Портфолио учителя Портфолио Заам Н.И.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №8 города Евпатории Республики Крым»


2015 год

165163516446500


Заам Наталия Ивановна
Место работы: МБОУ « Гимназия №8»
Сведения об образовании: высшееОкончила: Полтавский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко
Стаж педагогической работы: 19 лет
Квалификационная категория: высшая
Тема самообразования: «Проблемное обучение как способ повышения учебно – познавательной активности обучающихся на уроках». Курсовая подготовка: Удостоверение о повышении квалификации 028893 от 25.06.14 г.




Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я научусь.
Китайская мудрость
Научный аспект деятельности.
Моя цель – научить детей учиться. Это значит сформировать у младших школьников ценностные мотивы учения, развить способность определять конкретные целипознавательной деятельности, выбирать и использовать необходимые источники информации, эффективные приемы познавательной деятельности. Достижение этой цели прямо связано с повышением индивидуализации образовательного процесса. В связи с чем, считаю необходимым в уроки внедрять методы индивидуализации, что и составляет научный аспект моей деятельности.
В процессе работы я пришла к выводу, что индивидуализация может быть реализована с помощью современных информационных технологий, использования дополнительных школьных и внешних ресурсов (учреждения дополнительного образования, помощь родителей в организации внеклассных мероприятий и т.д.), учета учебных нагрузок в соответствии с личными возможностями школьника (индивидуальные дозированные домашние задания), изменения статуса ученика в образовательном процессе (принцип детоцентризма в уроке, ученик в роли учителя в 4 классе). Новое в образовании состоит в постоянном поиске методов, технологий, созвучных времени; приёмов, которые так организуют жизнь ребёнка на каждом занятии в школе, что в дальнейшем он сможет спокойно, самостоятельно строить свою жизнь. К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, технология групповой работы.
Пассивное изучение любого предмета, как серьёзный недостаток, можно исправить, на мой взгляд, с помощью проблемного обучения. Именно поэтому я выбрала тему самообразования: ««Проблемное обучение как способ повышения учебно– познавательной активности обучающихся на уроках». Изучив опыт передовых педагогов, пришла к выводу: без проблемной составляющей урока личностно ориентированного образования не бывает. Проблема – это всегда препятствие. «Просто думать» не умеет никто. Думать можно только над конкретным вопросом. Проблемное обучение позволяет ставить ученика в позицию исследователя, учит его анализировать ситуацию, обосновывать её, пробуждать у него интерес к ещё нерешенным задачам. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития.
Современный урок немыслим без творчества учителя и ученика, инициативы учителя, обратной связи, понимания учеником задания учителя, комфортности работы ученика, наличия проблемных вопросов и ситуаций, самоотверженности работы учителя, заботы учителя о творческом росте ученика. Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых обучающихся протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности обучающихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывать сильное влияние на его развитие.
Практический аспект деятельности.
В своей педагогической деятельности большое внимание уделяю детям, проявляющим повышенный интерес к тем или иным изучаемым предметам.
Принципы концепции: обучение на более высоком уровне трудности, изучение материала более быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, работа над развитием всех учащихся – и самых слабых, и самых сильных. Свою работу с одарёнными детьми начинаю с диагностики и анкетирования. Изучив результаты данных обследований, составляю краткий «портрет» каждого своего ученика (Приложение 1). Это позволяет предопределить реакцию детей и даёт возможность в выборе нужных методов и приёмов.
Одним из главных методов педагогической диагностики является беседа. Она позволяет изучить интеллектуальную и личностную сферу ребёнка. Беседа является отталкивающим звеном проявления интереса учащихся к школьным предметам. На развитие ребенка влияет только интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием. Чтобы пробудить самостоятельную мысль, вопросы ставятся в общем виде, что побуждает детей мыслить. Особое внимание уделяется отработке путей формирования ученика как «субъекта» деятельности, т.е. процесс обучения построен так, чтобы школьник был равноправным его участником.
Для успешной работы я выделяю три стадии становления учащегося:
Первая стадия (первое полугодие 1-го класса). Предметом контроля и оценки со стороны первоклассника в этот период являются:
- соблюдение договорённости внутри класса о «правилах игры» во время урока, разработанных совместно детьми и учителем в курсе «Адаптация первоклассника»;
- действия одноклассников и учителя;
- собственные действия учащегося на основе заданного эталона.
Ребёнка необходимо научить проводить пооперационный контроль; уметь задавать «умные» вопросы; проводить самостоятельную коррекцию выявленных недостатков; высказывать свою точку зрения при оценке своих сверстников.
Вторая стадия (второе полугодие 1-го класса – 3 класс). Эта стадия ставит своей целью формирование и становление коллективного субъекта учебной деятельности. О сформированности учебной деятельности к концу этого периода обучения можно говорить только для класса в целом как учебной общности, которая работает под руководством учителя. Со стороны учащихся предметом контроля являются:
- отдельные операции, входящие в состав способа действия; работа модели (схемы) в различных условиях (при конкретизации учебной задачи);
- соотнесение результатов, полученных в ходе решения задачи, с её условиями;
- проблемы и трудности, возникающие в ходе выполнения заданий.
Для формирования действий контроля у учащихся на второй стадии были использую следующие педагогические приёмы: неполное задание; диктант «для робота»; выполнение задания по инструкции с ограничениями; отвлекающая или провокационная форма предъявления задания или инструкции.
Третья стадия (4 класс). Эта стадия является заключительным периодом первого этапа развивающего образования. Этот период обучения можно назвать стадией апробации и экспериментирования. На ведущее место выходит рефлексивный контроль за применением известных общих способов действий в новых, нестандартных ситуациях. Диагностическим инструментарием для оценивания уровня обученности учащихся по предмету могут использоваться разные критерии – показатели сформированности ключевых компетентностей. Наиболее часто применяю следующие:
1. Самоконтроль. Состояние самоконтроля школьников выявляется и через определённые специальные вопросы учителя на разных этапах работы.
2. Взаимоконтроль.
3. Взаимооценка.
4. Тестовые задания (Приложение 2).
5. Дневник достижений по технике чтения.
6.Тетрадь открытий (Приложение 3).
7. Ловушки. Задания-ловушки являются эффективными средствами запуска дискуссий.
8. Прием «разноцветные поправки» (Приложение 4).
9. Работа над ошибками (Приложение 5).
Проектная исследовательская деятельность – одна из ведущих в нашей современной действительности. Это некое ее отражение, где какой-то продукт получается не случайно, а путем целенаправленной и грамотно спланированной работы. Любой проект связан с прогнозированием, а потому может служить эффективным инструментом развития интеллекта и креативности ребенка. Поэтому проектная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса. Элементы проектной деятельности я включаю в свои уроки, когда учу детей планировать и действовать по составленному ими же плану. Результаты проектной деятельности представляются на конкурсе: на уровне класса, школы (Приложение 6). Успех любой деятельности, в том числе и проектной, зависит от правильной ее организации. Здесь важно правило «триединства» – сотрудничество учителя, ученика и родителя. Учитель несет на себе функцию направляющего, корректирующего, консультирующего члена команды, а самое главное – вдохновителя и стратега. Ученик и родитель действуют тандемом, где ребенок является идейным исполнителем, а родитель помогает найти нужную информацию, а порой и материализовать идеи.
При работе над проектом наиболее правильным направлением будет образование различных комбинаторных групп: учитель + дети, учитель + родители, учитель + дети + родители.
Принцип «триединства»:
- учитель + дети (учитель проводит занятия с детьми по разработке проекта на уровне ребенка, обучая детей планировать, собирать информацию, знакомит с методами исследования и т.д.);
- учитель + родители (родители оказывают помощь в подборе информации);
- учитель +дети + родители (уточняются основные принципы, правила, структура проекта, действия каждого).
В этом случае проект рассматривается на уровне ребенка, но с двойной подстраховкой: со стороны учителя и со стороны родителей. Такая организация хороша еще и тем, что родители активно участвуют в жизни своего ребенка, их общие творческие интересы выходят за круг привычного домашнего общения. В каждом классе складывается система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями. Родители вовлекаются в жизнедеятельность школы через познавательные, творческие и спортивные мероприятия, а просветительская работа среди родителей проводится через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.
Использование ИКТ.
Современный ребёнок, окружённый компьютерной техникой и дома, и в школе, способен с интересом обучаться только с активным применением современных технических средств в учебно-воспитательном процессе. В своей педагогической деятельности я использую Интернет-ресурсы, сопровождаю уроки и мероприятия компьютерными презентациями, которые позволяют повысить информационную насыщенность урока, выходят за рамки школьных учебников, дополняют и углубляют их. Основными целями использования компьютерных технологий на своих уроках я вижу: повышение мотивации к учебе, углубление знаний, развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной среде. Использование ИКТ на уроках позволяет в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции. ИКТ вызывают у ребёнка интерес: анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни. Компьютер значительно расширил возможности представления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. Одним из источников мотивации является занимательность.
Ещё более важно – научить детей правильно пользоваться различными техническими средствами, ориентироваться в море современной информации, отбирать необходимую и работать с ней.
Современные информационные технологии активно использую в работе с одарёнными детьми. Это и поиск информации по теме исследовательской работы, и подготовка презентаций, буклетов, работа над проектами.
Несомненно, использование ИКТ даёт возможность разнообразить уроки, делает их более яркими, запоминающимися, позволяет привлекать больше дополнительного материала, что, бесспорно, положительным образом отражается на знаниях учащихся, стимулирует их познавательную деятельность. Учащиеся сами участвуют в подготовке презентаций, учатся выбирать нужную и полезную информацию, активно представляют свои наработки. Включённые в процесс обучения, компьютерные презентации в среде PowerPoint позволяют оптимально соотносить традиционные и инновационные методы обучения, что несёт прогнозируемый результат в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребёнка. Создание новых средств получения информации даёт толчок для развития активной творческой деятельности учащихся. Кроме того, такой подход стимулирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в своих возможностях.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов работы современного учителя начальных классов.
Элементы здоровьесберегающих технологий, применяемые на уроках в начальной школе.
«Здоровье свыше нам дано, учись, малыш, беречь его…»
Общеизвестно, что здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее страны.
К сожалению, здоровый образ жизни находится далеко не на переднем плане, а по сути своей именно он должен стать первейшей потребностью. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с раннего детства, воспитывать у детей активное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровье – величайшая ценность, дарованная человеку природой.
Для развития целостного понимания ценности здоровья у детей я определила следующие задачи:
- содействовать сохранению и укреплению здоровья детей;
- воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни;
- сформировать здоровьесберегающие навыки и привычки на основе валеологических знаний.
Эти задачи реализуются через использование на уроках музыкальных физкультминуток и физкультпауз, участие в Дне здоровья, «Весёлых стартах», конкурсах «Папа, мама, я – спортивная семья», а также проведение классных часов из цикла «Уроки Айболита», «Школа здоровья», с участием медработников.
Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету.
№ Название
используемой
технологии Обоснование применения. Имеющийся или прогнозируемый результат
1. Применение ИКТ. повышение мотивации учащихся
новый уровень восприятия учебного материала
достижение дифференциации обучения учащихся
развитие информационной компетенции развитие самостоятельных умений и навыков учащихся
повышение интереса к изучаемому предмету
развитие компетенций
повышение уровня компьютерных знаний
2. Технология индивидуального обучения (автор Г.А.Кузнецова)–частично. Применение заданий разного уровня Развитие умения самостоятельного выполнения работы
умение учащегося оценивать собственные возможности и результаты
3. Методика работы в группах с интеграцией индивидуализированного обучения (автор В.Д.Шадриков). развитие сотрудничества в ученическом коллективе
развитие коммуникативных навыков учащихся повышение интереса к предмету
развитие навыков коллективной деятельности
повышение успеваемости и качества знаний по предмету
4 Интеграция уроков (частичная) всевозможная интеграция уроков русского языка и литературного чтения, частично – литературное чтение – окружающий мир умение извлекать знания в межпредметной деятельности
5 Игровые технологии (автор Б.П.Никитин) повышение мотивации учения повышение интереса к изучаемому предмету
6 Здоровьесберегающие повышение эффективности учения улучшение качества знаний


«Дети охотно всегда чем – нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было делать»
Ян Амос Каменский
Позитивная динамика учебных достижений учащихся.
В прошлом учебном году наблюдается  положительная  динамика  учебных  достижений:  при  100%  успеваемости  качество  обучения  составляет от 78% до 85%.
Класс Учебный год Качество % Обученность%
1 А2013- 2014 безотметочное обучение безотметочное обучение
2 А2014 - 2015 78 %
(1 полугодие) 100 %
85 %
(2 полугодие) 100 %

Постоянно развиваю любознательность учеников, поэтому часто провожу викторины, КВН по учебным предметам. Уже с 1 класса принимаем активное участие в дистанционных олимпиадах: « Колосок», « Кенгуру», « Русский медвежонок», « Эму», « Ребус». В 2014-2015 учебном году принимали участие в муниципальных олимпиадах по предметам: русский язык (1 победитель), литературное чтение (2 победителя), математика (1 победитель), окружающий мир (1 победитель). Свои результаты школьники размещают в портфолио.
Фактическое качество обучения всегда важно для учителя. Анализируя опыт и результаты своей педагогической деятельности, невозможно и не нужно ставить точку на достигнутом.
Перспективы для самообразования вижу в использовании новых подходов в обучении и применении ИКТ- технологии, а возможности их многогранны.
«Обучать - значит вдвойне учиться.»                                                                     Ж. Жубер