Презентация Культура речи (речевые ошибки)


Культура речи(речевые ошибки) Морфологическая норма связана с образованием и употреблением форм слов «Изменение и употребление грамматических форм имен существительных» Тема: Основные ошибки, связанные с употреблением существительных: категория одушевленности – неодушевленности; категория рода (несклоняемых существительных, сложносокращенных слов); категория числа; склонение Повторим Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО? Запомни! Одушевленные существительные Р.п. мн.ч. = В.п. мн.ч. ПапМышейРебят ПапМышейРебят Определите одушевленность существительных Исправьте ошибки в предложениях. Зимой белка вытащит из дупла боровика и съест его.Почтальон не раз пытался отыскать адресат.Хозяева запрягали в одни сани два медведя и сажали туда гостей.Писатель решил ввести в повесть новый персонаж.Все смотрели на него как на призрака. Раскройте скобки, выбирая подходящую форму слова. Обоснуйте свой выбор. Запишите получившиеся предложения. Коту Матроскину хотелось купить … (двух коров – две коровы).Мальчонке нравилось пускать … (бумажного змея – бумажный змей).Лена мечтала встретить … (двух одноклассниц – две одноклассницы).Каждое письмо должно найти … (своего адресата – свой адресат)И в 21 веке продолжают исследовать … (бактерий - бактерии). Род имен существительных. Трудные случаи определения рода. РельсКофеТюльШампуньРояльКонферансьеПенальтиКенгурупони ТуфляМозольВуальВермишельПлацкартаМанжетаБандерольМадамКольраби КакаоПовидлоПальтоЖюриКашпоКашнеКиноМангоШоссе Запомни Мужской род Женский род Средний род Определите род существительных. Допишите окончания имен прилагательных. Растворим… кофеЗабавн… шимпанзеТалантлив… маэстроБел… рояльСух… мозоль Строг… жюриГрязн… манжет…Известн.. фамилияИнтересн… киноТемн… вуаль Самостоятельная работа Проверьте себя Смешной конферансье, красивая леди, уютное кафе, теплое пальто, хорошее ателье, серенький кенгуру, задиристая обезьяна Существительные общего рода могут употребляться как в значении женского, так и в значении мужского рода. Запишите предложения, вставив пропущенные буквы в окончаниях глаголов и прилагательных Леня рос… кругл… сиротой. Юля, как… же ты соня! По мнению одноклассников, Петя был настоящ… размазней. Юра - ужасн… непоседа. Она страшн… задира. Домашнее задание.Составить текст, используя в нем как можно больше несклоняемых имен существительных. Повторяем образование и употребление форм имен существительных Запишите существительные во множественном числе Подберите к данным существительным подходящие по смыслу прилагательные. Запишите получившиеся словосочетания. Употребление имен прилагательных Ошибки:В согласовании имен прилагательных с именами существительнымиВ образовании и употреблении кратких имен прилагательных Составьте и запишите словосочетания:С (красив…, молод…, сильн…) юношейВ (холодн…, прозрачн…, мокр…) водеНа (ледян…, огромн…, бел…) айсбергеВеет (приятн…, сладк…, душист…) ароматомС (разн…, памятн…, красив…) сувенирами Найдите и исправьте ошибки в употреблении полной и краткой формы имен прилагательных Новая ученица на уроках всегда тиха и спокойная.Работа на участке была тяжёлая и грязна.Эта тема интересна и доступная.Учитель был внимателен и добрый.Будьте внимательные и осторожны в обращении с огнём. Обратимся к упражнениям учебника (593, 594, 598) Основные ошибки, связанные с образованием форм глаголов Неверное употребление видовых форм глагола.Употребление возвратных глаголов.Образование форм настоящего и простого будущего времени глаголов.Образование форм прошедшего времени. ПОВТОРЯЕМ Вид глагола ? совершенный что делать? ? ИдтиИскатьНайти Не сдаваться ЗАПОМНИ класть положить ложиться лечь ловить поймать искать найти ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ В предложении можно употреблять глаголы только одного вида! Исправьте ошибки в предложениях. Запишите в исправленном виде: Врач консультирует, проводит лечение у себя дома или приедет к пациенту по вызову.Если перечитывать рассказ, просмотреть заново фильм, всегда находишь что-то новое.Мы любим посидеть на закате и наблюдать, как солнце погружается в темную гладь моря.Герасим глядел, глядел, да как засмеется вдруг.Слова на плакате сразу бросаются в глаза, как только зайдешь в школу. ПОВТОРЯЕМ Возвратными называются глаголы, которые имеют постфикс –СЯ- и обозначают действие, направленное на себя Умывать (кого-то)Причесать (кого-то) умыватьСЯ (себя)причесатьСЯ (себя) Устраните ошибки, связанные с употреблением возвратных и невозвратных глаголов. Запишите в исправленном виде:Внук часто одевается бабушкой.Деталь бросается в воду, а затем вымывается.Урожай отправляется с Кубани в разные города.Сынок, приберись в комнате.Выдающий учёный работает в нашей школе. Образование форм настоящего и будущего времени Дремать - Щипать - Мерить - Мучить - Лазить - Жечь - Испечь - Выздороветь - дремлетщиплетмеритмучитлазитжжётиспечётвыздоровеет Недостаточные глаголы – глаголы, не имеющие отдельных личных форм, чаще всего – формы 1-го лица. ОщутитьОчутитьсяУбедитьЧудитьПобедитьДерзитьи др. При необходимости употребления таких глаголов они заменяются описательными формами: Победить – сумею победитьУбедить – хочу убедитьОчутиться – могу очутитьсяОщутить – попытаюсь ощутитьИ т. д. Исправьте ошибки, допущенные в предложениях: Мучаешься, мучаешься, а пятёрку на экзамене всё равно не получишь. Давайте зажгём костёр. Выздоровлю – буду учиться дальше. Чтобы не вымочить одежду, а закачаю рукава. Мама, я же ещё улаживаю свои вещи. Образование формы прошедшего времени глаголов В глаголах прошедшего времени в ж. р. ударение чаще всего падает на окончание: брала, гнала, начала, поняла и др. Реже на основе: клала, крыла, мыла, шила и др. От данных глаголов образуйте формы прошедшего времени, расставьте в них ударения: Браться, взвиться, взяться, гнаться, подняться, сорваться, приняться, драться, родиться. 2. При образовании прошедшего времени глаголов с суффиксом –НУ-, имеющих приставки, нормой является выпадение суффикса: достигНУть – достигвторгНУться – вторгсясмолкНУть - смолк Речевые ошибки Виды ошибок. Пути их исправления. Повторяем К речевым ошибкам относятся 1. Ошибки, связанные с неправильным употреблением слов 2. Повтор одного и того же слова 3. Повтор однокоренных слов (тавтология) 4. Употребление рядом слов, близких по смыслу (плеоназм) Соедините линиями слова и толкование их значений ЭкспромтСоавторНостальгияНевежаГеральдикаБраМансардаНевеждаИкебана Грубый, невоспитанный человекТоска по родинеНастенный светильник из одной или нескольких лампИскусство составления букетов в ЯпонииНаука, изучающая и описывающая гербыТот, кто совместно с кем-либо является автором чего-либоНеобразованный человекЖилое помещение на чердакеЧто-либо, созданное без подготовки, в момент исполнения Найдите в предложениях слова, употребленные неверно. Запишите предложения в исправленном виде. 1. Он изо всех сил старается произвести на нас внимание 2. Если бы я был директором школы, я бы больше внимания ученикам. выделял 3. Прочитав книгу, я восхищение. получил 4. Картина грустное настроение. вызывает 5. В просторы Арктики отправился ледокол. длинные впечатление уделял испытал создает широкие К речевым ошибкам, связанным со значением слова, относится смешение паронимов. Паронимы – это слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. Выберите из предлагаемых паронимов подходящий по смыслу. Запишите получившееся предложение. (Болотный, болотистый) ил является отличным удобрением.Один берег реки луговой, а другой (глинистый, глиняный)(Соседний, соседский) кот важно прошел на кухню.Любой (поступок, проступок) заслуживает осуждения.Все вокруг привлекательно: и (близкие, ближние), и (далекие, дальние) холмы. Какие слова в предложениях употреблены неверно? Замените их соответствующими паронимами. 1. После маминого борща есть не хочется долго. сытого 2. Его объяснение было очень . доходным 3. Сегодня девочка новые туфли. одела 4. В этот день я услышал много слов. обидчивых 5. Мне купили новые краски. масленые сытного доходчивым надела обидных масляные ОДЕТЬ – НАДЕТЬ? Одеть кого-либо Надеть на себя Вставьте в предложения глаголы одеть - надеть Мама ______________________ чехол на чемодан.Девочка ____________________ куклу Катю.Старший брат _______________ сестру.Брат _______________________ часы на руку.Бабушка ____________________ внука.Бабушка ____________________ новое пальто. Исправьте ошибки, допущенные в предложениях. Запишите в исправленном виде. Одень пальто, на улице холодно.На мебель одели чехлы.Обновка так понравилась Лене, что она одевала ее и вертелась перед зеркалом. Синонимы – это слова, которые пишутся и произносятся , но по-разному имеют сходное лексическое значение Выберите нужное Горные (вершины, верхушки) спят во тьме ночной.В гостиной сидела старушка с робким и печальным (взором, взглядом).Он еще долго (бродил, блуждал) по незнакомому лесу.Белинский (владел, обладал) необыкновенной проницательностью.Дипломат говорил спокойно, развивал какую-то (идею, мысль). Употребление синонимов К цветовым прилагательным подберите синонимы из правой колонки. 1.Желтый2.Серый3.Синий Золотой, мышиный, индиговый, соломенный, горчичный, ультрамариновый, яичный, пепельный, шаровый, лимонный, сапфировый, шафранный, дымчатый, кубовый, канареечный, стальной, васильковый, янтарный, Антонимы – это слова одной части речи, которые имеют противоположное лексическое значение Соедините пары антонимов ПолезныйТалантливыйИскреннийПравдивыйОткровенныйВнимательныйЩедрыйВраждебныйРасточительныйБезвестный СкрытныйЛживыйРассеянныйВредныйБездарныйЛицемерныйПрославленныйБережливыйСкупойДружелюбный Повторим 1. Назовите основные виды речевых ошибок, связанных с лексическим значением слов. 2. Определите значение слова «адекватный»А. Точно соответствующий, равный чему-либоБ ПравильныйВ Застарелый 3. Составьте и запишите словосочетания с паронимами: абонент - абонемент 4. Составьте и запишите небольшие предложения с синонимами: карий – коричневый, серый - пасмурный Найдите в предложениях логически лишнее слово Рождество я отмечал у коллеги по работе.Дайте замечание в газету о свободных вакансиях.Очень замечательные пироги печет моя бабушка. Этот вид речевых ошибок называется ПЛЕОНАЗМ Плеоназм – это употребление ненужных логически лишних слов. (Речевое излишество) Темный мракУпал внизЦенные сокровищаГлавная сутьВернуться обратно Найдите логически лишнее слово Найдите в предложении логически лишнее слово, запишите в исправленном виде. 1. Каждый герой имеет индивидуальные черты. свои 2. Медведю подкатывали пустую бочку, утыканную гвоздями. порожнюю 3. Гостям подарили сувениры. памятные 4. У этих человечков были крохотные ручки и ножки. очень 5. Приходилось работать в жару, в дождь, в ненастье. Исправьте предложения, устранив повтор одного слова или употребление рядом однокоренных слов. Писатель описал случай, который случился с ним.Когда выступающий выступал, все внимательно слушали.Сегодня у нас в гостях будет гость.Сделаем маленький исторический экскурс в историю. Этот вид речевых ошибок называетсяТАВТОЛОГИЕЙ ТАВТОЛОГИЯ – это употребление рядом однокоренных слов или неоправданный повтор одного и того же слова. Определите, какая ошибка допущена в предложении: тавтология или плеоназм (самостоятельная работа) Население объединилось воедино для борьбы с захватчиками.Мне предложили написать свою автобиографию.Ясность цели позволяет человеку добиваться поставленной цели.Ваня и Петя вдвоем вместе пели одну песню.Жители города живут своей однообразной жизнью.В мае месяце широко отмечался День великой Победы. Итоговое тестирование В каких словах допущены ошибки в постановке ударения?а) туфляб) статуяв) щавельг) каталогд) обеспечение 2. Укажите слова, в которых согласный перед выделенным Е произносится мягко.а) бЕнЕфисб)дЕтЕктивв) дЕкорацияг) бизнЕсмЕнд) шинЕлье) фонЕмаж) эффЕкт 3. Укажите слова, в которых согласный перед выделенным Е произносится твёрдо.а) антитЕзаб) эстЕтикав) эффЕктг) тЕннисд) бассЕйне) генЕтикаж) бЕнЕфис 4. Отметьте неверные высказывания.а) Орфоэпия изучает правила произношения слов.б) Паронимы – это слова, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению.в) Тавтология – это употребление в речи логически излишних слов.г) Плеоназм – это употребление рядом стоящих однокоренных слов.д) Лексическое значение слова можно узнать в «Толковом словаре». 5. Соотнесите слова и лексические значения. БуклетГеральдикаЭкспромтМонографияЛексикологияРегрессэтимология Направление развития от высшего к низшему; упадокПроизведение, создаваемое в момент исполненияНаучное исследование, посвящённое одному вопросуНаука о языкеНаука о происхождении словПечатное издание в форме книжки, раскрывающейся ширмойНаука о гербах 6. Укажите ошибки в предложениях, связанные с употреблением паронимов. Исправьте их. А) Она была очень эффективной женщиной.Б) Мне купили новые масленые краскиВ) Ученик хорошо освоил новый материал урока.Г) Космонавт одел скафандр.Д) Мама приготовила сытый завтрак. 7. Отметьте те словосочетания, где прилагательное употреблено в ПРЯМОМ значении. А) холодный ветер, холодный взгляд, холодный чай.Б)ледяной простор, ледяной взгляд, ледяная вежливость.В) громкий выстрел, громкий крик, громкое дело. 8. Зачеркните логически лишнее слово.а) Рождество я отмечал у коллеги по работе.б) Дайте сообщение в газету о свободных вакансиях.в) Очень замечательные пироги печёт моя бабушка.г) Близнецы были так похожи, что даже родители не различали их одного от другого.д) Из поездки мы привезли памятные сувениры. 9. Отметьте предложения, где есть ТАВТОЛОГИЯ. А) Когда выступающий выступал, все внимательно слушали.Б) Более ярко Некрасов изобразил образы крестьян.В) В нашем классе Настя несёт ответственность за дежурство.Г) Новая программа ежемесячно регулярно знакомит нас с новинками литературы.Д) Прогулы уроков являются самым нежелательным явлением. 10. Укажите и исправьте ошибки в словосочетаниях.а) красивая браб) новая тюльв) серьёзное жюриг) зелёное таксид) белая роялье) лечебная шампуньж) болезненный мозольз) серая мышьи) вкусное какао