Образовательный проект «Рефлексия как этап современного урока в рамках ФГОС»


Бобрецова Александра Андреевна,
учитель начальных классов
МБОУ "Верхне -МатигорскаяСШ"
д.Матигоры Холмогорский район
Архангельская область.
Образовательный проект
«Рефлексия как этап современного урока в рамках ФГОС»
Актуальность: стране нужно такое образование, которое обеспечило бы России экономическое и социальное развитие. А это значит, что человек, прошедший через образовательные институты, должен повлиять на развитие своей страны. Человек рассматривается, как субъект общественного развития. Целью современной образовательной системы стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач начальной школы является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене.
Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении. Поэтому в начальной школе целесообразно обучать школьников рефлексивной деятельности. Младший школьный возраст – это период осознания ребёнком самого себя, своих поступков. Это самый благоприятный период для формирования основ адекватной самооценки любой деятельности ребенка, в том числе и учебной. 
Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.
Условиями рефлексивного развития младшего школьника (по Слободчикову В.И., Цукерман Г.А.) являются:проектируемая норма, итог начального образования — это ребёнок, учащий себя с помощью взрослого, учащийся. Учащийся (в отличие от обучаемого) способен, встречаясь с задачей, ответить на два вопроса: « Я могу или не могу решить эту задачу?», «Чего мне не достаёт для её решения?» Определив, чего именно он не знает, учащийся 9-10 лет способен обратиться к учителю не с жалобой «А у меня не получается», а с конкретным запросом на совершенно определённую информацию или способ действия. При этом центральным психологическим механизмом подобного поведения учащегося, по мнению авторов, является определяющая рефлексия как индивидуальная способность устанавливать границы собственных возможностей, знать, что я знаю, умею и чего не знаю. Основная форма отношений - это отношения ребёнка с самим собой, отношение: "Я неумелый, незнающий — Я умелый, знающий". Учебная деятельность, приводящая к построению таких отношений, обеспечивают самоопределение и самоизменение ребёнка.
Итак, рефлексия это... 
В переводе с латинского – «обращение назад».
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка  трактует рефлексию как самоанализ (по Ожегову) или  как склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии (по Ефремовой).
В современной же педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. 
     Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении. Поэтому в начальной школе целесообразно обучать школьников рефлексивной деятельности. Младший школьный возраст – это период осознания ребёнком самого себя, своих поступков.
Предлагаемый проект «Моделирование системы рефлексивной деятельности с учащимися в современных условиях», участниками которого стали ученики 2 класса, позволит формированию основ адекватной самооценки любой деятельности ребенка, в том числе и учебной. 
Новизна проекта: Успех, как известно, порождает успех. В классе не должно быть неудачников. Главная наша задача – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех. Ребёнок должен чувствовать себя любимым, нужным, успешным.
Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его
 необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Организация рефлексивной деятельности на уроке позволяет ученику осознавать свою уникальность и индивидуальность, потому что каждый ребёнок проявляет себя в тех способах деятельности, которые свойственны его индивидуальности.
Образовательный проект характеризуется своей реалистичностью, которая заключается в доступности и простоте предложенных материалов, в возможности их использования педагогами как Архангельской области, так и других регионов Российской Федерации. Цель проекта направлена на развитие познавательных универсальных учебных
Цель проекта: создать модель системы развития рефлексивной деятельности учащихся начальной школы в современных условиях.
Задачи проекта:
1. Провести анализ научной и учебно-методической литературы по теме проекта.
2. Рассмотреть теоретические аспекты изучения рефлексии, рефлексивных способностей.
3. Изучить закономерности и особенности развития рефлексивных способностей в младшем школьном возрасте. Выявить влияние учебной и внеучебной деятельности на формирование рефлексивных способностей школьников.
4. Подобрать диагностический материал для изучения рефлексивных способностей младших школьников.
Реализация проекта осуществляется в три этапа: I этап - подготовительный; II этап – основной; III этап – обобщающий.
Методы проектирования: теоретический анализ существующей системы передачи педагогического опыта, анализ методической литературы, проективная методика "Автопортрет", методика определения самооценки и уровня притязаний
Целевая аудитория: обучающиеся 2 «А» класса МБОУ «Верхне-Матигорской СШ» д.Матигор.
План реализации проекта:
ПЕРВЫЙ ЭТАП – подготовительный( сентябрь – ноябрь)
Задачи этапа Деятельность учителя
Изучение формирования и развития рефлексивной деятельности младших школьников Ознакомление с наработками педагогов.
Анализ уровня рефлексивной деятельности учащихся на начальном этапе работы Разработка методов диагностики.
Отбор методик и приемов развития рефлексивной деятельности учащихся Выбор элементов развития рефлексивной деятельности учащихся к урокам и внеурочной деятельности
Были использованы следующие методы и диагностические методики:
наблюдение,
проективная методика "Автопортрет",
методика определения самооценки и уровня притязаний.
Методика "Автопортрет", авторы - Е. С. Романова и С. Ф. Потемкин. Автопортрет – это изображение человека, созданного им самим. Суть методики состоит в том, что детям предлагается нарисовать себя. В результате проведенной диагностики можно выявить уровень самооценки ребенка, его представлений о себе, своей внешности, личности и отношений к ней.
ВТОРОЙ ЭТАП – основной( декабрь -март)
Задачи этапа Деятельность учителя
Исследование эффективности методов и приемов развития рефлексивной деятельности учащихся Использование элементов рефлексивной деятельности на уроках
Исследование эффективности методов и приемов развития рефлексивной деятельности учащихся
Использование элементов рефлексивной деятельности во внеурочной деятельности
ТРЕТИЙ ЭТАП – обобщающий( апрель- май)
Задачи этапа Деятельность учителя
Мониторинг работы педагогога по развитию рефлексивной деятельности учащихся Провести диагностику уровня развития рефлексивной деятельности школьников начального звена в процессе работы
Продукт проекта: диагностика, картотека приёмов рефлексивной деятельности.
Перспективы:
готовность и способность учащихся к саморазвитию,
повышение у учащихся мотивации к учению и познанию,
формирование адекватной позитивной самооценки,
развитие коммуникативных навыков;
повышение качества знаний по предметам. https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeklassi/prochee/kontsieptsiia-rieflieksiia-kak-etap-sovriemiennogho-uroka-po-fgoshttps://multiurok.ru/files/mastier-klass-priiomy-rieflieksii-i-samootsienki-na-urokakh-v-nachal-nykh-klassakh-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos.html