Статья на тему Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Согласно педагогическим учениям прошлого, интерес представляет собой наиболее важный фактор построения процесса обучения. Так. Я.А. Коменский считал интерес одним из главных путей создания светлой и радостной обстановки обучения, К.Д. Ушинский считал, что обучение лишенное всякого интереса, убивает охоту учиться. Особым видом интереса является интерес к познанию. Ценность познавательного интереса для развития личности учащегося состоит в том, что познавательная деятельность активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение.
Практика работы в школе показывает, что у большинства учащихся слабо сформировано умение учиться, порой отсутствует интерес к учению.
Активизировать – это значит целенаправленно усиливать познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) в мозгу учащихся, побуждать их затрачивать энергию, прилагать волевые усилия для усвоения знаний и умений, преодолевая трудности.
Существуют различные пути активизации учебной деятельности:
- проблемное изложение материала
- комментированные упражнения
- самостоятельная работа учащихся
- творческая  работа детей,
- формирование стимулов к учению. 
   Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих учащихся. В то же время имеются дети с явно выраженными способностями к этому предмету. Поэтому надо строить работу так, чтобы на уроках было интересно каждому учащемуся. Для привития глубокого интереса учащихся к математике, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества. Работа учителя по активизации познавательной деятельности учащихся наиболее эффективна, а качество знаний учащихся выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие их познавательный интерес. В работе можно использовать следующие приемы, методы, которые позволяют вовлечь учащихся в активную, познавательную, творческую деятельность.
В урок можно включить следующие способы активизации:
Занимательные задания
Занимательное содержание материала
Игровой материал
Составление кроссвордов
Заслушать написанные рефераты
Конкурсы, соревнования
Различные формы проведения урока позволяют разнообразить учебный процесс. Дети охотно включаются в работу, ведь здесь нужно проявить знания, смекалку, творчество. Дети с удовольствием решают задачи, играя, соревнуясь. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям.
Разнообразие игровых моментов на уроке позволяет учителю вызвать активную заинтересованность учеников. Например, в процессе игры на уроке математики незаметно для себя учащиеся выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.
На каждом уроке математики можно проводить устный счет, используя при этом игровые и занимательные задания, дидактические игры: «Собери букет», «Математическая рыбалка», «Кто быстрее?», «Молчанка», «Собери грибы», «Математический футбол».
Особо хочу выделить игры связанные с двигательной активностью детей: «Живые цифры», «Лови мяч», «Решето».
Игра «Решето» Ученики одного ряда встают и по очереди воспроизводят таблицу умножения, например на 3. Ученик, который правильно назвал пример из таблицы и его ответ, садится на место, а тот, кто ошибся, стоит, т. е. остаётся в «решете».
Задачи со сказочным сюжетом усиливают интерес к самой задаче, побуждают ребёнка решить проблему, вызывают желание помочь литературным героям. Вот некоторые из задач.
Доктор Айболит велел Бармалею принимать таблетки через каждые 15 минут. Через какое время Бармалей примет 4 таблетки?
Самый длинный бал королевства продолжался с 15 августа по 7 сентября включительно. Сколько дней продолжался праздник?
Три поросенка бежали от волка 3 км. Сколько километров пробежал каждый поросёнок?
Можно использовать задачи в стихах. Например:
Волна за волною на берег идет,
Из моря на пляж ракушки несет.
Таня и Надя по пляжу гуляли,
В ладошки ракушки они собирали.
Двенадцать ракушек всего у подружек,
Их пополам разделили они.
Сколько ракушек у каждой? Скажи?

У Андрюши были груши,
Поделился он с Танюшей,
Разделил их пополам:
Сам две съел и Тане дал.
Сколько груш было у Андрюши?
Никого не оставят равнодушными шарады, ребусы, кроссворды. Большую ценность на уроке представляют загадки. К.Д. Ушинский писал, что «загадка заляжет прочно в памяти, увлекая с собой и всё объясняя к ней привязанное». На различных этапах урока можно использовать загадки (в основе которых лежит сравнение) в качестве приёма, активизирующего познавательный интерес и мыслительную деятельность.
Учитывая повышенную двигательную активность учащихся начальных классов, необходимо давать выход их энергии в физкультминутках, имеющих двигательно-речевой характер. Таким образом, применяются здоровьесберегающие технологии. Например, можно проводить физкультминутки для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Это могут быть разного рода траектории, по которым дети «бегают глазами, бумажные офтальмотренажёры, например, пирамидки или тарелки с разноцветными кружками. Задания:
найди глазами две одинаковые пирамидки, две одинаковые тарелки;
сосчитай, сколько во всех пирамидках красных колец, зелёных, жёлтых;
На различных этапах урока необходимо использовать компьютерные презентации. Поддерживать интерес детей к учебе можно с помощью ярких наглядных пособий. Общеизвестно, что большую часть информации мы получаем визуально. Реализовать на уроках один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности – значит обеспечить высокий уровень усвоения предлагаемого материала.

Список использованной литературы:


1. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики. Пособие для учителя. – М.: Просвещение.- 1985.
2.Касьяненко М.Д. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении математики. – М. Просвещение.- 1988.
3.Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение.- 1990.
4.Меньшикова Е.А. О психолого-педагогической природе активной познавательной позиции младших школьников // Начальная школа.- 2009.- № 10. – с. 14
5.Окунев А.А. О развитии творческих способностей учащихся: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение.- 1988.
6.Синякевич С.В. Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы на уроках математики. // http://korkino-school3.ucoz.ru/Metod_sbornik/Sinakevich.htm
7.Формирование познавательных интересов школьников.// Под ред. Щукиной Г.И. Ленинград. - 1968.
8.Шамова Т.И. Активизация учения школьников.- М.- 1982
9.Шаповалов В.В. О познавательном интересе и приемах его активизации // Начальная школа.- 2009.- № 7. – с. 26

15