Урок по изобразительному искусству на тему Украшение и реальность с требованиями ФГОС НОО (2 класс)

Тема блока: «Реальность и фантазия»

Тема урока: «Украшение и реальность»
Номер урока в теме : 3
Дата :25.11.2013
Класс : 2


Цели урока : научить детей изображать зимнее явление природы, морозные узоры при помощи графических элементов (линий , точек , кружочков и т.д.)
Задачи:
образовательная:
Научить преобразовывать реальную форму в сказочную. Выражать свои чувства, изображать красоту окружающего мира , обучить работать с техникой изображения восковыми мелками и акварелью ;
развивающая:
- Эмоциональное восприятие природы во всех ее состояниях .
- Развитие творческого воображения , фантазии , памяти .Наблюдение красоты природы, умение переработать ее на основе фантазии.
Воспитательная :
Воспитывать интерес к произведениям искусства, окружающему миру, музыке. Формировать эстетическое отношение к красоте зимней природы.

Тип урока : изучение нового материала.

Формы работы учащихся :индивидуальная и группах

Формы организации работы детей:
Просмотр слайдов, знакомящих детей с явлениями природы,
фронтальная работа со слайдами и картиной, отгадывание загадок,
прослушивание музыкального произведения. Рассматривание рисунков и ответы на вопросы по теме. Работа в основном парная и индивидуальная. Учащиеся приготовили домашнее задание : выучили стихи о зиме , приготовили загадки , выучили песню о зиме.

Формы организации работы учителя:
Организую, эмоциональный настрой учащихся, ввожу детей в тему урока, обобщаю ранее полученные знания, организую, беседа по картине и слайдам, анализирую и дополняю ответы детей, читаю стихи .


 Оборудование:

Для учеников: акварель, восковые мелки, кисти, салфетки, губка, банка с водой, , бумага.

Для учителя - презентация, ПК, телевизор, магнитофон, DVD.

Музыка:
П.И.Чайковский «Январь»
Вивальди. «Времена года «

Литература:
1.Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства М.: Просвещение, 1991
2.Книжки-малышки . Пословицы и загадки М.: Просвещение, 1988 3.Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся из опыта работы М.: Просвещение, 2003
4.Учебник Б.М. Неменского Изорбразительное искусство 2 класс М.: Просвещение, 2012
5.Давыдова М.А. Поурочные разработки по изобразительному искусству. 2 класс. –М.:Просвещение., 2013
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
План урока.
Организационный момент. ( 1 мин.)
Актуализация опорных заданий ( 5 мин.)
Формирование новых знаний (10 мин.)
Первичное осмысление изученного (8 мин.)
Физкультминутка (2 мин.)
Закрепление нового материала ( 15 мин.)
Подведение итогов ( 2 мин.)
Рефлексия (2 мин.)

ХОД УРОКА



1.Организационный момент.
Дети занимают свои места.

Здравствуйте ребята!


2. Актуализация опорных заданий:

(Звучит музыка, Вивальди «Зима»,
читаю стихи Пушкина)

Мне бы хотелось начать урок со стихов А.С.Пушкина
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл,- и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,

О чём это стихотворение? О приходе Зимы





Когда можно сказать, что зима наступила?
Когда выпал снег, замерзают лужи, холодно
Ребята приготовили стихотворения о зиме (читают 2 чтеца)
Посмотрите, какой прекрасной бывает зима . Любуясь, красотой природы, у людей появляется желание передать эту красоту в стихах, музыке и живописи. Многие художники посвятили свои работы этому чудо природы.





Вам нравится такая природа?


Посмотрите на картины И. Грабаря « Февральская лазурь», В.Быкова «Зима»
Какое настроение выражено в картинах? Покой, задумчивость, печаль

Тихо приходит зима. Как в сказке, за одну ночь она, покрывает снегом дома и деревья, заморозит лужи, озера и реки. Проснешься однажды утром и вдруг увидишь, что все за окном изменилось.
Дети поют песню о зиме.
(Молодцы!)

Ребята, отгадайте загадку?

-Кто без кисти и краски зимой рисует Сказки?
(мороз рисует сказочные узоры)

Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это – клён, а это – ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!
(Мороз)
-Что рисует мороз белой краской? А где он рисует?
Морозные узоры, на окнах.
Учащиеся читают свои загадки ( готовили в группах)

3. Формирование новых знаний
Стихотворение загадка Н.Найденовой
«Удивительный художник»
Удивительный художник у окошка побывал!
Удивительный художник нам окно разрисовал.
Пальмы, папоротник , клены, на окошке лес густой!
Только белый , не зеленый лес чудесный, не простой !
На стекле цветы и листья, все искрится , все бело,
Но без красок и без кисти разрисовано стекло !
Удивительный художник у окошка побывал,
Отгадайте-ка ребята , кто окно разрисовал ? ( мороз)


Ребята, назовите тему сегодняшнего урока?
Давайте мы назовём урок «Морозные узоры на окне». И отправимся в гости к Морозу.

Когда приходит мороз, стекла наших домов разрисовываются волшебными узорами. Тончайший волшебный рисунок на стекле кажется рукотворным. С самого детства мы верим, что по ночам , когда мы все спим , дедушка Мороз своим волшебным посохом украшает наши стекла. И пусть это всего лишь сказка , но от нее всегда становится тепло на душе.


4. Первичное осмысление изученного

·
Как вы думаете, что мы будем рисовать сегодня на уроке?
Нарисовать и украсить окошки .
Это и будет задачей нашего урока.

Но рисовать мы будем не просто окошки. Окна будут какие, как вы думаете?
( морозные ,в узорах,)
Молодцы, конечно в узорах!
Какого цвета морозные узоры? (белые, голубые)
Морозные узоры только на первый взгляд кажутся белыми, они переливаются всеми цветами радуги. Но всё же преобладают холодные цвета: синий, голубой, фиолетовый, сиреневый.
А вы видели настоящие морозные узоры? (Да, нет)

Рассмотрите морозные узоры.





Что они напоминают? (лес, горы, цветы, папоротник).
Чем они отличаются от простых узоров на предметах?
(Цветом, причудливыми формами)
Конечно цветом, формой, а ещё они на солнце серебрятся.
Морозные узоры напоминают волшебные сады, в которых растут необыкновенные деревья и цветы. В таком саду можно встретить колосок, пёрышко, астру и хризантему, веточки ели.
Ребята, вы знаете, как появляются узоры на окнах?



Морозные узоры на окнах – это иней, такой же как бывает на траве и ветках деревьев. Иней образуется, когда воздух насыщен влагой . Вода начинает кристаллизоваться на холодной поверхности, то есть образуются маленькие кристаллики льда. Направление же узоров и их уникальность зависит от многих факторов. Неровности и царапины на стекле, частички пыли и грязи, вмерзающие в узор, направление теплых и холодных воздушных потоков. Все эти причины позволяют нам любоваться неповторимыми морозными узорами.

5. Физкультминутка

Звучит музыка П.И.Чайковского «Январь»
Представьте, что мы в сказочном лесу, идёт снег, дует ветер, колышатся деревья.
Встаньте, покажите, как дует ветер и клонит деревья в разные стороны, как кружат снежинки.
Ветер утихает, утихает. Садитесь,


6. Закрепление нового материала
Ребята вам нравится рассматривать снежинки или оконное стекло, покрытое ледяными узорами?
От холодного воздуха и распускаются на окне чудесные ледяные цветы, вырастают морозные веточки и листочки.



Зимним вечером приятно посидеть у теплой печки, поглядывая в замершее окно и слушая, как завывает ветер на улице и трещит мороз. А утром, выглянуть в окно и посмотреть какие намело сугробы, вышли ли гулять соседские ребятишки, как- там поживают птички и другие зверушки.
Обязательным элементом рисунка является окно с морозными узорами. Можно нарисовать так, чтобы зритель находился в комнате и смотрел на улицу, наоборот , с улицы в дом. Для этого необходимо вокруг окна изобразить либо комнату, шторы, цветы, сидящего котенка на подоконнике, вазу с цветами, а может к вам в окно заглянула Снежная Королева. Мы будем работать восковыми мелками и акварелью . Главное терпение и хорошее настроение.
Приступим к работе над рисунком «Морозные узоры на зимнем окне».
Закомпоновать на листе достаточно крупно окно. Не забыть нарисовать раму и подоконник. Форма окна может быть квадратной, прямоугольной и с полукруглым завершением( раздаточный материал на парте у каждого из учащихся).

Вы уже решили ,с какой стороны зритель будет смотреть на ваше окно- из комнаты или с улицы? Тогда нарисуйте шторы, занавески, цветок на подоконнике, кошку , а может к вам в окно заглянула Снежная Королева.




Можно изобразить стену дома из бревнышек, кирпича или облицовку блоками вокруг окна как в старинном замке.
Теперь нужно решить какое время дня или ночи вы будете рисовать, от этого зависит цветовое решение. Работая красками , не забывайте менять воду, чтобы краски остались чистыми , а цвета на рисунке смешивались так, как вам нужно.
Будем работать в нетрадиционной технике рисования – эта техника развивает пространственное мышление, уверенность в своих силах, чувство цвета, композиции, ритма, улучшает творческие способности , настроение, фантазию, учит свободно выражать свой замысел.
Акварель уникальный ,можно сказать , волшебный художественный материал, который отличается от гуашевых красок своей прозрачностью, легкостью, но и сложностью работы с ним. Дело в том ,что акварель « не терпит» больше 3-х слоев краски и потому работать с ней нужно очень аккуратно , осознанно, зная точно , какой цвет надо нанести (повторение )
Восковые мелки : это графический материал ,который позволяет создавать своеобразные по своей фактуре, то есть следу, который мелок оставляет на листе, яркие композиции. А сочетание акварели и восковых мелков может дать совершенно неожиданный эффект, но какой увидим позже.
Нанесите рисунок на бумагу легкими штрихами карандашом ,а потом только белым восковым мелком узоры на окне ,сильно нажимая .
А теперь пришло время свершиться настоящему волшебству, а поможет нам в этом акварель в сочетании с белым мелком.
Сейчас все намочат чистой водичкой свой лист и по –мокрому нанесут акварельные краски на бумагу, и тогда произойдет чудо, и на листе во всем своем великолепии проявятся морозные узоры. Когда акварель высохнет мы прорисуем рисунок на первом плане.

7.Подведение итогов уроков
Выставка работ учащихся и их обсуждение. В своих работах ученики передали красоту морозных узоров, индивидуально изобразив каждый свой узор

8.Рефлексия
Какой узор наиболее похож на настоящий? Почему?
Найдите самый красивый морозный узор, Подберите к нему слова описания.
Получили ли вы удовольствие от работы на уроке?
Какие инструменты художника вы знаете?
А какой из них для вас новый?
Что было самое интересное на уроке ?

Домашнее задание : рисовать дома с родителями восковыми мелками и акварелью.


























13PAGE 15


13PAGE 141115




Рисунок 1C:\Users\user\Desktop\Морозные узоры\093187ccb9d3a64be3e893ae1dfff1e3.jpg