В мастерской адыгского костюма


Конспект открытого занятия в старшей группе
«В мастерской адыгского костюма»
Задачи приоритетной образовательной области:
Художественно-эстетическое: развитие изобразительной деятельности: учить детей расписывать силуэты изделий элементами народных орнаментов.
Задачи ОО в интеграции:
Познавательное развитие: Познакомить с историей кабардинского национального костюма, с особенностями его внешнего вида;
Научить видеть и знать, какие на одежде национальные орнаменты, форма шитья, цвет ткани.
Дать понятие о повседневном и праздничном костюме.
Развитие любознательности, интересов детей, формирование интереса к культуре России и народов Кабардино-Балкарии, знакомить детей с народно-прикладным искусством народных мастеров.
Художественно-эстетическое: восприятие музыки
Речевое: обогащение активного словаря
Социально-коммуникативное: развитие взаимодействия со взрослым и сверстниками.
Физическое: овладение игровым упражнением с правилами, развитие мелкой моторики.
Предпосылки учебной деятельности: формирование умения слушать и слышать, выполнять инструкции взрослого, формирование умения выполнять по заданному образцу
Оборудование для педагога: национальный костюм, образцы орнаментов, виды декоративно-прикладного искусства на слайдах, запись национальных мелодий, ТСО.
Оборудование для детей: силуэты нарукавников, образцы орнамента, гуашь, кисточки
Содержание:
Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними. Повернулись все ко мне. Пусть каждый из вас приложит руку к своему сердцу, послушает, как оно бьётся. Послушали? Возьмитесь за руки и часть тепла и любви из своего сердца из ладошки передайте друг другу, улыбнитесь каждый своему соседу. Посмотрите все на меня. В ваших глазах я увидела любопытство, желание пообщаться со мной и со своими друзьями.
Сегодня мы отправимся в страну народных мастеров. Прежде чем нам отправиться в страну народных умельцев, мы поприветствуем всё то, что нас окружает!
(Тихо звучит национальная музыка)
Стихотворение:
Республика чудесная,
Жемчужина – краса.
Эльбрус и реки быстрые,
И горы, и леса.
С волшебной облепихой
Речные берега.
И с тучными отарами
Альпийские луга.
Воспитатель: Ребята, о какой республике говорится в этом стихотворении?
(Ответы детей): В стихотворении говорится о Кабардино-Балкарии, о нашей республике.
Воспитатель: Правильно. В этом прекрасном стихотворении говорится о нашей любимой республике Кабардино-Балкария.
Ребята, а какие народы живут в Кабардино-Балкарии?
Дети: Кабардинцы, балкарцы, русские.
Воспитатель: Вот видите, сколько разных народов проживает в нашей республике Кабардино-Балкария.
А как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Мы живем в стране - Россия.
Воспитатель: Мы живем в многонациональной стране Россия, и каждый народ славится своим национальным костюмом.
Кабардинский национальный костюм имеет давнюю историю, у него свои особенности, он очень красивый.
Воспитатель: Вы хотите отправиться в гости и всю эту красоту увидеть своими глазами.
Мы с вами попадём  в прошлое нашего кабардинского народа, когда жили наши прабабушки и прадедушки. Посмотрим и  поговорим, в каких одеждах они ходили.
С давних времён наш народ славится традициями, обычаями, красивой одеждой, народной мудростью, пословицами, где они выражали свой ум и опыт, накопленный многими веками. По пословицам можно судить о ценностях того или иного народа, также в них отображаются самые разные стороны жизни людей.
Ребята! У нас есть волшебный ключ, он поможет нам, если вы вспомните народные кабардинские пословицы.
1 реб: Нэмыс здэщымы1э, насып щы1экъым.
2 реб: Уи псалъэ гъэ1эси, уи нэмыс гъэбыдэ.
3 реб: Уи япэк1э бдза мывэм, ухуозэж.
4 реб: Лэжьыгъэм уегъэлъап1э, щхьэхынагъэм уегъэпуд.
5 реб: Гупсыси псалъэ, зыплъыхьи т1ыс.
6.реб: 1ей пщ1ауэ, ф1ым ущымыгугъу.
7.реб: Ф1ы пщ1амэ, ф1ы къыпок1уэ.
8.реб: Улажьэмэ лыжь пшхынщ, умылажьэмэ лажьэ бгъуэтынщ.
Молодцы, вы хорошо знаете народные пословицы, а вот и волшебный ключ, теперь он точно откроет нам двери.
Двери раскрываются медленно под  тихую национальную музыку, и дети попадают в прошлое время. Помещение  обставлено старинными предметами, а так же висят национальные костюмы (женские и мужские). В помещении находится девушка в национальном костюме, сидит и вышивает национальную шапку.
Воспитатель: Ребята! Ой, посмотрите, это же - Сатаней.
- Из какой сказки она к нам пришла?
(из кабардинской сказки.)
-Как  называется сказка? ( Сосруко)
Давайте подойдём к ней  и поздороваемся.
Дети: Здравствуйте, Сатаней!
Сатаней: Здравствуйте, мои дорогие! Добро пожаловать! Как хорошо, что вы попали сюда, в мою мастерскую.
Воспитатель - Сегодня вы узнаете много нового о национальном костюме. Раньше, в давние времена, народы Северного Кавказа носили национальные костюмы. (Слайд№1) И у каждого народа был свой костюм, который отличался от других. Наш кабардинский национальный костюм очень красивый. Посмотрите (показ рисунка), (Слайд№2)
Костюмы бывают разные: на каждый день и праздничные дни у женщин и у мужчин.
(Слайд№3) Дети, вы знаете, как называется национальный костюм для женщин и мужчин?
Дети: Адыгэ фащэ.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: (Слайд№4) А теперь посмотрите на этот женский костюм.
Воспитатель: Сатаней, думаю, что наши дети знают, из чего состоит женский костюм.
Давайте вспомним?
Дети: Из платья, нагрудника, нарукавников, шапки с шалью, золотого или серебряного пояса.
Воспитатель: Правильно, дети, молодцы!
Воспитатель: Ребята, раньше  платье шили из дорогих тяжёлых тканей: это бархат или плотный шёлк. А еще платья обязательно украшали.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чем украшали платье?
Воспитатель - Вышивкой украшали края разреза платья (национальным орнаментом -ветки яблони , рога барана, следы животных, трилистник и т.д.).
В: Они так вышивали, потому что кабардинский народ издавна занимался сельским хозяйством и это отражалась в узорах.
Воспитатель: Молодцы!
(Слайд№5)
А на голове девушки носили шапки с шалью.
Шапки различались по высоте. Какую форму имеет шапка?
Дети: Форму цилиндра.
Воспитатель: Основой шапки является твёрдый картон, который потом обтягивался тканью из бархата, сукна. Украшали также национальными орнаментами.
А еще важным элементом являются нарукавные подвески. А вы знаете, когда надевают нарукавные подвески?
Дети: Их надевают в праздничные, торжественные дни, ещё во время свадеб.
Воспитатель: Я вам расскажу, почему их надевали.
Раньше мужчинам не разрешали смотреть на руку девушки, и на свадьбе девушки прятали руки нарукавником, и чтобы во время танца мужчины не прикасались руки девушки.
Воспитатель: Ребята, вот мы рассмотрели с вами женский национальный костюм, вспомнили, из чего он состоит, узнали много нового.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в очень интересную игру.
Физминутка.
Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)Головою три кивка. (Движения головой.)На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)Пять - руками помахать, (Махи руками.)Шесть — на место сесть опять. (Присели.)
Сатаней: ребята, здесь у меня в мастерской эскизы, но работу я не успела закончить. Надо украсить нарукавники национальными узорами. Поможете мне?
Дети.- Да
Воспитатель. – Для того, чтобы работа получилась красивой, разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
В гости к пальчику большому
 Приходили прямо к дому
 Указательный и средний,
Безымянный и последний –
Сам мизинчик – малышок
 Постучался о порог.
 Вместе пальчики друзья,
Друг без друга им нельзя Вверх большие пальцы.
 Соединить под углом кончики  пальцев обеих рук.
Поочерёдно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках.
Вверх выставляются только мизинцы, пальцы сжаты в кулак.
Кулачки стучат друг о дружку.
 Ритмичное сжатие пальцев на обеих руках
А сейчас мы разделимся на две группы. Те, у кого красные бейджики, работают за этим столом, а у кого зеленые бейджики, вот здесь.
- Нам нужно украсить нарукавники, а для этого нужно выбрать национальный орнамент, нанести клей и приклеить, чтобы нарукавник  стал нарядным.
Под спокойную музыку дети выполняют работу.
Воспитатель - прикрепляет нарукавники к костюму.
Сатаней.- Ну вот, теперь наш национальный костюм стал нарядным, спасибо вам большое.
Итог занятия.
Воспитатель: сегодня мы с вами совершили удивительное путешествие в историю национального костюма, узнали, из чего он состоит, теперь мы знаем, каким орнаментом украшается национальный костюм.
Воспитатель: Наша национальная одежда - это культура кабардинского народа. Надо беречь национальную одежду, сохранять ее для подрастающего поколения.
Сатаней. – А я хочу угостить вас всех национальными сладостями.
(Угощает детей и гостей).