Методическая разработка сценария народного обряда, связанного со взрослением ребёнка – «Постриг»

Методическая разработка сценария народного обряда,
связанного со взрослением ребёнка – «Постриг»

Русское народное творчество обладает уникальной художественно-воспитательной ценностью, формирует эстетический вкус ребёнка, обогащает речь типичными народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами. Выразительные интонации, образный, яркий поэтический язык русских народных песен – незаменимые средства воспитания любви к Родине, к окружающей природе, к своим родителям. Ребёнок, воспитанный на народных песнях, сказках, играх, будет с любовью относится, не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.

Цель: формирование у детей и родителей к народным традициям.

Задачи:

- привить у детей ответственность и чувство собственного достоинства;
- развить в детях как милосердие и забота о старшем поколении;
-развить творческий потенциал детей через музыкальный фольклор.

Возраст детей, на которых рассчитано мероприятие – 7 лет.

Оборудование:

-каравай, табуретки, овчина, конопля, ножницы, расчёска, костюм для мальчика (порты, вышитая рубашка, пояс), костюм для девочки (вышитая рубаха, сарафан, кокошник, фартук, пояс), мешочек, нитки, иголки, веники, совки, фасоль, бобы, гвозди, деревянные бруски, молоток, гайки, болты, корзина, свёкла, картофель, баян.

Подготовка к празднику

Кабинет оформляется полотенцами, на полу расстилаются красочные половички; на столе – самовар, салфетки, чашки, бублики и т.п. В кабинете расставляются табуретки (на одной овчина, на другой конопля).
Родители шьют к празднику русские костюмы: сарафаны для девочек, рубахи для мальчиков, а так же маленький мешочек для проведения обряда пострига.
Выбирают двоих родителей (хозяина и хозяйку), которые в основном и будут проводить обряд пострига детей.
Педагог готовит сценарий, в котором продуманы конкурсные задания на проверку трудовых навыков детей.

Сценарный план

1. Вступление (рассказ).
2. Ритуал пострижения.
3.Конкурс пословиц.
4. Музыкальная игра «Лень».
5. Песня «Как под наши ворота» (русская народная песня).
6. Трудовые поручения для девочек и мальчиков.
7. Конкурс дразнилок и скороговорок.
8. Конкурс загадок.
9. Конкурс частушек.
10. Песня «Ай, тари, тари, тари» (русская народная песня).
11. Музыкальная игра «Золотые ворота».
12. Песня «На зелёном лугу» (русская народная песня).
13. Чаепитие.

Сценарий

У входа всех гостей встречает хозяйка, рассаживает их. Родители приходят на праздник с народными костюмами для детей, с горстью пшена и мешочком (ладанкой).

ВЕДУЩАЯ. На Семён – день дитя постригай и на коня сажай. Долгие века сохранялся этот обычай: у мальчика на темени состригали прядь волос. Ребёнку к этому времени исполнялось семь лет. В этот день созывали родных, приглашали кума с кумом. После молитвы отец подавал куму ножницы, и тот выстригал у крестника гуменцо (прядь волос). Выстриженные волосы кума передавала матери, которая зашивала волосы в ладанку – её сохраняли до самой смерти. Кум и кума выводили своего крестника во двор, где ожидал их с конём, а мать расстилала для них ковёр. На ковре кум передавал своего крестника отцу с ласковыми словами, а отец принимал сына с поклонами и сажал на коня. Кум водил коня за узду по двору, а отец придерживал сына. У крыльца отец снимал сына с коня и передавал его куму, тот с поклоном передавал куме, а она с ласковым словом вручала матери. Отец с матерью одаривали кума с кумой подарками, а те в свою очередь одаривали крестника. За обедом над головой крестника кум с кумой разламывали именинный пирог с пожеланиями счастья и благополучия. (1. стр48)
ХОЗЯЙКА. Проходите, гости дорогие, рассаживайтесь. У нас в семье сегодня большой праздник, подросли наши детишки, и мы сегодня совершим пострижение: будем посвящать наших ребятишек во взрослую жизнь, в работников и работниц, чтобы они не ленились и помогали отцу и матери, хорошо трудились в школе и получали только отличные оценки.
ХОЗЯИН. Сынок-сосунок – не век сосун: через год стригун, через два бегун, через три – игрун, а затем и хомут.

Выходят родители, приглашают к себе детей и благословляют их хлебом.

ХОЗЯЙКА. Вы ребятушки, вы касатушки, выросли и вступаете во взрослую жизнь, будете нам в старости опорой, а сейчас незаменимыми помощниками отцу с матерью, старшим братьям и сёстрам.

Вызывают двоих детей: мальчика усаживают на табуретку с овчиной, девочку на табуретку с коноплёй. Родители этих детей, приглашённые на пострижение, выстригают крестик – оберег у мальчика на голове (можно условно, небольшую прядь волос). Девочке расчёсывают волосы и плетут косы. После пострижения детей переодевают: мальчику надевают порты, вышитую рубашку, пояс, девочке – вышитую рубаху, сарафан, кокошник, фартук, пояс. Каждый элемент обязательно называется.
Отец и мать разламывают над головами детей каравай, символ переходного возраста: были дошколятами, а теперь школьники - гимназисты.
После этого встают все дети – гимназисты и их родители. Хозяйка с ножницами проходит к каждому ребёнку и выстригает по маленькому пучку волос, отдаёт их родителям, а те складывают их в мешочек.

ВЕДУЩИЙ. Теперь вы стали гимназистами. За первые месяцы учёбы вы уже многому научились, а мы сейчас проверим, что вы узнали о труде. Кто назовёт пословицы о труде?
ДЕТИ (поочерёдно)
Без дела жить, только небо коптить.
Без труда нет добра.
Будешь трудиться – будут у тебя и хлеб, и молоко водиться.
Без работы и печь холодна.
Без работы день годом станет.
Есть терпенье, будет и уменье.
Ноги носят, а руки кормят.
Кто рано встаёт, тому Бог даёт.

Ведущий предлагает детям провести игру «Лень».

Игра «Лень»
Один из играющих, изображающий Лень, садится на корточки. Его спрашивают:
- Тепло ли тебе, Лень? Холодно ли молодому?
- Не тепло! – отвечает Лень.
Ему поют:





Не одеть ли нам его?
Не обуть ли нам его?
Как с молодца кафтан,
Со старухи сарафан,
С молодицы-то платок,
С красной девицы венок.
Участники игры изображают, как они одевают Лень. Затем опять спрашивают:
-Что ты, Лень, сидишь?
-Пить, есть хочу!
-Что же тебе надобно?
-Яства боярские, питья государские!
Ему поют:



Кто спину не гнёт,
Тому ложка не в рот.
А где гнулась спина –
Там рожь густа
Густа и колосиста
Колосиста, ядрениста:
С зерна – пирог,
С колоска – весь мешок!



Затем говорят:
- Поскачи-попляши, Лень,
Тогда дадим пить и есть!

Лень встаёт и пляшет.
(3, стр. 135)
Ведущий предлагает родителям и детям встать в хоровод. Исполняется русская народная песня «Как под наши ворота».

Как под наши ворота
Русская народная песня



Как под наши ворота поливалася вода
Ой, калина моя! Ой малина моя!
(Все берутся за руки, идут по кругу медленно поднимая руки верх.)

Подливалася вода, расстилалася трава
Ой, калина моя! Ой малина моя!
(Ведущий разрывает круг и ведёт всех за собой в другую сторону, как бы выворачивает круг, к концу куплета все встают полукругом.)_

Расстилалася трава, трава шёлковая
Ой, калина моя! Ой малина моя!
(Снова берутся за руки, идут в центр круга, отходят назад, хоровод заканчивается поклоном)
(3, стр. 87)

Пока все водят хоровод, появляется Домовой.

ДОМОВОЙ. А вот и я! Какой же праздник без меня, домового, самого главного хозяина – представителя домашнего очага. А сейчас я хочу посмотреть, умеете ли вы трудиться? Действительно ли вы ловкие, умелые и, как я, домовитые.

Трудовые поручения для девочек.

Вдеть нитку в иголку, не уколов палец.
Подмести мусор.
Перебрать фасоль и бобы.

Трудовые поручения для мальчиков.

Забить гвозди в брусок, не ударив молотком по пальцам.
Открутить гайку с болта.
Рассортировать в корзине свёклу и картофель.
(1, стр. 57)
В конце каждого выполненного задания домовой хвалит детей.

ДОМОВОЙ. А теперь проведём соревнование – кто больше знает дразнилок и скороговорок.
ДЕТИ (поочерёдно).
Дразнилки
Бабка Бонетка
Бегала бегом,
Белого барана
Била белым сапогом.

Сергей-воробей,
Продавал червей,
На тарелочке носил,
Три копеечки просил.

Вор-мошенник
Украл квашенник
Бабка увидала,
Тестом закидала.

Федя-медя
Съел медведя,
Утром рано съел барана,
На закуску съел лягушку,
Съел пятнадцать поросят,
Только хвостики висят.

Скороговорки

У осы не усы, не усища, а усики.
Глядят грачата на галчат, глядят галчата на грачат.
Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
Воробей просил ворону вызвать волка к телефону.
Пара баранов, пара баранов, пара баранов била бурю.
Полчетверти четверика чечевицы без червоточины.
Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
В грозу в грязи из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
Не выдержал кузов груза арбузов.
Жил был жук. Жук жил – был.
У перепела с перепёлкой пять перепелят.
Испугались медвежонка ёж с ежихой и ежонком, чиж с ежихой и чижонком, стриж с стрижихой и стрижонком.

ДОМОВОЙ. Молодцы, ребятушки, дразнилки и скороговорки вы знаете, трудиться умеете, а вот знаете ли вы загадки об урожае и о природе?

Дети загадывают и отгадывают загадки.

Опять всё знаете, всё умеете, нигде не ошиблись, но сейчас я вас поймаю: частушки вы петь точно не умеете.

ДЕТИ (исполняют частушки).

Прялку продам,
Гармонь куплю,
Плясать пойду.

Ой, топни нога
Не жалей сапога,
Тятька новые сошьёт
Или эти подошьёт.

Мы ещё и петь умеем (Исполняют песню «Ай, тари, тари, тари»)

Ай, тари, тари, тари
Русская народная песня

Ай тари, тари, тари
Купим Маше янтари.

Останутся деньги
Купим Маше серьги.

Останутся пятаки –
Купим Маше башмаки.

Останутся грошики –
Купим Маше ложки.

Останутся полушки –
Купим ей подушки.
(2, стр. 37)

ДОМОВОЙ. Теперь я вижу, что вы выросли и будете настоящими помощниками своим мамам и папам. А теперь поиграем в «Золотые ворота».

Играющие выбирают двух ведущих. Они сговариваются, какие возьмут себе названия: один называет себя «серебряное блюдечко, другой «наливное яблочко». После этого они берутся за руки и поднимают их верх, образуя «золотые ворота». Остальные участники встают друг за другом и проходят под игровой припев в ворота.

Золотые ворота

Золотые ворота,
Проходите господа!
В первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
Ну а в третий раз
Не пропустим вас!

На последнем слове ведущие опускают руки и закрывают ворота, задерживая одного из игроков.

ИГРОК. Золотые ворота, пропустите вы меня!
ДЕТИ (изображающие ворота). Мы всех пропускаем, а тебя оставляем! Что выбираешь серебряное блюдечко или наливное яблочко?

Игрок выбирает и переходит на ту или другую сторону. Он встаёт за спину ведущего и поднимает руки. Игра повторяется. Так постепенно играющие делятся на две команды. После этого они меряются силой – берут длинную верёвку и перетягивают её.
(3, стр. 62)
ДОМОВОЙ. Славно мы с вами повеселились и потрудились, а теперь все вместе споём и спляшем.
Дети исполняют песню «На зеленом лугу»

На зелёном лугу
Русская народная песня

На зелёном лугу. Их! Вох!
Раз нашёл я дуду. Их! Вох!
То не дудка былы. Их! Вох!
Веселуха была. Их! Вох!


Стал я в дудку играть. Их! Вох!
Стали все подпевать. Их! Вох!
Да под дудку плясать. Их! Вох!
(2, стр. 92)
Домовой прощается, уходит. Хозяйка предлагает детям пригасить своих родителей на чаепитие.

Литература

Забылин М. русский народ: его обычаи, обряды, суеверия и поэзия. М., 1992.
Пропп В.Я. Обряды и обрядовый фольклор. М., 1962.
Шагин И.И. русские традиционные праздники. СПб., 1997.

Автор: Корниенко Оксана Александровна, музыкальный руководитель НДОД «Детский сад № 201 ОАО «РЖД »



15