Образовательная программа ДМШ№26 им.В.М.Гизатуллиной


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №26 ИМ.В.М.ГИЗАТУЛЛИНОЙ» ВАХИТОВСКОГО РАЙОНА Г.КАЗАНИ2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Разработано и утверждено» на заседании педагогического совета МБУДО «ДМШ №26 им.В.М.Гизатуллиной» Протокол №___от «____»__________2015г.
«Утверждено» Директор МБУДО «ДМШ №26 им.В.М.Гизатуллиной»___________________Г.А.Голубева Приказ №____от «______»_____________2015г.
г.Казань


СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка 3
2. Информационная справка 2.1. Cведения об учреждении дополнительного образования 4
2.2. Контингент учащихся 6
2.3. Кадровый состав 9
2.4. Материально-техническое обеспечение 10
3. Образовательный процесс 3.1. Ценностные ориентиры, ценностные основы образовательного процесса 10
3.2. Содержание образовательного процесса 11
3.3. Система и порядок контроля качества обучения 15
4. Методическая работа 20
5. Организация воспитательной, внеклассной деятельности 27
6. Годовой график и тематика общешкольных родительских собраний 32
7. Ожидаемые результаты. Модель выпускника ДМШ 34
1.Пояснительная записка
Настоящая образовательная программа определяет основные и системные принципы функционирования и развития Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа №26 им.В.М.Гизатуллиной» Вахитовского района г.Казани на 2015-2018 годы и тесно связана с концепцией развития школы.
Нормативно-правовое обеспечение
Образовательная программа и деятельность Школы осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:
Конвенция о правах ребёнка;
Конституция Российской Федерации;
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. №273- Ф3;
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. N 1726 – р);
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03 «Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования)», (постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. №27);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Типового положения образовательном учреждении дополнительного образования детей» от 26 июня 2012 года №504;
Приказы Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 г.№156-166 «Об утверждении Федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств»;
Примерные учебные планы образовательных программ по видам музыкального искусства для детских искусств, рекомендованными Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации в 2005 году (письмо Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 02.06.2005 г.№1814-18-074);
Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусства от 19 ноября 2013 года Министерства культуры РФ;
Лицензия № 6622 от 2 июня 2015 года на осуществление образовательной деятельности;
Устав МБУДО «ДМШ №26 им.В.М.Гизатуллиной»;
Учебные планы и учебные программы учебных предметов дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности.
Детская музыкальная школа руководствуется в своей деятельности принципами гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, общедоступности образования с учётом выбора и самоопределения учащегося и его родителей. Учебный процесс школы направлен на систему личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся, способствующего формированию личности ребёнка и раскрытию его сущностных сил и способностей.
Школа также является начальным звеном системы музыкального образования и предоставляет всем гражданам возможность реализовывать гарантированное государством право на получение музыкального образования в пределах федеральных государственных требований. При этом Школа решает следующие задачи:
-выявляет и организует отбор детей, имеющих склонности и способности к обучению;
-организует систематический учебный процесс, создаёт необходимый условие для личностного развития, художественного творчества и профессионального самоопределения детей;
-содействует профессиональной ориентации одарённых учащихся и обеспечивает освоение ими образовательной программы школы для поступления в профессиональные образовательные учреждения культуры и искусства;
-формирует у учащихся в процессе обучения умение приобретать и творчески применять полученные знания и навыки.
2.Информационная справка
2.1.Сведения об учреждении дополнительного образования
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа им.В.М.Гизатуллиной» Вахитовского района г.Казани (МБУДО «ДМШ №26 им.В.М.Гизатуллиной» Вахитовского района г.Казани) создано на основании Приказа №625 Управления образования администрации г.Казани от 25.09.1999 года.
Полное официальное наименование учреждения дополнительного образования:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа им.В.М.Гизатуллиной» Вахитовского района г.Казани.
Сокращённое наименование учреждения дополнительного образования:
МБУДО «ДМШ №26 им.В.М.Гизатуллиной» Вахитовского района г.Казани.
Полное наименование учреждения дополнительного образования на татарском языке:
Казан шәһәре Вахитов районының «В.М.Гыйзәтуллина исемендәге 26нчы балалар музыка мәктәбе» өстәмә белем муниципаль бюджет учреждениесе.
Сокращённое наименование учреждения дополнительного образования на татарском языке:
ӨБМУ «26нчы балалар музыка мәктәбе».
Организационно – правовая форма «ДМШ №26 им.В.М.Гизатуллиной» - муниципальное учреждение дополнительного образования.
Тип «ДМШ №26 им.В.М.Гизатуллиной» - учреждение дополнительного образования.
Вид «ДМШ №26 им.В.М.Гизатуллиной» - музыкальная школа.
Категория образовательного учреждения: первая.
Учредитель: муниципальное образование г.Казань.
Юридический адрес: 420012, г.Казань, ул.Волкова, д.3.
Телефон: 8(919)623-55-97
Сайт «ДМШ №26 им.В.М.Гизатуллиной»: edu.tatar.ru/vahit/page520273.htm
«ДМШ №26 им.В.М.Гизатуллиной»: финансируется за счёт средств бюджета Республики Татарстан и бюджета муниципального образования города Казани путём выделения субсидий на выполнение муниципального задания, а также иных источников.
Собственником имущества и Учредителем «ДМШ №26 им.В.М.Гизатуллиной» является муниципальное образование город Казань. Полномочия и функции Учредителя «ДМШ №26 им.В.М.Гизатуллиной» осуществляют:
Муниципальное казённое учреждение Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г.Казани. Адрес:
г.Казань, ул.Баумана, д.52/7; ул.Груздева, д.5. Тел.(843)292-32-44.
E-mail:kzio.kzn@tatar.ru. Официальный сайт: http://kzio.kzn.ruМуниципальное казённое учреждение Управление образования исполнительного комитета муниципального образования города Казани. Адрес: г.Казань, ул.Большая Красная, д.1. Тел.(843)292-70-50.
Официальный сайт: http://www.kzn.ru«ДМШ №26 им.В.М.Гизатуллиной» является юридическим лицом:
Свидетельство серия 16 № 006379130 о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц: основной государственный регистрационный номер 1021602837387 от 11.01.2012 г., за государственным регистрационным номером 2121690016083.
Свидетельство серия 16 № 007187935 о постановке на учёт Российской организации в налоговом органе по месту её нахождения:
ОГРН 1021602837387, ИНН 1655043938, КПП 165501001 от 20.04.2001.
Лицензия на право ведения образовательной деятельности регистрационный номер 6622 от 02.06.2015 г., выдана Министерством образования и науки Республики Татарстан;
Договор оперативного управления № 1/11 от 05.07.2007 бессрочно.
Как юридическое лицо «ДМШ №26 им.В.М.Гизатуллиной» имеет план финансово-хозяйственной деятельности, лицевые счета в органе, исполняющем бюджет муниципального образования города Казани, для учёта операций со средствами, полученными из бюджета муниципального образования города Казани, обособленное имущество на праве оперативного управления, печать установленного образца, бланки со своим наименованием и другие реквизиты юридического лица. «ДМШ №26 им.В.М.Гизатуллиной» самостоятельно от своего имени заключает договоры, является истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах.
«ДМШ №26 им.В.М.Гизатуллиной» обеспечивает доступ к информации о своей деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами Республики Татарстан.
Основным правоустанавливающим документом «ДМШ №26 им.В.М.Гизатуллиной» является Устав МБУДО «Детская музыкальная школа №26 им.В.М.Гизатуллиной» (утверждён в новой редакции Приказом Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета города Казани №2047/КЗИО-ПК от 19.12.2014) в соответствии с которым «ДМШ №26 им.В.М.Гизатуллиной» осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, образовательную деятельность в области дополнительного образования.
2.2. Контингент учащихся
В «Детской музыкальной школе №26 им.В.М.Гизатуллиной» обучается 306 человек. В школе реализуются дополнительные общеразвивающие образовательные программы художественно-эстетической направленности (срок обучения 1 год; 7(8) лет).
По художественно-эстетическим программам ведётся обучение на 5 отделениях по 15 специальностям:
1.Фортепианное отделение (фортепиано)
2.Стунное отделение (скрипка)
3.Народное отделение (баян, аккордеон, гитара)
4.Вокально-хоровое отделение (хоровое исполнительство, вокал академический, вокал эстрадный)
5.Духовое отделение (флейта, кларнет, саксофон, труба, курай, блок-флейта).
Форма обучения – индивидуальная и групповая.
Количественный состав обучающихся школы по каждой образовательной программе
№ п/пНАИМЕНОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Срок реализации Кол-во обучающихсяПрограммы художественно-эстетической направленности
1. Дополнительная общеразвивающая образовательная программа художественно-эстетической направленности по специальности «Инструментальное исполнительство. Фортепиано» 7(8) лет 112
2. Дополнительная общеразвивающая образовательная программа художественно-эстетической направленности по специальности «Инструментальное исполнительство.Скрипка» 7(8) лет 19
3. Дополнительная общеразвивающая образовательная программа художественно-эстетической направленности по специальности «Инструментальное исполнительство. Флейта» 7(8) лет 6
4. Дополнительная общеразвивающая образовательная программа художественно-эстетической направленности по специальности «Инструментальное исполнительство. Кларнет»
7(8) лет 4
5. Дополнительная общеразвивающая образовательная программа художественно-эстетической направленности по специальности «Инструментальное исполнительство. Саксофон» 7(8) лет 9
6. Дополнительная общеразвивающая образовательная программа художественно-эстетической направленности по специальности «Инструментальное исполнительство. Труба» 7(8) лет 1
7. Дополнительная общеразвивающая образовательная программа художественно-эстетической направленности по специальности «Инструментальное исполнительство. Курай» 7(8) лет 10
8. Дополнительная общеразвивающая образовательная программа художественно-эстетической направленности по специальности «Инструментальное исполнительство. Блок-флейта» 7(8) лет 9
9. Дополнительная общеразвивающая образовательная программа художественно-эстетической направленности по специальности «Инструментальное исполнительство. Гитара» 7(8) лет 46
10. Дополнительная общеразвивающая образовательная программа художественно-эстетической направленности по специальности «Инструментальное исполнительство. Баян» 7(8) лет 9
11. Дополнительная общеразвивающая образовательная программа художественно-эстетической направленности по специальности «Инструментальное исполнительство. Аккордеон» 7(8) лет 5
12. Дополнительная общеразвивающая образовательная программа художественно-эстетической направленности по специальности «Хоровое исполнительство» 7(8) лет 3
13. Дополнительная общеразвивающая образовательная программа художественно-эстетической направленности по специальности «Хоровое исполнительство» 1 год 30
14. Дополнительная общеразвивающая образовательная программа художественно-эстетической направленности по специальности «Вокальное исполнительство. Академический вокал» 7(8) лет 5
15. Дополнительная общеразвивающая образовательная программа художественно-эстетической направленности по специальности «Вокальное исполнительство. Эстрадный вокал» 7(8) лет 38
Основными направлениями деятельности школы являются сохранность контингента качество знаний учащихся. Сохранность контингента на протяжении последних лет составляет 100%. Успеваемость и качество знаний учащихся в течение многих лет составляет 100%. Успеваемость и качество знаний учащихся в течение многих лет остаётся стабильно высоким.
2.3. Кадровый состав
В «ДМШ №26 им.В.М.Гизатуллиной» работает слаженный и творческий коллектив преподавателей, способный работать в режиме поиска. Отличительными особенностями работы коллектива являются соединение традиций современности, опыта и мастерства, творчества и современности, творческого поиска и энтузиазма. Всех педагогов объединяет увлечённость своим делом, наличие свежих оригинальных идей, поиск новых инновационных подходов к обучению.
100% преподавателей имеют высшее профессиональное образование, среди них 4 – закончили Аспирантуру при Казанской государственной консерватории имени Н.Г.Жиганова.
84% педагогического коллектива школы составляют преподаватели, имеющие высшую и первую квалификационные категории.
5 преподавателей – победители Республиканского конкурса «Лучший педагог дополнительного образования».
13 преподавателей - участники Республиканской инновационной площадки.
1 – Заслуженный артист Республики Татарстан.
В 2016 году «ДМШ №26 им.В.М.Гизатуллиной» стала победителем Всероссийского творческого конкурса «Лучшая образовательная организация – 2016» (г. Иркутск).
2.4. Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое и финансово-хозяйственное оснащение образовательного процесса осуществляется согласно требованиям, предъявляемым к учреждениям дополнительного образования. Все учебные классы оборудованы необходимыми музыкальными инструментами, техническими средствами, мебелью. В классах для групповых занятий имеется необходимое интерактивное оборудование. Для реализации образовательных программ в ДМШ №26 им.В.М.Гизатуллиной создана оптимальная материально-техническая база.
3. Образовательный процесс
3.1. Ценностные ориентиры, ценностные основы образовательного процесса
Ведущий педагогический замысел моделирования и построения системы образования ДМШ №26 тесно связан с идеей необходимости наиболее полно раскрыть возможности и способности каждого учащегося. Основная цель образовательного процесса школы - эффективно содействовать актуализации, развитию и проявлению каждым ребёнком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, субъективности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей. Таким образом, школьное сообщество создаёт необходимые условия для развития самоактуализированной личности ребёнка. Основные критерии качеств личности учащихся – будущих выпускников школы (такие как, творчество, креативность, доброта, толерантность и т.д.) выполняют роль принципов создаваемой образовательной системы и жизнедеятельности школьного коллектива. Деятельность, общение и отношения строятся на следующих принципах:
1.Принцип самореализации. В каждом ребёнке существует потребность к самовыражению, к самореализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных способностей. Важно пробудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию свих природных возможностей.
2.Приницип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности обучающегося – это главная задача педагогического коллектива школы. Необходимо не только учитывать индивидуальные способности ребёнка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый ученик школы должен быт индивидуальностью, обрести свой образ.
3.Принцип выбора. Без выбора невозможно развития индивидуальности, реализации способностей ребёнка. Педагогически целесообразно, чтобы обучающийся учился и воспитывался в условиях постоянного выбора цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса.
4.Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определить и развить индивидуальные особенности обучающегося. Благодаря творчеству, ребёнок выявляет свои способности, узнаёт о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию своего «я», стимулирует осуществление ребёнком дальнейшей работе по самосовершенствованию.
5.Принцип доверия и поддержки. Обогащение педагогической деятельности гуманистическими, личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания обучающихся. Вера в ребёнка, поддержка его устремлений к самореализации – взамен излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация обеспечивают успех обучения и воспитания ребёнка.
Цель программы: создание благоприятной образовательно-воспитательной среды для удовлетворения потребностей в области художественно-эстетического образования и предоставление широкого спектра услуг, удовлетворяющих по содержанию и срокам реализации детей и подростков. В соответствии с целью, основными задачами реализации программы являются:
Повышение качества образования;
Создание условий для социализации личности обучающихся, успешной адаптации и интеграции в социокультурном пространстве;
Создание условий для духовно-нравственного воспитания на основе общечеловеческих и национальных ценностей и толерантности культур;
Приобщение к духовной культуре через практическую, творческую деятельность;
Профессиональная ориентация обучающихся в сфере искусства, культуры, формирование готовности к обучению в профильных учебных заведениях;Активизация деятельности педагогического коллектива на создание инновационного программно-методического обеспечения;
Создание условий для качественного преобразования профессиональной деятельности и готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности;
Оказание преподавателям методической помощи и поддержки в работе над созданием нового программного продукта;
Совершенствование системы повышения профессиональной квалификации педагогических кадров;
Совершенствование форм работы с родительской общественностью по привлечению к участию в учебно-воспитательном процессе;
Создание условий комфортного пребывания в Школе. Укрепление материально-технической базы путём привлечения бюджетных и внебюджетных средств.
3.2. Содержание образовательного процесса
1.Школа самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учётом запросов детей, потребности семьи, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций.
2.Деятельность школы регламентируется локальными правовыми актами.
Обучение ведётся по адаптированным программам, рассчитанным на обучение детей со средними музыкальными данными. По этим программам занимаются учащиеся, которые, в силу своих природных данных, не могут осваивать сложную программу. Немаловажен дифференцированный подход при выставлении оценок на академических концертах и переводных экзаменах. Главным предметом учебно-воспитательной деятельности выступает процесс формирования индивидуальности ребёнка. Усилия педагогического коллектива направляются на реализацию индивидуальных образовательных потребностей учащихся и их права выбора уровня освоения образовательной программы, темпа учебной деятельности, выполняемых заданий на уроке и дома.
Учебные планы по программам художественно-эстетической направленности
1.Сроки обучения в школе на всех отделениях 7/8 летние. В зависимости от индивидуальных особенностей детей, желания родителей и возможностей школы, сроки могут быть изменены.
2.Правом поступления в школу пользуются все дети, успешно прошедшие приёмные испытания и годные по состоянию здоровья учиться в ДМШ.
3.Учащиеся подготовительной группы являются учащимися первого года обучения и введены в учебный план.
4.Выпускные классы ДМШ - 7/8. По решению администрации школы, возможно продолжение учёбы на один год для учащихся, поступающих в музыкальное училище.
5.Формы отчётности учащихся ДМШ: контрольные уроки, зачёты, экзамены, конкурсы-зачёты, концерты-зачёты, классные вечера, концерты и т.д.
Организация учебного процесса
1.При 7/8-летнем обучении сроке обучения, младшими классами следует считать 1-4 год обучения. Старшими классами – 5-8 годы обучения.
2. «Творческое музицирование». Часы, отведённые на данный предмет, используются, по усмотрению администрации школы, на занятия индивидуальные занятия инструментом, вокалом, либо групповые занятия вокальным ансамблем, ансамблем кураистов.
3. «Предмет по выбору». Это учебное время распределяется в зависимости от индивидуальности ученика. Это могут быть индивидуальные занятия инструментом, вокалом, либо групповые занятия вокальным ансамблем.
4.Хор, хоровые группы, ансамбли, состоящие из учащихся старших и младших классов, следует считать старшими.
5.Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной литературе при 7/8 летнем обучении в среднем 10 человек. Количественный состав групп по хору в среднем 12 человек, по ансамблю 3-5 человек. Общее количество групп по названным дисциплинам не должно превышать их числа в пределах установленной нормы.
6.В соответствии с учебным планом один раз в месяц проводятся двухчасовые сводные занятия отдельно младшего и старшего хора.
ДМШ №26 им.В.М.Гизатуллиной осуществляет образовательную деятельность, исходя из гарантированного государством права граждан на получение дополнительного образования. Обучение и воспитание в ДМШ №26 им.В.М.Гизатуллиной ведётся на русском и татарском языках в зависимости от желания родителей (законных представителей) или самого обучающегося по достижении им 14 лет.
Для зачисления в ДМШ №26 им.В.М.Гизатуллиной родителями (законными представителями) предоставляются следующие документы:
- заявление установленного образца;
-копия свидетельства о рождении ребёнка.
При приёме ребёнка в ДМШ №26 им.В.М.Гизатуллиной родители (законные представители) должны быть ознакомлены с Уставом ДМШ №26 им.В.М.Гизатуллиной, лицензией на право осуществления образовательной деятельности, содержанием дополнительных образовательных программ, локальными актами, регламентирующими образовательный процесс.
Перевод ребёнка из другого образовательного учреждения осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) с представлением академической справки, заверенной директором, и печатью образовательного учреждения, индивидуальным планом обучающегося.
Приём, перевод, исключение из ДМШ №26 им.В.М.Гизатуллиной оформляются приказом. Процедура приёма, перевода, исключения подробно регламентируется локальными актами ДМШ №26 им.В.М.Гизатуллиной в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации».
ДМШ №26 им.В.М.Гизатуллиной работает по графику шестидневной рабочей недели с одним выходным днём - воскресенье, с 8.00 до 19.00.
Расписание занятий составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей, с учётом возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.
Начало и окончание учебного года, продолжительность каникул определяются годовым календарным учебным графиком, разрабатываемым и утверждаемым Школой, в порядке, определённом действующим законодательством. Учебный год в ДМШ №26 им.В.М.Гизатуллиной начинается 1 сентября. Если этот день приходится на выходной день, то в этом случае, учебный год начинается в первый, следующий за ним рабочий день. Учебный год делится на четыре четверти в соответствии с учебно-календарным графиком.
Продолжительность обучения регламентируется нормативными сроками освоения реализуемых школой общеобразовательных программ.
Продолжительность учебного года с 1 по 7 класс составляет 34-35 недель, согласно графику учебного процесса. С 1 по 7 классы в течение учебного года предусматриваются каникулы, в объёме не менее четырёх недель. Летние каникулы устанавливаются в объёме 13 недель. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального, общего и основного общего образования.
Учебные предметы учебного плана реализуются в форме индивидуальных и групповых занятий. При реализации дополнительных общеобразовательных программ предусматриваются аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально.
Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в форме академических зачётов, технических зачётов, контрольных уроков, прослушиваний. Порядок и сроки проведения промежуточной аттестации, система оценок при промежуточной аттестации определяются положением о промежуточной аттестации учащихся, являющимся локальным актом Школы.
Важным аспектом образовательного процесса является организационно-массовая деятельность:
- культурно-просветительские мероприятия, организуемые в Школе, в учреждениях и организациях города (лекции, беседы, театральные постановки, концерты);
- внеурочные классные мероприятия (совместные посещения концертов всех субъектов образовательного процесса, отчётные концерты класса, сольные концерты, творческие встречи и т.д.).
По решению педагогического совета ДМШ №26 им.В.М.Гизатуллиной за неоднократно совершённые грубые нарушения Устава ДМШ №26 им.В.М.Гизатуллиной допускается исключение обучающихся (мера дисциплинарного взыскания), достигших возраста 15 лет. Отчисление несовершеннолетних обучающихся применяется, в том случае, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата, и дальнейшее их пребывание в ДМШ №26 им.В.М.Гизатуллиной оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников ДМШ №26 им.В.М.Гизатуллиной, а также нормальное функционирование ДМШ №26.Учебный план дополнительных общеразвивающих образовательных программ художественно-эстетической направленности
ДМШ №26 им.В.М.Гизатуллиной (срок обучения 7/8 лет)
Предметы Количество часов в неделю (по годам обучения)
1 2 3 4 5 6 7 8 Формы отчётности
Гр. Ин. Гр. Ин. Гр. Ин. Гр. Ин. Гр. Ин. Гр. Ин. Гр. Ин. Гр. Ин. Хор 1 - 2 - 2 - 2 - 2 - 2 - 2 - 2 - Концерты
Теоретичес-
кий предмет
(сольфеджио) 1,5 - 1,5 - 1,5 - 1,5 - 1,5 - 1,5 - 1,5 - 1,5 - Ежегодно-контрольные
уроки
раз в четверть, в 8 классе экзамены
Музыкальная
литература - - - - - - 1,5 - 1,5 - 1,5 - 1,5 - 1,5 - Ежегодно-контрольные
уроки
раз в четверть
Музыкальный инструмент - 1 - 1 - 1 - 1 - 1 - 1 - 1 - 1 Зачёты, концерты
Творческое музицирование- - - 0,5 - 0,5 - 0,5 - 0,5 - 0,5 - 0,5 - 0,5 Конкурсы
Предмет по выбору отдела - - - 0,5 - 0,5 - 0,5 - 0,5 1,5 1 1,5 1 0,5 1 Итого 3,5 5,5 5,5 7 7 9 9 7,5 Учебный план дополнительной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности по специальности
«Хоровое пение» (срок обучения 1 год)
Предметы Количество часов в неделю
Хоровое пение 1
Основы музыкальной грамотности 1
Итого 2
3.3. Система и порядок контроля качества обучения
Система и порядок контроля качества обучения регламентируется локальными актами. Положения разработаны в соответствии с Законом №273 – Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, Уставом Школы, примерными образовательными программами и регламентируют содержание, порядок и оценивание текущей и промежуточной аттестации обучающихся.
Основными видами контроля являются:
-промежуточная аттестация;
-текущий контроль успеваемости;
-итоговая аттестация.
Промежуточная аттестация обучающихсяЦелями аттестации являются:
-установление фактического уровня знаний обучающихся по предметам учебного плана для каждой специальности, их практических умений и навыков;
-соотнесение этого уровня с требованиями, нормами образовательного учреждения, заложенных в реализуемых программах;-контроль выполнения образовательных программ и календарно-тематического плана изучаемых предметов.
Промежуточная аттестация включает в себя поурочное, почетвертное, полугодовое и переводное оценивание результатов успеваемости ученика.
Школа самостоятельна в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.
Текущий контроль успеваемости обучающихся направлен на поддержание учебной дисциплины, на выявление отношения обучающихся к изучаемому предмету, на организацию регулярных домашних занятий, на повышение уровня освоения текущего учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности обучающихся. Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет. Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий обучающихся и предполагает использование различных систем оценивания. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые и годовые оценки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающихся и усвоение ими образовательной программы на определённом этапе обучения. Наиболее распространёнными формами промежуточной аттестации обучающихся являются: зачёты (недифференцированные и дифференцированные); академические концерты; переводные академические концерты, прослушивания, контрольные уроки.
Система оценок успеваемости обучающихся:
-Пятибалльная система оценок.
-Зачётная (недифференцированная) система оценок (зачёт, незачёт)
Оценки обучающихся по всем видам контрольных мероприятий фиксируются в соответствующей учебной документации. Оценки текущего контроля обучающегося вносятся в журнал учёта успеваемости и посещаемости, в дневник обучающегося и в общешкольную ведомость (четвертные, полугодовые, годовые оценки). Оценки промежуточной аттестации обучающихся вносятся в отчётную документацию отделения, в индивидуальный план обучающегося, в дневник обучающегося.
Четвертные и полугодовые оценки выставляются по результатам текущего контроля успеваемости в течение четверти или полугодия, если обучающийся посетил не менее 50% учебных занятий. Вопрос об аттестации обучающихся, пропустивших более 50% занятий, выносится на рассмотрение педагогического совета.
Годовая оценка выставляется на основании: четверных (полугодовых) оценок, оценки за выступление на переводном академическом концерте (контрольном уроке), прослушиваний, совокупности результатов по всем формам промежуточной аттестации в течение года.
Обучающиеся, освоившие в полном объёме образовательные программы, переводятся в следующий класс. Обучающиеся, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по одному и более предметам, остаются на повторное обучение в том же классе, либо по решению педагогического совета школы отчисляются из школы. Основание и порядок отчисления учащихся определяется Уставом школы и локальными актами.
Школьные академические концерты, просмотры проводятся не менее двух раз в год.
Контрольные уроки оцениваются словесной характеристкой; при этом кратко отмечаются достигнутые учеником успехи и имеющиеся недостатки.
Проверка технической подготовки, развития творческих навыков обучающихся по программам «Инструментальное исполнительство», «Хоровое исполнительство», «Вокальное исполнительство» проводятся ввиде текущих просмотров в присутствии заведующего отделения, в соответствии с образовательной программой, планом работы отделения, утверждённым директором школы.
Критерии оценивания выступления
5 («отлично») технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающие всем требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо») оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочётами (как в техническом плане, так и в художественном)
3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочётов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра (пение), отсутствие свободы игрового аппарата, и т.д.
2 («неудовлетворительно») комплекс серьёзных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий
«зачёт» (без оценки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения
График проведения контрольных учебных мероприятий по программам художественно-эстетической направленности:
«Инструментальное исполнительство», «Хоровое исполнительство», «Вокальное исполнительство»
№ п/пФормы контроля Классы Сроки Ответственные
1. Контрольные уроки по технике 2-7 классы октябрь Руководители ШМО, преподаватели по специальности
2. Художественный зачёт 2-7 классы декабрь Руководители ШМО, преподаватели по специальности
3. Технический зачёт 8 класс декабрь Руководители ШМО, преподаватели по специальности
4. I прослушивание выпускной программы8 класс декабрь Руководители ШМО, преподаватели по специальности
5. Концерт-зачёт творческих часов (ансамбли, хоровое и вокальное исполнительство) 2-8 классы по полугодиям Руководители ШМО, преподаватели по специальности
6. Технический зачёт 2-7 классы февраль Руководители ШМО, преподаватели по специальности
7. II прослушивание выпускной программы8 класс март Руководители ШМО, преподаватели по специальности
9. Концерт-зачёт творческих часов (ансамбли, хоровое и вокальное исполнительство) 2-8 классы по полугодиям Руководители ШМО, преподаватели по специальности
10. Переводные экзамены 1-7 классы апрель-май Руководители ШМО, преподаватели по специальности
11. Выпускные экзамены по специальностям 8 класс май Руководители ШМО, преподаватели по специальности
Теоретический отдел
№ п/пФормы контроля Классы Сроки Ответственные
1. Контрольные уроки по сольфеджио 2-7 классы в конце каждой четверти Руководители ШМО, преподаватель теоретических дисциплин
2. Контрольные уроки по музыкальной литературе 4-7 классы в конце каждой четверти Руководители ШМО, преподаватель теоретических дисциплин
3. Выпускной экзамен по сольфеджио 8 класс май Руководители ШМО, преподаватель теоретических дисциплин
4. Контрольный урок-зачёт по музыкальной литературе 8 класс май Руководители ШМО, преподаватель теоретических дисциплин
4.Методическая работа
Методическая работа в школе – это необходимый вид образовательной деятельности, проводимой в целях овладения педагогами технологиями и методиками учебно-воспитательного процесса, творческого применения их на уроках и во внеурочной деятельности, поиска инновационных, новых и наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и анализа образовательного процесса.
Методический фонд школы является базой для накопления информационно - методического материала: банка образовательных программ, системы работы по организации внеклассной деятельности и культурно-просветительной работы, передового педагогического опыта, методических докладов и открытых уроков, материалов по аттестации педагогических кадров, библиотеки. Весь материал активно используется для оказания конкретной помощи педагогам в самообразовании и повышении профессионального мастерства. Ведущей методической линией является работа по изучению наиболее эффективных средств работы педагога, направленных на развитие творческого потенциала личности ученика и создание условий для развития творческого потенциала педагога.
Одной из приоритетных задач методической службы школы является вовлечение всего коллектива в процесс творческой инновационной деятельности, так как методическое обеспечение деятельности учреждения в значительной степени определяет качество образования, его продуктивность, соответствие современным требованиям и, в конечном итоге, определяют лицо учреждения.
В ДМШ №26 им.В.М.Гизатуллиной сложилась целостная система методической работы, уровень организации которой даёт свои положительные результаты. Методическая работа направлена на формирование единого информационного пакета научно-методического обеспечения всего учебного процесса, в том числе при введении федеральных государственных требований.
Направления, по которым ведётся работа по методическому обеспечению учебного процесса в школе, самые разнообразные. Необходимо выделить следующие направления, по которым ведётся наиболее интенсивная работа:
разработка стратегических документов;
составление учебно-методической документации;
разработка перспективных планов;
научные исследования по проблемным темам музыкальной педагогики (статьи, выступления на конференциях, семинарах, проблемно-целевых курсах и т.д.);
разработка и составление авторских и адаптированных программ;
создание учебно-методических пособий и др.
Разработанные школой методические материалы ставят своей целью практическое применение, сочетают профессионально - выверенную методику с высокохудожественным подбором репертуара.
Методические разработки преподавателей представлены в различных жанрах и видах: это авторские программы, репертуарные сборники, переложения пьес для различных инструментов, учебные пособия в помощь урокам теоретического цикла (сольфеджио, музыкальная литература, татарская музыка), а также разработки опросных тестов, заданий олимпиад и конкурсов.
Методические материалы
Валиева Р.Р. Видеоматериалы проекта «Magic opera» (с участием учащихся ДМШ №26, 2012 год).
Валиева Р.Р. Видеоматериалы проекта «Sogno amore» (с участием учащихся ДМШ №26, 2012 год).
Валиева Р.Р. «Концерт вокальной музыки» (с участием учащихся ДМШ №26, 2013год).
Гизатуллина К.Л., Козлова Е.А. Сборник переложений для вокального ансамбля, хора «Поёт ансамбль «Гузәлем», ДМШ №26 г.Казань, 2013 год.
Гизатуллина К.Л. Статья «Реализация социального проекта «Сунмәс йолдыз» по формированию патриотизма учащихся ДМШ средствами национальной музыкальной культуры» в сборнике материалов Международной научно-практической конференции «Музыкознание в зеркале современности», КПФУ, 2014 год.
Голубева Г.А., Козлова Е.А., Гизатуллина К.Л., Валиева Р.Р. Статья «Социальное проектирование как инновационная форма организации деятельности учреждения дополнительного образования (на примере Детской музыкальной школы №26 г. Казани» в сборнике материалов IV Открытых «Алишевских педагогических чтениях по проблемам дополнительного образования детей «Формирование мировоззрения и развитие ключевых компетенций детей и молодежи, организованных ФГНУ «Институтом психолого-педагогических проблем детства» Российской Академии образования на базе ГДДТ им.А.Алиша, ноябрь 2013год.
Голубева Г.А., Козлова Е.А., Гизатуллина К.Л., Валиева Р.Р. Программа «Сунмэс йолдыз» («Не погаснет звезда»), представлена на «Фестивале педагогических идей», организованном Управлением образования Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Городским методическим центром, лауреат 2 степени, 2013 год.
Голубева Г.А., Козлова Е.А., Гизатуллина К.Л., Валиева Р.Р. Статья «Социальное проектирование как средство создания педагогических условий для воспитания патриотизма и гуманизма в среде детей и молодёжи», KAZANOBR.RU электронный научно-методический журнал, сертификат №5/210-2,адрес публикации http://smi.kazanobr.ru/5/210/reestr.php, 2013 год.
Козлова Е.А.. «Методический анализ открытого урока по В.Д.Шадрикову», материалы Городского методического объединения педагогов-пианистов ДМШ и ДШИ системы образования г.Казани, г.Казань, 2013 год.
Голубева Г.А., Козлова Е.А., Гизатуллина К.Л., Валиева Р.Р. Статья «Социальный проект «Сүнмәс йолдыз...» («Не погаснет звезда…») как способ использования потенциала неформального образования в решении актуальных проблем социализации детей», в сборнике материалов международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в модернизации дополнительного образования детей», г.Москва, 2014 год.
Голубева Г.А., Козлова Е.А., Гизатуллина К.Л., Шакирова Л.Р. Статья «Апробация и внедрение новых элементов содержания музыкального образования и системы воспитания в организациях дополнительного образования»,материалы Городского методического объединения преподавателей татарских отделений ДМШ и ДШИ системы образования г.Казани по теме: «Изучение музыкального наследия татарского народа в ДМШ и ДШИ», МБУДО «ДМШ №8» Приволжского района г.Казани, 2015 год.
Голубева Г.А., Козлова Е.А., Гизатуллина К.Л., Валиева Р.Р. Статья «Педагогический потенциал национальной музыкальной культуры в формировании патриотизма у учащихся детской музыкальной школы» в сборнике материалов по итогам VI Открытых Алишевских педагогических чтений «Развитие современного дополнительного образования детей на основе конвенциального подхода в условиях реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2020 года», организованных ФГНУ «Институтом психолого-педагогических проблем детства» Российской Академии образования на базе ГДДТ им. А.Алиша, 2015 год.
Голубева Г.А., Козлова Е.А., Гизатуллина К.Л., Валиева Р.Р. Видео-материалы Благотворительного концерта к 70-летию Вафиры Гизатуллиной в рамках инновационного проекта «Сунмәс йолдыз...» («Не погаснет звезда…»), 2016 год.
Г.А.Голубева, Е.А.Козлова, К.Л.Гизатуллина, Р.Р.Валиева. Аннотация материалов инновационного проекта по формированию патриотизма учащихся средствами национальной музыкальной культуры «Сунмәс йолдыз...» («Не погаснет звезда…»), функционирующего в рамках Республиканской инновационной площадки «Модели организации внеурочной деятельности школьников в соответствии с требованиями ФГОС ООО», сборник аннотаций победителей конкурса «Лучшая образовательная организация-2016», номинация «Лучший инновационный проект ОО», г.Иркутск, ИРНИТУ, 2016 год.
Красничкина Ю.Н. Методическая разработка «Творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера ДМШ», лауреат II степени Городского конкурса педагогических идей преподавателей фортепианных отделов ДМШ и ДШИ системы образования г.Казани, 2015 год.
Халикова Н.Г., Чалдаева Н.М. Статья « Способы и методы активизации мотивационной сферы личности учащихся музыкальных школ.» в сборнике материалов XI Межрегиональной конференции «Здоровый образ жизни – веление времени», апрель 2016, г.Йошкар- Ола.
Халикова Н.Г. Сборник «Домашний репетитор», пособие для учащихся и родителей, ДМШ №26, 2011 год.
Халикова Н.Г., Чалдаева Н.М. Статья «Творческий проект как форма реализации интеграционных и инновационных процессов в модернизации дополнительного образования» в сборнике по материалам Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в условиях модернизации дополнительного образования детей», МОиН РФ, ФИРО, Владимирское книжное издательство, октябрь 2014год.
Халикова Н.Г., Чалдаева Н.М. Статья «Процесс становления авторского стиля начинающего композитора на основе национальных традиций в поликультурном пространстве» в сборнике «Материалы Всероссийской научно-практической конференции» «Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства. История и современность». Вып. 6, Министерство культуры РФ. КГК им. Н.Г.Жиганова, 2014 год.
Халикова Н.Г. Статья «Воспитательный фактор музыкально-эстетического образования учащихся в поликультурном пространстве» в сборнике материалов VII Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология, культура и искусство: проблемы общего и специального гуманитарного образования». МОиН РФ, Министерство культуры республики Беларусь, НОУ ВПО «Российский новый университет», УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств», декабрь 2014 год.
Халикова Н.Г. Статья «Шестнадцатилетний композитор» (ученик Мурат Бакеев) в молодежном информационно-образовательном журнале «Талант» №13, г.Казань, май 2014 год.
Халикова Н.Г., Чалдаева Н.М. Статья «Патриотическое начало как источник вдохновения и личностного совершенствования молодых композиторов» в сборнике материалов по итогам V Алишевских педагогических чтений «Гражданско-патриотический и нравственный потенциал дополнительного образования детей», ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» Российской Академии образования, ноябрь 2014год.
Халикова Н.Г. Статья «Воспитательный фактор музыкально-эстетического образования учащихся в поликультурном пространстве» в сборнике материалов VII Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология, культура и искусство: проблемы общего и специального гуманитарного образования», вып.VII, МОиН РФ НОУ ВПО «Российский новый университет», г.Климовск, Московская обл., 2014год.
Халикова Н.Г., Чалдаева Н.М. Статья «Музыкальная культура Татарстана в XXI веке» в сборнике материалов X Международной научно-практической конференции «Образование и наука XXI века- 2014», том 5: История, Философия, Психология, Музыка и жизнь. София, Болгария, 2014 год.
Халикова Н.Г., Чалдаева Н.М. Статья «Патриотическое начало как источник вдохновения, личностного становления и духовного роста молодых композиторов» в сборнике материалов X Межрегиональной научно-практической конференции «Здоровый образ жизни – веление времени», Йошкар-Ола, апрель 2015год.
Халикова Н.Г., Чалдаева Н.М. Статья «Композиторы Татарстана. Классика и современность» в сборнике материалов Республиканской научно-практической конференции «Национальное культурное наследие как преемственность поколений в возрождении духовной культуры обучающихся», Министерство культуры РТ, КГК им. Н.Жиганова, г.Арск, март 2016г.
Халикова Н.Г., Чалдаева Н.М. Статья «Синтез традиционных и инновационных образовательных технологий – залог успеха учебно-воспитательного процесса и формирования личностных качеств учащихся» на научно-методическом семинаре «Инновации и традиции в современном школьном образовании: теория и практика», в сборнике материалов VI Международных Махмутовских чтений «Проблемное обучение в современном мире», Министерство образования и науки РФ, КПФУ, филиал г.Елабуга, апрель 2016г.
Н.Г.Халикова. Статья «Процесс становления авторского стиля начинающего композитора на основе национальных традиций в поликультурном пространстве» в сборнике материалов II Международной научно-практической конференции «Дополнительное профессиональное образование как стратегический ресурс развития культуры регионов РФ», ИДПО, г.Казань, апрель 2016г.
Н.Г.Халикова . Статья « Способы и методы активизации мотивационной сферы личности учащихся музыкальных шко.» в сборнике материалов XI Межрегиональной конференции «Здоровый образ жизни – веление времени», апрель 2016, г.Йошкар- Ола.
Н.Г.Халикова. Статья «Нравственно-эстетический и гражданско-патриотический воспитательный фактор музыкального образования детей» в сборнике по материалам Международной научно-практической конференции «Практическая педагогика и психология: методы и технологии» научно-издательского центра «АЭТЕРНА», сентябрь 2016г., г.Уфа.
Халикова Н.Г., Чалдаева Н.М. Статья «Формы и методы активизации мотивационной сферы учашихся детской музыкальной школы на современном этапе» в сборнике материалов Международной научно-практической конференции «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ДЕТЕЙ», посвященной 25-летию Российского общества Януша Корчака, МОиН РФ, КПФУ, Российское общество Януша Корчака, г.Казань, ноябрь 2016г.
Халикова Н.Г., Чалдаева Н.М. Статья «Патриотическое начало как источник вдохновения и личностного становления молодых композиторов» в сборнике материалов Международной электронной научно-практической конференции "Формирование патриотизма у молодежи средствами социально-культурной деятельности: векторы исследовательских и практических перспектив", МК РТ, ФГБОУ ВО «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ», г.Казань, декабрь 2016.
Халикова Н.Г., Чалдаева Н.М. Статья «Композиторы Татарстана. Классика и современность» в сборнике материалов Республиканской научно-практической конференции «Национальное культурное наследие как преемственность поколений в возрождении духовной культуры обучающихся», Министерство культуры РТ, КГК им. Н.Жиганова, г.Арск, март 2016г.
Халикова Н.Г., Чалдаева Н.М. Статья « Способы и методы активизации мотивационной сферы личности учащихся музыкальных школ» в сборнике материалов XI Межрегиональной конференции «Здоровый образ жизни – веление времени», апрель 2016 г., г.Йошкар- Ола.
Чалдаева Н.М. Статья «Творческий проект как форма реализации интеграционных процессов в образовательной деятельности и метод развития и совершенствования ключевых компетенций учащихся» в сборнике материалов V Алишевских педагогических чтений «Гражданско-патриотический и нравственный потенциал дополнительного образования детей», ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» Российской Академии образования, ноябрь 2014год.
Чалдаева Н.М. Мультимедийная презентация у уроку музыкальной литературы, представлена на Открытый республиканский конкурс методических работ преподавателей теоретических отделов, г.Казань, 2017 год.
Чалдаева Н.М., Шакирова Л.Р. Статья «Гражданско-патриотический и духовно-нравственный аспект процесса личностного становления юных музыкантов» в сборнике материалов VI Открытых Алишевских педагогических чтений «Развитие современного дополнительного образования детей на основе конвенциального подхода в условиях реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2020 года», организованных ФГНУ «Институтом психолого-педагогических проблем детства» Российской Академии образования на базе ГДДТ им. А.Алиша, 2015 год.
Чалдаева Н.М., Шакирова Л.Р. Сборник переложений для ансамбля кураистов, ДМШ №26 им.В.М.Гизатуллиной, 2015 год.
Шакирова Л.Р. Статья «Особенности формирования патриотизма у детей и подростков в условиях учреждения дополнительного образования» в сборнике материалов XI Межрегиональной конференции «Здоровый образ жизни – веление времени», апрель 2016, г.Йошкар- Ола.
Юсупова Е.В., Красничкина Ю.Н. Статья «Формирование навыков игры в камерном ансамбле для одарённых учащихся ДМШ и ДШИ» в сборнике материалов Международной научно-практической конференции «Образование и наука XXI века», Болгария, г.София, 2015 год.
Юсупова Е.В., Красничкина Ю.Н. Статья «Воспитательный потенциал музыки в формировании личности» в сборнике материалов VI Открытых Алишевских педагогических чтений «Развитие современного дополнительного образования детей на основе конвенциального подхода в условиях реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2020 года», организованных ФГНУ «Институтом психолого-педагогических проблем детства» Российской Академии образования на базе ГДДТ им. А.Алиша, 2015 год.Юсупова Е.В. Методическая разработка «Ансамблевое музицирование», диплом дипломанта Городского конкурса педагогических идей преподавателей ДМШ и ДШИ системы образования г.Казани, 2015 год.
5. Организация воспитательной, внеклассной деятельности
Образование и воспитание в детской музыкальной школе являются взаимосвязанными элементами всего учебного пространства школы. В ДМШ №26 им.В.М.Гизатуллиной реализуется инновационный проект по формированию патриотизма у обучающихся средствами музыкальной культуры, действующий в рамках республиканской инновационной площадки «Модели организации внеурочной деятельности школьников в соответствии с требованиями ФГОС ООО».Информационная карта проекта
Направление инновационной деятельности в сфере образования апробация и внедрение новых элементов содержания музыкального образования и системы воспитания в организациях дополнительного образования
Наименование инновационного проекта (программы) «Сүнмәс йолдыз...» («Не погаснет звезда...»)
Основная идея (идеи) инновационного проекта (программы) Использование потенциала национальной музыкальной культуры в формировании патриотизма у учащихся детской музыкальной школы в контексте проекта по возрождению творчества Вафиры Гизатуллиной:
- воспитывает патриота – гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать на ее благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего региона;
- гармонично сочетает национальную, отечественную и мировую музыкальную культуру в процессе воспитания патриотизма у учащихся ДМШ;
- интегрирует патриотическое воспитание с другими направлениями воспитательной работы – духовным, нравственным, эстетическим, социокультурным и др.;
- патриотизм как нравственное чувство и совокупность социально-политических отношений является мощным стимулом достижения успеха в международной конкуренции, сохранения и укрепления российской цивилизации.
Современное состояние исследований и разработок по данному инновационному проекту (программе) Проблема патриотического воспитания на традициях отечественной культуры в той или иной мере рассматривается учеными, в частности, исследованию проблем формирования гражданственности и патриотизма посвящены работы А.С. Бык, О.И. Волжиной, Г.Ш. Игнатовой, О.B. Кузнецовой и др;
социально-педагогические и психолого-педагогические аспекты данной проблемы представлены в исследованиях А.С. Гаязова, В.А. Громова, Е.В. Известновой, В.И. Кожокаря, Т.А. Шингирея и др;
комплексное изучение проблемы гражданского патриотического воспитания предпринято Г.Н. Филоновым;
проблематика ценностного отношения к культурным традициям анализируется в исследованиях Э.А. Баллера, Б.С. Братуся, Л.П. Разбегаевой, А.Д. Шестакова;
концепции музыкального воспитания и образования на основе региональных традиций рассматриваются в работах О.H. Бирюковой, В.А. Василенко, М.С. Жирова, З.Н. Ивановой, О.Н. Прокопец, Е.Г. Трудковой, З.М. Явгильдиной и др.
Вопросы духовно-нравственного совершенствования подрастающего поколения средствами искусства и региональной культуры освещаются в исследованиях А.Р. Батыршиной, И.В. Бурцевой, З.Н. Ивановой, Т.А. Крючковой, А.С. Метелягина, Г.С. Тараскиной, О.H. Темниковой и др.
Социально-педагогические особенности музыкального образования на основе традиций национальной культуры отражены в научных трудах Н.Б. Будеевой, С.А. Ермоловой, П. Карпушина, О.A. Рапацкой, Д.В. Рытова, Э.Г. Скворцова и др.
Однако исследований, посвященных целостному рассмотрению процесса патриотического воспитания детей и молодежи средствами национальной музыкальной культуры, недостаточно. В частности, отсутствуют работы, связанные с формированием патриотизма у учащихся детских музыкальных школ средствами национальной музыкальной культуры. В связи с этим, основной проблемой исследования ДМШ №26 выступает противоречие между уникальным педагогическим потенциалом отечественной музыкальной культуры и недостаточной представленностью данного феномена в содержании, средствах, формах музыкальной деятельности по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Обоснование значимости реализации инновационного проекта (программы) для развития системы образования в Республике Татарстан Патриотическое воспитание подрастающего поколения немыслимо без опоры на культурно-исторические традиции региона. Каждый регион обладает ресурсами многостороннего развития личности, в том числе, художественно-творческими и культурно-историческими.
Теоретическая значимость проекта состоит в том, что представленные в нем материалы обогащают и дополняют теоретические положения содержания музыкально-образовательной деятельности комплексным рассмотрением традиций и особенностей патриотического воспитания детей и подростков. Материалы исследования могут послужить теоретической основой разработки перспективных моделей патриотического воспитания подрастающего поколения.
Практическая значимость проекта состоит в том, что его материалы отражены в содержании реализуемого проекта «Сүнмәс йолдыз...» («Не погаснет звезда...»), зарегистрированном в реестре инновационных программ Городского методического центра Управления образования Исполнительного комитета муниципального  образования г. Казани. Материалы исследования могут найти применение в деятельности преподавателей учреждений дополнительного образования, студентов музыкальных факультетов вузов и ссузов педагогической и социально-культурной направленности.
Цели и задачи инновационного проекта (программы) Основная цель проекта «Сүнмәс йолдыз...» заключается в создании педагогических условий для воспитания патриотизма и гуманизма в среде детей и молодёжи, что является социально востребованным в жизни современного общества, достигается за счёт реализации перспективной модели организации работы в рамках проекта.
Задачами проекта являются:
организация активной деятельностной роли школьников и молодёжи в возрождении и сохранении татарской культуры;
развитие творческой инициативы детей и молодёжи; повышение культуры подрастающего поколения;
формирование гражданской позиции современного общества;
использование современных форм и методов просветительской работы;
повышение квалификации преподавателей Детской музыкальной школы №26 за счёт активного участия в научно-просветительской работе;
повышение уровня профессиональных навыков учащихся; создание PR – фактора в профессиональной работе среди учащихся Детских музыкальных школ.
Сроки реализации инновационного проекта (программы) 1.09.2011 - 1.09.2021
Объём и источники финансирования реализации инновационного проекта (программы) Внебюджетные средства МБУДО «Детская музыкальная школа №26 им.В.М.Гизатуллиной» Вахитовского района г.Казани
Основные результаты реализации инновационного проекта (программы) - Увеличение количества детей, охваченных мероприятиями по гражданско-патриотическому воспитанию
- Положительная динамика возрастания уровня духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма у учащихся
- Организация активной деятельностной роли школьников и молодёжи в возрождении и сохранении татарской музыкальной культуры.
- Повышение уровня профессиональных навыков учащихся.
- Создание PR-фактора в профориентационной работе среди учащихся ДМШ.
Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного проекта (программы) 1.Создание и реализация собственных прикладных
информационных
ролевых и игровых
исследовательских проектов на материалах проекта «Сүнмәс йолдыз...»;
2.Организация городских конференций, лекций, семинаров, конкурсов, мастер-классов;
3.Использование методического и нотного материала, аудио и видеопособий проекта «Сүнмәс йолдыз...» в образовательном процессе ДМШ и ДШИ.
В Детской музыкальной школе № 26 создана своеобразная микрокультура, представляющая собой эффективную социальную систему эмоционального климата, положительно влияющая на качественные результаты воспитательно-образовательного процесса.
Ориентируясь на знания не как на самоцель, а как на необходимое условие для развития учащихся, педагогический коллектив Детской музыкальной школы №26 опирается на следующие мотивационные ресурсы: интерес к результатам своей деятельности (познавательный мотив), потребность к самоутверждению (состязательный мотив), а также мотив самоуважения, выражающийся в стремлении ставить перед собой все более трудные цели.
Воспитание учащихся Детской музыкальной школы №26 средствами музыкального искусства: национального и классического происходит в совместной работе преподавателей и детей по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности, созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, ситуации успеха.
В будущем педагогический коллектив Детской музыкальной школы №26 планирует продолжить работу над реализацией школьной «Программы по сохранению, изучению и развитию музыкального наследия народов, проживающих в г.Казани на 2008-2018 годы». Цели и задачи которой созвучны проекту «Сүнмәс йолдыз...»: изучение музыкального наследия народов, проживающих в г.Казани, как способ сохранения и развития языков, культур, традиций; реализация на практике значения музыкального искусства как средства межнационального общения; организация и стимулирование участия учащихся и преподавателей в конкурсах, фестивалях, концертах национальных направлений; организация представления учащимися и преподавателями Детской музыкальной школы № 26 татарской музыкальной культуры за пределами Республики Татарстан и России; обеспечение стабильного развития материально-технической базы для реализации мероприятий, направленных на сохранение и изучение музыкального искусства народов, проживающих в Казани.
Изменение организации учебно-воспитательного процесса, интеграция учебной и концертной деятельности реализуется через вовлечение учащихся Детской музыкальной школы № 26 в активную деятельность по воспитанию патриотизма, возрождению и сохранению татарской музыкальной культуры: активное участие детей и подростков в фестивалях-конкурсах, концертно-просветительских программах, телевизионных и радиопередачах, оформлении школьного музея.
6. Годовой график и тематика
общешкольных родительских собраний в ДМШ №26
Тема Цель Сроки проведения Возраст групп обучающихся Ответственный
Информация о ДМШ. Организация учебного процесса Знакомство с образовательными программами ДМШ. Особенности организации учебного процесса в ДМШ.
август Родители детей нового набора директор, зам. директора по УВР
День Знаний «Школьная планета» Знакомство с достижениями учащихся, преподавателей ДМШ
сентябрь Родители ДМШ директор, зам. директора по УВР
Организация учебного процесса в новом учебном году График работы учреждения. Расписание. Содержание нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность ДМШ
сентябрь Родители 1-8 классов директор, зам. директора по УВР, заведующие отделениями
Анализ учебной и концертной деятельности Данные мониторинга достижений декабрь Родители 1-8 классов директор, зам. директора по УВР, заведующие отделениями
Итоги мониторинга учебной и творческой деятельности учащихся Данные мониторинга достижений. Данные городского и республиканского рейтинга январь Родители 1-8 классов директор, зам. директора по УВР, заведующие отделениями
О подготовке и проведении выпускных экзаменов Требования к итоговой аттестации учащихся. Профориентирование выпускников
март Родители выпускного класса директор, зам. директора по УВР, заведующие отделениями
Результаты учебной и концертной деятельности. Концерты учащихся Творческий отчёт ДМШ май Классные родительские собрания по отделам директор, зам. директора по УВР, заведующие отделениями
7.Ожидаемые результаты. Модель выпускника ДМШ

1.Основание целеполагания – реализация требований федеральных стандартов в области образования.
2.Генеральная цель – формирование ценностных ориентаций личности учащегося.
3.Цели второго уровня:
-Формирование уважения к национальным ценностям;
-Овладение УУД (саморазвития, самосовершентствования, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные, информационные).
4.Цели третьего уровня:
-Участие в проектной деятельности;
-Участие в конкурсах, олимпиадах;
-Овладение содержанием музыкального образования.
5.Система мероприятий по достижению третьего уровня – реализация Образовательной программы ДМШ №26.
7. Предполагаемые измерители степени достижения целей:
-Итоговая аттестация обучающихся;
-Результативность участия в конкурсах, олимпиадах, фестивалях;
-Данные мониторинга участия в проектной деятельности;
-Процент поступающих в средние специальные учебные заведения музыкального профиля;
-Данные рейтинговой оценки деятельности ДМШ №26 в г.Казань и Республике Татарстан.
Ценностный потенциал - Понимание ценности художественного образования и творчества, мотивация к его продолжению в различных формах.
-Осмысление ценности культурного наследия, понятий: «гражданственность», «профессиональная гордость», «ответственность».
-Эстетическая культура и художественная активность в сферах творчества.
Познавательный потенциал -Достаточный уровень знаний по видам искусств.
-Компетенции, соответствующие выбранному направлению и позволяющие продолжать обучение в учреждениях культуры и искусства.
-Осознанные познавательные интересы и стремление реализовывать их.
-Профессиональные навыки, соответствующие интересам, личностным запросам, умение анализировать художественную деятельность, отстаивать свои взгляды, убеждения.
-Сформированность способности к осуществлению ответственного выбора индивидуальной образовательной и профессиональной траектории.
-Умение работать с любой информацией по художественно-эстетическому, музыкальному направлениям.
Творческий потенциал -Сформированность устойчивого интереса к искусству.
-Потребность создавать новое, получать удовлетворение от творческого процесса.
-Сформированность творческого мышления, образного представления и воображения.
Критерии и показатели мониторинга патриотического, духовно-нравственного воспитания
Критерии Показатели
Воспитанность -Гуманность личности.
-Повышение уровня развития самодисциплины.
-Воспитанность гражданских качеств личности.
-Уровень развития культуры общения и взаимодействие с людьми.
-Развитие мотивации участия в совместной (коллективной) деятельности.
Освоение
социокультурной среды -Любовь к родной земле.
-Политическая культура и ответственность за будущее страны.
-Доброта.
-Коллективизм.
-Упорство в достижении цели.
-Готовность к сочувствию и сопереживанию, высокая
нравственность.
-Чувство собственного достоинства.
-Справедливость.
-Любовь к семье.
-Высокая нравственность в семье и в обществе.
Социальная зрелость
учащихся -Развитие самостоятельности.
-Общественная активность.
-Развитие лидерских качеств личности, уверенности в себе,
умений, делать выбор и принимать решения.
-Социальная ответственность.
-Построение жизненной перспективы.
-Готовность к выбору профессии.
Сформированность
Я-концепции-Адекватность самооценки.
-Устойчивость интересов.
-Сформированность представлений о жизненных целях
и о возможном выборе профессии.
-Умение планировать саморазвитие.
-Повышение самооценки, уверенности в своих силах
и возможностях.
Результаты освоения дополнительных общеразвивающих программ в области музыкального искусства является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
в области исполнительской (инструментальной, вокальной) подготовки:
1.навыков исполнения музыкальных произведений (сольное и коллективное исполнение);
2.умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
3.умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
4.навыков публичных выступлений;
5.знаний музыкальной терминологии;
6.навыков общения со слушательской аудиторией.
В области теоретической подготовки(Сольфеджио, музыкальная литература):
Сольфеджио:
1.Сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающихся художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе: первичные теоретические знания профессиональной музыкальной терминологии;2.умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
3.умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
4.умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения.
Музыкальная литература:
1.Первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
2.знания творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;
3.знание музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;
4.навыки теоретического анализа музыкального произведения: формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;
5.знание основных исторических периодов зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительным, театральным, киноискусством, литературой), основных стилистических направлений, жанров;
6.знание профессиональной музыкальной терминологии;
7.сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
8.умение излагать свои мысли о творчестве композиторов;
9.умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;
10.навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и своё к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.
В области хорового пения:
1.сформированный комплекс знаний, умений и навыков в области хорового пения;
2.навыки коллективного хорового исполнительства, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
3.владение видами хорового дыхания;
4.умение передавать авторский замысел исполняемых хоровых произведений;
5.навыки чтения с листа;
6.знание хорового репертуара;
7.знание основ хорового искусства, особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;
8.знание профессиональной терминологии.