Проектная деятельность Народы Поволжья


Актуальность проекта
В наши дни этнокультурное воспитание переживает непростой период. Постепенно оно перерастает в общественно значимую область знаний о человеке и его культуре. Живя рядом с уникальными историческими местами, иногда соприкасаясь с обычаями, традициями, культурой того или иного народа, мы в должной мере не интересуемся ими. И редко кто склонен проявить к этому интерес. Но, как известно, только зная прошлое родного края, зная традиции и обычаи людей которые нас окружают, можно творить будущее. Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы детского сада.
Поволжье – уникальный регион, впитавший в себя разнообразие, взаимодействие и взаимовлияние различных культур, которые способны оказывать значительное влияние на духовный мир человека, формирующееся с раннего возраста, и задачей педагога, по реализации данного направления, является знакомство детей с культурой, обычаями и традициями народов, через яркие, интересные и незабываемые формы работы.
Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное – педагог должен быть патриотом своей Родины.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению поверхностно знакомо, например, с народной культурой.
Как жили люди Поволжья? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?
Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам народной культуры Поволжья, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность.
В детском саду есть уголок-музей где разместились предметы домашней утвари: у печи – ухват, кочерга; предметы народного прикладного искусства; сундук с одеждой, чугунный утюг и многое другое.
Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории икультуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру разных народностей в ДОУ мы решили расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине, дать детям общее представление о Поволжских республиках, познакомить с обычаями и традициями, с народным творчеством. Проект предполагает развитие коммуникативных, изобразительных, музыкальных, физических способностей детей, их творческой активности через организацию и построение предметно-развивающей среды с использованием предметов быта, художественными произведениями народов, проживающих в РТ и в Поволжье, широкое использование игровой и познавательной деятельности
Цель проекта – помочь воспитателям ДОУ раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих район Поволжья: русские, татары, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы, мордвины и т. д., их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей.Задачи проекта:
– способствовать приобщению детей дошкольного возраста к культуре народов, проживающих в Республике Татарстан, их духовным, материальным ценностям;– создать условия для ознакомления детей и родителей с историей народов Поволжья, формирования нравственных ценностей и духовных традиций разных народов, проживающих в Республике Татарстан.– систематизировать работу ДОУ по ознакомлению детей, родителей, педагогов с историко-культурным наследием Республики Татарстан.
Ожидаемый результат:
данный проект позволит воспитать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.
Этапы реализации проекта:
I этап: формирование знаний, представлений о национальной культуре народов, проживающих в Республике Татарстан. Знакомство с республиками и городами Повожья (презентации, альбомы и т.д.)II этап: разучивание и использование национальных игр, песен.III этап: сбор и создание предметов национальной культуры народов, проживающих в Поволжье.(Национальная одежда народов Поволжья, орнаменты народов Поволжья, кухня народов Поволжья и т.д)IV этап: проведение смотров-конкурсов стихотворений, художественного творчества
V этап: проведение праздников народов, проживающих в Поволжье
Виды деятельности по проекту.
№ п/п Образовательные области. Содержание работы. Деятельность детей. Деятельность родителей. Примечания.
1 Физическая культура. Разучивание подвижных игр народов Поволжья. Игры на прогулке, на физкультурных занятиях Подготовка атрибутов.  
2. Социализация. Знакомство с традициями, обычаями, бытом, костюмами народов, проживающих в
Поволжье Рассматривание иллюстраций, беседа, настольные игры. Шитье костюмов разных национальностей, проживающих в Поволжье Организация смотра-конкурса кукол в костюмах народов, проживающих в Поволжье
3. Труд. Создание дидактических игр,орнаментов народов Поволжья
Украшение сапог, фартуков ит.д. Рисунки детей совместно с родителями на тему:
 «Орнамент….»  
4. Безопасность. Знакомство с реками, протекающими по Поволжью, правилами безопасного поведения на водоемах;
Рассматривание иллюстраций, участие в беседах. Показ на личном приеме, рассказывание.  
5. Познание. Формирование представлений о государстве, флагах, гербах, республиках, столицах. Активное участие на занятиях, беседах.дидактическая игра « Собери герб» Участие в формировании уголков народов, проживающих в РТ, организация посещений выставок, музеев.  
 
6. Чтение художественной литературы. Ознакомление с произведениями устного народного творчества, писателей и поэтов народов, живущих на территории РТ. Разучивание стихотворений разных авторов, знакомство с героями сказок (положительных и отрицательных), нахождение общих качеств. разучивание стихотворений участие на праздниках и развлечениях.  
7. Художественное творчество. Знакомство с народным промыслом, аппликация, лепка, рисование предметов быта с элементами узоров по мотивам народных промыслов и росписи Рисование, аппликация, лепка предметов быта народов, проживающих в Поволжье. Пополнение музея предметами быта разных народов.  
8. Музыка. Знакомство с народными музыкальными инструментами, композиторами республик Поволжья. Разучивание песен, фольклорных произведений, игра на музыкальных инструментах народов, проживающих в РТ.
Участие на праздниках и развлечениях с народным творчеством. Разучивание танцев разных народов
Виды деятельности и сроки реализации проекта в течение учебного года.
№ п/п Время проведения Вид деятельности Итог
1 Сентябрь-октябрь Знакомство с народами Поволжья, с республикой ,Столицей
Беседа-презентация о народах Поволжья
Альбом –презентация ,лэйбук республики и города
(названиеиреспублики,карта,о столице (картинки)достопремичательности города,какие народы,какие праздники,кухня(картинки, приветствуются и поделки из соленого теста)
Выставка-конкурс альбомов
2 Ноябрь Знакомство с традициями, обычаями, бытом, народов, народным промыслом народов проживающих в
Поволжье
Куклы народов Поволжья
аппликация, лепка, рисование предметов быта с элементами узоров по мотивам народных промыслов и росписи Организация смотра-конкурса кукол в костюмах народов, проживающих в Поволжье
Рисунки детей совместно с родителями на тему: «Орнамент…»
Конспекты по ИЗО.лепка,апликация3 декабрь Знакомство с народными праздниками ,играми ит.дРазучивание подвижных и хороводных игр народов Поволжья Каждая группа показывает по 2 игры(подвижные и хороводные)
4 январь Знакомство с произведениями художественной литературы, (сказки, пословицы, поговорки, музыкальные произведения) Разучивание стихотворений,песен народов Поволжья, знакомство с героями сказок проведение смотров-конкурсов стихотворений, художественного творчества
книжки-малышки по народным сказкам Поволжья
Февраль
Знакомство с национальным костюмом народов ПоволжьяПошив нац.одеждыДидактические игры «Украшение фартуков,сапог»
«найди орнамент»
Создание дидактических игр (с группы по 2 игры)Мастер-класс для педагогов
Показ –презентация(дефиле) костюмов народов Поволжья
Март Разучивание песен, фольклорных произведений, Знакомство с музыкальными инструментами народов Поволжья «Все народы в гости к нам!»-фестиваль дружбы
Гр. «знайки» «Мин яратам сине Татарстан»-праздник песен,танцев, игр.ит.д)