Рабочая программа по музыке для 7 класса на основе авторской программы Науменко Т.И., Алеев В.В.


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897), примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.), примерной основной образовательной программы ФГОС с учётом авторской программы «Музыка» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. 90, [6] с.), рабочей программы для общеобразовательных учреждений «Искусство. Музыка. 5-9 классы» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (М.: Дрофа, 2012).
Стандартов второго поколениия:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897).
2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова, 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др]; под редакцией А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
1.1 Общая характеристика предмета
Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.
Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Важнейшим методом программы, во многом определяющим ее содержание, является метод междисциплинарных взаимодействий. Границы его распространения на область учебных дисциплин, равно как и его смысловое развитие по сравнению с программой для начальной школы, значительно расширяются и углубляются.
Расширение междисциплинарного поля позволяет включить в его пределы круг учебных дисциплин — таких, как литература, изобразительное искусство.
Особо следует отметить, что область взаимодействий охватывает все содержание программы с точки зрения музыка и жизнь. Эта наиважнейшая особенность получает последовательное и аргументированное воплощение на протяжении всех лет обучения — с 1 по 7 класс. Приданию содержательной многомерности при освещении данной проблемы способствует постоянная опора на родственные музыке виды искусства — литературу и живопись.. Вот почему в программе так много обращений не только к образам музыкальных произведений, но и к образам литературы и изобразительного искусства: ведь каждое искусство на своем языке рассказывает об одном и том же — о жизни человека. В 7 классе, которая так и называется «Содержание и форма в музыке». Обе категории — содержание и форма — получают последовательное и системное воплощение, вбирая в себя множество составляющих их компонентов. Содержание выражается не только через музыкальный образ, но и посредством таких его носителей, как жанр, род (лирический, драматический, эпический), программность.
Во многом по-новому трактуется и понятие музыкальной формы. Что считать формой — только ли скелет произведения, его структуру —период, двухчастность, трехчастность? Такой подход крайне упростил бы представление о назначении художественной формы, ее поистине огромных художественно-выразительных возможностях.
А ведь язык музыки заключен, прежде всего в средствах музыкальной выразительности — ритме, мелодии, гармонии, фактуре, тембрах, динамике.
Такое понимание художественной формы находится в русле новых достижений отечественной музыкальной науки. Стиль осуществляется в музыкальном тексте произведения. Образующие этот текст составляющие, обозначаемые понятиями мелодия, гармония, полифония, фактура.
1.2 Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю
1.3. Цели
1. Цель программы В.В. Алеева - формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре, как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
2 Цель ОУ – Создание оптимальных условий для развития духовно богатой, физически здоровой, свободной и творчески мыслящей личности, легко адаптированной в социуме.
3.Целью моей программы является духовно-нравственное воспитание школьников через умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в музыкальных образах.
1.4 Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности художественном и самобытном разнообразии;
- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
- расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций;
- сознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.
Метапредметные :Познавательные УУД
- познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы;
- проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусства, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности (урочной, внеурочной, досуговой, самообразовании);
Регулятивные УУД
- осуществление действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования;
- развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира, различных видов искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
- устойчивое умения работы с различными источниками информации о музыке, других видах искусства, их сравнение, сопоставление, выбор наиболее значимых /пригодных/ для усвоения учебной темы, творческой работы, исследовательского проекта. Коммуникативные УУД
- устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать или отрицать мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства;
- владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе, систематизации, классификации информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки;
- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
Предметные:
- представлять, место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;
- овладевать практическими знаниями и навыками для расширения собственного музыкального опыта и реализации творческого потенциала;
- понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;
- постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;

1.5 Способы контроля и оценивания образовательных достижений
Формы контроля: - самостоятельная работа;- устный опрос;- практическая работа;- тест;
- взаимоопрос;- музыкальные викторины. Промежуточная аттестация проводится в форме теста.
2. Содержание учебного предмета.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), в самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.Рабочая программа по музыке для 7 класса актуализирует проблему, связанную с взаимодействием содержания и формы в музыке (тема года «Содержание и форма в музыке»), подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.В первой части программы учебника для 7 класса рассматриваются следующие вопросы:
Что такое музыкальное содержание?
Что представляет собой музыкальный образ?
Как музыкальные жанры влияют на содержание произведения?
Вторая часть посвящена выявлению сущности определения «форма в музыке».
Что называть музыкальной формой - только ли разновидности музыкальной композиции - период, двух- и трехчастные формы, рондо, вариации?
Что такое музыкальная драматургия и чем она отличается от музыкальной композиции?
Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и в крупных музыкальных жанрах - опере, симфонии?
В 3и 4 четверти 3 урока отводится национальному компоненту, где мы изучаем творчество татарских композиторов классиков, слушаем фрагменты их опер, балетов, вокальные и инструментальные произведения.
Содержание в музыке (4 часа).
«Магическая единственность» музыкального произведения; Музыку трудно объяснить словами; Что такое музыкальное содержание.
Каким бывает музыкальное содержание (4 часа).
Музыка, которую необходимо объяснить словами; Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского; «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»; Когда музыка не нуждается в словах.
Музыкальный образ (3 часа).
Лирические образы в музыке; Драматические образы в музыке; Эпические образы в музыке.
О чем рассказывает музыкальный жанр (4 часа).
«Память жанра»; Такие разные песни, танцы, марши.
Что такое музыкальная форма (4 часа).
«Сюжеты» и герои» музыкальной формы; «Художественная форма – это ставшее зримым содержание»; От целого к деталям. Национальный компонент. Женщина потрясшая мир – С. Губайдуллина.
Музыкальная композиция (8 часов).
Какой бывает музыкальная композиция; Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период); Два напева в романсе М. Глинке «Венецианская ночь» (двухчастная форма); Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина – Глинки; Многомерность образа в форме рондо; Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (вариации).7. Музыкальная драматургия (8 часов).
Музыка в развитии; Музыкальный порыв; Движение образов и персонажей в оперной драматургии; Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»; Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.
Первые шаги татарской классической оперы и балета.
3. Учебно-тематическое планирование
1 Раздел «Содержание в музыке»

тема урока Содержание Виды учебной деятельности Результаты Дом. задание Дата по плану Дата факт.
проведения
Личностные Метапредм.-ыеПредметные 1 Магическая единственность музыкального произведения История создания сонаты, биография Бетховена.
Рассуждение о яркости образов в музыке.
Освоение выдающ.образцов венского классицизма.
Слушание:
Бетховен «Соната №14»
Исполнение песен:
«Отговорила роща золотая» - Г. Пономаренко Осознание личностного смысла в музыке Бетховена Проявление устойчивого интереса к информац-коммуник. источникам информации о музыке. Понимать неповторимость музыкальных произведений 1.Прослушать сонату
2.Прочитать завещание Бетховена в блоге учителя 2 Музыку трудно объяснить словами Обобщение – важнейшее свойство муз.содержанияАнализ способов воплощения содержания музыкальных произведений.
Оценивание муз.произведения с т.зр. единства содержания и формы
Слушание:Бетховен( В.Мэй) «Соната №14» 1 часть в совр. Обр.
Пение: «Отговорила роща золотая» - Г. Пономаренко. Умение познавать мир через муз. формы и образы Самост. определение целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров
Развитие вокально- хоровых навыков. Прослушать 2,3часть «Лунной» сонаты 3,4
Что такое музыкальное содержание? Особенности воплощения содержания в разных видах искусства. Роль деталей в искусстве.
Самостоятельная письменная работа.
Нахождение ассоц.связей между худ.образами музыки и ИЗО.
Тестовая работа
по вариантам(входная диагностика)
Слушание:Чайковский "Октябрь» - сочинение –эссе
Пение: М. Таривердиев «Маленький принц» - повторение
«Отговорила роща золотая» - пение наизусть. Развитие способности творчески мыслить Организация общения на основе развернутой письменной речи со сверстниками.
Формирование навыков сам. работы при выполнении учебной задачи. Овладение знаниями и навыками для расширения собственного муз.опыта. «Отговорила роща золотая» - наизусть Раздел Каким бывает музыкальное содержание (4 часа).
5 Музыка, которую необходимо объяснить словами Каким бывает муз.содержание.
Воплощение содержания в произвед.программной музыки.Программность обобщающего хар-ра.
Оценивание худ.произведения с позиции красоты и правды.
Просмотр видеоряда
«Концерт № 3» Вивальди.
Пение:
«Мой добрый учитель»
А. Ермолов – разучивание. Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности.
Высказывание собств.мнения о худ.ценности произведения. Понимать неповторимость музыкальных произведений.
Уметь проанализировать музыкальное произведение.
Сообщение о жизни и творчестве А.Вивальди6 Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского Свойство программности – расширять и углублять муз.содержание.
Соотнесение образов поэтического и муз.произведенийАнализ многообразия связей музыки и литературы.
Рассуждение о яркости и контрастности в музыке.
Слушание сообщений о творч. А. ВивальдиСлушание: «Ноябрь. На тройке» П.Чайковский
Чтение: Н.Некрасова
«Тройка»(фрагм) Расширение представлений о худ. картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей муз. искусства. Осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры.
Уметь приводить примеры образа человека в музыке, литературе, ИЗО. 7 Образ мечты. «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова Тема Востока в творчестве русских композиторов. Воплощение конкретизирующей программности в муз. образах, темах, интонациях. Нахождение ассоц.связей между образами музыки, литературы, ИЗО.
Слушание: Симф.сюита «Шехеразада» - 1 ч.
Разучивание песни: М. Магомаев, А.Горохова «Шехеразада»
Формиров. способности творч.освоения мира в разл-х видах муз.деятельностиПроявление творческой инициативы и сам - ти.
Умение работать с различными источниками информации. Сам. подбирать сходные произведения ИЗО к изучаемой музыке. Нарисовать мотивы сказок из «1001 ночь». 8 Когда музыка не нуждается в словах Осуществление музыкального содержания в условиях отсутствия литер. Программы.
Коллективное обсуждение вопроса, связанного с воплощением муз.образа Этюда Скрябина. Выставка рисунков по теме урока.
Слушание: Симф.сюита «Шехеразада» - 1 ч.
А. Скрябин «Этюд»
Разучивание песни: М. Магомаев, А.Горохова «Шехеразада».
Пение:
Присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыки. Способность аргументиро-
вать свою точку зрения по поводу муз. произведения. Уметь проанализировать музыкальное произведение. Выучить песню «Шехеразада», подготовиться к исполнению любимых песен. Раздел Музыкальный образ (3 часа).

тема урока Содержание Виды учебной деятельности Результаты Дом. задание Дата по плану Дата
по факту
Личностные Метапредм.-ыеПредметные 1 Лирические образы в музыке. Воплощение содержания в худ.произведениях малой и крупной формы. Связь между образами худ.произведений и формами их воплощения. Выражение единого образа в форме миниатюры.
Особенности лирического образа. Анализ особенностей воплощения лирических образов в музыке. Наблюдение за развитием одного образа муз.произведения.
Слушание:
С. Рахманинов «Прелюдия соль # минор».
Пение: Татарская песню «Әниемә». Осознание личностных смыслов музыкальных произведений лирического характера. Познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов. Понимать то, что современные люди нуждаются в музыке прежних эпох.
Знать определение терминов, уметь определять в музыке.
Развивать вокально-хоровые навыки. Подобрать сходные лит.произведения, ИЗО к изучаемой музыке. 2 Драматические образы в музыке.
Характерные особенности драматических образов в музыке. Контраст образов, тем, средств худ.выразительности в музыке драмат.хар-ра. Анализ особенностей воплощения драматических образов.
Рассуждение о яркости и контрастности образов драм.произведения.
Воспринимать и сравнивать муз.язык.
Слушание:
Ф. Шуберт «Лесной царь».
Пение:
«Пропавшим без вести». Умение познавать мир через формы и образы. Проявление интереса к воплощению приемов деятельности композиторов и исполнителей Понимать, что мир образов – самых ранних форм поэтического осмысления мира – относится к темам вечным.
Уметь видеть произведения искусства в самых простых вещах.
Развивать вокально-хоровые навыки. Сообщение о вокальной музыке Ф. Шуберта. 3 Эпические образы в музыке.
Русские былины, песни, причитания как источники эпического содержания худ.произведения.Особенности экспонирования эпических образов в муз.искусстве.
Итоговое обобщение в рамках темы «Музыкальный образ».
Информац. Модуль ФЦИОР по теме Анализ особенностей воплощения эпических образов в музыке.
Наблюдение за развитием одного образа в муз.произведении. Сравнение особенностей муз.языка в произведениях разного смыслового и эмоцФормирование позитивной самооценки своей деятельности. Высказывать собственное мнение о худ.достоинствах отдельных музыкальных стилей. Понимать почему сказка и миф относятся к «вечным» темам искусства. Как сказочно-мифологические темы влияют на характер музыки и др. виды искусства.
Развивать вокально-хоровые навыки.
Раздел О чем рассказывает музыкальный жанр (4 часа).
4 О чем рассказывает музыкальный жанр. «Память жанра». Способность муз.жанров вызывать опред. Образные представления. Использование композиторами ассоциативных жанров для воплощения определенного содержания. Исследование взаимосвязи жанровых и интонационных основ музыки.
Понимание взаимосвязи между жанром муз.произведения и его содержательным воплощением. Формир-ние способностей творческого освоения мира в муз.деятельности. Наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия Уметь определять замысел произведения через средства музыкальной выразительности.
Развивать вокально-хоровые навыки. 5,6
7 Такие разные песни.
Такие разные танцы.
Такие разные марши. Взаимодействие и взаимообогащение народных и профессиональных муз.жанров.
Содержательность жанра марша. Общность и отличие в маршах из
Разнообразие вальсов. Череда сцен, действцующих лиц, состояний в Большом вальсе из оперы «Евгений Онегин» п. Чайковского. Осознание взаимосвязи жанровых и интонационно-образных воплощений в музыке (критерии в учебнике).
Наблюдение за развитием одного образа в музыке.
Выявление круга муз.образов в различных муз.произведениях.
Слушание: Ж.Бизе «Марш Тореадора» из оп. «Кармен».
П. Чайковский «Вальс» из оп. «Е.Онегин».
Пение: «Под музыку Вивальди» - разучивание.
«Школьные годы» - разучивание. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Расширение представлений о разнообразии танцевальной музыки. Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач по теме. Уметь сравнивать произведения, выделять различия.
Понимать, почему на протяжении 20 века композиторы часто обращались к темам, далеким от современности.
Развивать вокально-хоровые навыки.
Уметь сравнивать муз.язык в различных танцах.
5 раздел Что такое музыкальная форма

тема урока Содержание Виды учебной деятельности Результаты Дом. задание Дата по плану Дата факт.
проведения
Личностные Метапредм.-ыеПредметные 1 «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы. Особенности воплощения худ.замысла в различных видах искусства. Метафорический смысл понятий «сюжет» и «герой» по отношению к муз.произведению.
Средства выразительности как главные носители содержания и формы в музыке. Понимание характерных особенностей муз.языка. Восприятие и оценивание муз.произведения с точки зрения единства содержания и средств муз.выразительности. Рассуждение о яркости и контрастности образов в музыке.
Слушание: М.ГлинкаАрия Руслана из оп. «Руслан и Людмила».
Пение: «Синий иней» Формир. Умения познавать мир через муз.образы и формы. Прояваление творческой инициативы и самостоятельности. Понимать, что такое форма в музыке, знать виды форм, уметь определять образное содержание. Закрепить вокально-хоровые навыки. 2 «Художественная форма – это ставшее зримым содержание». Понимание муз.формы в узком и широком смысле.Единство содержания и формы- непременный закон искусства. Связь тональности муз.произведения с его худ.замыслом, характером. Восприятие и оценивание пр-дения искусства с точки зрения единства сод-ния и формы (критерии в учебнике).Различие хар.признаков видов искусства. Понимание специфики деятельности композитора, поэта и художника. Восприятие и оценивание пр-дения искусства с точки зрения единства сод-ния и формы Наблюдение за развитием одного образа в муз.произведении.
Слушание: В.А.Моцарт Реквием. Лакримоза.
Ф.Шуберт «Баркарола», «Серенада». Проявление эмпатии и эстетической восприимчивости. Умение выражать свои мысли,обосновывать собственное мнение. Повторить определение духовной музыки, уметь описать образ и определить форму музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки. 3-4 От целого к деталям. Причины обращения композиторов к большим и малым формам.
Общее и индивидуальное в муз.форме. Выявлять круг муз.образов в различных муз.произведениях.
Слушание:
Л. Бетховен «Симфония №5» 1 часть,
М. Равель «Игра воды»
Пение: «Синий иней» Стремление к самостоятельному общению с муз.искусствомРазвитие способности рассуждать. Понимать, что такое форма в музыке, уметь определять формы вокальной музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки. 6 раздел Музыкальная композиция (8 часов).
5 Какой бывает музыкальная композиция. Знакомство с творчеством татарского композитора С. Губайдулиной. Авангардная музыка. Слушание:
С. Губайдуллина
«Фигуры времени» фрагмент из симфонии.
Пение: разучивание татарской народной песни. Понимание жизненного содержания народной, религиозной классической и современной музыки. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования муз. и худ. информации
Знать определение композиции в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки. 6
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах. Музыкальная форма период, особенности ее строения. Изысканность и лаконизм муз.образа, воплощенного в форме муз.периода. Исследование многообразия форм построения муз.произведений(период). Восприятие и оценивание пр-дения искусства с точки зрения единства сод-ния и формы. Наблюдение за развитием одного образа в муз.произведении.
Слушание:
Ф. Шопен «Прелюдия» - разбор. Формирование активности, самостоятельности. Анализ объекта изучения, выделение сущ-нных признаков. Знать определение одночастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки. 7 Два напева в романсе М.Глинки «Веницианская ночь» (двухчастная форма) Куплетно-песенные жанры в рамках двухчастной формы. Запев и припев- главные структурные единицы вокальной двухчастности. Особенности производного контраста(2 грани одного худ.образа). Состояние душевного покоя, радости и очарования в звуках романса. Исследование многообразия форм построения муз.произведений(двухчастная форма). Наблюдение за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, муз.тем. Размышление о яркости и контрастности образов в музыке.
Слушание - пение
М.Глинка «Венецианская ночь» Формирование творческого освоения мира в различных видах деятельности. Умение аргументировать свое предложение, мнение. Знать определение двухчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки. Сообщение о происхождении жанра романс. 8 Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки. Реализация муз.образа в трехчастной форме. Производный конраст между разделами формы. Выразительная роль деталей. Исследование многообразия форм построения муз.произведений(трехчастная форма).
Наблюдение за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, муз.тем.
Слушание – пение:
М.Глинка «Я здесь Инезилья». Умение познавать мир через муз.формы и образы.
Формирование познавательных мотивов уч.деятельности. Знать определение трехчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки. 9-10 Многомерность образа в форме рондо. Худ.особенности формы рондо. Роль рефрена и эпизодов в форме муз. рондо.
. Многоплановость худ.образа в рондо. Исследование многообразия форм построения муз.произведений(рондо). Наблюдение за развитием образа, сопоставлением его фрагментов на основеисходства и различия муз.тем.
Рассуждение об общности и различии выразительных средств музыки и лит-ры.
Слушание: А.Бородин «Спящая княжна», В. Моцарт «Рондо в тур.стиле»
Пение: Романсы М. Глинки Присвоение нравств.ценностей на основе поиска их жизненной ценности. Выбор наиболее эффективных способов решения учебной заачи. Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли. Знать опред-ние формы рондо в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки. 11 Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича Реализация принципа повторности развития в форме вариаций. Динамика образа в «Эпизоде нашествия» из «Ленинградской» симфонииД.Шостаковича.Обобщение по теме «Форма в музыке». Исследование многообразия форм построения муз.произведений. Анализ приемов развития образа в муз.произведении. Самостоятельный подбор сходных поэтических произведений к изучаемой музыке.
Слушание: Д.Шостакович «Эпизод нашествия»из «Ленинградской симфонии».
Пение: А. Александрова «Священная война» - разучивание Выявление морально-этического содержания событий, отражённых в музыке Шостаковича. Сам. формулирование учебной цели данного урока. Повторить и закрепить названия и основные признаки форм, авторов и названия музыкальных произведений. Закрепить вокально-хоровые навыки. Подобрать стихи о Ленинградской блокаде. 12 Заключительный урок. Обобщение темы. Обобщение тем четверти. Повторное слушание всех произведений 3 четверти.
Муз. викторина. Определение того, какой смысл имеет изученный материал в дальнейшем. Символическое отображение учебного материала и выделение существенного Уметь угадывать прослушанные произведения.
Знать все изученные муз.формы. 7 Раздел. Музыкальная драматургия (8 часов).

тема урока Содержание Виды учебной деятельности Результаты Дом. задание Дата по плану Дата факт.
проведения
Личностные Метапредм.-ыеПредметные 1 О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии. В чём отличие между муз.формой и драматургией.
Особенности взаимодействия статики и динамики. Наблюдение за развитием одного образа.
Восприятие особенности драматург.развития в малых формах.
Слушание: М. Мусоргский «Картинки с выставки»
Пение: «Вечная весна» Д. ТухмановУстановление значения рез-ов своей деят-ти для удовл. своих жизненных интересов. Идентификация терминов и понятий музыкального языка с худ. языком различных видов искусства. Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки. Записи в тетради выучить 2 Музыкальный порыв. Порывы, мечты и фантазии в «Фантастических пьесах» Р.Шумана. «Рельеф» и «фон» в драматургии пьесы «Порыв», их взаимодействие. Восприятие особенностей интонационного и драматургического развития в произведениях простых и сложных форм.
Анализ приемов взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произ-ниях разных муз.форм.
Слушание-сравнение: «Порыв» Р. Шумана, «Старый замок» М. Мусоргского.
Пение: «Вечная весна». Формирование позитивной самооценки своей деятельности. Формирование обобщенных знаний. Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки. Подготовить презентацию о замках средневековья. 3 Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Особенности оперной драматургии(развитие образов и персонажей).Роль хоровых сцен в оперном спектакле.
Многогранные характеристики муз. образов.
Первая татарская опера. Восприятие особенностей интонационного и драматургического развитя в опере. Понимание характерных особенностей муз.языка татарской оперы.
Восприятие и сравнение муз.языка в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.
Просмотр видео: Хоровые сцены из опер. Расширение представлений о худ.картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства татарского народа. Совершенствование учебных действий сам. работы с музыкальной и иной худ. информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе.
Понимать особенности развития образов в опере, уметь определять средства муз.выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки. Прочитать либретто оперы «Сания» С. Сайдашева.
Сообщение о татарских композиторах. 4,5 Диалог искусств
Опера "Князь Игорь".
«Слово о полку Игореве» Воплощение эпического содержания в опере А.Бородина «Князь Игорь».Противопоставление двух образных сфер как основа композиционного строения оперы. Роль хоровых сцен в оперном спектакле. Многогранные хар-ки муз.образов. Выявление круга муз.образов в различных муз.произведениях(их фрагментов). Анализ приемов взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях крупных форм или их фрагментов.
Слушание: Арии главных героев из оперы «Князь Игорь».
Пение: «Улетай на крыльях ветра» хор половецких девушек из оперы А. Бородина Осознание личностных смыслов оперных произведений на исторический сюжет,понимание их роли в развитии современной музыки.
Умение передавать содержание учебного материала в разных формах свертывания информации. Повторить оперную терминологию. Уметь определять движение образов и персонажей на примере музыкального произведения. Прочитать рассказ К. Паустовского «Старый повар» 6
Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. Главные особенности симфонической драматургии (последовательность, сочетание,развитие муз.тем). Строение симфонического цикла.Муз.тема как главный носитель идеи, мысли, сод-ния произведения. Исследование многообразия построения муз.произведений (сонатная форма).
Восприятие особенностей интонационного и драматургического развития в симфонических произведениях.
Слушание: В. Моцарт «Симфония № 41» 1 ч. Осознание личностных смыслов оперных произведений на исторический сюжет,понимание их роли в развитии современной музыки.
Совершенствование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки. Понимать особенности развития тем в симфонической драматургии, уметь определять средства музыкальной выразительности. 7-8 Обобщение и повторение по теме года "Содержание и формы в музыке" Итоговое занятие. Обобщение темы. Понимание характерных особенностей музыкального языка. Оценка муз. произведений с позиции красоты и правды. Расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций.
Применение полученных знаний о музыкальной культуре, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
Постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира.
Учебно-методическое обеспечение
Методические пособия для учителя:
Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008.
Алиев, Ю. Б. Пение на уроках музыки [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Владос-Пресс, 2010
Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст] : методическое пособие / Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.
Затямина, Т. А. Современный урок музыки [Текст] / Т. А. Затямина. - М. : Глобус, 2008.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru. wikipedia.org/wiki
Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://classic.chubrik.ruМузыкальная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dic.academic.ru/ contents.nsf/enc_music
Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.music-dic.ruМузыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/con- tents. nsf/ dic_mus icЦерковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bogoslovy.ru.
http://xarisovailzia.blogspot.com/Материально-технические обеспечение:
Компьютер, проектор, экран, интерактивная доска, муз.центр, микрофоны, набор ДМИ.
Список литературы
1.Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.
2. Алиев, Ю. Б. Пение на уроках музыки [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Владос-Пресс, 2005.
3.Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст] : методическое пособие / Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.
4. Затямина, Т. А. Современный урок музыки [Текст] / Т. А. Затямина. - М. : Глобус, 2008.
5.Музыка. 7 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева / авт.-сост. О. П. Власенко. - Волгоград : Учитель, 2009.