

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Планируемые результаты УУД

1
Вводная часть
Приветствие. Вступительное слово о запланированном мероприятии, сообщение темы, краткий рассказ о подразделениях, в которых проводится Всероссийский урок по основам безопасности жизнедеятельности.

Слушают выступление учителя.
Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

2
Ознакомительная часть
Выступление заранее подготовленных учащихся по вопросам:
1) Деятельность МЧС России и Движения «Школа безопасности» (создано в 1998г.)
2) «4 октября - День образования гражданкой обороны» -38 –ая годовщина со дня образования гражданской обороны




Слушают подготовленные выступления учащихся, задают вопросы по теме
Коммуникативные:
умение воспринять информацию на слух, отвечать на вопросы
Регулятивные: умение управлять своей познавательной деятельностью
Познавательные: умение вести самостоятельный отбор информации с последующим её представлением

3
Основная часть
-Итак, ребята, как Вы поняли, что является главными задачами Движения «Школа безопасности»?
Богатство любого государства – это не только природные ресурсы или материально-культурные ценности, но в первую очередь люди, их здоровье. И поэтому государство принимает ряд профилактических мер по предотвращению ЧС, но вместе с тем ГО ставит задачу: уметь оказывать доврачебную помощь.
-Какие учебные дисциплины помогают в решении данных вопросов?







-Как вы думаете, над какой проблемой будем работать на уроке?



-Безусловно, правильно: теоретические знания данных учебных дисциплин необходимо знать и использовать при оказании первой помощи.



- Какие чрезвычайные и опасные ситуации вам известны?
Ответы учеников комментируются учителем и на выявление особенностей ситуаций.






-Какие виды травм можно получить при данных ЧС?












-Ребята, посмотрите, что находятся у нас на столе и постарайтесь определить, о чём сейчас пойдет речь?

-Попытайтесь назвать их одним словом.
- Правильно! Химикаты.
Эти вещества – помощники в нашем доме, но иногда они могут стать и опасными соседями. В каких случаях это может произойти?

- Что необходимо знать, чтобы они были безопасными?










- Сейчас вам предстоит рассмотреть несколько ситуаций и при наличии набора средств рассказать об оказании помощи пострадавшему.
-Первая ситуация: маленький ребенок увидел на столе бутылку из-под минеральной воды. При первом же глотке закричал от боли. Оказалось, что мать держала в этой бутылке уксусную эссенцию 70 %.
-Итак, налицо отравление кислотой

Учитель рассказывает о
симптомах при отравлении уксусом:
-больной возбуждается, у него повышается артериальное давление;
-затем появляется заторможенность, артериальное давление падает, дыхание учащается, становится слабым и частым;
-может начаться рвота с примесью крови;
-если эссенция попала в дыхательные пути, голос становится сиплым, дыхание затрудняется, появляется кашель,
-губы и кожа лица, шеи, пальцев рук синеют.
Особо тяжелые случаи отравления уксусной эссенцией (их признак – окрашивание мочи в красный цвет) может привести к инвалидности или даже к смертельному исходу.

-Чтобы этого не произошло, надо своевременно оказать первую помощь.
Конечно, вначале надо справиться с паникой и действовать решительно и ГЛАВНОЕ: быстро. Сейчас мы проведём опыт, который поможет нам при необходимости оказания помощи при отравлении уксусом: (представим себе, что эта колба – желудок, вода – содержимое желудка. В «наш желудок» попадает уксус. Что делать? Ваши варианты?
Ребята, мы наглядно убедились, что употребляя соду в качестве препарата первой помощи – мы только вредим, так как происходит реакция, которая только ухудшит состояние потерпевшего. А молоко сворачивается и нейтрализует кислоту.
В дальнейшем, вызывая рвоту, мы очищаем желудок. Всё повторяется до «чистого молока»


-В домашних условиях отравиться можно раствором нашатырного спирта, перекисью водорода. В каких случаях они используются человеком? Учитель корректирует и дополняет ответы детей.








- Как оказать правильно помощь вам поможет инструкция, (см приложение 1 ) тексты ее находятся на ваших столах
Чтобы закрепить данный навык проведём опыт:
Подготовим «наш желудок» - колба с водой, добавим перекись водорода. Что надо принять при отравлении перекисью водорода? Почему?











- Следующая ситуация: бабушка обрабатывала комнату от мух с помощью препарата «Дихлофос».
Пошёл дождь и бабушка зашла в дом. Через некоторое время почувствовала себя плохо: головокружение, тошнота, затруднённое дыхание. Почему это произошло?
Что в данном случае необходимо предпринять?







А что делать с тошнотой?
Что предпринять? Раствор соды или молока? А может быть кислый раствор?








Проверим полученные знания, заполнив «Древо Познаний»
( приложение 2)

Если не предпринять эти простые, на первый взгляд, меры наш желудок может сильно пострадать, вплоть до желудочного кровотечения.
- Надеемся, что при выше рассмотренных и других ситуациях вы будете соблюдать правила безопасного обращения с химикатами, а при необходимости правильно оказывать доврачебную помощь, чтобы дело не дошло до кровотечений.
Какие виды кровотечений вы знаете?




- Найдете в учебнике биологии 8 класс, параграф 25, стр.125- 129 текст «Внешнее кровотечение»
(приложение 3, 4)








- Давайте продемонстрируем, как правильно оказывать помощь при этих видах кровотечений.









-Какими антисептиками, которые находятся на столе можно обрабатывать раны? - Покажите, как правильно это сделать?


-Какие типичные ошибки можно допустить при обработке ран?








-Давайте дадим оценку следующей ситуации: перед вами сидит ученик с носовым кровотечением, голова его сильно запрокинута назад.
-Каковы ваши действия?













- Покажите, как правильно оказывать помощь при носовом кровотечении?





















- Молодцы! С заданиями справились правильно и быстро.
- Давайте посмотрим следующие слайды. Приходилось ли в жизни сталкиваться с такими ситуациями?







- Откройте учебник биологии 8 класс на стр. 207-208. Ознакомьтесь с текстом.
Одна из групп делает сообщение об ожогах, вторая -об обморожениях.

- А теперь продемонстрируйте приемы оказания первой помощи при данных травмах.




-Можно ли обмороженный участок растирать снегом?



Учитель еще раз напоминает учащимся о том, что следует делать при различных нарушениях кожного покрова.
(Приложение №5)

-Давайте оценим ситуацию: ожог возник при попадании на кожу раствора серной кислоты при заливке аккумулятора?
Предложите план действий при оказании помощи. пострадавшему.



- Какие травмы опорно-двигательной системы наиболее часто происходят, исходя из жизненных наблюдений?




- Что необходимо сделать при растяжении связок?

- Кто из вас может показать, как наложить тугую фиксирующую повязку, если подвернулась нога?





-Но прежде, чем перейти к практической части выполните задание: составьте порядок действий при данной травме.
Учитель помогает, комментируя свои действия.










- На таблице « Первая помощь при переломах костей, вывихах суставов, растяжениях связок» показаны приемы оказания первой помощи.
- Используя подручные средства, покажите, как можно зафиксировать руку при переломе костей плеча, предплечья и кисти?
Отвечают на поставленный вопрос












Учащиеся обосновывают свой ответ:
физика, химия, биология, ОБЖ, география и т.д.


Пытаются сформулировать проблему
Предлагают варианты.









Называют ситуации:
природного и техногенного характера (по причине происхождения)


Называют виды травм: отравления, порезы, переломы, ожоги, обморожения, растяжения, вывихи, потеря сознания, кровотечения и др.

Работают в двух группах
Рассматривают препараты бытовой химии
Называют, объясняют, сравнивают.




Совещаются в группе и называют правила хранения и правильное их использование, согласно инструкции.








Рассматривают ситуацию, анализируют, дают советы.







Слушают, смотрят презентацию.

































ОПЫТ с яблочным уксусом проводят дети.
Если они предполагают, что надо использовать соду, то добавляют соду.
Если молоко – добавляют молоко. Делают вывод, обосновывая его результаты.





Рассказывают о назначении перекиси водорода и нашатырного спирта.( небольшие сообщения, заранее подготовленные)
Знакомятся с инструкцией



Проведение опыта с детьми, самостоятельное комментирование опыта
















Ответы учащихся: вывести на улицу, доступ свежего воздуха, при потере сознания – нашатырный спирт.









Проходят к выводу: необходимо прочистить желудок с помощью раствора соды, которая нейтрализует токсины.


Работают в группах. Выполняя взаимопроверку.












Называют виды кровотечений: внешнее и внутреннее



Работают с текстом, используя инструкцию продуктивного чтения. Оценка выполнения заданий учащимися и при участии учителя.








Называют растворы йода, перекиси водорода, перманганата калия («марганцовки»). Учащиеся с помощью учителя биологии демонстрируют прием обработки ран.

Предлагают
свои решения: так делать нельзя, голова должна быть направлена вперед, чтобы кровь не попала в ротовую полость. Это вызывает кашель, иногда рвоту.




Учащиеся демонстрируют, как наложить холод на область переносицы и прижать обе ноздри к носовой перегородке. Отмечают, что можно вложить в носовые ходы вату, пропитанную пероксидом водорода.





Обучающиеся называют увиденные травмы: ожоги и обморожения разной степени.










Учащиеся читают текст, делают короткие сообщения

Показывают приемы оказания помощи пострадавшему.

Дети отвечают, что поражение кожи усугубляется.








Размышляют, принимают решение.







Выясняется, что чаще всего случаются вывихи суставов и растяжения связок

Называют, что при оказании первой помощи накладывают тугую повязку и к пораженному месту прикладывают холод.
Используют разрезной материал и составляют порядок действий при оказании первой помощи.
Бинтуют восьмеркой, согласно составленному плану.






Учащиеся, работая в группах, делают показ одного из приемов.





Регулятивные: выявление и формулировка цели, обучение элементам классификации









Познавательные: выделение необходимой информации







Коммуникативные: учет позиции партнера.







Регулятивные:
умение организовать выполнение заданий учителя
Познавательные: умение строить речевое высказывание в устной форме.
















Познавательные: умение сравнивать, обобщать, выделять главное



















Регулятивные: определять и разрабатывать порядок
действий по решению жизненных ситуаций

Познавательные умение перерабатывать информацию для получения нового результата; умение сравнивать, обобщать





Коммуникативные: понимать возможность различных точек зрения на вопрос.
















Познавательные: перерабатывать информацию из одной формы в другую
Регулятивные: самостоятельно осуществлять действия.
Коммуникативные: умение работать сообща в группе


















Познавательные: умение самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации









Коммуникативные: понимать прочитанное, договариваться с партнерами группы.

Познавательные: перерабатывать информацию из одной формы в другую
Регулятивные: самостоятельно осуществлять действия.
Коммуникативные: умение работать сообща


Регулятивные: умение самостоятельно корректировать работу по ходу выполнения задания, принимают решение, учитывая мнение других

Коммуникативные: умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное.

Личностные: самоопределятся в жизненных ситуациях

Регулятивные: умение ориентироваться в ситуации




Познавательные: умение оценивать действия





















Познавательные: выполнение задач на продуктивное чтение.

Регулятивные: умение соотносить результат своей деятельности с целью





Коммуникативные: умение передать информацию в практические действия












Познавательные: умение решать ситуацию – проблему

Регулятивные: принятие решения
Коммуникативные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме






Познавательные: умение выполнять логические действия абстрагирования.
Регулятивные: умение увидеть проблему
Коммуникативные: умение согласовывать свои интересы с интересами других








Познавательные: умение самостоятельно предлагать информацию







Регулятивные: самостоятельно осуществлять действия
Коммуникативные: умение договариваться, понимать возможность различных точек зрения на вопрос.
Познавательные: решение проблем поискового характера






Личностные: делают выбор ,как поступить
Познавательные: создание алгоритмов действия
Регулятивные: осознание того, что уже известно, усвоено
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

4
Заключительная часть
- Подведем итог тому, что мы узнали сегодня на уроке.

- Знаете ли вы, как предотвратить опасную ситуацию и как оказать доврачебную помощь можно проверить при выполнении задания на соответствие. Прочитайте внимательно инструкцию и дайте ответ в виде ключа.
(приложение 6)

Обучающиеся выполняют задание на соответствие



5
Рефлексия
-Пригодятся ли вам теоретические знания по биологии и другим предметам при оказании первой помощи?
- Какие качества необходимы человеку для того, чтобы реализовать свои знания и умения в опасных жизненных ситуациях?
Убеждены ли вы, что следует спасать жизнь пострадавшему человеку? Может быть не стоит рисковать собой?
Пусть другие помогают?











Учащиеся единогласны в том, что
«Помощь оказать себе и другому – это дело чести».
Личностные: умение оценивать жизненные ситуации, представляющим угрозу здоровью и безопасности личности и общества. В Регулятивные: оценка результатов своей работы в группе, парах и умение оценить действия других в пределах своих возможностей, общественных норм и нравственно этических соображений оказывать помощь пострадавшему человеку.













6
Домашнее задание
Составить кроссворд по видам ран и кровотечений.

Познавательные: умение перерабатывать информацию для получения нового результата, сравнивать, анализировать
































Приложения
Приложение №1

Первая помощь при отравлении уксусом, раствором нашатырного спирта:
-немедленно обращайтесь к врачу
-если пострадавший в состоянии пить, то при отравлении кислотными ядами (уксусная кислота) до приезда врача дайте ему 2-3 стакана холодного молока, а при отравлении щелочными ядами (раствор нашатырного спирта) – 3- 4 стакана лимонного или апельсинового сока.
-пострадавшему необходимо молчать, чтоб еще больше не повредить травмированную слизистую.
-при отечности гортани необходимо поставить на область грудной клетки горчичники или любые другие согревающие компрессы, сделать горячую ванну для ног.

Приложение №2
«Древо познаний»











Приложение № 3.4
Текст: Внешние кровотечения

Вопросы
Уровни информации

1
Назовите виды внешнего кровотечения


2
Объясните, почему при венозном кровотечении жгут накладывают ниже раны, а при артериальном - выше раны?


3
Как отличить по внешнему виду венозное кровотечение от артериального?


4
Чем обусловлено многообразие приёмов оказания первой помощи при разных видах травм?


5
Как вы считаете, что является первоочередными задачами оказания первой помощи?



Приложение 5
Первая помощь при термических ожогах
При оказании первой помощи нужно как можно быстрее освободить человека от тлеющей одежды, прилипшее к телу белье срезать ножницами. Кусочки одежды, приставшие к ране, не нужно стремиться удалить. При оказании первой помощи необходимо быть очень осторожным, чтобы не усилить болевые ощущения.
При ожогах I и II степени обожженную поверхность охлаждают струей проточной воды в течении 15 - 20 минут. Эта простая процедура вызывает сужение сосудов, препятствует образованию пузырей. Такое же воздействие оказывает повязка, смоченная раствором марганцовокислого калия; она «дубит» кожу и также предупреждает образование пузырей.
При ожоге III и IV степени необходимо наложить на поврежденную область асептическую повязку и как можно быстрее доставить человека в хирургический стационар. Перед транспортировкой с целью уменьшения боли вводят обезболивающее средство и противостолбнячную сыворотку, согревают человека. При больших ожогах конечностей необходимо наложить поверх асептической повязки транспортную шину.
Если поражена значительная часть поверхности тела, пострадавшего закутывают в проглаженную утюгом простыню и так транспортируют.
Первая медицинская помощь при обморожении заключается в защите от воздействия низких температур, немедленном постепенном согревании пострадавшего. Прежде всего необходимо восстановить кровообращение в обмороженной части тела. Нельзя допускать быстрого согревания поверхностного слоя кожи на поврежденном участке, так как прогревание глубоких слоев происходит медленнее, в них слабо восстанавливается кровоток, а следовательно, не нормализуется питание верхних слоев кожи и они погибают. Поэтому противопоказано применение при отморожении горячих ванн, горячего воздуха. Переохлажденные участки тела нужно оградить от воздействия тепла, наложив на них теплоизолирующие повязки    ( шерстяные, ватно-марлевые материалы). Повязка должна закрывать только измененные участки кожи и до тех пор, пока появится в поврежденной части чувство ощутимого тепла. В целях восполнения тепла в организме и улучшения кровообращения пострадавшему дают горячий сладкий чай. Поврежденным участкам тела необходим покой.

Приложение 6

Задания – соответствия.
ПОВРЕЖДЕНИЯ
УШИБ
РАСТЯЖЕНИЕ
АРТЕРИАЛЬНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ
ВЕНОЗНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ
ПЕРЕЛОМЫ
СОТРЯСЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА
ИНСУЛЬТ
ПРИЕМЫ ПМП
ЖГУТ
ДАВЯЩАЯ ПОВЯЗКА
ПОКОЙ
ИММОБИЛИЗАЦИЯ
ХОЛОД
ПРИПОДНЯТОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОВРЕЖДЕННОЙ ЧАСТИ ТЕЛА
МАКСИМАЛЬНОЕ СГИБАНИЕ КОНЕЧНОСТИ
ПОДДЕРЖАНИЕ СОЗНАНИЯ И ДЫХАНИЯ
ВОЗВЫШЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ
РЕАНИМАЦИЯ
Каждому виду повреждения соответствует прием ПМП, нужно восстановить эти соответствия (напротив каждого вида повреждения указать цифру соответствующего приема ПМП)












13PAGE \* MERGEFORMAT141415




Заголовок 1 Заголовок 315