конспект урока ИЗО по теме:Кинжал как украшение мужского национального костюма 5 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 СТ. АЛЕКСАНДРОВСКОЙ»
МАЙСКОГО РАЙОНА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ



«Кинжал
как украшение мужского
национального костюма»
Открытый урок
в 6 классе

Учитель ИЗО
Коготыжева Е.Г.











2015г

Вид урока: урок открытия нового знания
Тип урока: урок-презентация.
Цель: познакомить учащихся с украшениями мужского костюма народов Северного Кавказа с его элементами;
показать значение символики и колорита в одежде;
воспитывать интерес к историческому прошлому и культуре малой Родины.
Форма организационной деятельности: групповая.

Оборудование и материалы:
Таблицы с изображением национального костюма Кабардино-Балкарии (мужской).
Кроссворд.
Музыкальный ряд: национальные мелодии Кабардино-Балкарии.
Презентация.
Видеоролик «Танец с кинжалами».

План и ход урока:
Организационный момент.
П.выбор эффективных способов организации рабочего пространства;
К.сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения;
Р. Управляют поведением и деятельностью;

II. Вводный этап постановка проблемного вопроса
К. выражают собственное мнение;
Р. контролируют ответы одноклассников;
П. анализируют, выделяют и формулируют задачу.

Учитель: - Здравствуйте ребята, садитесь! Сегодня мы работаем в группах. Урок наш необычный и начинаем мы его с просмотра видеоролика. После просмотра ответьте на вопрос - о чём ролик? Понравился ли он вам и чем?
Видеоролик
Учитель: - Понравился вам видеофрагмент? Что в нём было необычного?

Ответ: Джигит в национальном костюме танцевал с кинжалами.
Учитель: Для того чтобы определить тему урока, предлагаю разгадать кроссворд:
1 слайд
Элемент верхней одежды длинная накидка, расширяющейся к низу, выделанная из войлока или из овечьей шерсти? (бурка)
2 слайд
Нагрудные украшения на черкеске называются ..? (газыри)
3 слайд
Как называется колющее оружие джигита? (клинок)
4 слайд
Обычно так называют бесстрашного горца (джигит)
5 слайд
Головной убор – высокая меховая шапка из овечьей кожи? (папаха)
6 слайд
Суконная или шерстяная накидка в виде капюшона с длинными концами, набрасывается на плечи поверх бурки? (башлык)
7 слайд
Учитель: - Вы верно ответили на вопросы и что же у нас получилось? А получилось ключевое слово – Кинжал. О чём как вы думаете, пойдёт речь на уроке? Как бы вы сами определили, назвали – тему урока?
Ответ: Речь сегодня пойдёт о мужском национальном костюме и его главном украшении - кинжале.
8 слайд
Учитель: - Какую задачу мы должны поставить перед собой?

Ответ учащихся: Определить из каких элементов состоял мужской национальный костюм, и из каких материалов мастера декоративно-прикладного творчества изготавливали украшения.

9 слайд

Задачи:
Познакомиться с украшениями мужского национального костюма народов Северного Кавказа с его элементами;
научиться рисовать элементы мужского национального костюма;
воспитывать интерес к культурному наследию прошлого
10 слайд
III. Первичное усвоение
П. анализируют и обсуждают; осознанно строят речевое высказывание;
Р. оценивают объективные трудности;
К.сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения.
11 слайд
Учитель: - В течение многих веков в разных концах земли складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались национальных традиций. Кавказ - одна из частей мира, где национальный мужской костюм отличается исключительным разнообразием, красочностью, обилием украшений из металла. Традиционный костюм передается из поколения в поколение, по его отделке, покрою, украшениям можно определить, к какому сословию он относился.

- А в наше время, сегодня мы можем увидеть людей в национальном костюме?

Ответ: выступление на концерте, свадьбе, в краеведческом музее, у кого-то в сундуке как память от прапрадедов.

Учитель: - Ещё А.С. Пушкин сказал - « Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».
Как вы понимаете эти слова?
Какой вывод можно сделать, из услышанного?

Ответ: - Нельзя забывать обычаи и традиции своего народа. Нужно передавать из поколения в поколение всё то, что сохранили и преумножили наши деды и прадеды. Ведь мы живём только потому, что сохранились реликвии. Не будет истории – значит - не будет и нас с вами.
12 слайд
Учитель: - Такой была одежда горцев 17-18 века. Отличается ли сегодняшний праздничный национальный костюм от одежды того времени.
Основной особенностью всего мужского костюма являлась его простота, сдержанность цвета и форм. Строгость костюма выявляла и стройность фигуры, свободу движений человека, подчёркивала его мужественность и ловкость.
13 слайд
Учитель: - Одежду мужчин украшали металлическими украшениями, нагрудными застёжками, наборными поясами, газырями.
наборный пояс
газыри
кинжал

Учитель: - Давайте остановимся и немного поговорим об этом замечательном оружии – символе мира и чести
·. Многие поэты слагали свои стихотворения, воспевая в них стальной клинок. Было дано задание - найти стихотворение о кинжале. Давайте послушаем...
Азамат:
«В горах на Кавказе джигиты, бывало,
Чтоб дружбу мужскую упрочить сильней
Дарили друг другу клинки и кинжалы,
И лучшие бурки и лучших коней!»

Учитель: - Как ты понял строки из этого стихотворения?
Что автор хочет сказать этим стихотворением?

- Это стихотворение поэта Расула Гамзатова повествует оно о неразрывной дружбе горцев, которые в подтверждение своей дружбы дарили в качестве символа мира, благополучия клинки, кинжалы.

Учитель: - О чём хочет рассказать нам поэт?
В чём видит смысл этого стихотворения?

Люблю тебя, булатный мой кинжал, Товарищ светлый и холодный. Задумчивый грузин на месть тебя ковал, На грозный бой точил черкес свободный
Ребята, кто-то из вас знаком с этим стихотворением? Может быть слышал? Кто его написал?
Стихотворение «Кинжал» Лермонтова – одно из многих произведений, выражающих его любовь к Кавказу, симпатию к его народам.


Учитель: - Из какого же материала мастера создавали украшения для мужского национального костюма?
Ответ учащихся: – Из металла и кожи.
Учитель: - Именно, в качестве материала мастера использовали в основном железо и серебро, реже медь и золото. Основой наборного пояса является кожа, а украшения, для отделки пояса, газырей, и кинжала выполняются из металла.
14 слайд
15 слайд
Учитель: - Рукоять кинжала и ножны украшают орнаментом, состоящим из симметричных стеблей, образующих овал или сердцевидную фигуру. Стебли заканчиваются двух – и трилистниками. Орнамент выполняют гравировкой, гладкой чернью и позолотой. Черневой орнамент нередко окаймлен рамками, внутри которых расположены гравированные завитки в форме запятой с точкой в утолщенной части. В орнамент вкраплены солярные розетки, они же украшают шляпки заклепок и шарик наконечника ножен.
16 слайд
Учитель: - В музеях городов России сохранилось множество предметов, которые являются образцами декоративно-прикладной обработки металлов. Видеоролик.
Учитель: - А сейчас давайте совершим заочную экскурсию в музей. Внимательно посмотрите видеофрагмент и дайте ответ – легко ли, без усилий давалась работа по изготовлению оружия? Сколько времени тратили для изготовления одного кинжала? Какую функцию выполняли газыри?
Наши предки создавали шедевры искусства, восхищающие и сейчас самый строгий вкус. Традиции эти продолжают современные талантливые мастера. Произведения народных мастеров не только радует нас своими художественными достоинствами. Они всегда имели и имеют воспитательное значение. Изделия приковывают внимание людей, заставляют думать, мечтать, осмысливать настоящее, прошлое и будущее.
17слайд Физминутка. Звучит кабардинская музыка. Девочка и мальчик показывают движения национального танца – ребята повторяют.
18слайд IV. Самостоятельная работа в группах.
Р. умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе, умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату;
Л. умение овладеть нормами и правилами научной организации труда;
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности.
Демонстрируют умения работать над эскизом мужского костюма – черкеска и бешмет – девочки, и кинжала – мальчики.

Учитель: - Работа в группах над мини-проектом. Давайте ребята сегодня мы с вами тоже станем мастерами металлообработки и мастерицами по изготовлению мужской одежды. И изготовим неповторимые, изящные, полные таинственности и загадки украшения. Только наш «металл» у нас будет более мягкий и послушный, чем у мастеров.
Проверка необходимых художественных материалов (бумага, акварель, гуашь, фломастер)

Учитель: - У каждой группы своё задание. Группа девочек рисует национальный мужской костюм. Его верхнюю часть – бешмет и черкеску. А мальчики украшения из металла – газыри, пояс и кинжал.
Правила работы в группе:
1. работаем слаженно;
2. постарайтесь проявить творчество, фантазию;
3.внимательно слушайте мнения друг друга;
4. помните об элементах национального орнамента при выполнении украшений.
Учитель: - Руководители в группах. Ваша задача распределить обязанности, так как считаете нужным и следите за тем, чтобы все правила чётко выполнялись.
Во время работы звучит национальная мелодия.
19 слайд
Учитель: - Итак, работа в группах закончена. Прошу представить нашему вниманию ваши мини-проекты.
Защита проектов:

20 слайд
V. Рефлексия.
П. осознанно строят выводы;
К. рефлексируют;
Р. Оценивают итоговый контроль;
(Выставка, анализ и оценка работ.)
Учитель: Наш урок подходит к завершению. Выскажите своё мнение об уроке:
Что мы хотели выяснить на уроке?
Мы ответили на поставленный вопрос?
Назовите, чем вы занимались на уроке?
Что было самым важным на уроке?
Какие формы работы на уроке тебе понравились больше всего?
Рефлексия
было интересно
было трудно
я понял, что
теперь я могу
я попробую
мне захотелось

VI. Итог урока. IX. Домашнее задание. Сейчас вы работали все вместе, а дома каждый постарайтесь самостоятельно придумать и нарисовать кинжал не похожий на другие. Крепкого вам здоровья и успехов в работе.