Декоративное рисование. Городецкая роспись


Класс: 3
Тема урока: Декоративное рисование. Городецкая роспись
Цель урока: Научить рисовать элементы Городецкой росписи.
Задачи урока:
Образовательные: Познакомить учащихся с историей развития городецкой росписи и ее художественными особенностями.
Развивающие: Развивать плавность, легкость движений, зрительный контроль.
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому народному творчеству;
Планируемые результаты:
Предметные: способствовать развитию интереса к народным промыслам; уметь выполнять фрагменты по мотивам городецкой росписи
Метапредметные: Уметь организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи.
Личностные: воспитывать аккуратность и творческое воображение.
Тип урока: урок рисования с натуры
Методы и приемы: беседа, рассказ, работа в группах,
Оборудование урока для учителя: интерактивная доска, компьютер
План урока
Организационный момент 2 мин
Сообщение темы и цели урока 4 мин
Беседа 3 мин
Анализ образца 6 мин
Физминутка2 мин
Практическая работа 25 мин
Рефлексия. Подведение итогов 2 мин
Этапы урока
Дидактическая задача каждого этапа урока Содержание этапа Планируемые результаты этапа урока
ЦОР
Деятельность учителя Деятельность учащихся Организационный момент
2 мин Эмоциональный настрой на предстоящую работу
Добрый день, ребята. Я рада вас видеть на уроке.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
- Посмотрите на свои рабочие места, порядок ли у вас на столе. Сообщение темы и цели урока Постановка учебной задачи Сегодня мы с вами продолжим знакомство с народными промыслами. Мы рассмотрим еще один вид росписи, который до сих пор поражает своей красотой и изящностью форм, но об этом чуть позже.
Сначала давайте вспомним, что такое орнамент, ведь именно его мы можем видеть на предметах нашего быта. И действительно народ сам создавал и мастерил предметы своего быта. Вырезал из дерева, вышивал, расписывал. Передавал предметы обихода по наследству, так в каждой местности возникали свои традиции.
А сейчас давайте вспомним с какими видами росписи мы с вами уже познакомились.
Хохлома

Гжель

А кто знает что это за роспись?

Сегодня мы познакомимся с еще одним из видов декоративно-прикладного искусства, известным и часто применяемым - это «городецкая роспись». И научимся рисовать элементы городецкой росписи. Беседа История Городецкая роспись первоначально возникла в городе Городец Нижегородской губернии.
Это по преимуществу фантастические цветы, птицы, кони, выполненные маслеными красками по чистой доске или по фону, и украшающие детскую мебель, прялки, посуду, кухонные доски, разного рода сувениры.
Городецкая роспись - яркая, лаконичная, её отличают свободные мазки с белой и чёрной графической обводкой и характерный рисунок растений, животных.
Как правило, все элементы городецкой росписи имеют красный, розовый, синий, голубой, зелёный, и чёрный цвет на ярко-жёлтом фоне. Объяснение учебного материала.Анализ натуры Создание условий для совместного открытия новых знаний, соотнесения уже имеющихся знаний с новыми. Сегодня я вам принесла несколько досок расписанных городецкой росписью. Давайте рассмотрим их. Какие они красивые. Какая вам больше нравится?
Посмотрите, какие узоры могут быть.
Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.
Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи.
(Далее рассказ сопровождается показом презентации «Городецкая роспись», плакатом с поэтапной росписью)
В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила.
- Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Этот этап называют «подмалевка».
- Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка
- Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской. Отвечают на вопросы. Осуществляют анализ натуры. Физкультминутка Снятие напряжения Пальчиковая гимнастика.
Дом
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана") Практическая работа Закрепить и проверить знания по данной теме. А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера?
Ответ: Подмастерья.
Учитель: Так вот вы пока ученики - подмастерья. Начнем!
В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Самостоятельная работа. Итог урока
Анализ работ. 1) характеристика работы класса
\\Показываю отдельные работы учащихся\\2) закрепление полученных знаний
Я очень рада, что у вас получились такие красивые цветы, вы работали аккуратно. Посмотрите, как красиво, разнообразно и оригинально расположены розаны и купавки. А какая оживка! Прекрасные получились работы.
Учитель: С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
Ответ: С городецкой росписью.
Учитель: Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?
Ответ: Розан, купавка, ромашка.
Учитель: На каких изделиях выполняется роспись?
Ответ: Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).
Учитель: Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?
4) рефлексия
-Продолжите предложения:
МНЕ БЫЛО ИНЕТЕРЕСНО…МНЕ БЫЛО ТРУДНО…МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ…У МЕНЯ ПОЛУЧИЛОСЬ…Я ПОНЯЛ, ЧТО…
А теперь нужно убрать рабочие места Отвечают на вопросы
Осуществляют рефлексию деятельности на уроке.