Конспект семинара учителей начальной школы на тему Рефлексия как этап современного урока по ФГОС


 «Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние...»
Г. Адамс
Тема семинара:
Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС
 
Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи: познакомить педагогов с понятием рефлексия; дать представление о классификации рефлексии; показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках; создать условия для активного взаимодействия ведущего и участников семинара.
 
Ход семинара.
1. -      Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор 
-      Поговорим?
-      О чём?
-      О разном и о прочем.
-      О том. что хорошо.
-      И хорошо не очень.
-      Чего-то знаешь ты.
-      А что-то мне известно.
-      Поговорим?
-      Поговорим.
Вдруг будет интересно...
2. Актуализация.
За окном осень, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки (распечатать бабочек) напоминают вам о лете. Выберите одну и посадите ее на свою ладонь, а я вам в это время расскажу одну легенду: Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Берем (обращаюсь к участникам мастер класса). Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мёртвая - выпущу”.
Мудрец, подумав, ответил:
-      Как вы считаете, что ответил мудрец?
“Всё в твоих руках”.
Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя:
Любимым 
Нужным, а главное - успешным.
Действительно, все в наших руках.
Перед началом нашей работы хотелось бы узнать ваше эмоциональное состояние, а поможет нам в этом Цветик - Семицветик. (на доске цветок). Выберите тот лепесток, цвет которого Вам наиболее импонирует и прикрепите его к цветку. Какой цвет преобладает? И попробуем оценить состояние всей аудитории.
3. Тема нашего семинара «Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС.» (слайд 1) Приоритетная цель современного российского образования – полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе различные технологии, методы и приёмы на разных этапах урока.
Одним из этапов является рефлексия. Знакомо ли вам значение этого понятия?
Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу «Знаю» по данной теме ...и отложите.
Таблица для слушателей.
Понятие знаю Хочу знать Узнал
Рефлексия  Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Что вы ожидаете от сегодняшнего семинара? (ставим цели – слайд 2. Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся.
Ознакомление с планом семинара (слайд 3). Работа семинара пойдёт по следующему плану:
1) Что такое рефлексия? Её значение в современном уроке.
2) Функции рефлексии.
3) Классификация рефлексии.
4) Приёмы организации рефлексии.
4. Работа по теме:
1) Беседа.
- Что же такое рефлексия? (педагоги отвечают)
(слайд 4)
 Слово рефлексия происходит от латинского reflexio- обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В словаре Ожегова указано, что ударение в слове Рефлексия ставят на слог ЛЕ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач начальной школы является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Этап современного урока- рефлексия - позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности. Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией. Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.
(слайд 5) Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.
Цели рефлексии:
сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими;
собрать в общую копилку замеченное, обдуманное, понятое каждым;
уйти с урока с зафиксированным результатом.
2) Функции рефлексии.
Работа в группах (каждой группе педагогов даётся карточка с заданием объяснить сущность функций) слайд( 6 ),
К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:
диагностическую функцию – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;
проектировочную – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;
организаторскую – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;
коммуникативную - рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;
смыслотворческую – формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;
мотивационную – определение направленности и целевых установок деятельности;
коррекционную - побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия .- Развитию каких качеств человека способствует рефлексия? (слайд 7)
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем.
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой  собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
3) Классификация рефлексии. : Слайд 8
Существует классификация учебной рефлексии, отражающая четыре сферы человеческой сущности
1) По содержанию: устная (выражение своих мыслей в устной форме) и письменная (синквейн).
Синквейн – прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии. Синквейн – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений и ощущений.
Пример из практики: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Умнее всех»
1. Обращаясь к ученикам, прошу записать три самых ярких запомнившихся образа: Индюк, Индюшка, Петух и т.д. Затем выделяется одно слово и подчеркивается.
2. Это слово станет названием стихотворения, которое предстоит сочинить.
3. Объясняю (напоминаю), как пишутся такие стихи:
1-я строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.
2-я строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.
3-я строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4-я строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.
5-я строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.
4. Вместе с учащимися на доске составляем синквейн «Индюк», показывая приём набора лексики:
1-я строка: Индюк.
2-я строка: глупый, чванливый, ворчливый, важный, заносчивый.
3-я строка: гуляет, ворчит, зазнается, рассуждает, болтает, хвастается.
4-я строка: самая глупая птица в птичнике, ходит и ждет еды.
5-я строка: птица.
Затем записываем окончательный вариант:
Индюк
Глупый, заносчивый.
Ворчит, зазнается, рассуждает.
Самая глупая птица в птичнике.
Птица.
2) По форме деятельности: индивидуальная (карточка для обозрения), групповая (карточки для работы в группе).
Индивидуальная карточка
На уроке было: Я на уроке Итог
1. интересно 1. работал 1. понял материал
2. скучно 2. Отдыхал 2. узнал больше, чем знал
3.безразлично 3.помогал другим3.не понял
«Письменное интервью» - вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.
3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.
4) По функциям: физическая (успел - не успел, легко - тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял - не понял, какие затруднения испытывал).

4) Приёмы организации рефлексии на уроке:
   Исходя из функций рефлексии, предлагаются следующие приёмы организации рефлексии на уроке: Слайд 9
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия деятельности;
рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния (слайд 10) Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом или в конце деятельности. Что можно применять?
1.Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.
2.«Солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка - у меня ничего не получилось.

3.« Радостный гномик» — всё хорошо, «грустный гномик» - грустно. Светофор.

Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листики красного цвета, если нет, зелёного. «Наряди ёлочку». На доске изображена ёлочка или стоит на столе искусственная. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то повесьте на ёлочку красный шарик, если не понравилось, - жёлтый».

Стихи для эмоционального настроя.

Характеристика цветов Макса Люшера
Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера. Швейцарский психолог, представил положения цветовой диагностики, которая помогает определить субъективные предпочтения человека.

Рефлексия содержания учебного материала (слайд 11) используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того. как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Методика «Рефлексивный экран». Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Расскажу дома, что …
Можно предложить школьникам как вариант небольшую анкету, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие этапы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен
3. Урок для меня показался коротким/длинным
4. За урок я не устал/ устал
5. Мое настроение стало лучше/стало хуже
6. Материал урока мне был понятен/не понятен
полезен/бесполезен
интересен/скучен
7. Домашнее задание мне кажется лёгким/трудным
интересным/неинтересным
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок Я на уроке Итог
1. интересно1. работал 1. понял материал
2. скучно 2. Отдыхал 2. узнал больше, чем знал
3.безразлично3.помогал другим3.не понял
«Плюс - минус - интересно», (авг. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)
Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок Глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).

Рефлексия деятельности (слайд 12)
Следующий вид - рефлексия деятельности. Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше?
Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.
1. «Лесенка успеха» - нижняя ступенька - у меня ничего не получилось: средняя ступенька- у меня были проблемы; верхняя ступенька- мне всё удалось.

2. «Дерево успеха» - зелёный лист - нет ошибок, жёлтый лист - 1 ошибка, красный лист - 2-3 ошибки.

3. «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока.


Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика. Самооценка активности на каждом этапе урока.
5. Результативность деятельности. (слайд 13,14, 15)



Вывод. (слайд 16)
Итак, рефлексия учебной деятельности рассматривается с одной стороны, как способность к осознанию выполняемой деятельности и, с другой стороны, как средство регуляции этой деятельности. Становление рефлексии в младшем школьном возрасте способствует его становлению как субъекта учения, переход от позиции ученика к позиции учащегося, способного самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Рефлексия в образовательном процессе является совместной деятельностью учителя и учащихся, позволяющей совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого школьника. В результате рефлексивной деятельности младший школьник учится критически мыслить, аргументировать свое мнение, оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников. Формирование самоконтроля и адекватной самооценки учебных достижений младших школьников посредством рефлексии будет осуществляться успешнее, если:
в основе содержания рефлексии будут лежать позитивные особенности, характерные для каждого ребенка;
формы и приемы рефлексии будут подбираться в зависимости от выявленных проявлений самооценки;
рефлексия будет органично включаться в логику учебного процесса.
Рефлексия является обязательным условием и для саморазвития педагога. Для того чтобы лучше организовать свою деятельность, ускорить процесс самосовершенствования, раскрыть свой творческий потенциал, свободней выражать свои чувства, как негативные, так и позитивные каждый педагог может составить свою программу личностного роста, которая по-новому раскроет грани межличностных отношений, повысит уровень эмпатии к окружающим людям.
Цель и задачи семинара решены.
7. Рефлексия семинара.
Заполним табличку ЗХУ
Не зря мы сказали- все в наших руках (беру бабочку).
Предлагаю ваших бабочек поместить на доску в центр круга.
Послесловие.(слайд 17)
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Слайд 18 : используемая литература и интернет-сайты
Слайд 19 Спасибо за внимание!